Главные вкладки

    Семинар-практикум "Использование психотехник в работе педагога
    методическая разработка

    Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

    Одна из задач ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные эффективные модели поведения. Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Одной из психотехники в работе педагога является использование психологических минуток. Положительный психоэмоциональный настрой – мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_psihotehnik_v_rabote_pedagoga.rar2.26 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

    С.Ф.Журина

    с.Яр-Сале

    2019

    Цель: обучение педагогов навыкам психологической релаксации и использования психотехник в ежедневной деятельности для сохранения психологического здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.

    Насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Повышенная интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка.

    Одна из задач ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

    Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные эффективные модели поведения.

    Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

    Одной из психотехники в работе педагога является использование психологических минуток. Положительный психоэмоциональный настрой – мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом.

    Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с различными техниками релаксации в работе с детьми.

    Релаксация (от лат. relaxation - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Это могут быть дыхательные техники, техники работы с телом или визуализации-медитации. Все они в равной или большей степени способствуют формированию эмоциональной стабильности у ребенка.

             Цель: снятие психоэмоционального напряжения (физический аспект – работа с телом), выход негативных эмоций (психический аспект – работа с эмоциональной составляющей), развитие навыков саморегуляции (научение самостоятельно применять данные техники, память организма). В дошкольном возрасте наиболее эффективным способом формирования эмоциональной стабильности являются техники, направленные на умение управлять своим телом.

    Релаксацию с детьми можно успешно проводить через: АУТОТРЕНИНГ – это психотерапевтический метод, основанный на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.

    Самовнушение осуществляется с помощью определенных словесных формулировок, помогающих вызвать мышечное расслабление. Занятия аутотренингом можно проводить в группе. Аутотренингом с детьми можно заниматься воспитателю, есть несколько необходимых правил:

    1. Тренировки нужно проводить как можно чаще. Групповые занятия не реже одного раза в неделю.
    2. Длительность проведения с каждым разом можно увеличивать.
    3. Текст аутотренировки необходимо читать спокойно и медленно. Произносить все слова необходимо мягким, спокойным, ровным и тихим голосом, делать длинные паузы, при названии частей тела можно прикасаться, поглаживать их (если ребенок не против). При занятиях можно перемещаться по помещению, подходить к беспокойным, расторможенным детям и прикасаться к ним.
    4. Быстро достичь расслабления помогает музыка.
    5. Для дошкольников необходимо повторять некоторые формулировки 2-3 раза.
    6. Перед началом тренировки необходимо выучить с дошкольниками все части тела, чтобы дети не путали их.
    7. Рекомендательные позы: лежа на полу, поза «кучера», поза «эмбриона».
    8. Главное условие – психологическое равновесие ведущего.

    У детей первой и второй младших групп релаксация – это импровизированный сон с какой–либо игрушкой. К детям в гости приходит зайка, мишка или любой другой персонаж, играет или говорит с детьми и предлагает им немного отдохнуть. Дети ложатся на коврики на спину, звучит колыбельная. Я говорю детям, что они не должны вставать, пока играет музыка и спит мишка, а то они его разбудят. Подхожу поочередно к детям, глажу мишку, ребенка и говорю, например«Мишка спит и Маша спит». После «сна» выполняется спокойный подъем и 2 – 3 упражнения на дыхание«Подуйте на мишку, а то ему стало жарко во сне». Мишка прощается и уходит. Продолжительность релаксации – от 1 до 3 минут.

    УПРАЖНЕНИЕ

          Отдых на море

    Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
    Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка, Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, 1 плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
    Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

    ПРОГРЕССИВНОЕ МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ – это вспомогательный релаксационный психотерапевтический метод, позволяющий улучшить телесное восприятие, укрепить телесное сознание, помогающий узнать границы восприятия и осознать их. В ходе выполнения упражнений ПМР с помощью концентрации внимания сначала формируется способность улавливать напряжение и расслабление мышц; затем отрабатывается навык произвольного расслабления групп мышц.

    Все мышцы делятся на 16 групп. Последовательность такова: от мышц верхних конечностей к мышцам нижних конечностей.

    Дети уже с 4-5 лет могут в процессе выполняя упражнения, могут почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением. Дети способны воспринимать осознанно данные упражнения и у них достаточно быстро развивается чувствительность к телесным процессам.

    В младшем дошкольном возрасте упражнения на саморегуляцию включают работу с кистями рук: сжимание и разжимание кулака, хлопки, встряхивания и т. д. В среднем и старшем возрасте в таких упражнениях задействуются все группы мышц

    В процессе занятий прогрессивным мышечным расслаблением могут быть использованы истории, сказки и рассказы. Дети могут «совершать путешествия» по своему телу, напрягая или расслабляя определенные группы мышц. Во время «путешествий» с выполнением расслабляющих упражнений детей необходимо аккуратно вербально направлять и обязательно комментировать все детали выполняемого упражнения. Дети напрягают не так много групп мышц, как взрослые. Упражнения начинают, как правило, с лица или ладоней рук, так как напряжение в этих отделах ощутить легче. Затем следует перейти на плечевой отдел, ягодицы, ноги и ступни.

    Рекомендации по проведению мышечной релаксации:
    1. Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
    2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
    3. Все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабления выполняются на выдохе.
    4. Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
    5. Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
    6. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
    7. Повторяйте каждое упражнения не более 2 - 3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.
    8. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно

    УПРАЖНЕНИЯ

    «Лимон»

    Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

    Я возьму в ладонь лимон.

    Чувствую, что круглый он.

    Я его слегка сжимаю –

    Сок лимонный выжимаю.

    Все в порядке, сок готов.

    Я лимон бросаю, руку расслабляю.

    Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Игра «УХО-НОС» Ребенок слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

    «Кричалки, шепталки и молчалки»

    Взрослый говорит: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать, кричать. Если желтый — можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать».  Взрослый показывает квадраты, дети выполняют его инструкцию.

    «Четыре стихии»

    Дети садятся в круг. Педагог – психолог предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» - вытянуть вперед, при слове «воздух» - поднять вверх, при слове «огонь» - вращать кистями. Ребенок, совершивший ошибку, выходит из игры.

    МЕДИТАЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. Свойственная данному возрасту буйная фантазия и интерес ко всему необычному помогает ребенку в медитации отреагировать негативные переживания, зарядится положительными эмоциями на весь день.

    Занятия по релаксации и релаксационные упражнения можно проводить не только педагогу-психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей. Для этого нужно выбрать технику, которая будет доступна детям, обучить ей детей и ввести в систему работы. Чтобы эффект от релаксационных техник был заметен, нужно проводить упражнения каждый день в определенное время. После завтрака перед началом занятий, после занятий, чтобы снять излишнюю интеллектуальную напряженность, перед или после сна. Все зависит от тех целей, которые педагог ставит перед собой.

    Важно при использовании релаксационных упражнений учитывать особенности в их проведении:

    • Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут
    • В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД
    • Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц
    • Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил
    • Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения
    • Завершение релаксации только на позитиве

    Педагог-психолог: -Уважаемые педагоги, пришло время подвести итоги нашего семинара-практикума.

    Рефлексия «Все в твоих руках»

    На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

    Большой – для меня было важным и интересным…

    Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

    Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

    Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

    Мизинец – для меня было недостаточно

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

    Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

    Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

    Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

    Индивидуально-дифференцированный подход педагога в организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ. Алгоритм работы педагога.

    Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированн...

    Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .

    В данной работе собран диагностический инструментарий   способствующий выявлению сформированности компонентов  профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...

    Консультация для педагогов " Изотерапия в работе педагога"

    Сегодня у многих детей отмечается повышенное  беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением  со св...

    Консультация для педагогов "ФГОС в работе педагога"

    Материал рассказывает об инновационных направлениях в работе педагогов ДОУ....

    Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

    Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...