Краткосрочная образовательная практика
методическая разработка (средняя группа)

Баранова Вероника Николаевна

Семейная КОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_uvlecheniya.docx191.12 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность                                                                

 Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

 « Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это  гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка»- Г.Л. Дайн.

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

Наиболее ярко и глубоко несет память народной культуры традиционная тряпичная кукла.  К сожалению, сложно представить все богатство русской кукольной традиции,  она почти полностью исчезла из повседневного быта, а ведь ее мир чрезвычайно интересен и разнообразен.

Кукла – первая среди игрушек, известная с глубокой древности, остающаяся вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.  При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет сделанная  своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией,  где всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». Издревле зимними долгими вечерами бабушка, мама, старшие сестры учили малышей изготавливать куклы. Взрослые  относились к этому делу серьезно с душой,  стараясь передать свои знания детям. 

Данная краткосрочная образовательная практика «Народные увлечения всем на развлечения» имеет  специализированную направленность  художественно-эстетического  развития детей дошкольного возраста, эффективно содействующую духовному и познавательному развитию, направленную на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей, формированию первоначальных трудовых навыков.  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОП

Возрастная группа: 4- 5____ лет

Направление практики: художественно - эстетическое развитие.

Количество детей: _12____человек

Дата: _февраль__________ 2019___ года

Название практики

«Народные увлечения для развлечения»

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народных кукол .

План проведения практики

Количество занятий

1

2

3

4

Материал

Русская народная музыка, игры

атрибуты, воссоздающие интерьер русской избы

Сундучок с русскими народными куклами

Картинка птицы – сорока, письмо, куклы (Веснянка , Кубышка – Травница, Кукла Зерновушка, мешочки с лекарственными травами (мята, ромашка, тысячелистник, мешочки с зерном, иллюстрации к народном праздникам, технологическая карта изготовления куклы Санница, платки, куклы, презентация «Кукла Санница»

Заготовка куклы, лоскуты ткани, нитки, ножницы

Русская народная музыка, игры

Колокольчик.Кукла «Колокольчик»

Иллюстрации.

Русская народная музыка игры

Сказка про колокольчик и колокол

Лоскуты ткани (лён, ситец), синтепон

нитки, пряжа, тесьма, ленточки, бусинки.

Русская народная музыка , игры

Результат или продукт

Сформировался устойчивый интерес к народным куклам, играм, танцам.

Кукла Санница, приобщение к народной культуре.

Кукла Колокольчик

Овладели элементарными навыками игры на музыкальном инструменте-колокольчик

Выставка русских народных кукол, сделанных руками воспитанников

Название КОП

«Народные увлечения для развлечения»

Кол-во занятий

4

Возраст

4- 5л.

Общая цель

Развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народных кукол .

Ожидаемый результат

  • Дети будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
  • дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;
  • дети смогут самостоятельно изготавливать  изученные  в программе виды кукол, проведут
  • дети научатся бережно и уважительно относиться к кукле как к объекту национальной истории и культуры;

1 занятие

Цель

Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры через, пословицы, стихи, игры и танцы. Продолжать знакомить детей с народными обычаями, традициями

Оборудование

Русская народная музыка, игры, атрибуты, воссоздающие интерьер русской избы, сундучок с русскими народными куклами.

Ход занятия

См. приложение № 1

Ожидаемый результат

Сформировался устойчивый интерес к народным куклам, играм, танцам.

2 занятие

Цель  

Формировать познавательную активность детей на основе различных видов деятельности.

Оборудование

Иллюстрации с изображением сороки, письмо, куклы (Веснянка, Кубышка – Травница, Кукла Зерновушка, мешочки с зерном, иллюстрации к народном праздникам, технологическая карта изготовления куклы Санница, платки, куклы, презентация «Кукла Санница», заготовка куклы, лоскуты ткани, нитки, ножницы, русская народная музыка, игры.

Ход занятия

См. приложение № 2

Ожидаемый результат

Кукла Санница

3 занятие

Цель

Познакомить с куклой «Колокольчик».   Воспитывать любовь к народной игрушке

Оборудование

 Иллюстрации колоколов. Русская народная музыка, игры. «Сказка про колокольчик и колокол», музыкальный колокольчик.

Ход занятия

См. приложение № 3.

Ожидаемый результат

Кукла Колокольчик. Овладели элементарными навыками игры на музыкальном

инструменте-колокольчик

4 занятие

Цель

Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Оборудование

Лоскуты ткани, синтепон, нитки, пряжа, тесьма, ленточки, бусинки. Русская народная музыка , игры

Ход занятия

См. приложение № 4.

Ожидаемый результат

Выставка русских народных кукол, сделанных руками воспитанников и родителей.

                                       Консультация для родителей

   «Изготовление традиционной тряпичной куклы»

    Все взрослые когда-то были детьми и любили играть. Только много лет назад игрушки были другие, не похожие на современные. Они были самодельные. Первой и любимой игрушкой была куколка, изготовленная из мягких, ярких лоскутков, которую вешали над колыбелькой младенца, чтобы ребёнок смотрел и забавлялся.

   По своему назначению традиционные куклы делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы - обереги.

    Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

   Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

  Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Надеюсь, что ваши дети будут очень рады, если в вашем доме появится кукла, которую вы сделаете своими руками с участием вашего ребёнка. Кукла «Барыня» изготавливается на основе куклы-закрутки бесшитьевым способом. Сначала делается туловище (скручивается плотно любая ткань, покрывается белой тканью и перевязывается в трёх местах. Затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

        

Тема «Катерина - санница»

Цель:

  • Дать детям и родителям представление о календарно-обрядовом празднике Екатерина Санница, его обычаях, обрядах.
  • Познакомить детей и родителей с обрядовой куклой Екатериной Санницей, её значении в жизни крестьян.

        

Задачи:

Образовательная:

  • формировать умение выделять главное в информации;

Развивающая: 

  • развивать познавательный интерес у детей;
  • развивать коммуникабельные навыки;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать любовь к русским народным праздникам через малые формы фольклора.

        

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Я  очень рада видеть вас сегодня. Но для начала давайте отметим  присутствующих и отсутствующих. Назначим дежурных.

Посмотрите, у меня в руках необыкновенная кукла. Кто знает, что это за кукла и для чего она нужна?

  1. Целепологание:

- Давайте мы с вами подумаем и решим, чем же мы будем заниматься с вами сегодня.

  • Узнаем о кукле (как ее называют, для чего она нужна, из чего сделана);
  • Сами сделаем такую куклу;
  • Узнаем о празднике, в котором использовали эту куклу (история и традиции).
  1. Совместная деятельность:

Скажите, пожалуйста, какой сегодня месяц? (декабрь).

А кто знает, как назывался декабрь в народе? (ответы детей)

Декабрю в народе дано понятное название — «студёный». Это значит, что началась настоящая зима, ударили морозы, земля основательно покрылась снегом. Ночь с 21 на 22 декабря — самая длительная в году и день 22 декабря самый короткий. Раньше на Руси год начинался в сентябре. Потом Россия перешла на общепринятый, европейский календарь. Так к нам из Европы пришла традиция отмечать Новогодний праздник в ночь с 31 декабря на 1 января с ёлкой и подарками для детей.

        Скажите, а какие праздники отмечают в декабре? (ответы детей).

Сегодня я вам расскажу о празднике «Катерина - санница».

Народный праздник Катерина Санница отмечается 7 декабря (по старому стилю – 24 ноября). В православном календаре это день почитания великомученицы Екатерины Александрийской.

Немного истории.

В народе святая Катерина считается покровительницей невест и помощницей рожениц и беременных. Жила она в Александрии в III столетии. Была красива, воспитана, умна, и многие женихи из знатных и богатых семей просили ее руки. Но судьба привела ее к Истинному Жениху Иисусу Христу, и Катерина приняла крещение.

В Александрии отмечался языческий праздник, на который прибыл один из соправителей императора Максимиан. Катерина, придя на торжество, обвинила всех, кто там был, в идолопоклонничестве. Максимиан приказал арестовать бунтарку.

В заточении Катерина стойко переносила все выпавшие на ее долю мучения. Правитель, видя тщетность своих усилий, приказал ее казнить.

Катеринин день стал любимым праздником народа XVIII века, когда он организовывался самой императрицей Екатериной Великой.

Традиции и обряды.

Бытовало немало поверий, связанных с катанием на Екатерину на санках с гор. В этот день каждому непременно следовало скатиться на санках с горы, чтобы освободиться от душевного груза, снять с себя ношу тяжелых раздумий, обрести спокойствие. Молодые люди специально заранее готовили для своих девушек саночки. Они обязательно разукрашивались, расписывались цветами, орнаментом. Скатиться с любимой девушкой на санках с горы не просто радостно, но и означало, что уже непременно их судьбы вместе покататься по жизни.

Главное действие этого дня - катание на санях. По традиции «открыть сезон» должны обязательно новобрачные. Перед выходом в этот день молодых из дому родные и друзья стелют на порог, вывернутый наизнанку тулуп, по которому и предстоит пройти молодоженам. Этот обряд, по поверью, должен оградить семью от сглаза.

Считалось, что все заботы и тяготы летят с души, если промчишься с горки на санках. Достаточно один раз скатится с горы, чтобы получить сегодня обновление. И светлый дух снова войдет в человека. Если возлюбленный девушки в этот день сядет в ее санки, то он откликнется на ее любовь. Иногда сани заговаривали на "заветное" имя, чтобы обрести друга по сердцу. Особенно любили совершать этот обряд девушки. 

В катаниях на санях обычно принимают участие много людей. Во главу кортежа ставят украшенные лентами и бубенцами сани молодоженов. Если по каким-либо причинам саней нет, то катаются на санках.

В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и млад собирались на пригорке, чтобы посмотреть на парней, поболеть за своих, оценить лошадей.

В этот день (7 декабря) есть заботы и у бабушек с дедушками. 7 декабря для малых ребятишек мастерили дедушки и бабушки козырёчные саночки с куклами. Козырки - это маленькие санки-салазки с загнутым передом полозьев для одиночной езды. Их ладили, т.е. мастерили, деды, а бабушки тем временем шили кукол для своих внучат. Причем, так как раньше в каждой семье было по многу детей, соответственно, и внуков было много. А потом в этот день кукол усаживали в сани и отправлялись одаривать самое младшее поколение.

В старину к этому гулянью бывали особенные приглашения. В дом богатого и зажиточного семьянина, где была осенняя свадьба, сходились все родные смотреть, как поедут новобрачные. За молодыми снаряжался длинный поезд всех родных. Здесь впервые показывалась молодая после свадьбы и, по старому обычаю, должна была раскланиваться со всеми соседями. Сани новобрачных всегда отличались: их или расписывали "красками с выводами" или золотили сусальным золотом. Боярские сани украшали волчьи и медвежьи меха. Поездом новобрачных управляли самые близкие родственники. Свекор и свекровь, отправляя свою невестку на гулянье, просили провожатых беречь молодую от всякой беды, а более всего от лихого глаза. У порога в сенях постилали овчинную шубу навыворот. Когда приезжали с гулянья, на этой шубе свекор и свекровь встречали свою невестку. Здесь провожатые сдавали с рук на руки молодых. Вечером устраивали пир.

Маленьким детям, именинникам, посылали в подарок козырные санки с куклами. Эта обязанность лежала на тещах и крестных матерях.

Немного о санях.

Санки с древних времён перенесли небольшие изменения в своей конструкции. Сани появились на свет благодаря снегу, он заставил человека подумать над тем, как скользить по поверхности гладкого белого льда, устлавшего собою землю.

Россия по полному праву может считаться классической страной саней. И в самом деле, у нас сани – снаряд разработанный, имеющий свою, с незапамятных времён установленную терминологию составных частей. Основа саней, та часть, которая скользит по снегу – полозья; загнутые кверху передки полозьев – головки; в полозья вставлены для их скрепления специальные поперечины – копылья. Копылья, в свою очередь, скреплены возками, а на копыльях поставлены – грядки. На грядках иногда ставится кузов, в грядки же вделываются отводы, а к головкам прикрепляются закрутками оглобли. Вот и всё устройство саней.

Приспособления для катаний существовали самые различные: санки-подковки, то есть санки с подкованными железными полозьями, куски рогожи, доски, на которые "наращивали" снег, ледынки и т.п. В зажиточных семьях, кроме простых санок, были и праздничные, как правило, резные и расписные. Праздничные санки детям давали редко, чаще всего они предназначались для молодежи.

Особым приспособлением для катания с гор были ледынки, специальным образом замороженные льдины. Делали их сами дети, порой изготавливая довольно сложные конструкции с ручками и вмороженным сидением. Совсем маленькие дети катались еще с извоза - деревянного настила спускавшегося к хозяйственному двору избы, по которому летом завозили в сарай сено.

Существует множество наших русских пословиц, в которых санки играют главную роль, явно свидетельствует о великом значении этого нехитрого снаряда в жизни русского народа:

  • «Привыкла собачка бежать за возом – бежит и за санками».
  • «Мерина украдём, а санки сами сделаем».
  • «Саночки-то расписные, а вот дома есть совсем нечего».
  • «Выигрыш с проигрышем на одних санках ездят».
  • «Будут у нас сани – поедем и мы сами».
  •  «Не в свои санки - не садись».
  • «Каковы у нас сани, таковы и мы сами».
  • «Сани заартачились, от того и лошадь стала».

О. Карелин

Намела пурга сугробы!
Накатать дорожки чтобы,
Мы помчимся как на танке,
Дружно сев верхом на санки.

Н. Голубева

С горки вниз быстрее птицы
Наша Маша в санках мчится.
Верный пёс не отстаёт,
Хочет вырваться вперёд!

 

Предлагаю вам украсить сани для куколки санницы.

Вечер под Екатерину - время ворожбы.

Вечер под Екатерину это время ворожбы, всякая девушка хотела 

дознаться: быть ли ей просватанной? Для этого она отрезала кусок хлеба, клала под подушку и говорила: «Приди 

суженый ко мне ужинать!» А на утро она глядела: если хлеб разломился пополам, то уж непременно быть ей 

просватанной — гадание предсказывало, что будуший муж будет делить с ней пополам хлеб и все 

житейские радости и невзгоды. Если от хлеба отламывался небольшой кусочек, то это предвещало, что жених 

обязательно объявиться, а уж как там сложится судьба — на то воля Господа! Если же хлеб под подушкой за ночь сильно ссыхался и слеживался, то это был знак, что ещё долго невеститься. 

В Белоруссии на Катерину гадали иначе: девчата пекли лепёшку из одной соли и съедали её перед тем, как лечь спать, чтобы 

во сне суженый-ряженый подал воды.

На Украине селянские девчата на Екатерину сажают в горшок веточку вишни и до Рождества поливают её ртом. Тогда эта вишня до Рождества зацветёт. Девушка этот цветок срывает и идёт в церковь. Считается, что первый парень, которого она встретит, и будет её суженым.

 В Польше наоборот, ребята сажали веточку вишни, и если она расцветала на Рождество — значит в наступающем году ожидается успешная свадьба.

На Киевской губернии девушки сажали молодые ветки вишни дома в кадки. Если веточка расцветала к Рождеству или Новому году — это сулило девушке скорое замужество.

В некоторых местах юговосточной Болгарии в этот день оставляли в амбаре горсть вареного зерна для мышей, чтобы летом они не вредили посевам.

На Екатерину девушки пекли колобок, или круглый хлеб, и катали его по белому убрусу. С одной стороны убруса клали ржаной колос, а с другой — платок любимого или рукавицу. При этом говорили:

Катись-катись по белому убрусу,
Как по белому снегу, катись Русью,
С пути не сбивайся, не спотыкайся,
До суженого докатись, остановись!

Девицы катили хлеб по солнцу: от ржаного колоса к вещи, тихо скраденной у полюбившегося парня. Девушка верила, что отныне дорожку к её дому снег не запорошит, что 

парень возле неё станет ходить кругами.  Но порой хлебный колос не катился. И это было предвестием, что девичьи 

старания напрасны.

Давайте посмотрим, как гадали девушки (видео).

                

Поговорки, связанные днем Катерины.

  • Катеринин день пришёл, катанье привёл; 
  • Пришла Катерина – придёт и перина. 
  • Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить. 
  • Не спится, не лежится, всё промилого грустится. 
  • У невесты женихов сто один, а достанется один.
  • Телега хлеб в дом возит, а сани — на базар.
  • Зимой с бороной, а летом в извозе. 

Приметы, связанные с днем Катерины.

  • Если день выдался ясным, то зима будет холодной.
  • Если на Катерину Санницу тепло, туманно и слякотно, значит, морозов не будет еще десять дней.
  • На небе видно много маленьких звезд – к скорому снегопаду.

  1. Самостоятельная деятельность:

Изготовление куклы санницы (показ презентации).

Издревле наши предки начинали любое серьёзное дело с обряда, к которому специально готовили куклу. Даже к катанию на санях по первому снегу приступала игрушка – кукла Санница (показ обрядовой куклы).

Обряд имел магическое значение, под свист и весёлое гиканье толпы, кукол спусками на санях со снежных склонов. Считалось, что чем дальше проедет куколка в своих саночках, тем лучше будет урожай льна, а если кукла осталась сидеть и не упала, то холсты будут превосходного качества. Такая традиция доставляла всем радость.

Вот и мы с вами сегодня сделаем куклу.

Кукла делается без шитья иголкой. Всё только привязывается ниткой.
1.  для куклы нам надо скрутку из толстой ткани высота 15-17 см. и 8-10 в диаметре.
Донышко у скрутки должно быть ровным. Отделяем 1\3 и перевязываем ниткой, выделяя шею.
Ноги тоже скрутки но мягкие ( чтобы сгибались ножки) С одной стороны фиксируем ниткой, со стороны пятки сформируем восьмеркой стопу.
Ручки куклы берём 2 лоскута 20-4см и сгибаем во внутрь, затем пополам и закрепляем ниткой кулачок.
2.  Делаем штанишки ткань 10-10оборачиваем вокруг ножек и закрепляем в 2 местах.
Одеваем валенки. Можно сложить квадрат ?-7см в трое, замотать один конец и вывернут.Надеть на ножку разрезом в низ и зафиксировать ниткой 
3.  Ножки приматываем к скрутки чуть ниже условной талии.
4.  Делаем пальто. Драп по размеру куклы приматываем к основе на уровне шеи. 
Не забываем про запах.
Ручки также обматываем драпом фиксируя ниткой низ и закрепляем по бокам куклы так же на уровне шеи.
5.  Светлую ткань привязываем ниткой к шеи. Где намечено лицо, подкладываем вату.
6.  Перекидываем ткань через голову и закрепляем.
7.  Два платка. Нижний повязываем назад. Верхний платок из толстой пушистой ткани повязываем концами назад по бабьи или под мышки. 

  1. Рефлексия:
  • Как назывался декабрь в народе?
  • Какой праздник праздновали 7 декабря?
  • Что означает праздник Катерины – санницы?
  • Как называлась кукла, которую изготавливали к празднику?
  • Для чего нужна эта кукла?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ  ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ.

ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать традиционную куклу-Колокольчик.  

ЗАДАЧИ: -  Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;

                   -  познакомить с некоторыми разновидностями узелковых кукол;

                   -  развивать интерес к народному творчеству;

                   -  формировать творческий  подход в работе;

                   -  развивать мелкую моторику рук;

                   -  воспитывать аккуратность и усидчивость;

                   -  создать положительную эмоциональную атмосферу.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о народных куклах с показом фото-слайдов, рассматривание русских народных кукол, обучение простейшим приёмам работы с тканью для изготовления кукол – скручивание, складывание, обматывание нитью, завязывание. Выявление уровня возможностей детей для выбора варианта изготовляемой куклы, через предварительные занятия. Рассматривание видов тканей и других материалов, используемых при изготовлении традиционных кукол.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:

1. Плотная льняная ткань 10х15см.

2. Юбки - 3 круглых лоскута ситца разных цветов диаметр 29, 24, 19см.

3. Белая х\б ткань – квадрат 20х20 см.

4. Платочек – разрезанный по диагонали квадратный кусок ткани 23х23см.

5. Нить

6. Вата

7. Ножницы

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ДЕТИ сидят на стульях, расставленных по кругу.  

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня я хочу рассказать вам историю тряпичной куклы и покажу, как своими руками сделать такую игрушку.

(звучит спокойная русская народная музыка)

ВОСПИТАТЕЛЬ: С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть с ними небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. Когда дети подрастали, делали кукол сами. Крестьянские куклы были очень простыми, изготавливались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов. Ткань и нити наматывались на твердую основу и закреплялись при помощи многочисленных узлов. Отсюда произошло название - куклы-мотанки или узелковые поделки. Все куколки делались безликими: кукла без лица становится недоступной для всего плохого. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать, что способствовало развитию детской фантазии.

ВОСПИТАТЕЛЬ: достаёт большой короб с лоскутами тканей разных расцветок и ставит в центре круга.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Посмотрите, что за чудо я вам принесла, ребята,

подойдите, и что понравится – возьмите.

ДЕТИ подходят к коробу и выбирают себе понравившиеся треугольные лоскутки

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Спрашивает (выборочно) почему ребенок выбрал именно такой лоскуток.

Посмотрите-ка,  какая красота! Сшили люди одежду, а лоскутки не выбросили.  Помните, как трудно получить ткань? Откуда она берётся.

ДЕТИ отвечают…

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Да, такой труд вложен в каждый кусочек ткани, что даже самому маленькому лоскутку находили применение – шили лоскутные покрывала, салфетки, из совсем маленьких  делали детям куколок. Выбранные лоскутки - платочки - отложите, они вам сегодня пригодятся.

Давайте посмотрим на кукол. Как вы думаете - все ли они делались для игры? Действительно, в такие куклы не только играли – им доверяли защищать и оберегать самое ценное: здоровье, детей, семью, урожай и т.д.

Из огромного числа куколок-оберегов можно выделить такие как:

1)Пеленашка (оберегала младенца до момента крещения),

2)Колокольчик (символ добрых вестей и хорошего настроения),

3)Берегиня, Столбушка (оберегала от несчастий),

4)Травница (защищала от болезней) и Крупеничка (оберег на достаток в доме).

пеленашка 1     100_1610.jpg 2   C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\107065-1-f.jpg 3  C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\107066-1-f.jpg  4

Дети с воспитателем рассматривают кукол и  говорят, как они называются.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

А вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот сделать мы их можем. Хотите?

Дети соглашаются.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Интересно, а если бы куколки захотели вдруг потанцевать, как бы они двигались? Попробуйте показать.

Дети под музыку имитируют движения различных кукол.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Вы кружились, и ваши юбочки были похожи на колокольчики. Подобно колокольчику, дарящему хорошее настроение своим жизнерадостным звоном, кукла-колокольчик приносит радость, веселье и счастье в дом, где она обитает.

Ну и, кроме этого, издавна считалось, что колокольный звон отгоняет от людей болезни и несчастия. Так что тряпичная кукла, так похожая на настоящий колокольчик, обладает тем же защитным свойством и является мощным оберегом для дома и семьи.

Вот такую куколку Колокольчик мы сегодня и сделаем

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Рассаживайтесь удобнее и смотрите внимательно.

ПРОЦЕСС РАБОТЫ

1.  Возьмем льняную ткань 10х15 см, свернем ее. Должен получиться столбик тугой и крепкий, чтобы здоровье у вас тоже было крепким. Чтобы столбик не раскрутился, нужно его перевязать.

2.  Комочек ваты ниткой примотаем к одному концу льняного столбика – получился каркас куклы.

3.  Берем самый большой круглый кусочек ткани (29 см), по центру располагаем каркас так, чтобы ватный шарик (голова) находился в центре.

4.  Обернем тканью, расправим складочки и перевяжем нитью под головой куклы.

5.  То же самое проделаем с лоскутами 24 и 19 см.

6.  У квадрата белой ткани 20х20 подвернем два противоположных угла внутрь и внахлест.

7.  Обернем получившейся деталью голову куклы - у нас получилось личико, и примотаем нитью.

8.  Оставшиеся треугольные уголки подвернем внутрь и сформируем кисти рук,     зафиксировав их нитью.

9.  Нитью перевяжем под руками куколки.

10. Завяжем платочек, используя выбранный вами треугольный кусочек ткани.

Посмотрите, какие у вас получились разные, красивые, интересные и неповторимые куклы!!! А как вы их назовёте? Колокольчик – куколка веселая и задорная, приносящая радость в дом и только хорошие вести.

ДЕТИ придумывают имя своей кукле.

Я надеюсь, вам понравилось наше занятие и хорошее настроение сохранится у вас на весь день.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная образовательная практика "Весёленькие ребусы"

Посетив краткосрочную образовательную практику "Весёленькие ребусы" , которая состоит из 4 занятий по 25 минут, дошкольники научатся решать и составлять ребусы....

Краткосрочная образовательная практика "В гостях у сказки"

Развитие творческих способностей детей, посредством театральной деятельности....

Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет

Данный кратковременный образовательный практик способствует  развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности  самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов  ...

Программа Краткосрочной образовательной практики «Изготовление зайчика способом насыпки манной крупы на силуэт, намазанный клеем»

Программа краткосрочной образовательной практики «Изготовление зайчика способом насыпки манной крупы на силуэт.      Художественная деятельность выступает как ведущий спо...

Программа краткосрочной образовательной практики «Конструирование собаки из конструктора «Лего»»

Программа краткосрочной образовательной практики «Конструирование собаки из конструктора «Лего»».      Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. В играх дети разв...

Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики

Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...