Такие разные дети. Материалы для работы по развитию внимания дошкольников
материал

Зененкова О.Л.

Предварительный просмотр:

Шустрики. Руководство для родителей.

 

1.     Сознательно выстраивайте отношения с гиперактивным ребенком, придерживаясь следующих правил:

 

-         уделяйте ребенку достаточно внимания;

-         проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

-         помните, что поступки ребенка не всегда бывают умышленными;

-         стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

-         избегайте, с одной стороны излишней мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

-         старайтесь реагировать на действия ребенка неожиданным способом;

-         не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

-         выслушивайте то, что хочет сказать ребенок!;

-         чаще хвалите и  поощряйте ребенка при минимальных успехах и даже, если их нет, но он постарался;

-         не прибегайте к физическому наказанию!;

-         при любой возможности осуществляйте с ребенком телесный (погладить, обнять, взять за руку, легкий массаж тела и т.д.) и визуальный контакт (посмотреть ребенку в глаза желательно на одном уровне с ним, т.е. присесть);

-         соблюдайте баланс между запретами и разрешениями – запретов должно быть немного, и они должны быть однозначными и постоянными. В большинстве ситуаций необходимо избегать слова «нельзя», следует сразу дать ребенку правильную программу поведения (не нужно говорить «не беги», нужно сказать «давай пойдем шагом»… и т.д.). В то же время не должно быть вседозволенности. Ограничения воспитывают волю, способность регламентировать свои желания и действия. Таким образом, они тоже тренируют мозг.

 

Никогда не отказывайте ребенку в общении!

 

2.     Создайте благоприятный климат в семье:

 

-         выработайте единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи;

-         по возможности, проводите досуг всей семьей;

-         обязателен ровный спокойный тон взаимоотношений в семье и особенно по отношению к ребенку;

-         избегайте бурных негативных и позитивных эмоций, особенно вечером, перед сном;

-         избегайте крика, раздражения, запугивания, жесткого наказания.

 

3.     Помогайте ребенку регулировать свою деятельность и поведение:

 

-         контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

-         составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену;

-         постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;

-         без уважительной причины не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

-         не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

-         помогайте ему приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

-         не давайте ребенку одновременно несколько указаний;

-         воспитывайте у детей навык управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;

-         объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться;

-         придумайте гибкую систему поощрений за хорошо выполненное задание или хороший поступок и наказаний за плохое поведение (можно использовать бальную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);

-         повторяйте свою просьбу спокойным тоном одними и теми же словами много раз;

-         по возможности, для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

 

4.     Организация режима дня и занятий:

 

-         установите твердый распорядок дня для ребенка и всей семьи;

-         показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь;

-         снижайте воздействие отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

-         ограничьте время просмотра телепередач и занятий на компьютере;

-         по возможности, избегайте больших скоплений людей;

-         регламентируйте нагрузки:

интеллектуальные;

эмоциональные;

физические.

При этом необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок. Если проигнорировать это состояние ребенка и продолжать нагрузки, ребенок может заболеть. Если устал – дать возможность отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.

 

Даже превышение эмоционально положительных
нагрузок может привести к неблагополучным результатам.

 

Помните!  Вербальные средства убеждения, призывы, беседы
редко оказываются результативными, т.к. гиперактивные ребенок
еще не готов к такой форме работы.

 

Помните!  Для гиперактивного ребенка наиболее
действенными будут средства убеждения «через тело» (лишение
удовольствия, лакомства, привилегий, запрет просмотра телепередач,
внеочередное «дежурство» на кухне и т.д.).

 

Помните!  Вслед за понесенным наказанием необходимо
позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».

 

Помните!  Невозможно добиться исчезновения
гиперактивности за несколько месяцев или даже лет. Причем
признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а
импульсивность и дефицит внимания сохраняется и во
взрослой жизни.

 

Помните!  Синдром нарушения внимания и гипреактивности –
это нарушение, требующее своевременной диагностики и
комплексной коррекции: психологической, медицинской,
педагогической.

 

Необходимым условием успеха является понимание
родителями проблем ребенка!

 

 



Предварительный просмотр:

Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница? 

     Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультом телевизора - вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.

      Не следует сразу относить ребенка к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, малыш порой становится упрямым и непослушным, - это еще не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация. Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.

      Гиперактивный ребенок независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных детей  бесполезно уговаривать и наказывать, их надо сперва подлечить.

      Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность, иимпульсивность.

Что такое невнимательность?

- Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).

- Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.

- Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.

- Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (неважно - построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).

- Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.

- Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.

- Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.

- Ребенок постоянно все забывает.

Для того чтобы поставить ребенку диагноз "невнимательность", у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Что такое гиперактивность?

- Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.

- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.

- Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.

- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.

- Ребенок всегда нацелен на движение.

- Часто бывает болтливым.

Что такое импульсивность?


- Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.

- Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.

- Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

Говорить о «гиперактивности» и «импульсивности» можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

      Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, - тут же обратно фонтанчиком.

      Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.

     

      Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе. Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват. Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь ("на нем все горит"), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом.

     Кроме того, замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью. Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают, и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то,  что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, "выключаются", "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, то есть "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее " возвращаются ".

      Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто лентяй и ранее они воспитывали его недостаточно жестко. В основе природы СДВГ лежит  минимальное нарушение функции мозга.

Это не пройдет с возрастом, это надо лечить!

      Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с нагрузками, как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ.

      Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, "не берут в игру". Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка - характерные эмоции при СДВГ - получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.

      Но случается и совсем противоположное - гиперактивный маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы. Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.

      Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду и длятся где-то до 12 лет. Второй "всплеск" симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

По международной классификации выделяют три формы СДВГ:

1. Гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания.

2. Преобладают нарушения внимания.

3. Преобладает гиперактивность.

      Уважаемые родители, при любых подозрениях на синдром дефицита внимания и гиперактивность у Вашего ребенка Вы просто обязаны проконсультироваться с педиатром, неврологом и психотерапевтом. От этого зависит успешность дальнейшего жизненного пути Вашего ребенка!

                                           

 По материалам сайта психологического центра «Адалин» (http://adalin.mospsy.ru)                                



Предварительный просмотр:

ВОСЕМЬ  РЕЦЕПТОВ ПОВЫШЕНИЯ  САМООЦЕНКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Рецепт

Содержание

Пути  выполнения

№ 1

Постарайтесь  более позитивно относиться к  жизни

  • Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений 
  • Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

№ 2

Относитесь  к людям так, как они того заслуживают

  • Выискивайте в каждом человеке  не недостатки, а их позитивные качества

№ 3

Относитесь  к себе с уважением

  • Составьте список своих достоинств 
  • Убедите себя в том, что вы имеете таковые 

№ 4

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

  • Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить  на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе

№ 5

Начинайте принимать  решение самостоятельно

  • Помните, что не существует правильных и неправильных  решений 
  • Любое принятое ваше решение вы  всегда можете оправдать и обосновать

№ 6

Постарайтесь  окружить себя тем, что оказывает  на вас положительное влияние

  • Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи…   
  • Имейте и любите свои «слабости»

№ 7

Начинайте рисковать

  • Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

№ 8

Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в  обстоятельства и пр.

  • Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций 
  • Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите



Предварительный просмотр:

Игры, которые лечат 

Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые "горячие денечки" остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным. Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность – далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой.

Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. 

Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую "отвечают" болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

Другая особенность организма ребенка — постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. 

Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.
 

Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга.
 

В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.

Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физкультуре. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно заниматься. 

Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры-упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку "уйти" в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

Мы постарались подобрать как можно больше игр по каждому виду заболеваний. Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3—4 месяца по 2—3 раза в день).

1. Игры при заболеваниях дыхательной системы:

"Пастушок дудит в рожок"

Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материалы. Рожок, дудочка.

Ход игры. Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.

"Шарик лопнул"

Цель. Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.

Ход игры. Предложите ребенку "надуть шарик": широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот — "ффф....", медленно соединяя ладони под "шариком". Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши — "шарик лопается". "Из шарика выходит воздух": ребенок произносит звук "шшш...", складывая губы хоботком и опуская руки на колени. "Шарик надувают" 2 - 5 раз. За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения .

"Перышки"

Цель. Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.

Материалы. Веревка, 2 стульчика, перышки.

Ход игры. Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.

"Мышка и Мишка"

Цель. Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры. Родители показывают движения и произносят слова:

— У Мишки дом огромный.
(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох.)

— У мышки — очень маленький.
(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову — выдох с произнесением звука "шшш".)

— Мышка ходит (Ходим по комнате.)
В гости к Мишке,
Он же к ней не попадет.

Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4—6 раз. Следите за четкостью и координацией движений ребенка.

"Косари"

Цель. Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.

Ход игры. Предложите ребенку "покосить траву". Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы показываете, как "косить" и читаете стихи, а ребенок со слогом "зу" переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед, вправо — вдох).

Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву,

Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.

Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3—4 раза.

"Поезд"

Цель. Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.

Ход игры. Предложите ребенку отправиться в путешествие, превратившись в "вагончики" со всеми членами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.

"Вагончики" слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку ("гу, гу") они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого "Поезд приехал на станцию" все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала "Приехали".

2. Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:

"Пальчик о пальчик"

Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:

Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)
Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)
Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. ! (Повторить 2 раза).

3. Игры после перенесенных инфекционных заболеваний:

"Заинька- паинька"

Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Ход игры. Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:

Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны.)
Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе.)

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой.)

Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ  ДЕТЕЙ


    
 1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.


     2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.


     3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

     4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

     5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
     6. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

     7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

     8. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.


     9. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.


     10. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

     11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

     12. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную память.


     13. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.


     14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.


     15. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

     16. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать  в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)

     17. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

     18. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов.

     19. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазине, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
     20. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

     21. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

     22. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.

    23. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.

     24.  Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области . Каждому надо быть в чем-то «докой».  Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также , если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

 

    

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ 
 

  1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
  2. Об истечении  времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  3. Выработать  совместно с ребенком систему  поощрений и наказаний за желательное  и нежелательное поведение.
  4. Выработать  и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
  5. Просить ребенка  вслух проговаривать эти правила.
  6.  Перед  началом занятия ребенок может  сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.


 
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ  РЕБЕНКОМ 


  1. Отвлечь ребенка  от его капризов. 
  2. Задать неожиданный вопрос. 
  3. Не приказывать, а просить ( но не заискивать ). 
  4. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. 
  5. Отреагировать неожиданным для ребенка образом ( пошутить, повторить действие ребенка ). 
  6. Выслушать то, что хочет сказать ребенок( в противном случае он  не услышит вас . 
  7. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу ( нейтральным тоном ). 
  8. Не читать нотаций ( ребенок все равно их не слышит). 
  9. Оставить в комнате одного ( если это безопасно для его здоровья ). 
  10. Не настаивать на том , чтобы ребенок во чтобы то ни стало принес  извинения ). 
  11. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. 
     


ТРИ  «ЗАПАДНИ»,


КОТОРЫЕ ПОДСТЕРЕГАЮТ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА 
 

Западня

Содержание

Пути  преодоления

№ 1

Недостаток  эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»

№ 2

Недостаток  твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка

  • Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю

№ 3

Неумение воспитывать  в детях навыки управления гневом

  • Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева»


     

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Рецепт

Содержание

Пути  выполнения

№ 1

Наладьте взаимоотношения  со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно

  • Слушайте своего ребенка. 
  • Проводите вместе с ним как можно больше времени. 
  • Делитесь с ним своим опытом. 
  • Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. 
  • Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

№ 2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под влиянием стресса и вас  легко вывести из равновесия

  • Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). 
  • Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. 

№ 3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

  • Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: 
  • «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» 
  • « Дела на работе вывели меня из себя, через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня». 

№ 4

В те минуты, когда  вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что  могло бы вас успокоить

  • Позвоните друзьям. 
  • Просто расслабьтесь, лежа на диване. 
  • Примите тёплую ванну, душ.

№ 5

Старайтесь  предвидеть и предотвратить возможные  неприятности, которые могут вызвать  ваш гнев

  • Не давайте ребенку играть теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите 
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.

№ 6

К некоторым  особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

  • Изучайте силы и возможности вашего ребенка. 
  • Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя. 
  • Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, подумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.


 



 



Предварительный просмотр:

КАК СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

♦  Любое разногласие в семье в вопросах воспитания ребёнка усиливает отрицательные качества малыша.

♦ Продумать режим дня малыша до мелочей.  Пусть Ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.

♦ Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.

♦ Не путать гиперактивность с темпераментом ребенка, особенно тогда, когда в семье малыш холерик.

♦ Чтобы выработать у гиперактивного ребенка хоть какую усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие.            

♦ Гиперактивного ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых сказок.

♦ Не раздражаться, если Ваш ребенок все делает наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание. Еще раз и еще. Спокойно объясните, покажите, чтобы малыш справился с заданием сам, пусть не сегодня, завтра... Вам надо только запастись терпением.

♦  Запомните, что все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем Вы просили, необходимо сразу поощрить.

♦ Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасться ему на глаза.

♦ С таких позиций надо обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей. Вплоть до окраски потолка и стен.

♦ Не стоит приглашать к себе большое количество гостей. Не стоит брать с собой ребенка в шумные компании.

♦ Учить его сдерживать «бурные эмоции» и постараться не выплескивать свои. Запомните, что ребенок подражает Вам.

Когда у ребенка возникает вспышка гнева, взрослым необходимо не обращать внимания на ребенка, лучше удалиться в другую комнату. Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет.  Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит. 

НЕЛЬЗЯ!

 

1. Нельзя жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери.

2. Нельзя усиливать дисциплинарные способы воздействия, увеличивать рабочие нагрузки, строго наказывать за малейший проступок, вводить непреклонную систему запретов.

3. Нельзя махнуть на все рукой, стараться не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых.

4. Нельзя, слыша непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинать винить только себя в том, что он такой, и даже приходить в отчаяние и впадать в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).

5. Завышать требования к ребёнку и увеличивать нагрузки. Это ведёт к переутомляемости, капризам и отказу от занятий.

Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы.

6. Выбирать тактику вседозволенности, так как очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.

 

 

 

НЕОБХОДИМО!

 

1.                Гиперактивный ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере.

С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый занимается с ребёнком, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

2.                Ребенок должен получать соответствующую медикаментозную поддержку.

3.                Помнить об индивидуальных особенностях гиперактивных детей.

4.                 Целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером.

5.                Уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.

6.                Перед началом работы (занятий, мероприятия) провести индивидуальную беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное).

7. Гиперактивноиу ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

Почаще хвалить ребёнка за успехи и достижения, даже самые незначительные. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, в связи с этим страдает его самооценка. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

8.                Инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Научитесь давать краткие и чёткие инструкции.

Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол...» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

9.                Гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями, надо помнить: в любой ситуации взрослый должен сохранять спокойствие.

5. Запретов должно быть немного, они должны выполняться непреклонно, но ребёнок должен понимать «почему?».

В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме.

6. Физическое воспитание, закаливание, массаж.

Можно дать возможность ребёнку израсходовать избыточную энергию, записать его в различные спортивные секции. В этом случае большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям и ограничениям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности.

Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами занятий, и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то он тоже вряд ли успокоится, а после занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию.

Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием, бегом и др. видами спорта.

Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.

7. Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Памятка для родителей гиперактивных детей

- Хвалите малыша в любом случае, радуйтесь его успехам. Похвала родителей для ребёнка - как огромный вкусный пряник, укрепляет уверенность в его собственных силах.

- В общении с ребёнком используйте как можно больше ласковых слов.

- Как можно реже повторяйте слова "нет" и "нельзя".

- Спокойно и мягко разговаривайте с малышом.

- Не перегружайте ребёнка слишком большим количеством заданий.

- Хвалите ребёнка за любые виды деятельности, которые требую концентрации внимания.

- Придерживайтесь режиму дня.

- Избегайте большое скопление людей - это может привести к перевозбуждению нервной системы.

- Оберегайте малыша от переутомления, оно приводит к снижению самоконтролю и нарастанию активности.

- Ежедневные длительные прогулки, подвижные игры и бег дают возможность израсходовать избыточную энергию.

- Почаще гладьте ребёнка по голове, прижимайте его к себе, держите за руку - обычно это успокаивает.

Уважаемые родители, уделяйте больше внимания своему ребёнку - результат не заставит себя долго ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности

В работе  используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....

Кружок "Такие разные дети"

Целью дополнительной образовательной программы  является создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учрежден...

"Такие разные дети" Слово "НЕТ".

Психологические особенности детей....

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е...

«Такие разные ложки!» Проект по художественно -эстетическому развитию в средней группе

Изучить   историю и быт  русского народа, приобщить детей к музыкальной культуре....