План-программа взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников "Музыкальное содружество"
рабочая программа

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-programma_muzykalnoe_sodruzhestvo.docx34.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание программы

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Принципы и подходы к реализации программы
  4. Актуальность
  5. Особенности организации и проведения программы
  6. Ожидаемые результаты
  7. Критерии эффективности
  8. Этапы реализации программы
  9. Заключение
  10.  Список используемой литературы

Введение

Социальное партнерство – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Семья – это социальный институт воспитания. Именно в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Семейное воспитание – это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей. Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно – ориентированного подхода на основе социального партнерства.

Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно – правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом, важно чтобы общение музыкального руководителя и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В дошкольной   организации ребенок получает музыкальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную музыкальную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.

2. Пояснительная записка

Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, создаются оптимальные условия для повышения культуры родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в музыкальном воспитательном процессе с целью развития личности ребенка.

Новизна  и  практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно – воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность  и заинтересованное отношение родителей за художественно – эстетическое воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации программы, возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации.

Цель программы — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в музыкально-образовательном пространстве ДОУ.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
  • обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

3. Принципы и подходы к реализации программы

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально – педагогическое наблюдение с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания – встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

4. Актуальность

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
  • Преемственность согласованных действий
  • Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ
  • Индивидуальный подход
  • Сотрудничество, а не наставничество
  • Динамичность
  • Этапность реализации

5. Особенности организации и проведения программы

Участники программы:

  • администрация МБДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно- методическое оснащение;
  • педагоги МБДОУ – взаимодействуют с родителями (законными представителями) и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
  • родители (законные представители) – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах, обмениваются опытом музыкального воспитания детей;
  • дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Срок реализация: с сентября 2018 г. по май 2020 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Срок реализации – сентябрь 2018 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной.

Срок реализации - октябрь - апрель

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

 3 этап – заключительный.

Срок реализации – май 2019 г.

Цель – подведение итогов взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников.

Риски:

  • трудность привлечения родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей;
  • оптимизация педагогического коллектива.

Средства реализации

Средства реализации заключаются в формах взаимодействия музыкального руководителя с родителями (законными представителями).

Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:

  1. Информационно – аналитические:

- анкетирование

- тестирование

  1. Наглядно – информационные:

-  стенды

-  альбомы

- папки-передвижки

-  фото – выставки;

  1. Познавательные:

- родительские собрания

- консультирование

-  индивидуальные беседы

-  круглые столы

-  совместное создание развивающей среды

  1. Досуговые:

- открытые просмотры музыкальной деятельности

- совместные праздники и развлечения

- дни здоровья

-  экскурсии

-  выставки

-  творческие конкурсы

-  совместные проекты

-  дни открытых дверей.

6. Ожидаемые результаты программы:

  • повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания детей;
  • повышение качества музыкального образования детей;
  • взаимодействие всех участников педагогического процесса выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи;
  • повышение детской самооценки, формирование самостоятельности;
  • развитие творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
  • сближение родителей со своими детьми, привитие любви и уважения к членам семьи;
  • повышение личного авторитета педагога;
  • увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи,

участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

  • у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми,

педагогами, родителями;

  • повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей,

родительская компетенция.

7.Критерии эффективности:

  • рост посещаемости родителями (законными представителями) организуемых совместных мероприятий;
  • Согласованность действий педагогов и родителей (законных представителей);
  • Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
  • Заинтересованность родителей (законных представителей) ;
  • Положительное общественное мнение родителей.

Использование педагогических методик и авторы.

Арнаутова Е. П. «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника»;

Биганина Н.В. «Авторская программа по работе с родителями в современном ДОУ; Белоногова Г., Хитрова Л.» Педагогические знания – родителям» статья в журнале «Дошкольное воспитание». 2003. № 1; Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»; «Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума» Авторы и составители программы: Т.П.Колодяжная, Р.М. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»; Осипова Л. Е.» Работа детского сада с семьёй»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

8. Этапы реализации программы

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Срок реализации: сентябрь

1.Анкетирование родителей всех групп «Музыкальное воспитание в семье».

Цель: выявить музыкально заинтересованные семьи.

Задачи:

  • изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом (по музыкальному воспитанию).

2.Опрос родителей (законных представителей) с целью изучения предполагаемой помощи, исполнении роли родителя в организации совместных мероприятий.

Задачи:

  • установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия
  1. Совещание при заведующей с членами творческой группы МБДОУ на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта»

Задачи: 

  • Анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов ¬ определение основных направлений деятельности по реализации проекта; ¬ организация творческой группы;
  1. Подготовка нормативной базы для реализации проекта.
  • издание Приказа заведующего о реализации проекта;
  • разработка Положения «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС»

5.Посещение родительских собраний.

   Задача: Познакомить с планом работы по музыкальному воспитанию.

2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ

Срок реализации: октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.

ОКТЯБРЬ:

Консультации для родителей.

Индивидуальные беседы с родителями о подготовке к осенним праздникам.

Помощь родителей в оформлении музыкального зала.

Помощь родителей в изготовлении сюрпризов и подарков.

НОЯБРЬ:

Консультации

Привлечение родителей для принятия участия в празднике, посвященному «Дню матери».

ДЕКАБРЬ:

Буклет: «Организация праздника в семье. Музыкальные игры для семейных детских праздников.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к новогодним утренникам, к исполнению ролей.

Помощь родителей в оформлении музыкального зала;

Помощь родителей в изготовлении сюрпризов и подарков.

Пригласить родителей на утренники.

ЯНВАРЬ:

Консультации.

Памятка «Сказка и музыка. Три шага в мир искусства».

Памятка родителям, которые хотят научить детей слушать музыку. Игры, развивающие восприятие музыки.

ФЕВРАЛЬ

Памятка родителям, которые хотят, чтобы их дети стали музыкальными.

Пригласить родителей на праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

Провести совместно с родителями развлечение «Широкая масленица».

Помощь родителей в оформлении музыкального зала;

Помощь родителей в изготовлении сюрпризов и подарков.

Консультация «Домашний оркестр»

МАРТ:

Пригласить родителей на утренники, посвященные Международному женскому дню 8 марта.

Консультация «Сходите с ребенком на концерт» (о пользе культмассовых мероприятий)

Памятка «Правила поведения при встрече с музыкой».

Помощь родителей в оформлении музыкального зала;

Помощь родителей в изготовлении сюрпризов и подарков.

АПРЕЛЬ:

Консультация «Музыкальные способности вашего ребенка. Как их развить».

Памятка родителям: «Игры, развивающие чувство ритма».

Анкетирование родителей.

МАЙ:

Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех возрастных группах.

Детский концерт для родителей.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к выпускному.

Помощь родителей в оформлении музыкального зала.

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Срок реализации: май 2020 г.

Совещание  с членами творческой группы.

Заседание Родительского комитета.

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. (Май 2019г.)

Семинар для ДОУ муниципалитета «Представление результатов реализации проекта». (Май 2020г.)

Общее родительское собрание. Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта. (Май 2020)

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете. Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями. (Май 2020г.)

Создание презентации по итогам реализации проекта. Обобщение опыта работы. (Май 2020г.)

Достигнутые результаты:

- Повысилась компетентность родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания детей.

 - Повысилось качество музыкального образования детей.

 - Улучшилось взаимодействие всех участников педагогического процесса.

- Повысилась детская самооценка, сформировалась самостоятельность.

- Творческий потенциал каждого ребёнка развился с учётом его индивидуальности.

- Окрепло сближение родителей со своими детьми, прививая любовь и уважение к членам семьи.

- Повысился личный авторитет педагога.

9.Заключение

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями (законными представителями) побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.

           Данные анкетирования по итогам года говорят о том, что проводимая работа позволяет повысить уровень компетентности родителей (законных представителей) в музыкальном воспитании детей и сделать их активными участниками педагогического процесса.

            Таким образом, при активном взаимодействии детского сада и семьи в работе по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает, что она становится наиболее эффективной. В результате, наблюдается увеличение числа родителей (законных представителей), принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка. Повышается компетентность родителей в вопросах эстетического воспитания, а также повышается уровень доверия родителей к ДОУ. Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в эстетическом развитии и воспитании ребенка.

Литература

1.Арнаутова Е. П./ Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - Москва, 1994.

2.Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.

3.Доронова Т.Н./ Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, Москва.: «Сфера», 2002.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П.Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002.

5. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями по вопросам музыкально-оздоровительной работы ДОУ

Планирование на год . Взаимодействие музыкального руководителя и родителей по вопросам музыкально - оздоровительной работы....

Анкета для родителей. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями.

Уважаемые родители, просим вас ответить на некоторые вопросы для планирования сотрудничества с вами в работе с детьми по музыкальному воспитанию....

Музыкальная студия-способ взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников.

Музыкальная студия поможет организовать совместную музыкальную деятельность между родителями и детьми, она будет способствовать развитию творчества в каждой семье....

Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья

В соответствии с требованиями ФГОС, родители (законные представители) становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семь...

Мастер класс занятие практикум по теме «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей» «Мама, папа, я музыкальная семья»

Материал содержит конспект  мастер класса, где предлагаются различные виды игр и упражнений для родителей и детей, а также педагогов воспитателей...