Коррекционно-развивающие занятия педагога - психолога с детьми 5 - 7 лет.
методическая разработка (старшая группа)

Светлана Анатольевна Корчагина

Занятия позволяют развивать познавательную и эмоционально - волевую сферы детей старшего дошкольного возраста, воспитывать доброжелательные взаимоотношения, любовь к ближайшему окружению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему:                                                  «Путешествие в царство кошек»Описание: IMG_0934.JPG

Подготовила: Корчагина С.А.,  педагог-психолог   I квалификационной  категории  МБДОУ детский сад  «Василёк»

ЦЕЛЬ: Способствовать углублению представлений детей о жизни животных     семейства кошачьих и развитию вербального и невербального воображения, творческих способностей.

ЗАДАЧИ: I.Развитие речи

  1. Продолжать учить детей осваивать формы речи-рассуждения, доказательства, объяснительную речь.
  2. Активизировать в речи детей слова определяющие предметы природы, названия мест обитания, названия животных из семейства кошачьих,.
  3. Расширять словарный запас детей. Формировать умение находить слова-синонимы.

II. Интеллектуальное развитие

  1. Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, творческое воображение.
  2. Развивать интерес к продуктивным видам деятельности и расширять чувственный опыт через экспериментирование.

III. Воспитательные задачи

  1. Воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество; навыки культуры общения детей  и умение констатировать своё поведение.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться и оказывать им посильную помощь.
  3. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире. Способствовать созданию условий эмоционального благополучия и отзывчивости.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

I.Совместная деятельность

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков из энциклопедии животного мира.

2. Чтение художественной литературы о животных.

3. Заучивание стихов:

4. Отгадывание загадок о животных из отряда кошачьих.

5. Рисование, лепка, аппликация животных.

6. Дидактические игры:  «Зоологическое лото»,  «Где, чей детёныш»,  «Сделай сам» (конструирование из бумаги),  «Найди определение»,  «Кто, где живёт» и др.

7. Составление творческих и описательных рассказов.

8. Составление и аппликация любимого животного из различного материала (бумаги, кожи, ткани, меха)

9. Наблюдение за кошками в природе.

10. Поделки из природного материала.

II. Самостоятельная деятельность детей

1.Рассматривание иллюстраций книг и научно-популярных журналов о животных.

2.Игры с игрушками.

3.Игры со строительным материалом и мелкими игрушками: «Зоопарк», «Джунгли» др.

4.Рисование в свободное время: раскрашивание раскрасок, обведение трафаретов и создание сюжета о жизни животных.

5.Просмотр  видеофильмов и мультфильмов: «Котёнок  Гав», «Маугли»,

6. Игры – импровизации: «Охотники», «Джунгли зовут»

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Силуеты животных, геометрические фигуры из материала различной фактуры (бархатная бумага, ткань, мех)

2.Клей ПВА, кисточки по количеству детей, х/б салфетки, маркер, тарелочки.

3.Панорамы: а) Саванна, степь;

                          б) Горы, лес;

                          в) Дом и человек.

4.Выставка детских рисунков «Моя любимая кошка» и творческих рассказов о них.

5.Запись голосов домашних и диких кошек («Звуки природы»).

6.Волшебный сундучок.

7.Письмо – конверт.

8.Стакан для воды, краски, поролон.

9.Схема «Семейство кошек».

10.Покрывало «Поляна», «Ковёр – самолёт»

11.Ауди/запись «Аэробика для малышей»

12.Ауди/запись «Кошачий рок-н-ролл»

13.Иллюстрации диких и домашних кошек.

14. Игрушки (декорации)

15. Рабочие столы – 3 шт.

16.Загадки о диких кошках.

17. Стихотворение «Мир как маленькая сказка».

18. Глобус (карта земного шара)

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Педагог: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей и они не знают, как вас зовут. Давайте представимся друг другу и ласково улыбнёмся им (Каждый ребёнок называет своё имя)

Сюрпризный момент: Стук в дверь и «влетает» сорока (ребёнок  в костюме сороки)

Сорока: Я сорока – белобока,

Прилетела из далёко,

Сказано мне строго было,

Чтоб ничего не позабыла.

Звери в память о себе

Вам сюрприз оставили,

А сюрприз тот в сундучке,

Где много правил и заданий.

Педагог: Спасибо тебе сорока - белобока, что доставила нам этот сундучок.                               (Сорока отдаёт сундучок и улетает)

Педагог. Что же там внутри? Какой сюрприз нам приготовили звери?  Ребята, давайте посмотрим.    Открывает сундучок и достаёт конверт, в котором диск МР -3, включает его. Диск прослушивается

Педагог: Кто догадался, какое животное издаёт эти звуки?

Дети: Кошка!

Педагог: К каким животным относится кошка? Где она живёт?

Дети: Домашним! Живёт рядом с человеком.

Педагог: Да, кошки  - это домашнее животное и живут они рядом с нами.                                         Мы очень любим этих весёлых и озорных членов семьи. Изображаем их в своих рисунках, придумываем разные рассказы и сказки.                                                                                         Ребята, вы с родителями нарисовали своих любимцев, а теперь расскажите о них свою историю.

Выставка детских работ: «Моя любимая кошка»                                                              Составление творческих рассказов по своему рисунку.              

 Педагог: Ребята, рассматривая  ваши рисунки и слушая рассказы можно сделать  вывод, что кошки бывают разные: по цвету, размеру, повадка. А  какими ещё бывают кошки?

Д/игра «Кошка, какая?                                                

Дети: Умная, хитрая, осторожная, сильная, быстрая, игривая, ловкая, дружелюбная, заботливая, грустная, весёлая, задорная, злая, пушистая, ласковая, мягкая, сытая, голодная, задумчивая, домашняя, дикая.

Педагог: Молодцы, ребята, как много слов вы сказали о домашних кошках. Но, у них есть родственники – дикие кошки, которые живут на разных                                          континентах земного шара (показывает модель глобуса или карту).                                               Это и в лесу, в горах, в саваннах, в джунглях. Сейчас я хочу предложить вам необычное путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие?

Дети: Да!!!!!

Педагог: Давайте все вместе сядем на этот ковёр, это необычный ковёр, а волшебный.   Это ковёр – самолёт, который домчит нас быстро в то место, куда мы захотим.  Закроем глаза и представим что мы «летим» в небе.

Динамическая пауза: «Мы летим над облаками».

                    Мы летим над облаками      (руки в стороны)

           Мы хватаем их руками          (руки вверх, хватательные движения)

          Задеваем головой – Ой!       (кладут руки на голову)

          Если дома не сидится            (правой рукой помахали к себе)

          Приглашаем прокатиться     (левой рукой помахали к себе)

           По дорожке голубой              (обе руки вытянуть вперёд, сомкнуть)

Педагог: Ребята, открывайте глаза, мы прилетели. Смотрите, здесь какие-то следы?                         Да, они необыкновенные. На них написаны загадки. Давайте отгадаем их.

Загадки:

  1. Мощные лапы, рыжая грива,

с ним повстречавшись,

дрожат все пугливо. (лев)

  1. Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко

Как лев и тигр, похож на кошку   (леопард)

  1. Кошек хищное семейство

Жить не может без злодейства

По траве, скользя без шума

На охоту вышла …………(пума)

  1. Его все знают

Он ходит в шкуре полосатой

От хвоста и до ушей

Цвет песка и камышей. (тигр)

  1. Там, в ветвях её засада,

И отсюда мчаться надо!

Ты олень поберегись:

На охоту вышла - …….(рысь)

  1. Он живёт высоко в горах

На морозах и ветрах.

И его порой бывает

«Снежным барсом»  называют (ирбис)

Педагог: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки.   А  каких диких кошек вы ещё знаете?

Дети:  (перечисляют других диких кошек)

Педагог: Ребята, чем питаются дикие кошки?

Дети: Они ловят добычу (других животных, которые едят траву)  (дети перечисляют, кого могут, есть дикие кошки)

Педагог: А как их можно назвать одним словом? Кто они?

Дети: Хищники!

Педагог: Давайте представим, что будет, если исчезнут все хищные кошки?

Дети: Будет много больных и слабых животных. Их разведётся слишком много и им нечем кушать. Может погибнуть природы

Педагог: Ребята давайте сравним домашних и диких кошек.

Д/игра: «Найди отличия»

сходство

отличия

Они все из семейства  кошачьих

Домашние  – дикие

Они хищники

Большие - маленькие

У них одинаковое строение тела

Разные голоса по громкости и звучанию (тихие – громкие, мяукают и рычат)

Они могут иметь одинаковую окраску

Разные места обитания

Их детёнышей называют - котятами

Разное отношение к человеку (не бояться, приносят пользу – остерегаются, нападают)

Они млекопитающие

Домашние кошки принимают ухаживание человека – дикие кошки сами о себе заботятся

Если нет опасности – прячут когти в подушечки лап

Они мяукают

Они имеют различную окраску (пятна, полоски, цвет)

Педагог: Молодцы, ребята, как много вы назвали отличий и сходств о кошках. Давайте попробуем показать характерные особенности поведения кошекв танцевальных движениях.

Динамическая пауза «Кошачий  рок-Н-рок»

Педагог: Как хорошо вы как ведут себя кошки. Смотрите, кто-то потерял конверт. На нём ничего не написано. Интересно, кому же он принадлежит. Может, вы потеряли конверт,  дорогие гости! Давайте посмотрим, что в нём? Здесь чистый лист бумаги. Интересно. Ой, я кажется, догадалась! Это волшебное письмо! Давайте попробуем его расшифровать. Возьмём волшебной воды и проведём губкой по листу бумаги (выполняет действия) Смотрите, появляется текст и какой-то рисунок…..

Текст письма:

                             «Помогите! Помогите! Злой Волшебник захватил власть в нашем     царстве кошек. Он всех нас заколдовал и запер в подземелье. Избавьте наше царство от злодея и освободите нас. Мы все хотим вернуться в свои родные края. Помогите!»

Педагог: Ребята, давайте поможем бедным кошкам вернуться в свои края! Вы готовы  им помочь?

              Здесь находятся три острова:

              - «Саванны» - здесь живут дикие кошки, обитающие в жарких странах.

              - «Лес и горы» - для диких кошек, живущих в лесу и горах.

              - «Дом» - для домашних кошек.

Педагог: Мы должны разместить их в свою среду обитания, где они  жили  до того как их заколдовал Злой Волшебник. А помогать мы будем с помощью аппликации. Здесь на столах есть всё необходимое для работы (трафареты, цветная бумага, ткань, мех, кисточки, клей, ножницы) Перед началом работы я бы хотела, чтобы мы вспомнили правила работы с ножницами (дети говорят, как надо пользоваться ножницами). Можете приступать к работе.

(Дети самостоятельно выбирают материал для работы и животного кого они хотят изобразить и выполняют задание). Во время выполнения аппликации звучит тихая музыка из серии «Звуки природы».

Педагог: контролирует выполнение аппликации, подсказывает оптимальное решение как лучше выполнить животное.

Педагог: Ребята, вы настоящие друзья кошек. Только тот, кто  любит кошек, может так красиво изобразить их. Вы помогли кошкам посилиться в их родные места: снежный барс вернулся  в горы, рысь расположилась на ветке дерева в лесу, лев – в саваннах и т.д. А теперь нам пора возвращаться  в д\с «Василёк».  Давайте сядем на свой ковёр – самолёт и полетим в свои родные края (дети садятся на ковёр, поют песенку)

Педагог: Подводит итог занятия.  О каких  животных мы сегодня говорили?                           Какие бывают кошки?                                                                                                                                   Где живут кошки?                                                                                                                                   Назовите диких кошек?                                                                                                                             Кто из диких кошек вам нравиться? Почему?                                                                                         Вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам понравилось?

Педагог: (педагог хвалит детей за хорошую работу на занятии, читает стихотворение)

     Мир кошачий – как маленькая сказка

            Открывает двери нам

            Там детёныши раскрыли глазки,

            Дарят радость всем зверям

            Не смолкают птичьи трели,

            Розовеют облака

            Разноцветной акварелью

            Вспыхнет радуга – дуга!

            Так пускай царит на свете

            В каждом сердце доброта

            Чтобы от улыбок детских

            Стала радостней земля.



Предварительный просмотр:

Педагог – психолог КОРЧАГИНА С.А. МБДОУ детский сад «Василёк» село Тоцкое Оренбургской области.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ.

Тема: «Путешествие в мир эмоций»

Цель: развитие эмоциональной сферы и компетентности дошкольников, формирование доброжелательных, дружеских взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых.

Задачи: - продолжать знакомить  детей с миром эмоций;                                                                                       - научить ребенка,  понимать свои эмоции и чувства;                                                                                             - научить ребенка,  понимать эмоции и чувства окружающих людей;                                                         - развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушки);                                                                     - выявить особенности эмоционального благополучия детей;

Ожидаемые результаты:  - понимают свои эмоции и эмоции других людей;                                            - способны сдерживать себя и выражают свои эмоции в социально приемлемой форме;                                   - выражают доброжелательность в общении с детьми и с взрослыми.

Предварительная работа:                                                                                                                 1.Подготовительный этап:                                                                                                                                               - изучение литературы;                                                                                                                                                    - разработка наглядности;                                                                                                                                                   - обогащение образовательной среды;                                                                                                                             2. Практический этап:                                                                                                                                                  – беседа;                                                                                                                                                                              - игры;                                                                                                                                                                     - чтение художественной литературы;                                                                                                                           3. Заключительный этап:  - итоговое мероприятие  

Оборудование: конверт, письмо; изображение гномов (весёлого, грустного, злого, испуганного); животные с печальными мордами; магнитофон;  аудиозаписи (муз. Э. Грига «В пещере горного короля» и т.д.);  карточки с явлениями природы; цветные карточки;

ХОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ.

1 – «Приветствие»                                                                                                                                                                                                                      Психолог:  Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть ваши радостные лица и услышать ваши голоса. Давайте пожелаем, друг другу «Доброго утра», повернёмся и улыбнёмся!                                            

2 – Проблемная ситуация.                                                                                                                             Психолог:  Ребята! Сегодня в детский сад почтальон принёс  письмо. Давайте прочитаем, кому оно адресовано? (читается адрес)                                                                                                                                                                                                                            Как вы думаете, кто мог прислать вам это письмо? (Дети выдвигают свои версии).                                                                                                                         Давайте прочитаем его. (Психолог открывает конверт и зачитывает его содержание)

«Дорогие друзья. Я знаю, что вы на ваших занятиях учитесь узнавать и передавать различные эмоции, настроения. Также я знаю и вижу, что это у вас очень хорошо получается! Для меня это так приятно! Потому что это самое необходимое знание в нашей стране - стране эмоций! Я хочу пригласить вас всех в путешествие в нашу страну! Я подготовила для вас некоторые задачи, если вам удастся справиться с ними, в конце путешествия вас ждет приятный сюрприз. Если вы согласны, то, желаю вам прекрасного путешествия!          

Подпись: Фея Эмоций.                                                                                                                                                            

Ну, что, отправляемся в путешествие?  А на чём мы можем отправиться в путешествие? (Дети перечисляют)      

3 – Основная часть.                                                                                                                                                          

Первая остановка – «Лес  грусти»    (показ презентации)

Психолог - Дети, на что это похоже? Да, какой – то лес печальный. А давайте узнаем, кто живет в этом лесу.                                                                                                                                                        - Психолог - Смотрите на этих животных. Что с ними? Что с их ротиками, бровками глазами? Что это за эмоция? (печаль) (рассматривают изображения)                                                                                                                                                                                    - Что произошло в этом лесу? Почему здесь такие все грустные?                                                                            Животные (аудиозапись)  «Вы правильно сказали. Мы грустные! Нам так грустно и мы не знаем, что делать, чтобы поднять свое настроение?»                                                                                                                                                                       Психолог - Детки, а у вас бывает грустное настроение?                                                                                                            - А как можно поднять настроение? (Ответы детей)                                                                                                                    - А нам пора ехать дальше ...

Вторая остановка - «Пещера страха»

Психолог- Мы добрались до пещеры.                                                                                                              «Страшные звуки»  (звучит муз. Э. Грига «В пещере горного короля»)                                                                           - Отгадайте, какие звуки мы слышим? (Ответы детей).                                                                                                    - Какие эти звуки грустные, страшные или веселые? (Ответы детей)                                                                      - Наверное, здесь кто-то живет, давайте посмотрим? (Гномик Страх).                                                                         - Как вы догадались? (рассматривают изображение гнома)                                                                                                                                              

Читают записку гномика. «Научите меня преодолевать страх!»                                                                       

Упражнение «У страха глаза велики»                                                                                                                        Психолог - А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, большой страх. (Дети широко разводят руки в стороны).                                                                                                                     У всех, кто боится, от страха глаза велики. (Показывают большие круглые глаза с помощью рук).                    А теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).                                                                                                А теперь совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками).                                                           Психолог - Посмотрите друг на друга и убедитесь, что уже ни у кого нет больших глаз, так что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу. - А нам пора ехать дальше ...

Динамическая пауза.

Все ребята дружно встали,                Выпрямится.                                                                                                             И на месте зашагали.                Ходьба на месте.                                                                                                 На носочках потянулись,                    Руки поднять вверх.                                                                                                              А теперь назад прогнулись.           Прогнуться назад, руки положить за голову.                                                                  Как пружинки мы присели,                    Присесть.                                                                                                                         И тихонько разом сели.                Выпрямится и сесть.

Третья остановка - «Гора Злости», «Гнева».

Психолог - Давайте посмотрим, кто живет на этой горе? (Гномик Злость) рассматривают изображение Гнома                                                                                                                                                                   - Как вы догадались?                                                                                                                                                         - Что у него со ртом? Рот открыт, видны зубы. У злого человека рот может быть перекошенным.                                                                                                                                                        - Что происходит с бровями? Покажите! Нос сморщивается.                                                                                     - Что происходит с глазами? Покажите!    Дети изображают злость.                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (Дети перечисляют)

Игра «Мамы злятся, когда ...»                                                                                                                                    Дети садятся на стулья полукругом. Психолог задает вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», ноги стоят вместе.                                                                                                                                                   Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.                                                                - Мамы злятся, когда опаздывают на работу.                                                                                                                - Мамы злятся, когда едят мороженое.                                                                                                                       - Мамы злятся, когда на них кричат.                                                                                                                               - Мамы злятся, когда им дарят подарки.                                                                                                                      - Мамы злятся когда, опаздывают с ребенком в детский сад.                                                                                     - Мамы злятся, когда о маме говорят «плохая».                                                                                                             - Мамы злятся, когда берут их вещи без разрешения.                                                                                                             - Мамы злятся, когда их любят.                                                                                                                                      - Да, любовь и доброе отношение может растопить любую злость!!!!!!                                                   

Беседа о гневе, о способах его выражения.                                                                                                              Дети перечисляют уже известные им способы коррекции (например, я предлагаю рвать бумагу и кидаться её в корзину злости).

Четвертая остановка - «Поляна Радости».  Звучит веселая музыка.

Психолог - Кого вы видите на этой поляне? (Радостный Гномик)  рассматривают изображение Гнома.                                                                                                                                                                                    - А какое у него настроение?                                                                                                                                          - Дети, а что такое радость? (Ответы детей)                                                                                                                  К примеру:  «Радость - это когда всем весело, все радуются»                                                                          «Радость - это когда у всех праздник»                                                                                                               «Радость - это когда никто не плачет»                                                                                                              «Радость - это когда все здоровы»                                                                                                                      «Радость - это я, потому что мама мне говорит« Ты моя радость»  «Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - это когда у всех».                                                       - Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей)                                                                        

Психологический этюд «Кто как радуется» (задание от гномика).                                                                       Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются:                                                                                                           - При встрече с мамой;                                                                                                                                                       - Когда встречают гостей в свой день рождения;                                                                                                                   - Когда прогуливаются в парке с родителями;                                                                                                                - Когда идут в цирк;                                                                                                                                                          - Когда получают подарок;                                                                                                                                                 - Когда вас кто-то насмешит;                                                                                                                                            - Когда играют в веселую игру;                                                                                                                          Выразительные движения: объятия, улыбка, смех, радостные возгласы.                                                   

Игра «Цветок настроения».                                                                                                                                        Давайте закроем глаза (звучит музыка), покружимся и мы переносимся с вами в волшебную страну. Открывайте глаза, посмотрите, мы с вами оказались в волшебной полянке. Посмотрите ребята! Какая красота вокруг, что мы видим на картинке? (Дети перечисляют)                                                                         Дети: Это радуга!                                                                                                                                              

Психолог: Правильно ребята! Давайте мы с вами присядем, и я расскажу вам историю.  В  волшебной стране Фея настроения  очень любила природу и часто её рисовала. На какое настроение похожа гроза – злость, гнев; солнце – радость; снег, дождь – грусть, печаль; радуга – удивление.   Я открою вам секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Мы с вами уже знаем, что цветом можно обозначить настроение. Давайте вспомним, какое настроение обозначают цвета нашей радуги.                                                                                                                                                                  Дети: Рассказывают о цветах.                                                                                                                              Красный (восторг): бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;                                                                                                                                                                  Оранжевый (радость, веселье): цвет праздника, быстро поднимает настроение;                                                                     Желтый (светлое, приятное настроение): веселое настроение - хочется радоваться всему;                                                                Зеленый (спокойствие, уравновешенность): общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;                                                                                                               Голубой: хочется отдохнуть, полежать, посмотреть мультик;                                                                       Синий(грусть): - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;                                                                                                                                                   Фиолетовый (тревога, напряжение): мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее и не слишком плохое.                                                                                                                                              Чёрный (страх, испуг): хочется спрятаться, убежать, громко кричать.

Психолог: Мы с вами путешествовали в страну эмоций: ГРУСТИ, СТРАХА, ЗЛОСТИ, РАДОСТИ  и узнали много нового  об их эмоциональных особенностях (как они выражаются в мимике и пантомимике, телодвижениях и позах), что чувствует человек в том или ином эмоциональном состоянии. Как можно исправить плохое настроение, не принося вреда окружающим людям.                РЕФЛЕКСИЯ: А что хорошего вам запомнилось в нашем путешествии, что вам понравилось?                                                                                                                                          Каждый из вас хочет быть в каком-то настроении, или какое настроение возникло после нашего путешествия?  Давайте с вами это настроение, эмоцию изобразим с помощью этих ярких кругах, которые покажут ваше настроение. Дети выполняют данное задание                                                                                                                                                        

Психолог: Вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться в детский сад. А на память об этом хотелось бы подарить каждому из вас это милое печенье с весёлыми мордашками на них.

                                                     



Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема: «Мы такие разные – во всём своеобразные»

 КОРЧАГИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА  педагог-психолог МБДОУ детский сад «Василёк» село Тоцкое Оренбургской области

Цель: Способствовать формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников и формированию доброжелательных, дружеских взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых.

Задачи приоритетной образовательной области:                                                                                                                                                                                   Социально – коммуникативное развитие: - усвоение норм и ценностей,  принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;                                                    - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;                                                                                                           - развитие общения и позитивного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.                                                                                                               Познавательное развитие: - формирование первичных представлений о себе и других;                                                                                                                                                  - формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа и многообразии народов мира;                                                                                                           - формирование представлений о толерантности, позитивных установок к различным видам взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Задачи ОО в интеграции:                                                                                                                                    Речевое развитие: - владение речью как средством общения и культуры;                                                                                                                                                                       - обогащение активного словаря;                                                                                                                                                                                                                       -  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.                                                                                                                              Художественно – эстетическое развитие:- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства – фотографии,  становление эстетического отношения к окружающему миру и людям;                                                                                                           - реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).

Целевые ориентиры: Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.                                                                                                                    Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и способен договариваться, учитывая интересы и чувства других.                                                                                                                                                       Ребенок проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями. Формируется умение действовать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки учебной деятельности:                                                                                                   Коммуникативные - умение слушать, участвовать в совместной деятельности (в паре), предлагать помощь и сотрудничество;                                                                                         Познавательные - умение выделять существенные признаки и устанавливать аналогии, классифицировать;                                                                                                                                Регулятивные - слушать взрослого и выполнять его инструкции, контролировать свою деятельность;                                                                                                                                         Личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения.

Оборудование для педагога: Конверт с письмом, презентация «Дети планеты», мультимедиа, мяч, иллюстраций из серии «Я такой человек», корзинки (синяя и оранжевая).

Оборудование для детей: Листы самооценки,  «Какой Я?», карандаши, фломастеры, коврик, детские столы и стулья.

ХОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ.

1 – «Приветствие»                                                                                                                                                                                                                      Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть ваши радостные лица и услышать ваши голоса. Давайте пожелаем, друг другу «Доброго утра», повернёмся и улыбнёмся!                                                                                                                                

2 – Проблемная ситуация.                                                                                                                             Психолог:  Ребята! Сегодня в детский сад почтальон принёс  письмо. Давайте прочитаем, кому оно адресовано? (читается адрес)                                                                                                                                                                                                                            Как вы думаете, кто мог прислать вам это письмо? (Дети выдвигают свои версии).                                                                                                                         Давайте прочитаем его. (Психолог открывает конверт и зачитывает его содержание)

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ.                ПИШЕТ ВАМ БУРАТИНО.                                                                                                                                           Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ РАССУДИЛИ НАШ СПОР С МАЛЬВИНОЙ.                                                      НАДОЕЛА МНЕ ЭТА МАЛЬВИНА! И ЭТО ЕЙ НЕ ТАК, И ТО НЕ ЭДАК!                                            

Психолог: Ребята, как вы думаете, что могло случиться у Буратино и Мальвины?  Почему Буратино так рассердился на нее, и чем он недоволен? Давайте прочитаем дальше причины его недовольства.

МАЛЬВИНА ГОВОРИТ, ЧТО НОС У МЕНЯ СЛИШКОМ ДЛИННЫЙ, КЛЯКСЫ СТАВИТ, А У САМОЙ-ТО ВОЛОСЫ ГОЛУБЫЕ! ДА ЛАДНО ПУСТЬ БУДУТ ОНИ У НЕЁ ГОЛУБЫМИ, ЕСЛИ ЕЙ ТАК ХОЧЕТСЯ! ДА И ДЕЛО НЕ В ВОЛОСАХ, А В ЕЁ ХАРАКТЕРЕ. ЕЙ ЧИСТОТУ И ПОРЯДОК ПОДАВАЙ, А Я ВОТ НЕ ЛЮБЛЮ ЭТОТ ПОРЯДОК. ОНА ВСЁ ТВЕРДИТ: «УЧИСЬ!». А ВОТ НЕ ЛЮБЛЮ УЧИТЬСЯ! ДА И ЗАЧЕМ МНЕ УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ У МЕНЯ ЕСТЬ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ОТ ВОЛШЕБНОЙ КОМНАТЫ, ГДЕ МНОГО БОГАТСТВА. ПОМОГИТЕ МНЕ!!!  МЫ ЖЕ ЛЮДИ ВСЕ РАЗНЫЕ!»

Психолог:  Ребята, поможем Буратино и Мальвине решить их спор? Действительно ли мы все разные? Чем мы отличаемся друг от друга и найдём эти различия?                                                                        

3 – Игра «Поднимите руку те, кто любит…? Животных, мороженое, своих родителей, читать книги, смотреть мультфильмы, помогать своим близким, играть и заниматься, петь и танцевать, носит очки, носит косички и т.д.                                                                                                                       У кого светлые волосы? Зелёные (голубые, карие, серые)  глаза?                                                                                                                          Психолог: Смотрите, ребята!                                                                                                                                        

Мы такие разные – во всём своеобразные!                                                                                                          Вкусы разные у нас, есть и мнение у каждого из нас.                                                                                       Мы такие разные, но объединяет нас: любовь к родителям,                                                                            Желание учиться, дружить и веселиться.

4 – Просмотр презентации «ДЕТИ ПЛАНЕТЫ»                                                                                              

5 – Беседа по просмотренной презентации.                                                                                      Психолог: Ребята, мы с вами посмотрели слайды о детях разных народов мира и увидели, что мы отличаемся друг от друга и что-то есть общее у нас.                                                                                                                                           Чем могут, отличаются друг от друга люди?                                                                    Цветом - волос, глаз, кожи.                                                                                                                                    Разные -  имена, отчества, фамилии.                                                                                                                   Одежда – разные национальные костюмы.                                                                                                           Живём в разных домах и имеем разный адрес.                                                                                                 Разное количество близких родственников (бабушек, дедушек, братьев и сестёр).                                       Разные привычки и черты характера.                                                                                       А чем мы похожи друг на друга?                                                                                                                              У нас одинаковое строение (одна голова, две руки, две ноги, два уха, два глаза, один нос, один рот, одно туловище и т.д.)                                                                                                                                                    Мы умеем говорить и петь.                                                                                                                                               Дети все любят играть, пускать мыльные пузыри, рисовать, танцевать.                                      Психолог:   Ребята, вы сказали, что у нас есть много общего, и мы отличаемся друг от друга! Да!                                                                                                                                                                        

Мы такие разные, во всём своеобразные!                                                                                    Отличаемся друг от друга, но не бросаем в беде мы друга.                                                                                      Друг поможет нам во всём.                                                                                                                                          Вот такой у нас хороший дом!

Дети: Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята.                                                                                        Никого не обижаем, как дружить мы твердо знаем.                                                                                                        Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.                                                                                            Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!

6– Игра «Вежливые слова».                                                                                                                                     Дети стоят в кругу. Психолог по очереди бросает мяч детям и просит назвать вежливые слова.                                                                                                                                              Психолог: Ребята, а какие вежливые слова вы знаете? Давайте назовём.                      

Слова приветствия:                       ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ,                                                                                                                                                 ПРИВЕТ,                                                                                                                                                                     РАД ВСТРЕЧИ С ВАМИ,                                                                                                                               ДОБРОЕ УТРО,                                                                                                                                                ДОБРЫЙ ДЕНЬ,                                                                                                                                                     ДОБРЫЙ ВЕЧЕР.                                                    

Слова благодарности:                         СПАСИБО,                                                                                                         БЛАГОДАРЮ,                                                                                                                                          ПОЖАЛУЙСТА,                                                                                                                 БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ.                                            

Слова извинения:                      ПРОСТИТЕ,                                                                                                               ИЗВИНИТЕ,                                                                                                                                                        ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ.                                      

Слова прощания:                                         ДО СВИДАНИЯ,                                                                                                                      ДО ВСТРЕЧИ,                                                                                                                                                               ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ,                                                                                                                                 СПОКОЙНОЙ НОЧИ,                                                                                                                                        ПОКА.

Психолог: Как много вы знаете добрых и вежливых слов. Значит вы у нас какие ребята? ВЕЖЛИВЫЕ.                                                                                                                                                                   А каким ещё может быть человек?                                                                                                                          

7 – Просмотр иллюстраций из серии «Я такой человек».                                                                     Психолог предлагает рассмотреть иллюстрации, где изображены дети с разными чертами характера (положительные и отрицательные) и произвести самооценку своей личности. Каждая картинка обозначена цифрой.                                                                                                    

РЕШИТЕЛЬНЫЙ(1) – ЗАСТЕНЧИВЫЙ(2)                                                                                                 АККУРАТНЫЙ(3) – НЕРЯХА(4)                                                                                                                  ДРУЖЕЛЮБНЫЙ(5) – АГРЕССИВНЫЙ(6)                                                                                               ПОСЛУШНЫЙ(7) – УПРЯМЫЙ(8)ОБЩИТЕЛЬНЫЙ(9) – НАХАЛЬНЫЙ(10)                                                                                               РАССУДИТЕЛЬНЫЙ(11) – ОБИДЧИВЫЙ(12)

8 – Заполнение карточек « Лист самооценки «Какой Я?»»

Каждый ребёнок самостоятельно заполняет лист самооценки (закрашивает тот или иной кружок с соответствующей цифрой, сверяя с иллюстрациями) в зависимости от того какие черты характера он считает у него есть или таковым он хочет быть. Также ребёнок раскрашивает силуэт фигуры ребёнка в зависимости от его пола (мальчик или девочка)                                                                          

Психолог: Ребята, мы с вами заполнили наши карточки, узнали какими мы, можем быть. А каким ещё может быть человек? Какие черты вы знаете? Назовите положительные и отрицательные, и распределите их по «корзинкам»: синяя – это отрицательные черты человека, а оранжевая – положительные черты человека.                                                                                                                            

9 -Упражнение «Положительные и отрицательные качества человека»                                              Дети перечисляют и одновременно говорят, какое это качество: положительное или отрицательное.

Положительные  качества                                                   Отрицательные качества

Аккуратность                                                                                  неряшливость                                                   благодарность                                                                                 невежество                                                                вежливость                                                                                       грубость                                                           верность                                                                                            предательство                                         гордость                                                                                            унижение                                   гостеприимство                                                                              хамство                                                      доброта                                                                                             злость                                                     дружба                                                                                               ссора                                                         забота                                                                                                 равнодушие                                         красота                                                                                              уродство                                              любовь                                                                                              ненависть                                         любознательность                                                                           пассивность                                  ответственность                                                                               безответственность                           совесть                                                                                                наглость                                                         трудолюбие                                                                                       лень                                                        уважение                                                                                           неуважение                                          храбрость                                                                                          трусость                                                  честность                                                                                          обман                                                                        щедрость                                                                                          жадность                                                общение                                                                                            замкнутость.

Психолог: Ребята, мы так много говорили о том,  каким может быть человек, какие черты характера являются положительными или отрицательными, заполняли листы самооценки. Но, наверное, одной из важных черт характера является дружелюбие и каждый из нас имеет друзей.                                                                                                                                                                      На ваших листах самооценки нарисовано дерево. Как вы думаете, какой части не хватает? КОРНЕЙ И ЛИСТЬЕВ.                                                                                                                                               Вы должны раскрасить крону дерева и подрисовать столько корней, сколько у вас есть друзей.          

 10 – Рисование «Дерево Дружбы» Дети самостоятельно раскрашивают листья у дерева, дорисовывают определённое количество корней, также закрашивая их в определённый цвет.                                                                                                                 Психолог: Давайте посмотрим, кто, сколько нарисовал корней.                                                                      Как вы думаете, если у дерева будет мало корней, то оно сможет удержаться на поверхности земли?                                                                                                                                                                                  А если их слишком много, они не будут ли мешать друг другу?                                                                          Да,  ребята, каждый корень – это наш друг, чем больше корней, тем лучше растёт дерево.  У каждого человека должно быть несколько близких друзей и каждый из нас должен дружить и жить в согласии, взаимопонимании с окружающими его людьми.                                                            

11 – Подведение итогов.                                                                                                                         Психолог: Ребята, а мы должны написать ответ Буратино. Наверное, у Буратино и Мальвины есть что-то общее, что их может сблизить и помирить. У них две ноги, две руки, одна голова. Они оба любят яблоки, а ещё плюшки с чаем! Они вместе любят ходить в театр! Они оба любят помогать окружающим людям и не терпят несправедливость.

ДА МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, ВО ВСЁМ СВОЕОБРАЗНЫЕ!                                                                                                   НО МНОГО ОБЩЕГО У НАС И ВСЕХ ДРУЖИТЬ МЫ ПРИГЛАШАЕМ В ТОТ ЖЕ ЧАС! КАКИМИ РАЗНЫМИ МЫ НЕ БЫЛИ СЕЙЧАС, ЖИТЬ В МИРЕ ПРИЗЫВАЕМ ВАС!

Приложение № 1

1 РЕШИТЕЛЬНЫЙ

2 АККУРАТНЫЙ

3 НЕРЯХА

4 ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

5 АГРЕССИВНЫЙ

6 ПОСЛУШНЫЙ

7 УПРЯМЫЙ

8 ОБЩИТЕЛЬНЫЙ

9 НАХАЛЬНЫЙ

10 ОБИДЧЕВЫЙ

11 РАССУДИТЕЛЬНЫЙ

12 ЗАСТЕНЧИВЫЙ

Приложение № 2

http://www.jeuxetcompagnie.fr/wp-content/uploads/2012/03/coloriage-gar%C3%A7on.jpg                                                                       http://detvoraonline.ru/_mod_files/ce_images/raskraski_skachat/kukly-5.jpg

        

http://www.proza.ru/pics/2012/03/27/1741.jpg



Предварительный просмотр:

Практическое занятие «Профессиональное выгорание педагога и его профилактика».Заход

1 – Понятие «Профессиональное выгорание».                                      

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.                                                                                                                                   Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессии педагога и психолога являются еще более сложными, поскольку и тот и другой в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, болезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.  Синдром профессионального выгорания - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории.                                                                                                                                        В.В. Макаров, анализируя профессиональную деятельность психотерапевта, отмечает, что формированию данного синдрома способствуют как личностные особенности индивида (интровертированность, повышенный уровень тревожности, эмпатичности, чувствительности), так и его профессиональная подготовленность (владение техниками и приемами), и организация труда (условия работы).                                                                                                                                                                          Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.                                                                                                                               Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все педагоги. Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Так, низкий уровень оплаты труда вынуждает многих в детском саду работать в две смены, а зачастую брать дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом. Конечно, неудовлетворенность работой может быть вызвана низкой оплатой труда, однако, по мнению Д. Гринберга, высокая оплата и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы. К ним относятся степень сложности заданий, объем работы, которая будет положительно оценена по окончании, и др. Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов и психологов в образовании подавляющее большинство - женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь — с детьми.                                                

Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться и на его деятельности в детском саду, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная воспитателем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.        

Д. Гринберг приводит советы эксперта, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими.                                                                                                                  

2 - Способы профилактической работы.                                                                                                                                                                                                    

1.  Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.                                                                                                                                                              2.  Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.                                                                                                                                                                     3.  Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками — это ваша «группа поддержки».                                                                                                                              4.  Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.                                                                                                                                                                                              5.  Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности и др.                                                                                                                                                                                 6.  Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скамейке, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри.                                                                                                                                                              

Специалисты  обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы. Поскольку синдром выгорания зачастую возникает вследствие появления стрессовых состояний, педагогов необходимо обучать навыкам от реагирования негативных эмоций (гнева, раздражения и др.), умения справляться с критикой. Для этого рекомендуется делать специальные упражнения по саморегуляции. По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде  всего на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.                                                                              

3 – Рекомендации для профилактики стрессовых состояний.                                                    

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).                                                                                                                                2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).                                                                                                                          3.  Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.                                                                         4.  Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.                                                                          5. Позвольте себе полдня провести за "ничегонеделанием".                                                                                   6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.                                                                                                                                     7. В выходной позвольте себе подольше поспать.                                                                                                8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.                                                  9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.                                                                              

  Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова  отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.                                                                      

  4 - Расслабление мышц (релаксация).

Имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов, и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них.                                                                                                         Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:                                                                                                                                                          1.  Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.                                              2.  Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.                                                                                                                              3.  Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.                                               Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:                                                                    вдох - медленное напряжение мышц;                                                                                                    небольшая задержка дыхания - максимальный уровень напряжения;                                                               выдох - расслабление мышцы или группы мышц.                                                                                  

Маски релаксации для мышц лица.                                                                                                           1.  Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.                                                                 2.  Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.                                                                                                                                                       3.  Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы ("куриная гузка" или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.                                                                          4.  Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.                                           И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта - маска смеха, с выдохом - расслабить напряженные мышцы.                                                                                                                                5.  Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом - энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта - с выдохом - расслабить мышцы лица.                                                              

Упражнение для круговых мышц глаз.                                                                                                                         И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания - секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.                                                                                                     И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука "т", "д"). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.                                                                                                                               Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.                                                                                                    

5 - Рецепты для позитивного решения проблем.                                                       

Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:                                                                                                                                         1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.                                                                                            2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: "Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра".                                                                                                                                                                3.  Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.                                                          4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.                                                                                                                                       5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!                                                                                                                 6. Алкоголь - не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей.                                                                                                                                              Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое "лекарство". Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

6 - Тест на оценку стрессоустойчивости.

Был разработан ученым -психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.                                                                                                                                            Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:            почти всегда - 1;   часто - 2; иногда - 3;  почти никогда - 4; никогда - 5                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Подвержены ли Вы стрессу?                                                                                                                                                 Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.                                                                                                                    Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.                                                                                         Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.                                                                   В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.                                                                                                                                           Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.                                                                                                          Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.                                                                                                           За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.                                                                                                    Ваш вес соответствует Вашему росту.                                                                                                                         Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.                                                                                   Вас поддерживает Ваша вера.                                                                                                                                                     Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.                                                                            У Вас много друзей и знакомых.                                                                                                                                      У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.                                                                         Вы здоровы.                                                                                                                                                                    Вы можете, открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.                                                                                                                                       Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.                                                                                                                         Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.                                                                                  Вы можете организовать Ваше время эффективно.                                                                                                           За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.                                                                                                                У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.                                    

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.                                                                                                                                Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, - у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.                                                                                                                                                              Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.                                                                                                            Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.                                                                                                              Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.                                                                                                                       Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Психологический практикум на развитие эмоциональной устойчивости и способов преодоления трудных ситуаций

Цель: Профилактика психического здоровья педагогов и обучение способам снятия психоэмоционального напряжения, усталости.

«Нетрадиционное приветствие»

Цели: выработка свободного, раскованного общения; сплочение группы.                                                       Психолог предлагает отойти от стереотипов и поприветствовать друг друга в нетрадиционной форме. Например, можно поздороваться тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, лбами и т.д. Далее педагоги придумывают свои варианты приветствий.

«Комплимент»

Цели: снятие напряжения; развитие позитивного восприятия себя и других.

     Участники практикума садятся в круг. Каждый из них должен сделать комплимент партнеру: какая черта характера, привычка того ему нравится. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить и сказать: «Я знаю, что я…(повторить комплимент, сделанный ему), но,  кроме того, я еще умею (добавить к сказанному что-то хорошее о себе)».

«Передача эмоций»

Цели: выплеск отрицательных эмоций; умение устанавливать контакт с собеседником.

     Участники практикума передают по кругу накопившиеся отрицательные эмоции: первый участник «выплескивает» весь негативный запас переживаний на соседа с максимумом темперамента; тот же, никак не ответив, «вымещает зло» на другом (как это обычно бывает в коллективе) и т.д. по кругу.

     Затем первый участник, чувствуя, что был «не прав», пытается «оправдаться» приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом, который, получив заряд положительных эмоций, передает их дальше.

     После проводится обсуждение по следующим моментам:

  • какие эмоции было легче передать, какие труднее и почему?
  • какие слова способствуют быстрому установлению контакта с собеседником?

Научившись распознавать свои эмоции и оценивать их силу, мы можем научиться управлять ими. Как приручить свои эмоции?

«Способы избавления от отрицательных эмоций»

  • смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;
  • набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;
  • провести дыхательное упражнение: 3-4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);
  • посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;
  • слегка помассировать кончик мизинца;
  • делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эффект;
  • применить формулы само убеждения ( «сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскована», «мое тело легкое», «я уверенна в себе!» самовнушения («я хочу…», «я могу…», «я буду…»).                                                                       Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять    отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:
  • спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);
  • физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);
  • отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);
  • созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);
  • контрастный душ (заставляет мышцы попеременно напрягаться и расслабляться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения);
  • проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в  мелкие клочья газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах);
  • танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);
  • крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);
  • высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);
  • смех и плач – отличные средства защиты нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).                                                                        

«Подарок»                                                                                                                                       

Цель: развитие доброжелательного отношения к партнеру, эмпатии.

Участники дарят друг другу подарок, но не реальный, а гипотетический. Самое главное – преподнести его от всей души и, исходя из личных особенностей каждого участника, его увлечений и привязанностей. После этого собеседник должен выразить свое отношение к подарку: если понравился, то чем, если нет, то что бы хотел получить именно от этого человека.

Способы релаксации

(Упражнения выполняются под спокойную музыку)

«Пресс»

Цель: нейтрализация и подавление отрицательных эмоций (гнева, раздражения), повышенной тревожности.                                                                                                           Представьте, что у вас в  груди находится мощный пресс который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение можно повторить несколько раз.

«Внутренний луч»

Цель: снятие напряжения, расслабление.                                                                                                                         Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка и глаз, расправляется складка на лбу, расслабляются мышцы в нижней части лица, плеч, шеи, груди. Внутренний луч как бы формирует новый образ спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, окружающими людьми.

«Руки».                                                                                                                                                        

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

     Вытяните ноги, опустите расслабленные руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.

«Бодрость за одну минуту»

Цель: восстановить бодрость, снять усталость за небольшой промежуток времени.

Существуют определенные способы мышечной релаксации. Упражнения выполняются в строгой последовательности.

  1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук (5сек.)
  2. Быстро потрите теплыми пальцами щеки движениями вверх-вниз (5 сек.)
  3. Часто постучите пальчиками по макушке головы (5 сек.)
  4. Сожмите расслабленную руку в кулак; энергично поглаживайте им внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (3раза).
  5. Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами (3 раза).
  6. Найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на нее, сосчитайте до пяти. Затем освободите и дышите глубоко; снова нажмите, но уже с другой стороны.
  7. Большим пальцем нащупайте впадинку у основания черепа (в месте соединения головы с позвоночником), нажмите, сосчитав до трех, отпустите (3раза).
  8. Массаж рефлекторных зон ног:
  • сожмите руками кончик большого пальца ноги, затем подушечку большого пальца; если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;
  • плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллесово сухожилие, сдавите, отпустите (по 3 раза на каждой ноге);
  • быстро потрите верх ступни рукой или пяткой другой ноги.

     9.   Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (если нет варикозного расширения вен).

В результате по телу разольется приятная теплота, в тонус придут все основные системы организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Волшебный камешек»

Сенсорная комната - это волшебный мир для ребенка. Погружаясь в мир сказок и волшебства, дети воспринимают все происходящее в ней как реальность.Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о м...

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Розовые очки»

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.  Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализ...

Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...

Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее" (тип занятия: квест-игра)

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее" Тип занятия: квест-играЦель: развитие познавательной ...