Современные концепции одаренности.
статья

Сидорова Наталья Евгеньевна

Современные концепции одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_kontseptsii_odarennosti.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1056»

Современные концепции одаренности

Подготовила:

Сидорова Наталья Евгеньевна

2018

Современные концепции одаренности ведут свою «родословную» от исследований Ф. Гальтона. Его попытка найти истоки гениальности не в «божественной» предопределенности, а во врожденных способностях знаменует начало научного этапа в исследовании одаренности.

В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле разнообразных теоретических направлений:

- психофизиологическое направление - ориентировано на изучение корреляционных зависимостей между успешностью решения интеллектуальных задач и показателями функционирования отдельных структур ЦНС (А. Н. Лебедев, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицын, Т. А. Ратанова, В. М. Русалов, П. В. Симонов, Е. Шафер и др.);

- психогенетическое, изучающее генотипические и средовые детерминанты развития интеллекта и когнитивных функций (Ф. Гальтон, М. С. Егорова, П. Пломин, В. М. Русалов, Г. Ньюмен и др.);

- тестологическое, психометрия интеллекта и когнитивных функций в психологии занимает важное место (Р. Амтхауэр, Д. Векслер, А. Гезел, Р. Кеттелл, Э. Клепаред, Р. Мейли, Г. Мюллер, Г. Мюнстенберг, Дж. Равен, Т. Симон, Л. Терстоун, В. Штерн, Э. Эббингауз и т. д.);

- лонгитюдные исследования (Л. Термен, К. А. Хеллер, Ф. Ганье, Л. Х. Фокс, Е. И. Щебланова, Н. В. Шумакова и др.);

- общепсихологическое, которое ориентированно на изучение мышления и когнитивных функций, рассматриваемых как фундамент одаренности. Родоначальниками этого направления принято считать представителей гештальт-психологии (М. Вергеймер, К. Дункер, К. Коффка, Н. Майер и др.). В течение XX века эта линия развивалась как в зарубежной (Дж. Гилфорд, К. Клюге, А. Осборн и пр.), так и в отечественной психологии (Л. Ф. Бурлачук, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, С. Л. Рубинштейн, Н. И. Чуприкова, Д. Б. Эльконин и др.). Другой линией в рамках указанного направления является изучение одаренности с точки зрения психологии способностей, творчества и таланта (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Э. А. Голубева, А. Б. Залкинд, С. П. Кудрявцева, М. В. Кузьмина, А. Л. Леонтьев, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич др.);

- социально-психологическое - данное направление концентрирует внимание на проблемах корреляции интеллектуальных способностей с уровнем аффективного развития, социальным статусом индивида (А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, А. М. Матюшкин, А. В. Петровский, Л. В. Попова, В. Э. Чудновский, А. Танненбаум и т. д.);

- анализ и разработка принципов и методов идентификации одаренных детей (Д. Б. Богоявленская, Л. Ф. Бурлачук, Л. А. Венгер, И. В. Дубровина, Е. И. Щебланова, А. Г. Шмелев, Г. Ю. Айзенк и др.);

- динамический подход - одаренность рассматривается как интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности; она изначально не задана генотипом и не зависит от условий среды (Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, В. П. Зинченко, И. И. Ильясов, Н. С. Лейтес, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, Ф. Монкс, Дж. Ренэулли, Э. П. Торрэнс, Дж. Фельдхусен и др.).

Многочисленные исследования, проводимые как в отечественной, так и в зарубежной психологии, убедительно доказывают, что одаренность есть образование больше динамическое, нежели статическое. Установлена прямая зависимость характера и уровня развития одаренности от конкретных методов и приемов обучения, которые применялись по отношению к данной конкретной личности. Одаренность даже сводится некоторыми исследователями (З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская) непосредственно к обучаемости.

Определены четкие параллели между той социальной средой, в которой воспитывался ребенок, и характером, а также уровнем сформированности его способностей (различия в одаренности среди рабочих, крестьян и служащих (Е. В. Гурьянова, П. П. Соколова).

Исследователи включают в структуру одаренности мотивационные, эмоционально-волевые характеристики, интересы, самооценку, Я-концепцию и другие личностные особенности. Особо следует остановиться на исследованиях последних лет, в частности, на работе Н. С. Лейтеса «О признаках детской одаренности». Автор поднимает вопрос о правомерности использования понятия «одаренный ребенок».

П.Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое.

В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности; творческое умение; творческая мотивация.

Концепция одаренности, предложенная Д.Фельдхьюсеном, состоит из трех пересекающихся окружностей ядро, по его мнению, должно быть дополнено Я-концепцией и самоуважением. Она сходна с моделью Рензулли, но имеет свои особенности. Он в категорию общих способностей включает креативность, а его мотивация другого толка - мотивация достижения.

Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика (Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенков и др.). Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности включены факторы среды

К таким, например, можно отнести модель Ф.Монкса - «мультифакторная модель одаренности». Ф.Монкс дополняет уже три традиционных пересекающихся круга Дж.Рензулли треугольником, обозначающим основные факторы микросреды: «семья», «школа», «сверстники».

Наиболее интересный вариант такого решения - «пятифакторная модель» А.Таннебаума. Он подчеркивает, что само по себе наличие выдающихся интеллектуальных, творческих качеств не может гарантировать реализацию личности в деятельности. Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внутренние и внешние факторы.

Немецкий ученый К.Хеллер считает наиболее эффективными в педагогическом отношении многофакторные модели одаренности. Долговременное исследование К.Хеллера по выявлению и специальному обучению одаренных детей построено на базе разработанной им многофакторной модели («Мюнхенская модель одаренности»). Одаренность понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности.

Западные концепции одаренности.

Концепция одаренности Дж. Гилфорда

«Структура интеллекта» Дж. Гилфорда легла в основу многих психолого-педагогических концепций диагностики, прогнозирования, обучения и развития одаренных детей в зарубежной педагогической теории и практике. Ее рассматривают как одну из самых известных среди всех когда-либо предложенных моделей интеллекта. Естественно, что при этом она является и одной из самых критикуемых (Р.Стернберг, Е.Григоренко и др.)

Дж. Гилфорд находит несколько общих фундаментальных оснований для многочисленных реальных проявлений (факторов) интеллекта и на этой основе классифицирует их, выделяя три фундаментальных способа объединения интеллектуальных факторов. В основе классификации интеллектуальных факторов первого блока («операции») - выделение основных видов интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Этот подход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей (факторов):

1. Познание - восприятие и понимание предъявляемого материала;

2. Память - запоминание и воспроизведение информации;

3. Конвергентное мышление - логическое, последовательное однонаправленное мышление, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ;

4. Дивергентное мышление - альтернативное, отступающее от логики, проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов;

5. Оценка - суждение о правильности заданной ситуации.

Несмотря на довольно глубокую проработанность, данная модель остается открытой системой. На это указывает и сам автор, отмечая, что к уже имеющимся 50 факторам может быть добавлено больше 120. В настоящее время их выделено уже более 150.

Предложенное Дж. Гилфордом деление мышления на конвергентное и дивергентное стало существенным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей, а следовательно, и способствовало большему их пониманию. И фактически положило начало разведению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность».

Гилфорд выделял «творческую одаренность» и «интеллектуальную одаренность».

Творчество в его понимании - естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности. В его основе лежит дивергентное мышление. В основе интеллектуальной одаренности лежит конвергентное мышление.

Многофакторная модель «структуры интеллекта» Дж. Гилфорда представлена в виде модели куба, каждое измерение которого представляет собой один из способов измерения факторов: в одном измерении располагаются различные виды операций; в другом измерении - находятся разные виды конечного мыслительного продукта; в третьем измерении - разные виды содержания.

Рекомендуемые направления сопровождения развития одаренности: внедрение комплексных моделей диагностики и развития одаренности в образовательной среде. Свойством данной модели является то, что она носит комплексный характер, содержит описание разных типов когнитивных способностей, позволяет педагогическим работникам использовать самые разнообразные методы, далеко выходящие за рамки обычных учебных программ, стимулирования учебного процесса.

Концепция развития человеческого потенциала Дж. Рензулли

В данной концепции одаренность рассматривается как сочетание трех характеристик:

1. Интеллектуальной одаренности;

2. Творческой одаренности или креативности;

3. Мотивации или побуждения к деятельности.

Интеллектуальная одаренность индивида оценивалась до 50-х годов ХХ века в основном по результатам теста интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ), однако в дальнейшем выяснилось, что данные тесты не позволяют спрогнозировать развитие умственных способностей у детей. Как свидетельствовали многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем.

Концепция Ellis Paul Torrance.  

Одним из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был американский ученый Ellis Paul Torrance (Торренс). Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Творческая одаренность или креативность - одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У Торренса их четыре: беглость, оригинальность, гибкость, разработанность. «Креативность - пишет Торренс - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое.

 В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности; творческое умение; творческая мотивация.

Концепция Д.Фельдхьюсена.

Концепция одаренности, предложенная Д.Фельдхьюсеном, состоит из трех пересекающихся окружностей ядро, по его мнению, должно быть дополнено Я-концепцией и самоуважением. Она сходна с моделью Рензулли, но имеет свои особенности. Он в категорию общих способностей включает креативность, а его мотивация другого толка – мотивация достижения.  Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности включены факторы среды.

К таким, например, можно отнести модель Ф.Монкса – «мультифакторная модель одаренности».

Ф.Монкс дополняет уже три традиционных пересекающихся круга Дж.Рензулли треугольником, обозначающим основные факторы микросреды: «семья», «школа», «сверстники».

Наиболее интересный вариант такого решения – «пятифакторная модель» А.Таннебаума. Он подчеркивает, что само по себе наличие выдающихся интеллектуальных, творческих качеств не может гарантировать реализацию личности вдеятельности. Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внутренние и внешние факторы:

- фактор общие способности;

- специальные способности в конкретной деятельности;

- специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые);

- стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа);

- случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужный час).

Концепция  К. Хеллера.

Немецкий ученый К.Хеллер считает наиболее эффективными в педагогическом отношении многофакторные модели одаренности. Долговременное исследование К.Хеллера по выявлению и специальному обучению одаренных детей построено на базе разработанной им многофакторной модели («Мюнхенская модель одаренности»). Одаренность понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности.

Высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения.

 Модель включает:

- факторы одаренности (интеллектуальные способности, креативность, социальную компетентность и др.),

- факторы среды (микроклимат в семье, классе),

- достижения (спорт, языки, естественные науки др.)

- не когнитивные личностные особенности (преодоление стресса, мотивации достижений, стратегии работы и учебы и ряд других).

Отечественные концепции одаренности.

Мотивация или побуждение к деятельности становится важнейшим фактором на пути развития одаренности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности доминируют мотивы. Важные аспекты этой проблемы освещены в исследованиях психологов В.Э.Чудновского и В.С.Юркевича. Они отмечают, в частности: «...умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей.

Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М.

Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.

Основные структурные компоненты одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития:

- доминирующая роль познавательной мотивации,

- исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового,

- возможность достижения оригинальных решений,

- возможность прогнозирования и предвосхищения,

- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Она совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека. Внешние проявления творчества многообразны: более быстрое развитие речи и мышления, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счетом; любознательность ребенка, исследовательская активность.

Структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности. У одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула, обнаружению нового в обычном. . Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов.

По мере творческого развития одаренного ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширяется исследовательский диапазон, появляется возможность к исследованию непосредственно не данного, определению отношений причин и следствий. С этого этапа основным структурным компонентом одаренности ребенка становится проблемность, выражаясь в поиске несоответствий и противоречий. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся стереотипов. Решение такой “нерешаемой” проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования побочных продуктов деятельности, латеральных форм мышления.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему, отказом от стандартных очевидных гипотез.

Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения. Эффективность поиска определяется мерой предвосхищения, антиципации каждого последующего шага решения, прогнозирования его последствий. Глубина предвосхищения составляет необходимый компонент общей одаренности.

Интегральным элементом одаренности является оценочная функция всех сложных психологических структур. Способность к оценке обеспечивает возможности самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, определяя этим его самостоятельность, некомфортность и многие другие интеллектуальные и личностные качества. 

Одаренность как динамическая характеристика в концепции А.И. Савенкова.

Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и существенно, качественно меняется в ходе развития. Динамический подход в значительной мере лишает разработку данной проблемы налета элитарности. Одаренность – не статичный (константный) личностный показатель, это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому практически непрерывно меняющийся.

Это делает особенно значимой уже не проблему обучения одаренных детей, а проблему развития детской одаренности, или, говоря иначе, проблему развития потенциала личности каждого ребенка.

Положения динамической теории одаренности, предложенной Л.С.Выготским, опираются, в свою очередь, на идеи Павлова ("рефлекс цели"), А.Адлера (сверхкомпенсация) и Т.Липса ("теория запруды"). Основной тезис динамической теории одаренности - не статический, а динамический характер одаренности. Очевидна неизбежность динамического подхода в работе педагогов. Бесперспективна работа со "статической" одаренностью, данной или не данной раз и навсегда.

Основные положения динамической теории одаренности, задающие принципы работы с одаренностью:

1. Развитие социально обусловлено. Все развитие ребенка - это процесс приспособления к окружающей социальной среде. Поэтому важнейшим фактором являются именно препятствия, неприспособленность ребенка, которые и задают направления развития.

2. Принцип перспективы будущего. Упомянутое уже направление развития определяется тем, какие препятствия возникают в процессе развития. Преграды становятся "целевыми точками" развития.

3. Принцип компенсации. Наличие препятствия мобилизует психические функции "вокруг" возникшего препятствия. Но существует опасность того, что компенсация может пойти по ложному пути (ложная компенсация), что может привести к искажению развития личности.

В соответствии с концепцией развития одаренности он расклассифицировал их на три сферы: «когнитивного развития» (любознательность, сверхчувствительность к проблемам, познавательная самодеятельность и др.), «психосоциального развития» (перфекционизм, социальная автономность, лидерство и др.) и «физического развития».

Попытка подобного подхода к разработке концепции одаренности была предпринята А.М. Матюшкиным и впоследствии развита исследованиях Савенкова, но если у А.М. Матюшкина выделено пять характеристик, то он предлагал не ограничивать их список. Это положение имеет принципиальный характер, во-первых, одаренность, как любое сложное природное явление не может быть описано в виде относительно простой, логически ясной схемы, во-вторых, мы рассматриваем одаренность как интегративное личностное свойство, проявляющееся по-разному, в разных ситуациях. Описывая их, следует понимать, что всегда будет оставаться вопрос о том, все ли качества перечислены. Кроме того, изменения характера деятельности, вызванные самыми разными причинами, также могут порождать новые требования к этим личностным проявлениям. Поэтому целесообразно оставить список открытым, а процесс уточнения рассматривать как непрерывный.

Рабочая концепция одарённости.

Особое место в ряду современных концепций одаренности занимает «рабочая концепция одаренности» (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С.

В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Концепции, которая выражала бы не частное мнение одного, пусть даже самого авторитетного исследователя, а теоретическую модель, которая вобрала бы в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии. Это позволило бы ей сыграть роль своего рода государственной директивы, служить точкой отсчета, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию, видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название - «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова).

По определению авторов концепции: «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Давая ему собственную оценку, авторы отмечают: «В предлагаемом определении удалось отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества».

Интересным, оригинальным является предложение авторов концепции представить «ядро одаренности» не в виде трех, как в западных моделях, а в виде двух основных компонентов - инструментального и мотивационного. Это, безусловно, существенный шаг вперед по сравнению с моделями, выполнявшими ранее функции официальной точки зрения (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин и др.).

Разведение интеллекта и креативности - предмет давних споров наших исследователей, правда, не столько с зарубежными исследователями, сколько между собой. Авторы «Рабочей концепции одаренности» провели эту дифференциацию внутри так называемого «инструментального компонента» одаренности, что представляется в данном случае вполне оправданным, логичные и весьма продуктивным шагом.

Мотивация дифференцирована авторами более традиционно. Она содержит пять основных признаков:

1. повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности;

2. ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом;

3. повышенная познавательная потребность;

4. предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации;

5. высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Принципиально иначе, по сравнению с господствовавшими ранее представлениями, рассмотрена авторами проблема видов одаренности. Ими выделено пять критериев для их определения:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (к основным видам деятельности авторы относят: практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную; сферы психики представлены: интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой).

2. Степень сформированности (дифференцируется как потенциальная и актуальная).

3. Форма проявлений (явная одаренность и скрытая одаренность).

4. Широта проявлений в различных видах деятельности (обобщая одаренность и специальная одаренность).

5. Особенности возрастного развития (ранняя одаренность и поздняя одаренность).

Вероятно, в дальнейшем данная теоретическая модель будет доработана и внедрена в образовательную практику.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одарённости: понятия, виды, проблемы. - М.: МИОО, 2005. - 176 с.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.

3. Лейтес Н. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. - М.: МПСИ, 2008. - 480 с.

4. Ридецкая О.Г. Психология одарённости. Учебно-практическое пособие. - М.: ЕАОИ, 2010. - 374 с.

5. Ушаков Д. Психология интеллекта и одарённости. - М.: Когито-центр, 2011. - 365 с.

6. Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008 г. № 2, с.154-165.

7. Бабаева Ю.Д., Попова Е.Н., Сабадош П.А. Творческие способности и ценностная структура личности// Психология и школа, 2008 г. № 1, с.55-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место творческого развития в современной концепции дошкольного образования.

Известно практически каждому человеку, что и обучение, и воспитание человека начинается в кругу семьи. Маленький человечек от самых близких ему людей усваивает первые знания, умения, навыки. Но младен...

Современные концепции организации развивающей среды.

Современные  философы  трактуют  понятие  « среда»  как систему, включающую  взаимосвязи  предметного и  личностного  характера. Через среду воспитание ада...

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕТСТВА

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕТСТВА...

«Пальчиковые игры и их влияние на всестороннее развитие ребенка в рамках современных концепций дошкольного образования»

Педагогический проект направленный на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Современные концепции воспитания.

Современные концепции воспитания...

«Современные концепции дошкольного образования»

Современные концепции дошкольного образованияохрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;• обеспечения равных возможностей полно...