«Подготовка ребенка дошкольника к участию (НОД) в соответствии с ФГОС ДО»
статья

Доброванова Татьяна Алексеевна

Важнейшим условием развития дошкольника  является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД ), которая строится на адекватных формах  работы с детьми и индивидуальном  подходе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_rebenka_k_nod_1.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

 «Подготовка ребенка дошкольника к участию  (НОД)  

  в соответствии с ФГОС  ДО»

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения»  

                                             К.Д. Ушинский.

 «Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  •  сохранение здоровья ребёнка;
  •  развитие базовых качеств личности;
  •  построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

     В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ.

 

Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:

  •  уход от учебной деятельности (занятий),
  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  •  включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника  является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД ), которая строится на адекватных формах  работы с детьми и индивидуальном  подходе

НОД - основная форма обучения в детском саду.

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др.  Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

      Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В основе  ФГОС ДО  лежит  важнейший  дидактический принцип  - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат  которого  -  успешность воспитания и образования детей  в ДОУ.  НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии  с

  ФГОС ДО

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

-Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной  

   программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;

-Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;

-Интеграция образовательных областей.

Интеграция  направлений развития и образования детей

(Образовательные Области)ФГОС

-        Социально-коммуникативное  развитие

-        Речевое  развитие

-        Художественно- эстетическое  развитие

-        Познавательное   развитие

-        Физическое   развитие

ВИДЫ НОД:

1 Комбинированная  НОД  - сочетание разных видов  деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) . 

2 Комплексная  НОД  - реализация задач средствами разных видов  деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй  его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). 

3 Интегрированная  НОД -  соединяют знания из разных образовательных областей на  равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как  «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) . 

              Подготовка к  НОД включает следующие компоненты:

-Интеграция всех 5 образовательных областей  (соединение  знаний  из разных  образовательных областей на равнoправной основе, дополняя друг друга)

-Соответствие  и продуманнoсть структуры НОД задачам , сюжетная линия НОД  (цепочка   логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой)

-Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность  задания

-Подготовка  материала и оборудование; ПРС к  НОД (соответствие возрасту,  эстетичность, безопасность, рациональнoе размещение и т. п.).

-Целевая составляющая  (триединство задач  - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетoм интеграции ОО)

Обучающая задача: повышать уровень развития ребёнка.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие  способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь,  память,  внимание, воображение, восприятие.   

Цели  НОД

Цель это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.) , который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их

достижения.

Требования при постановке целей: 

-Главным основанием постановки целей  НОД   должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой.

-Цели должны быть актуальными,  отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но   реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка).

-Цели должны быть сформулированы настолько конкретно , чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.

-Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и  соответствовать основным ценностям ДОУ.

-Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими

Методика проведения  НОД

Реализация детских видов деятельности

Они имеют следующие компоненты:

-Умение детей принимать познавательную задачу

-Активность дошкольников

-Готовность дошкольников к проблемным ситуациям

-Усвоение детьми программного материала

Использование разнообразных форм организации детей

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.  

Формы отличаются: по количественному составу участников, способам деятельности,  характеру взаимодействия между ними, месту проведения.

-Индивидуальная (с одним ребенком)

-Подгрупповая (индивидуально коллективная)

-Фронтальная (Обще групповая)

Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей;  вида деятельности; интереса детей к данному занятию;  сложности материала.

Необходимо помнить: Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе

Метод как способ достижения цели

«Метод» -  путь к чему-либо, способ достижения цели. , т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели.

Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который  направлен на решение более узкой учебной задачи. (Практические, наглядные, словесные, игровые и.т.д.)

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД . Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.  

«Прием» — это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему.

Мотивация в формировании  НОД

МОТИВАЦИЯ  - совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание , направленность и характер деятельности.  

           Выбор мотивации зависит:  от задач и целей, учёт возраста .

Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе

 – наличие /отсутствие интереса

Виды мотивации (Мотивация общения ,личной заинтересованности ,проблемно-бытовая ,сказочная ,познавательная, информационная (после 6 лет) ,семантическая (обозначающая)6-7лет ,достижения успеха (5-7 лет),соревновательная (6-7 лет) 

Принципы мотивации :

-Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы  

-Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом

-Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат

-Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

 Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Требования к организации НОД

Санитарно- гигиенические требования.

Дидактические требования.

Организационные требования.

Форма общения педагога с детьми при проведении НОД  :

Это - партнерские отношения :

 Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге

 Разрешено свободное размещение детей

 Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

 Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

(На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом)

Особенности организации НОД:

  • организация образовательной деятельности без принуждения;
  •  ненасильственные формы организации;
  •  развивающий характер  обучения дошкольников;
  •  чувственный способ познания мира;
  •  присутствие субъектных отношений педагога и

  детей ( сотрудничество, партнерство)

  •  игровая цель или другая интересная детям;
  •  опора на опыт и знания детей;
  •  преобладание диалога воспитателя с детьми;
  •  предоставление детям возможности выбора деятельности и

   организация проблемно  поисковой деятельности;

  •  более свободная, в отличии от занятия, структура ОД;
  •  создание ситуаций успеха;
  •  развитие  креативности, самостоятельности, инициативы детей  
  •  активное участие  младшего воспитателя.    

Вывод 

   Основной целью воспитательно-образовательной работы   является  реализация  требования программы воспитания и обучения.

Главная задача   – вооружение детей знаниями, умениями, навыками.

А достичь этого можно в процессе    правильной организации  ОД, которая подразумевает   активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.  От педагога  зависит успех и эффективность  воспитательно-образовательной работы.  НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.   Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;    способствуют формированию коллективных взаимоотношений;    в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом правильно организованная НОД  это:

  •  Мотивация.
  •  Субъект-субъект, сотрудничество.
  •  Интеграция.
  •  Проектная деятельность.
  •  Партнерство.
  •  Комплексный подход к обучению.
  •  Самостоятельно-поисковая деятельность.
  •  Разнообразие видов деятельности.
  •  Совместная деятельность воспитателя и ребенка.
  •  Взаимодействие с семьями детей.
  • Учет интересов детей.
  •  Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети  

                                                             

 Литература :  
1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,  
2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12)  
3.Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990.  
5. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997.  .
6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент плана образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО "Осень"

Изобразительная  деятельность и конструирование на один день в режимных моментахВозрастная группа:  старшая...

Организация предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОСДО

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОСДО «Пожарная машина»

Интегрированное занятие по конструированию «Пожарная машина»(Коллективная работа)Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество».ЗадачиОбра...

"Роль игры в подготовке ребенка-дошкольника к школьному обучению"

В данной статье рассказывается о роли и значении игры в развитии ребенка-дошкольника. Перечисляются виды игр, которые помогут подготовить ребенка не только к школе, но и к будущкй взрослой жизни...

«Практические упражнения для нейропсихологической подготовки ребенка-дошкольника к школе»

В настоящее время активизировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.Де...

"Дневник подготовки ребенка- дошкольника к сдаче нормативов ГТО"

quot;Дневник подготовки ребенка- дошкольника к сдаче нормативов ГТО"...