Патриотический проект для детей 5-6 лет"Обычаи и традиции народов Самарской области"
проект (старшая группа)

Каликанова Ольга Александровна

Патриотический проект «Обычаи и традиции народов Самарской области» для детей 5-6 лет

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа  № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил  СССР

п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

Патриотический проект для детей 5-6 лет

«Обычаи и традиции народов Самарской области»

        

                                                                                                                             Выполнила: воспитатель Каликанова О.А

2019г

 Патриотический проект «Обычаи и традиции народов Самарской области»

для детей 5-6 лет

Пояснительная записка.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

        Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно – творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта:  3месяца, февраль-апрель

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Предмет исследования: обычаи и традиции народов, населяющих Самарскую область(русские, татары, чуваши, мордва)

Актуальность темы, определение проблемы:

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение.

 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.

Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область  - не является исключением, ведь здесь  на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Цель проекта:

: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Самарской области.

Задачи проекта:

Познавательное развитие

  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, ознакомлению с социальным миром, формированию целостной картины мира.
  • Раскрыть многообразие культур населения России, понимание Родины как многонационального государства.
  • Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.
  • Развивать интерес к национальной культуре, традициям и обычаям своего и других народов Самарской губернии.
  • Формировать представления о развитии русской, татарской, мордовской, чувашской культур; воспитание чувства гордости, патриотизма за свой регион.
  • Обогатить знаниями о культуре и традициях народов Самарской губернии.

Социально – коммуникативное развитие

  • Воспитывать дошкольников в атмосфере уважения к народам других национальностей, проживающих в Самарской губернии.
  • Установить дружеский контакт с социальным окружением.
  • Приобщить детей к этнической культуре разных народов. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.

Речевое развитие

  • Способствовать расширению словаря, развитию грамматического строя речи, связной речи, произношения.
  • Учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Художественно – эстетическое развитие

  • Сформировать у детей знания и представления о фольклоре и национальных костюмах народов Самарской губернии.
  • Формировать осознанное эмоциональное восприятие музыки.

Задачи взаимодействия с родителями:

  • 1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Самарской губернии.
  • 2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Самарской губернии.
  • 3. Способствовать активному участию родителей в изготовлении кукол в национальных костюмах (русский, татарский, чувашский, мордовский)

Продукт проекта:

- Выставка детско — родительских работ «Куклы в национальных костюмах»,

- Лэпбук «Культура народов Самарской области»

Презентация проекта:

- Лэпбук «Культура народов Самарской области»

- Просмотр презентации проекта «Обычаи и традиции народов Самарской области»

План реализации проекта в старшей группе « Обычаи и традиции народов Самарской области ».

Подготовительный этап проекта.

 Сроки: февраль

Задачи

Формы работы

Разработка плана  реализации проекта.

Выявить уровень знаний у детей о народах населяющих Самарскую область, их культуре и традициях

Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера.

Беседы:”Народы, населяющие Самарскую область», «Народные  традиции русского, татарского, чувашского и мордовского народа», «Промыслы и быт народов, населяющих Самарскую область»

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.

Совершенствовать навыки общения с детьми.

Родительское собрание, консультации, беседы, анкетирование родителей, домашние задания  (чтение народных сказок, беседы о традициях своей семьи, пошив кукол в национальных костюмах, приготовление национальных блюд, посещение краеведческого музея, рисование народных игрушек).

Обогатить предметно-пространственную среду в старшей группе для реализации проекта.

Пополнение патриотического уголка (подбор художественной литературы, стихов, пословиц, загадок, иллюстраций, физминуток по теме. Разработка конспектов  НОД по разным областям. Изготовление лепбука «Традиции и обычаи русского народа»), изготовление самодельных игрушек, кукол-оберегов, подбор музыкальных и видео записей.

Исследовательский (основной) этап проекта.

Сроки: март

Перспективно-тематическое планирование патриотического проекта

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

 Просмотр презентации «Культура народов, населяющие Самарскую область».

  Просмотр презентации «Обычаи и традиции татарского народа», «Культура и быт русского народа», «Обычаи и традиции Чувашского народа»

Рассматривание альбомов «Костюмы народов Поволжья», «Национальные музыкальные инструменты», «Национальные блюда», «Национальные праздники», «Народное декоративно-прикладное искусство», «Народные игрушки».

1. Совместные посиделки с родителями и детьми «Мои истоки»

2.Папка передвижка «Воспитание любви к малой Родине», «Семейные и народные традиции», «Народы Поволжья»

3.Привлечь родителей к изготовлению макета   «Русская изба»

4.Оформление альбомов «Национальные костюмы», «Национальные блюда»

5.Привлечь родителей к изготовлению макета   «Юрта»

6.Изготовление кукол в национальных костюмах

7.Консультации для родителей «Народы Поволжья», «Ребенку о наших предках», «Воспитываем патриотов»

Игровая

 Д-И «Одень куклу в национальный костюм», Д-И «Угадай народный промысел», С-Р игра «Идем в гости к русской семье», «В гостях у татарской бабушки», Д-И «Какому народу принадлежит музыкальный инструмент», Д-И «Предметы мордовского быта».

Дидактические игры: «Найди и назови татарский музыкальный инструмент», «Одень куклу в татарский костюм».

Дидактические игры:«Наряди куклу Акань», лото «Предметы мордовского быта», «Собери мордовский музыкальный инструмент».

Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды»    

   Сюжетно-ролевая игра «Построим избу»

Трудовая

Оформление картотеки игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок различных народов.

Оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья»        

Создание ЛЕПБУКА «Культура народов Самарской области»

Продуктивная

Продуктивная деятельность: Аппликация «Укрась сарафан»,  «Укрась калфак и тюбитейку»

Лепка «Татарское и русское национальное блюдо»

Рисование «Чувашский музыкальный инструмент», «Мордовскй национальный костюм»                                    

Конструирование

Конструирование «Венок дружбы народов», «Русская изба», «Юрта»,

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение народных сказок(татарские, чувашские, русские, мордовские), Отгадывание загадок по теме, разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов, о традициях и культуре.

Музыкальная

Прослушивание музыкальных произведений(русские, татарские, чувашские, мордовские),

Слушание русских песен: «Калинка», «Во поле береза стояла», «Под горою – калина», «Ах, Самара городок».

 Слушание   татарской  народной песни «Соловей»

Слушание мордовской народной колыбельной «Ай, Баюня, бай»,  «Удок, удок».

Слушание чувашской народной музыки А.Асламаса «Маленький пастушок», Ф.Павлова «Сарнай и палнай»

Коммуникативная

Беседа «Народы, населяющие Самарскую область»

Беседа с детьми «Как жили наши предки»

Беседа с детьми с привлечением родителей «Промыслы и быт русских людей»

Беседа  с детьми с привлечением родителей «Промыслы и быт татарского народа»

Беседа с детьми «Промыслы и быт мордовского народа».  

Беседа «Промыслы и быт чувашского народа»

     

Двигательная

Разучивание подвижных русских народных игр «Гуси», «Горелки», «Золотые ворота».

Мордовские народные игры («В журавля») «Каргоняса»,(«В редьку») «Шапаряксса», «В платки»

Чувашские народные хороводные  игры «Весна», «В деревне»

Татарские народные   игры «Спутанные кони (Тышыаулы атлар), Угадай и догони (Читанме, бузме), “Тимербай»

Заключительный этап проекта.

 Сроки: апрель

Мероприятия

Ожидаемый результат

Педагогическое наблюдение за  дошкольниками в процессе игр, образовательной и самостоятельной деятельности с целью определения  знаний по теме проекта.

Выявление уровня знаний по теме проекта.

Анализ результатов  диагностики дошкольников.

Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Выставка детско-родительских работ “Куклы в национальных костюмах»

Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Викторина с элементами мультимедийной дидактической игры “Традиции и обычаи народов Самарской области»

Закрепление знаний детей об обычаях и традициях народов Самарской области

Лэпбук «Культура народов Самарской области»

Совершенствование знаний детей о предметах народного быта; развивитие интереса к народным традициям, малому фольклорному жанру, к народному прикладному искусству.

Интернет-ресурс:

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-na-temu-tradici-i-obychai-narodov-samarskoi-oblasti-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://infourok.ru/?utm_source=infourok&utm_medium=banner&utm_campaign=global&utm_content=23-february\

http://fb.ru/article/278146/narodyi-samarskoy-oblasti-nazvaniya-traditsii-kostyumyi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с культурой народов Самарской области»

Представленная  презентация на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с культурой народов Самарской области», может быть использована воспитателем во врем...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Проект " Традиции и обычаи народов Самарской области"

Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область  - не является исключением, ведь здесь  на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур...

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана!»

Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к историинародов республики Дагестан в процессе ознакомления с национальнымипраздниками, традициями и обычаями....

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...

Народы Самарской области (культура, обычаи и традиции)

Презентация "Народы Самарской области"  знакомит с культурой , обычаями и традициями русского и татарского народов.  Дается описание русского и татарского национального костюмов, н...