Статья «Детский туризм, как технология совершенствования компонентов общения»
статья

Шипунова Татьяна Николаевна

Согласно ФГОС ДО, задачей дошкольного учреждения является воспитание свободног, любознательного, инициативного, самостоятельного человека, с активной жизненной позицией, имеющего собственное мнение. Для того, чтобы достигнуть данные ориентиры, ребёнок прежде всего должен быть здоров, как физически, так и психически и социально благополучен. В нашем ДОУ происходит поиск подходов к воспитанию и развитию детей, которые могли бы повысить их физическую подготовленность и одновременно развить их познавательные и умственные способности. Одним из таких подходов является детский туризм, как технология совершенствования компонентов общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_detskiy_turizm.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Детский туризм, как технология

совершенствования компонентов общения»

Согласно ФГОС ДО, задачей дошкольного учреждения является воспитание свободного, любознательного, инициативного, самостоятельного, человека с активной жизненной позицией, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным. В нашем дошкольном учреждении происходит поиск подходов к воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повысить их физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности. Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками.  Предлагаем взглянуть на детский туризм, как на технологию совершенствования компонентов общения.

Б.Д. Парыгин дал следующее определение понятию «общение» – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Так же он отметил, что процесс общения может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу[1]. Следовательно, в структуре общения, можно выделить следующие компоненты, которые используя технологию детского туризма, мы можем, практиковать и развивать у ребенка:

1. Коммуникация.

Одним из первых эту сторону общения изучил Б.Г. Ананьев, он отмечал, что механизмом общения между людьми является знаковая система, состоящая из вербальных и невербальных средств обмена информацией.

Отправляясь в поход, педагог обязательно знакомит детей в зависимости от возраста  с такой полезной информацией, как:

  • правила экипировки (личная и общественная);
  • рассказывает, что является личным снаряжение туриста:
  •  рюкзак, который должен плотно прилегать к спине, не свисать ниже пояса;
  • обувь с рифлёной подошвой; совершенно недопустимо надевать новую обувь;
  • одежда спортивный костюм, не стесняющий движений; непромокаемая куртка, шапка, в прохладную погоду – свитер.
  •  знакомит с  общественным снаряжением:
  • аптечка;
  • термос с чаем на всю группу.
  • рассказывает детям так же о правилах поведения во время похода:
  •  внимательно слушать взрослых;
  • не рвать растения, не собирать грибы и ягоды;
  • не оставлять товарища в беде;
  • оставлять место отдыха всегда чистым.

Как видно, при коммуникации ребенок просто получает информацию от источника. Выше были приведены примеры вербальных  средств общения. Технология походов помогает научить ребенка, получать и воспринимать информацию, используя невербальные источники. Освоив навыки невербального общения человек, получает еще большие возможности для психологического развития. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам.

Примером не вербального общения в технологии походов могут служить игры по ходу движения, одна из них

Игра «Зеркало».

Педагог выполняет различные движения (прыжки с продвижением вперёд, разные виды ходьбы и пр.) Задача детей увидеть и начать повторять.

2. Интеракция.

Второй составляющей общение является интеракция, которая подразумевает выполнение совместных действий, для достижения общих целей. В ходе интерактивного общения предполагается, что его участники не только обменяются информацией, но и планируют совместную деятельность, вырабатывают нормы и формы совместных действий. Данный компонент, направлен на взаимодействие людей и подчеркивает поведенческий аспект общения. Для развития этого компонента общения в походе предусматриваются игры на взаимодействие детей, например такие:

“Удержи  предмет”

Дети становятся парами. Пары соревнуются между собой. Педагог (ведущий) предлагает удерживать надувной шар — животами (листок бумаги – лбами) без помощи рук. Передвигаясь по команде педагога (ведущего). Выигрывает пара, которая более длительное время, выполняя все движения, удерживает предмет.

“Змея”

Дети строятся друг за другом и держат впереди стоящего ребенка  за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, который не дает себя поймать. В ходе игры ведущие меняются. Затем  “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” поймала «хвост», то игрок становится в середину. При проведении игры интереснее использовать музыкальное сопровождение.

«Расчисти проход».

Дети стоят в двух шеренгах.

Педагог (ведущий): Вы стоите на узкой тропе. Справа и слева – обрыв, впереди тропа, заваленная камнями. Надо расчистить проход, передавая по одному камню по цепочке. Если вы уроните камень, может случиться обвал. Повторяю: за один раз можно взять только один камень.

(По сигналу дети по цепочке передают друг другу шишки или кегли, которые заменяют камни.)

“Робот”

Дети делятся на пары. Один из детей - изобретатель, другой — робот. Робот, ищет спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

«Путаница»

Вариант 1.: Выбираем водящего. Он отворачивается. Игроки становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться, переступая, через руки друг друга или пролезая под руками. Сообщают водящему: «Готово!» Задача водящего — распутать получившийся узел, чтобы игроки вновь стояли в кругу и правильно держались за руки.

Условия: 1. Игроки не имеют права размыкать руки или перехватывать по-другому. 2. Водящий не может размыкать руки игроков.

Вариант 2.: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков обязательно четное. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (это должен быть другой человек, то есть не тот кто держит правую твою руку). Задача участников в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

3. Перцепция.

Под перцепцией можно понимать особое человеческое восприятие партнера по общению, основанное на самосознании. Перцептивные навыки позволяют человеку понимать настроение партнера по общению и верно анализировать коммуникативную ситуацию. В процессе общения присутствует взаимопонимание между его участниками. Взаимопонимание может быть истолковано по-разному: как понимание мотивов, целей, установок партнера по взаимодействию или как принятие, разделение этих мотивов, установок, целей. Таким образом, большое значение имеет процесс восприятия одного человека другим, как обязательная составная часть общения. Общаясь, люди формируют представление о себе через представление о другом, — это происходит в условиях достаточно широкой совместной социальной деятельности.

Следовательно, общение не может быть сведено просто к передаче информации. Для успешного общения обязательно необходимо наличие обратной связи - получения субъектом информации о результатах взаимодействия. Группа детского сада - это социальная группа, активно воздействующая на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений и общения между детьми создают специфическую морально-психологическую атмосферу. Специфика их общения, в которой эти взаимоотношения проявляются, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. При использовании технологии детского туризм в условиях ДОУ, мы помогаем детям раскрыться друг для друга с новой стороны, проявить себя, поверить в свои силы, научиться выстраивать общение в различных ситуациях.

Литература:

  1. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971.
  2. О.В. Защиринская «Концептуальные представления о структуре общения» // Вестник СПбГУ, 2013.

ЭОР:

  1. Лунтики. Детские коллективные игры на улице и дома. http://luntiki.ru/blog/igra/1992.html
  2. «Кто воспитывает детей дошкольного возраста» https://vscolu.ru/articles/igry-dlya-razvitiya-navykov-obshheniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

В настоящее время развитие образовательного детского  туризма приобретает особую актуальность....

"Детский туризм, как средствосберегающая технология"

Значение детского туризма для детей в ДОУ....

Статья на тему: "Детский туризм. Организация проведения прогулки для детей за пределами или на территории детского сада"

Статья будет полезна молодым специалистам,воспитателям детского сада при организации прогулок с детьми....

Статья: «Детский туризм как иновационная технология оздоровления детей в ДОУ»

В современном обществе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, активному отдыху, вместе с тем, предъявляются высокие требования к интеллект...

Статья: «Детский туризм как иновационная технология оздоровления детей в ДОУ»

В современном обществе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, активному отдыху, вместе с тем, предъявляются высокие требования к интеллект...

Статья: «Детский туризм как иновационная технология оздоровления детей в ДОУ»

В современном обществе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, активному отдыху, вместе с тем, предъявляются высокие требования к интеллект...