Выступление на педсовете №3 «Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуальных способностей через познавательно-исследовательскую дея-тельность
презентация к уроку (старшая группа)

Красильникова Алёна Сергеевна

«Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в младшем дошкольном возрасте»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие познавательных интересов у дошкольников» Подготовила: воспитатель МБДОУ Детский сад № 3 «Зоренька» Красильникова А.С.

Слайд 2

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность

Слайд 3

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений .

Слайд 4

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе воспитатели уделяют внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.

Слайд 5

Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой дошкольник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать - какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания.

Слайд 6

Развитие любознательности , потребности узнать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Слайд 7

Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Слайд 8

Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. Исследовательская деятельность - как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира Экспериментирование - форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы .

Слайд 9

Наблюдение Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап), характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает), издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.

Слайд 10

Дидактические игры В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам: 1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия. 2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям. 3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия. 4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы. 5. Конкретно и четко объяснять правила

Слайд 11

Речевые логические задачи Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

Слайд 12

Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Слайд 13

Развлечения, викторины, конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи образовательной области «Познание».

Слайд 14

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению. Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Зоренька»

Консультация:

Тема: «Развитие познавательных интересов у дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель:

Красильникова Алена Сергеевна

2018г.

г. Лобня

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая  постоянно развивается.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства.

Поэтому, планируя воспитательно-образовательную работу в своей группе, я  уделяю большое внимание развитию  коммуникативных способностей детей в разных видах деятельности. Особое предпочтение отдаю познавательно-исследовательской деятельности, в которой в большей степени осуществляется возможность коммуникации дошкольников. Главной целью этой работы вижу развитие  коммуникативных способностей  и навыков детей для благоприятной социальной адаптации их в обществе.

Именно в экспериментальной деятельность детям предоставляется возможностьсамостоятельно решать поставленные задачи, находить пути их решения и реализации задуманных проектов.

Предлагая детям поставить опыт, ставлю цель и задачи, которые должны быть решены. Даем детям время на обдумывание, затем привлекаем их к обсуждению хода эксперимента. Главное, дать дошкольникам возможность самостоятельно, в процессе деятельности прийти к выводу, что легче и проще найти решение, если работать, трудиться сообща, принимая во внимание мнение, знания, опыт своих товарищей, друзей. Дети непроизвольно начинают общаться между собой, вовлекая в деятельность все большее количество дошкольников, даже малоактивных, застенчивых, замкнутых, молчаливых …

Конечно, опыт можно проводить под команду педагога, но «злоупотреблять» этим не следует, так как это лишает детей инициативы и свободы воли.

Не желательно подсказывать и конечный результат, потому что теряется  ценное ощущение первооткрывателей, первопроходцев, экспериментаторов. Во время работы не требую от детей  идеальной тишины, дисциплины – к этому дети приходят самостоятельно, «с головой» окунувшись в деятельность. Здесь  они должны проявляют коммуникативные способности, работают сообща, с увлечением, ведут беседы, споры, рассуждения, размышления. В такой обстановке дети становятся раскрепощенными, «свободными от педагогического воздействия». 

Моя задача - не выпускать из поля зрения  детей медленно работающих, необщительных и помогать им тихонько присоединяться к коллективу для плодотворной работы. Направить деятельность «сильных детей» на оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

Мною разработан проект  по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников под названием «В гостях у Дедушки Зная».

Работа над проектом ведется со среднего возраста. Сначала деятельности используем различного рода упражнения, мини-задания, мини-эксперементы, которые доступны детям данного возраста, постепенно усложняя задачи. И если в начале деятельности дети мало контактировали, уединялись, пытаясь «спрятать» результат работы от других детей, то постепенно, развивались коммуникативные связи, которые давали возможность раскрыться многим ребятам группы.  

Теперь дети с удовольствием идут на общение со своими сверстниками и положительно относятся  к тому, что именно  их сверстнику отводится такая роль и они более раскрепощены и свободно общаясь, выполняют поставленные задачи. Разрабатывая такие проекты, работая над ними,  мы тоже являемся экспериментаторами как и дети.

Я считаю, общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации ребенка, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Формирование этой способности  - важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Это и является целью моей дальнейшей работой над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей познавательных интересов через сенсорное развитие

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. По...

Педсовет: «Развитие у детей познавательных интересов через формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

Педсовет:«Развитие у детей познавательных интересов через формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Цель: систематизация знаний педагогов по формированию  целостной картины мира ...

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей с помощью ИКТ

В данной презентации размещён игровой материал для  развития у дошкольников старшего возраста интеллектуальных способностей....

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей с помощью ИКТ

В данной презентации размещён игровой материал на развитие у детей старшего возраста интеллектуальных способностей....

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей через позновательно-исследовательскую и конструктивную деятельность в младшем дошкольном возрасте

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей через познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность вмладшем дошкольном возрасте...

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста в различных формах математической деятельности

В организации совместной организованной и самостоятельной деятельности детей огромную роль в развитии интеллектуальных способностей и познавательных интересов отводится развивающим играм. Так использо...