Выступление на РМО учителей-логопедов "Что такое аутизм"
статья

Каткова Елена Николаевна

Теоретический материал о детях с аутизмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_mo_2.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Что

Что такое аутизм?           Слайд 2

 Аутизм – это неспособность человека формировать эмоциональные отношения с другими, окружающими людьми. Аутизм - это нарушение в развитии, которое характеризуется отклонениями в поведении, социальном взаимодействии и общении. Он выражается в различных формах и может проявляться при разных умственных расстройства.                    

Аутизм у детей является загадочным заболеванием, при котором у каждого пациента имеются свои симптомы. Однако каждому больному аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого заболевания. Признаки и симптомы детского аутизма зависят от возраста. Поэтому выделяют четыре основных группы признаков и симптомов: ранний аутизм (у детей до двух лет), детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет), подростковый аутизм (у тинейджеров от одиннадцати до восемнадцати лет) и аутизм взрослых.

Причины аутизма у детей     слайд 3

Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически. Большинство ученых считает, что аутизм детский – наследственное заболевание. Однако дети-аутисты рождаются в абсолютно благополучных семьях. Ученые выяснили, что чаще всего аутизм поражает первенцев. Не исключают, что причиной данного заболевания является вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка) матери во время беременности. Она способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка, что в дальнейшем приводит к детскому аутизму. Также одной из причин считается генная мутация, а также вакцинация.

Что особенного в поведении ребенка с аутизмом?  Слайд 4

Несмотря на то, что симптомы этого заболевания очень разнообразны и зависят от возраста, тем не менее, существуют определенные черты поведения, которые присущи всем детям- аутистам.
 
Характеристиками поведения ребенка с аутизмом являются:

  • нарушение социальных контактов и взаимодействий;
  • ограниченные интересы и особенности игры;
  • склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям);
  • нарушения вербального общения;
  • расстройства интеллектуальной сферы;
  • нарушенное чувство самосохранения;
  • особенности походки и движений.

Нарушение социальных контактов и взаимодействий

 Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Они некоммуникабельны, активно избегают своих сверстников.
  На попытку вступить в контакт ребенок реагирует по-разному. Могут возникать приступы агрессии, формироваться страхи. Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта. Однако он проявляется далеко не у всех детей, а встречается в более тяжелых формах, поэтому ребенок игнорирует и этот аспект социальной жизни. Иногда ребенок может смотреть как бы сквозь человека.
Принято считать, что все дети-аутисты не способны проявлять эмоции. Однако это не так. Действительно, у многих из них эмоциональная сфера очень бедна - они редко улыбаются, а выражение лица у них одно и то же. Но также есть дети с очень богатой, разнообразной, а иногда и не совсем адекватной мимикой.
  Ребенок-аутист практически не пользуется словами «дай», «возьми». Он не контактирует физически - при просьбе отдать тот или иной предмет, он не дает в руки, а бросает. Таким образом он ограничивает свое взаимодействие с окружающими людьми. Большинство детей также не переносят объятий и других физических контактов.
 Наиболее явно проблемы дают о себе знать, когда ребенка ведут в садик. Тут при попытке приобщить малыша к другим детям (
например, посадить их за одни общий стол или вовлечь в одну игру) он может давать различные аффективные реакции. Игнорирование окружения может быть пассивным или же активным. В первом случае дети просто не проявляют интерес к окружающим детям, играм. Во втором случае они убегают, прячутся или действуют агрессивно в отношении других детей.

Ограниченные интересы и особенности игры

Одна пятая детей-аутистов игнорирует игрушки и все виды игровой деятельности. Если же ребенок и проявляет интерес, то это, как правило, к одной игрушке, к одной телевизионной передаче. Ребенок не играет вовсе либо играет однообразно.
 Грудные дети могут длительное время фиксировать свой взгляд на игрушке, но при этом не тянуться к ней. Дети постарше могут часами наблюдать за солнечным зайчиком на стене, движением машин за окном, десятки раз просматривать один и тот же фильм. При этом поглощенность детей этим занятием может настораживать. Они не теряют интерес к своему занятию, иногда производя впечатление отрешенности. При попытке оторвать их от занятия, выражают недовольство.
 Игры, требующие фантазии и воображения, редко привлекают таких детей. Если у девочки есть кукла она не будет ее переодевать, усаживать за стол и знакомить с другими. Ее игра ограничится однообразным действием, например, расчесыванием волос у этой куклы. Это действие она может проделывать десятки раз за день. Даже если ребенок и проделывает несколько действий со своей игрушкой, то всегда в одной и той же последовательности. Например, девочка-аутист может расчесывать, купать и переодевать свою куклу, но всегда в одном и том же порядке, а никак иначе. Однако, как правило, дети не играют со своими игрушками, а больше сортируют их. Выстраивать и сортировать свои игрушки ребенок может по различным критериям - цвету, форме, размеру.
 Дети-аутисты отличаются от обычных детей еще и спецификой игры. Так, их не занимают обычные игрушки. Внимание аутиста больше привлекают предметы домашнего обихода, например, ключи, кусочек материала. Как правило, эти предметы издают их любимый звук или же обладают их любимым цветом. Обычно такие дети привязаны к выбранному объекту и не меняют его. Любая попытка разлучить ребенка с его «игрушкой» (
поскольку порой они могут быть опасны, например, если речь идет о вилке) сопровождается реакциями протеста. Они могут выражаться в выраженном психомоторном возбуждении или же, наоборот, уходом в себя.
В свои увлечения дети никого не впускают, даже таких же, как и они аутистов. Иногда внимание детей привлекают даже не игры, а определенные действия.

Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям)

Повторяющиеся действия или стереотипии наблюдаются у 80 процентов детей, больных аутизмом. При этом стереотипии наблюдаются как в поведении, так и в речи. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечам, сгибанию пальцев.

Часто встречающиеся стереотипные действия при аутизме:

  • включение и выключение света;
  • пересыпание песка, мозаики, круп;
  • раскачивание двери;
  • стереотипный счет;
  • разминание или разрывание бумаги;
  • напряжение и расслабление конечностей.

Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети повторяют слова, услышанные от родителей, по телевизору или из других источников без осознания их смысла. Например, при вопросе «будешь сок?», ребенок повторяет «будешь сок, будешь сок, будешь сок».
  
Эти повторения неосознанны и прекращаются порой только после перебивания ребенка аналогичной фразой. Например, на вопрос «Куда идем?», мама отвечает «Куда идем?» и тогда ребенок останавливается.
 Часто наблюдаются стереотипии в еде, одежде, маршрутах прогулок. Они приобретают характер ритуалов. Например, ребенок всегда идет одной и той же дорогой, предпочитает одну и ту же еду, одежду. Дети-аутисты постоянно выстукивают один и тот же ритм, вертят в руках колесико, раскачиваются под определенный такт на стуле, быстро перелистывают страницы книг.
 Стереотипии затрагивают и другие органы чувств. Например, вкусовые стереотипии характеризуются периодическим облизыванием предметов; обонятельные – постоянным обнюхиванием предметов.
 
Нарушения вербального общения

Нарушение речи, в той или иной степени, встречается при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или же не развиваться вообще.
 Расстройства речи наиболее ярко выражены при раннем детском аутизме. В этом случае может отмечаться даже явление мутизма (
полное отсутствие речи). Многие родители отмечают, что после того как ребенок начал нормально говорить, он замолкает на определенное время (год и более). Иногда даже на начальных этапах ребенок в своем речевом развитии опережает своих сверстников. Затем с 15 – 18 месяцев наблюдается регресс - ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом полноценно говорит сам с собой или во сне. В раннем детском возрасте может отсутствовать гуление, лепет, что, конечно же, сразу насторожит мать. Также отмечается редкое использование жестов у малышей. По мере развития ребенка часто отмечаются нарушения экспрессивной речи. Дети неправильно используют местоимения, обращения. Чаще всего они называют себя во втором или третьем лице. Например, вместо «хочу есть» ребенок говорит «он хочет есть» или «хочешь есть». К себе он также обращается в третьем лице, например, «Антону нужна ручка». Часто дети могут использовать отрывки из разговора, услышанного у взрослых или по телевизору. В обществе ребенок может вообще не пользоваться речью, не отвечать на вопросы. Однако наедине с самим собой он может комментировать свои действия, декларировать стихи.
 Иногда речь ребенка приобретает вычурный характер. Она изобилует цитатами, неологизмами, необычными словами, командами. В их речи преобладает аутодиалог и склонность к рифмованию. Речь их часто монотонна, без интонации, в ней преобладают комментирующие фразы.
 Также речь аутистов часто характеризуется своеобразной интонацией с преобладанием высоких тонов в конце предложения. Нередко наблюдаются вокальные тики, фонетические расстройства.

Расстройства интеллектуальной сферы

В 75 процентах случаев наблюдаются различные расстройства интеллекта. Это может быть умственная отсталость или неравномерное умственное развитие. Чаще всего, это различные степени отставания в интеллектуальном развитии. Ребенок-аутист проявляет трудности в сосредоточении, целенаправленности. Также у него отмечается быстрая потеря интереса, расстройство внимания. Общепринятые ассоциации и обобщения редко доступны. Тесты на манипуляции и визуальные навыки аутичный ребенок, как правило, выполняет хорошо. Однако, тесты, требующие символического и абстрактного мышления, а также включения логики, выполняются плохо.
   Несмотря на снижение интеллектуальных функций, многие дети сами обучаются элементарным школьным навыкам. Некоторые из них самостоятельно обучаются чтению, приобретают математические навыки. У многих надолго могут сохраняться музыкальные, механические и математические способности.
 Для расстройств интеллектуальной сферы характерна нерегулярность, а именно, периодические улучшения и ухудшения. Так на фоне ситуативного 
стресса, болезней могут возникать эпизоды регресса.

Нарушенное чувство самосохранения

Нарушение чувства самосохранения, которое проявляется аутоагрессией, встречается у одной трети детей-аутистов. Агрессия – является одной из форм реагирования на различные не совсем благоприятные жизненные отношения. Но поскольку при аутизме отсутствует социальный контакт, то негативная энергия проецируется на самого себя. Для детей-аутистов характерны удары по самому себе, укусы самого себя. Очень часто у них отсутствует «чувство края». Это наблюдается еще в раннем детстве, когда малыш свешивается за борт коляски, перелезает за манеж. Дети постарше могут выскочить на проезжую часть дороги или спрыгнуть с высоты. У многих из них отсутствует закрепление отрицательного опыта после падений, ожогов, порезов. Так, обычный ребенок, упав или порезавшись единожды, будет избегать этого в дальнейшем. Малыш-аутист может проделывать одно и то же действие десятки раз, при этом нанося себе увечья, но не останавливаясь. 
Кроме аутоагрессии может наблюдаться агрессивное поведение, направленное на кого-либо. Причиной такого поведение может быть защитная реакция. Очень часто она наблюдается, если взрослый пытается нарушить привычный уклад жизни ребенка. Однако попытка противостоять переменам также может проявляться и в аутоагрессии. Ребенок, особенно если он страдает тяжелой формой аутизма, может кусать себя, бить, нарочито ударяться. Эти действия прекращаются, как только прекращается вмешательство в его мир. Таким образом, в данном случае, такое поведение является формой общения с окружающим миром.

Особенности походки и движений

Нередко у детей-аутистов наблюдается специфическая походка. Чаще всего они имитируют бабочку, ходя при этом на цыпочках и балансируя руками. Некоторые же передвигаются вприпрыжку. Особенностью движений аутичного ребенка является некая неловкость, угловатость. Бег таких детей может казаться нелепым, потому как во время него они размахивают руками, широко расставляют ноги.
 Также дети, страдающие аутизмом, могут ходить приставным шагом, раскачиваться во время ходьбы или ходить строго определенным особым маршрутом.

Коррекция аутизма у детей         слайд 5

Коррекция аутизма у детей – это долгий, трудный, сложный процесс, истощающий и психологически, и физически. Родители таких детей должны приготовиться к тому, что борьба с болезнью будет долгой и необязательно успешной. Лекарственные препараты при лечении детского аутизма бесполезны. Однако они могут купировать сопутствующую симптоматику. Социальная адаптация и психиатрия – главные способы лечения аутизма.                                                                                                       Система коррекционной помощи аутичным детям носит комплексный характер и проводиться группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, физинструктора, музыкального работника. Таким образом, в ней можно выделить два направления:

  1. Лечебная помощь. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлении болезни, вегето-сосудистой и вегето-висцеральной дистонии, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам, и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.
  2. Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.  Оценка состояния ребенка-аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков должна проводится комплексно всеми специалистами. Такая оценка служит основой для разработки индивидуального  маршрута коррекционной помощи. На первых этапах работы отрабатываются реакции оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности. На следующем этапе предполагается усложнение задачи путем перехода от манипулятивной игры к сюжетной.

Правила, которые необходимо выполнять при коррекции ребенка, больного аутизмом:        

Слайд 6

  1. Коррекционный процесс   должен происходить не только  в детском саду, но и дома.
  2.  Частая смена педагогов приводит к ухудшению состояния ребенка. 
  3. В коррекционном процессе ребенка-аутиста главным является повторение. Каждый день нужно повторять одни и те же навыки, чтобы ребенок смог научиться их делать. Даже после того, как ребенок запомнит что-то, нужно будет периодически к этому возвращаться.
  4. У ребенка должен быть точный распорядок дня.
  5. Нужно научиться владеть вниманием ребенка, для чего требуется по несколько раз обращаться к нему по имени и никогда не повышать на него голос. 
  6. Нельзя изменять обстановку, к которой привык ребенок.

Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным.  Коррекция  детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.

В современном понимании коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и (или) физическом развитии детей.

Коррекционно-воспитательную работу характеризуют такие черты, как:

  • целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом)
  • системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время)
  • комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом)
  • связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок)

  Важнейшим условием организации коррекционной помощи является педагогическое обследование аутичного ребенка. Трудности обследования аутичного ребенка связаны не только с трудностями установления эмоционального контакта, с частой невозможностью произвольно сосредоточить ребенка на задании, но также и с тем, что нарушение психического развития определяет неоднородность, неоднозначность всех проявлений такого ребенка (ловкость в "своих" движениях может, например, сочетаться с неуклюжестью в произвольных действиях). Причем возможны как недооценка, так и переоценка возможностей ребенка. Более адекватное представление о ребенке можно получить при более гибкой организации ситуации обследования: разрешить родителям присутствовать при обследовании, принести знакомые для ребенка пособия, внешне представить обследование как привычную ситуацию. Важно не торопиться с прямым обращением к ребенку, следует дать ему возможность проявить инициативу в общении. Опираться следует на опосредованную организацию ребенка с помощью среды.

                    Слайд 7

Опираясь на результаты диагностики составляется индивидуальный маршрут на каждого аутичного ребенка. Коррекционная работа ведется по следующим направлениям:

         -укрепление соматического состояния;

         -развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации;

         -развитие произвольной моторики пальцев рук;

         -развитие социальных навыков;

         -психическое развитие;

         -игровая деятельность;

         -развитие речевых навыков;

         -развитие моторики речевого аппарата;

В отношении содержания работы с аутичными детьми, следует отметить, что его надо учить практически всему. Ему необходимо научиться не только всему тому, чему учат на занятиях  других детей, но и многому другому, тому, что дети с нормальным психическим развитием узнают сами в раннем возрасте (например «сидеть за столом», «не хватать еду пока не предложат» и т.д

Для развития общей моторики  и зрительно-пространственной ориентации я использую физминутки  с имитацией движений.

Для развития мелкой моторики использую пальчиковые гимнастики (по лексическим темам) , игры с мелким конструктором, рисование, штриховки.                                      

Развитие социальных навыков представляет собой большой раздел, так как это сторона развития больше всего нарушена.  Для решения этой проблемы  всегда обращаемся к ребенку по имени и проговариваем все действия которые совершает ребенок, часто по несколько раз. При этом речь должна быть четкой, и содержать минимум слов.                                                                                                                                  

   Основной задачей психичеической коррекции является развитие всех психических функций, для этого использую игры на сортировку и классификацию- по размеру, по цвету, по форме.  

Для развития игровой деятельности – по мере возможности вовлекаем ребенка во все игры проводимые в группе, демонстрирую ребенку игровые действия при этом все действия проводятся так же с речевым сопровождением.                                                                                                                                          

Логопедическую работу  строю с учетом  речевой патологии. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, понимание обращенной речи, развитие пассивного словаря, фонематического, речевого слуха, постановку звуков, их автоматизацию, дыхательные, голосовые упражнения. Очень важной остается задача расширения словарного запаса.  Развитие речи проходит по тем же лексическим темам, что и у основной группы детей, таким образом эти дети не исключены  из общего процесса обучения.

По сравнению с другими, такие дети представляют особую проблему для воспитателя тем, что плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки; тем, что не умеют общаться с другими детьми, и т. д.  Невозможность самостоятельно адаптироваться к неожиданным изменениям в режиме  жизни детского сада часто ставит аутичного ребенка под угрозу эмоционального срыва.

По-особому должно строиться и речевое взаимодействие: ребенок может длительное время теряться при восприятии инструкции, и его собственные возможности развернуто изложить усвоенный материал могут длительное время оставаться ограниченными. Возможно также возникновение отдельных локальных проблем с освоением навыков письма или счета. Само содержание обучения в случае аутичного ребенка должно отличаться от обычного.

Следующий момент, который необходимо учесть в работе с аутичным ребенком, это его трудности в понимании смысла происходящего вокруг него.  Программа обучения аутичного ребенка должна быть разработана индивидуально и должна строиться на основе его интересов и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Что такое аутизм?"

Информация о детях аутистах...

Чо такое аутизм ?

Что такое  аутизм?...

Что такое аутизм? Пособие для родителей и педагогов.

В пособии описывается  поведение ребёнка с аутизмом....

Что такое АУТИЗМ и РАС?

Материал Взят с сайта http://www.aspergers.ru/ Синдром Аспергера http://www.aspergers.ru/node/130Что такое расстройства аутического спектра (РАС)?Термином расстройства аутического спектра описыва...

Консультация для родителей "Что такое аутизм?"

Ниже вам предлагается минимально необходимая первоначальная информация о расстройствах аутистического спектра (РАС), чтобы вы смогли сориентироваться в своих подозрениях и поняли, что делать дальше....

ПАМЯТКА «ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?»

Дети с диагнозом аутизм - это особая группа детей, для которых характерны особые способы коммуникации, социального общения и нарушения восприятия.1. Будьте начеку ради своей же безопасности: Иногда де...

Консультация для родителей "Что такое аутизм?" ко всемирному дню распространения информации об аутизме.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его ...