Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников.
консультация

Лифанчикова Ирина Владимировна

 В настоящее время открытость и взаимодействие-неотъемлемая часть педагогического процесса! В своей практике я ежедневно встречаюсь с родителями, делюсь с ними нашими достижениями, привлекаю в совместные выступления на праздничных мероприятиях. Это позволило мне установить доброжелательную атмосферу творчества, дружбы, взаимопонимания! Дети вместе с родными людьми ярче раскрывают свои таланты, увлечения! Родители же в свою очередь, видя какой продолжительный труд стоит за результатами, уважительно и серьезно относятся к нашим успехам!! 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация и содержание работы музыкального руководителя с родителями.

« Вопрос о работе с родителями - это

большой и важный вопрос. Тут надо

                                                                                                          заботиться об уровне знаний самих

родителей, о помощи им в деле

самообразования, вооружения их  известным

педминимум, их практике в детсадах,

привлечении их к этой работе».

                                                                                                                        ( Н. К. Крупская)

Музыкальный руководитель

Лифанчикова Ирина Владимировна.

                                                  Пос. им. Воровского.

Пояснительная записка.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, « … только в молодости человек может развернуть и воспитывать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что – то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие  должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.

Процессы  демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на следующих принципах:

  • Единое понимание  педагогом и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • Родители и педагог являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • Уважение, помощь и доверие к ребенку,  как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
  • Знание педагога и родителей воспитательных возможностей коллектива и семьи,  максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.

В работе с родителями я выделила несколько форм работы:

  • Родительские собрания. Кратко и доступно раскрыть суть моей работы с детьми, цели и задачи стоящие передо мной. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики.
  • « Круглый стол» В нем принимают участие все специалисты ДОУ. Родители и педагоги свободно общаются друг с другом. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей. Здесь можно показать родителям открытое занятие или видеозапись музыкального занятия.
  • Наглядные формы работы. Подготовить для родителей материал на стенде « Музыкальная палитра», организовать фотовыставку и выставку рисунков по классическим произведениям, с  которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях. « Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми и самим « включиться» в общение, могут сами поучаствовать в играх, исполнить песню, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах.
  • Консультации, индивидуальные беседы. Тематика консультаций  и бесед разнообразная возникающая по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Темы бесед: « Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?», « Как помочь  вашему ребёнку красиво и правильно петь?» т.д. Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
  • Организация праздников и развлечений совместно с родителями.

Родители привлекаются к подготовке совместных досугов, участвуют в конкурсах, в постановке и исполнение танцев. Показывают детям спектакли и кукольные представления. Проводятся совместные игры, КВН, соревнования, викторины.  Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в  дальнейшим педагогу проще налаживать с ним контакты, предоставлять педагогическую информацию.

В этом году на родительском собрании я  познакомила родителей всех возрастных групп с таким разделом музыкального занятия, как восприятие музыки.  Детям в этом разделе  даются множественные задания по жанрам, видам, средствам выразительности произведений искусств, истории их создания. Я объяснила родителям, что самое главное в восприятии музыки – это воспитательные задачи, т.е. средствами искусства воспитывать ребёнка, воздействовать на становление его духовный потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине и т.д.

Начиная со средней группы, я использую классические произведения. А классическим называют самое эстетическое, самое лучшее, зрелое и совершенное.

В старшем дошкольном возрасте использую не отдельные произведения тех или иных видов искусств, а их синтез. Синтез музыки, поэзии и живописи. Музыкальное, литературное и изобразительное искусства, с  одной стороны, воздействуют на главные сферы личности ребёнка (чувства, мысли, представления), а с другой – являются тремя способами освоения мира ( чувствование, осмысление, преобразование). Обусловлены эти виды искусств такими процессами как переживание, мышление, воображение.

Н. А. Римский – Корсаков так говорит о воздействии на человека этих трёх видов искусств:

  • « Живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении настроение.
  • Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение.
  • А музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ».

Таким образом, искусство стремиться воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством.

Такой подход называется – « полихудожественный». Где « поли» - « много», « художеств» - « искусств», т.е. много искусств. И действуют они сразу одновременно.

Проводя с родителями мастер – класс, я выбирала те музыкальные произведения, которые прослушали  их дети в данной возрастной группе. Родители отвечали на такие  же вопросы, которые я задавала  их детям.

-Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку, стихи и смотрели картину?

-Как вам рассказала об этом музыка? Какие музыкальные инструменты звучали?

-А какие цвета выбрал художник для этой картины? и т.д.

Ответы детей  на музыкальных занятиях превращаются в целые рассказы, они более эмоциональны и непосредственны в своих рассуждениях и высказываниях, чем родители. Им я индивидуально рассказывала, как  отвечал  их ребёнок. После такого прослушивания музыки у детей возникает желание нарисовать свою картину, передать свои чувства через рисунок.  Так появилось домашнее задание, совместное творчество родителей и детей. Ребята дома подробно  пересказывают  родителям  свои чувства об услышанном на музыкальном занятии. Фантазируют вместе с родителями  и воплощают это в своих рисунках, поделках. На повторном прослушивании ребята представляют, показывают и рассказывают о своих картинах, а мне очень приятно видеть с каким теплом создавалось это семейное чудо. Каждый член семьи вносил, что – то своё, очень близкое ему. Но самое главное в этих работах сохранялся темп, ритм, настроение музыки, поэзии.

Благодаря такому творческому подходу, по словам родителей, они сами узнали очень много нового о музыке, живописи и поэзии. И ждут с нетерпением новых домашних заданий и рассказов детей о музыкальных занятиях.

Я считаю, что такая форма работы с родителями приносит положительные результаты. Наблюдая за изменениями в своих детях, родители стали проявлять интерес к работе музыкального руководителя, т.е. больше уделять внимания  музыкальному развитию ребёнка.

Перспективный план работы с родителями на 2018-19 учебный год.

Квартал

Работа с родителями

I квартал

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования музыкальности у ребенка.

2. Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок и музыка».

3. Участие в выставке поделок из природного материала. Все участники награждаются грамотами на осеннем празднике.

4. Родительское собрание «Давайте поговорим всерьёз о музыке».

II квартал

(декабрь, январь, февраль)

1. Консультация «Как организовать в семье праздник Новогодней елки».

2.Конкурс  «Лучший СНЕГОВИК своим руками».

3. Оформление папки-консультации « Как самостоятельно изготовить детские музыкальные инструменты».

4.  День открытых дверей с показом музыкального занятия.

III квартал

(Март, апрель, май)

1. Консультация на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».

2. Фотоконкурс  «Здоровый образ  жизни моей семьи».

3. Совместные развлечения, посвященные международному женскому дню.

4. Индивидуальные беседы с родителями детей подготовительной группы с рекомендациями по дальнейшему обучению детей в детской школе искусств.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Взаимодействие

музыкального  руководителя ДОУ

 с родителями.»

Музыкальный руководитель:

                                 Лифанчикова Ирина Владимировна

ПГТ им. Воровского 2017г.

 «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями »

Проект рассчитан на весь период пребывания ребенка в детском саду (с младшей группы и до выпуска в школу)

Срок реализации 5 лет

Актуальность

 «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

                                                                                         В. А. Сухомлинский

            Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.

           Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.

          Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

                Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.

 Цель:

 Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.

 Задачи:

 - развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать к музыкальному искусству.

 - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс,

 - разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении,

 - активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОУ.

 В связи с новыми требованиями воспитательно -образовательный процесс подразделен на:

 -организованную образовательную деятельность;

 -образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

 -самостоятельную деятельность детей;

 -взаимодействие с семьями детей.

Средства реализации

Средства реализации заключаются в формах взаимодействия музыкального руководителя с родителями.

Формы работы взаимодействия с семьёй:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (н-р, День открытых дверей):

1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);

2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместномумузицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

- Подготовка отдельных номеров;

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:

- Работы музыкального зала,расписание музыкальных занятий;

- Значимости музыкального воспитания детей;

- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;

- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;

- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;

- Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:

«Музыкальное воспитание в семье»,

«Родителям о музыкальном воспитании»,

«Советы: музыкальное воспитание»,

«Как слушать музыку с ребёнком».

7. Папки – передвижки.

Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:

«Музыкальные игры в детском саду»,

«Ваш ребёнок любит петь?»,

«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,

«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,

«Как в жизнь приходит музыка…»,

«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.

Планирование взаимодействия музыкального руководителя с родителями.

             ЗАДАЧИ

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

 ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

         

  СРОКИ

Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка.

Диагностировать характер взаимоотношений «ребёнок - родители». Выработать совместно с родителями стратегии развития ребенка, реализуемые в ДОУ и дома.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, способствующих накоплению музыкальных впечатлений детей, становлению их музыкальных способностей.

Совершенствовать коммуникативные умения родителей; создавать в процессе общения атмосферу совместного творчества.

 Консультация

 « Воспитание  эстетических потребностей

 (гармония,  порядок, красота, музыка) в семье»

 Опрос 

  «Как обеспечить положительное  

   самоощущение ребенка». Заполнение таблицы

   личностно-оценочных связей (родитель-ребенок)

СЕНТЯБРЬ

 Выступление на общем родительском собрании «Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС».

 Занятие практикум «Дидактические пособия и атрибуты для музыкальной и театрализованной деятельности своими руками»

 

  ОКТЯБРЬ

 Выставка  «Моя малая Родина» (принять участие в сборе  песенного,  фольклорного материала; изготовлении костюмов и атрибутов к празднику).

 Совместное проведение праздника

 «Моя малая Родина»

НОЯБРЬ

 

Оформление  наглядно-педагогической

  пропаганды по теме «Если вас пригласили

  на утренник»

 Семинар-практикум по теме: «Использование

   мультимедийных презентаций в музыкальном

   развитии ребенка. Работа на сайте МДОУ»

 

ДЕКАБРЬ

 

 Педагогическая копилка «Развитие  творческого

  потенциала ребенка в музыкальной деятельности»

 Участие родителей в разлекательной программе

 для детей  «Режиссерская песня».

   ЯНВАРЬ

 Выступление творческой группы на родительском

   собрании  «Наши музыкальные подарочки

   для  папочки и мамочки».

Презентация  «Шустрые, активные, веселые,

  спортивные – это МЫ»».

         

  ФЕВРАЛЬ

 ППО. «Караоке – полезное времяпрепровождение

   в семейном кругу»

 Создание фонотеки «Песни, стихи современных

   композиторов, поэтов  для детей дошкольного

   возраста»

   

МАРТ

Практикум «Музыкальная гимнастика  в борьбе

  с гиподинамией».

АПРЕЛЬ

Презентация на сайте детского сада страницы «Слушаем, поем, танцуем» (медиаматериал)

Совместный праздник «Выпуск детей в школу» (включение родителей в праздник и подготовку к нему).

МАЙ

                       

            Ожидаемые результаты проекта:

1.        Повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей

2.        Повышение качества музыкального образования детей

3.        Взаимодействие всех участников педагогического процесса выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи

4         Повышение детской самооценки, формирование самостоятельности

1.        Развитие  творческого  потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.

2.        Сближение родителей со своими детьми, привитие любви и уважения к членам семьи.

3.        Повышение личного авторитета педагога.

Литература:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.

2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.

4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в образовательной деятельности. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников МАДОУ №7

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по новому взглянуть на проблему взаимодействия МАДОУ №7 с родителями, с целью создания единого образовательног...

"План взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников, педагогами на 2018-2019 учебный год."

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям и педагогам детских садов и содержит информацию по взаимодействию муз рук с родителями воспитанников и педагогами детского сада по музыкаль...

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников...

«Инновационные подходы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ»

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формиров...

Проектная работа «Инновационные подходы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ»

На примере этого проекта я рассматриваю модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников. Разработан план по взаимодействию музыкально...

Музыкальная студия-способ взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников.

Музыкальная студия поможет организовать совместную музыкальную деятельность между родителями и детьми, она будет способствовать развитию творчества в каждой семье....