Подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования.
статья (старшая группа)

Дятлова Анна Николаевна

Пропедевтика имеет свои виды, формы, частоту. И.П. Лобанок выделяет следующие виды пропедевтики: точечная пропедевтика, эпизодическая пропедевтика, перспективно-опережающее обучение.

Пропедевтика бывает ближней, средней и дальней. Ближняя пропедевтика осуществляется в рамках одной учебной темы и ведет к сближению межпонятийных и внутритемных связей.

При осуществлении пропедевтического обучения необходимо учитывать количество включений материала, изучаемого на пропедевтическом уровне.

Оптимальная частота пропедевтического включения материала - такое число включений пропедевтического материала по данному вопросу, при котором достигается максимальный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования

Пропедевтика имеет свои виды, формы, частоту. И.П. Лобанок выделяет следующие виды пропедевтики: точечная пропедевтика, эпизодическая пропедевтика, перспективно-опережающее обучение.

Точечная пропедевтика – это изучение некоторого материала или понятия на пропедевтическом уровне на отдельно взятом занятии до основного изучения этого материала.

Эпизодическая пропедевтика – это изучение материала или понятий на протяжении ряда занятий до основного изучения этого материала.

Перспективно-опережающее обучение – это пропедевтическое изучение материала задолго до его изучения по плану параллельно с основным материалом.

При этом тема развивается постепенно, медленно со всеми логическими переходами. При рассмотрении вопроса пропедевтики можно выделить различную степень удаленности во времени пропедевтического материала от момента его первичного изучения.

Пропедевтика бывает ближней, средней и дальней. Ближняя пропедевтика осуществляется в рамках одной учебной темы и ведет к сближению межпонятийных и внутритемных связей.

Средняя пропедевтика – это пропедевтика учебного материала, в рамках одного курса. При средней пропедевтике наблюдается сближение как межпонятийных связей, так и межтемных связей в рамках одного курса.

Таким образом и ближняя и средняя пропедевтика ведут к внутри- предметной интеграции.

Дальняя пропедевтика осуществляется между целостными, содержательно связанными между собой курсами в рамках одного предмета. При этом дальняя пропедевтика ведет к межпредметной интеграции.При осуществлении пропедевтического обучения необходимо учитывать количество включений материала, изучаемого на пропедевтическом уровне.

Оптимальная частота пропедевтического включения материала - такое число включений пропедевтического материала по данному вопросу, при котором достигается максимальный результат.

Пропедевтическое изучение учебного материала в процессе обучения предполагает использование различных форм пропедевтики, к которым можно отнести:

- изложение материала с элементами пропедевтики;

- самостоятельная пропедевтическая работа над теоретическим материалом;

- решение заданий, которые опираются на материал будущего изучения;

- опытное наблюдение фактов, которые позже будут изучаться на теоретическом уровне.

Причем эти формы работы могут применяться не только на занятиях, но и в свободное время.

Закономерность опережающего включения материала в образовательный процесс такова, что по мере увеличения длины опережения возрастает количество возможных включений материала опережающим способом.

Надо иметь в виду и обратную закономерность опережения - по мере удаления материала во времени он все более удается в содержательном плане, ослабляются его логические связи с изучаемым материалом. Можно выделить несколько ступеней пропедевтики в обучении: неявную и явную.

Неявная пропедевтика заключается в том, что при изучении основного материала используются задания пропедевтического характера, на которые не акцентируется внимания и чаще всего эти задания выполняются по аналогии. Явная пропедевтика заключается в том, что при изучении учебного материала уделяется особое внимание пропедевтической информации, а также разъясняется необходимость ее изучения.

Пропедевтическая работа в дошкольных образовательных учреждениях организуется в каждой возрастной группе.

Пропедевтическую работу организуют учителя, которые работают в тесном контакте с воспитателями групп, родителями (законными представителями) воспитанников.

Учителя рекомендуют воспитателям упражнения и игры для работы с детьми; воспитатели отражают рекомендации в рабочей программе.

Цели пропедевтики реализуются на следующих основных уровнях: наглядно-ситуативном, начально-формалистическом, формально-логическом.

Наглядно-ситуативный уровень обучения - уровень обучения детей, при котором часто используются жизненный опыт, полученные ранее знания, знакомые ситуации, которые подвергаются изучению.

 Начально-формалистический уровень обучения - уровень обучения, при котором происходит первичное изучение явлений и процессов.

Формально-логический уровень обучения является необходимым условием сознательного изучения теоретических вопросов.

Упражнения пропедевтической системы должны быть тесно связаны с упражнениями основной системы. Рассматривая какой-либо вопрос, где осуществляется пропедевтика, всю систему упражнений можно представить в следующей последовательности: все упражнения основной системы или какая-то их часть; подготавливающие упражнения из пропедевтической системы; упражнения, вводящие какое-либо понятие на пропедевтическом уровне; упражнения, показывающие целесообразность введения этого понятия.

Участниками пропедевтической работы в дошкольном образовательном учреждении являются: ребенок, родитель (законный представитель), учитель, воспитатель.

Учитель: - несет ответственность за своевременное оформление рекомендаций для воспитателя группы по поводу проведения упражнений и игр по определенному предмету;

- оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям детей (законным представителям) в проведении рекомендованных упражнений и игр;

- работает в тесном контакте с воспитателями дошкольного образовательного учреждения,

- информирует педагогический совет дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании и результатах работы по пропедевтической работе; участвует в работе методических объединений учителей;

- дает рекомендации воспитателям по оснащению пропедевтической работы необходимым оборудованием и дидактическими материалами [23].

Воспитатель:

- несет ответственность за регулярное проведение упражнений и игр по пропедевтической работе в группе;

- оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по развитию и воспитанию ребенку;

- работает в тесном контакте с учителем;

- информирует педагогический совет дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании и результатах работы по пропедевтической работе; участвует в работе методических объединений воспитателей;

- ведет мониторинг развития детей;

- оснащает работу по развитию необходимым оборудованием и дидактическим материалом.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений руководствуются в своей работе:

- Конституцией Российской Федерации;

- законами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской;

- постановлениями, распоряжениями, приказами, другими руководящими, методическими и нормативными документами вышестоящих органов и администрации, касающиеся деятельности детского сада:

- Конвенцией о правах ребенка;

- основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;

- дошкольной педагогикой и психологией;

- основами социологии, физиологии и гигиены;

- правилами охраны жизни и здоровья детей;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- законодательством о труде и охране труда Российской Федерации;

- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности,

- производственной санитарией (СанПин) и противопожарной защитой.

Для фиксирования пропедевтической работы воспитатель ведет документацию:

- календарный план с указанием данной работы в утреннее, дневное, вечернее время;

- отчет о проделанной работе за год.

Непосредственное руководство по пропедевтической работе в дошкольном образовательном учреждении осуществляется его администрацией.

Контроль за работой воспитателей по пропедевтической работе в группе осуществляет учитель.

Образовательная и воспитательная деятельность состоит из определенных направлений и представляет собой мероприятия на занятиях и воспитательную работу во второй половине учебного дня, которая обычно проводится администрацией и учителями. Пропедевтическая учебная деятельность, проводимая для правильного применения творческого потенциала дошкольников, считается не менее важной, чем занятия непосредственно в учебные часы.

Анализ пропедевтической учебной деятельности дошкольного образовательного учреждения предусматривает следующие вопросы для дальнейшего изучения:

-диагностика и качество знаний дошкольников;

-труд педагогов по самосовершенствованию;

-выбор обеспечения преподавания;

-развитие воспитательной деятельности.

Таким образом, пропедевтика — предварительный вводный курс, позволяющий кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами, которые предстоит более глубоко и систематично усвоить в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Ознакомление  родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ...

«Сотрудничество детского сада и школы их целенаправленная преемственность первой ступени в образовании ребёнка»

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в се...

Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи:• дат...

Дошкольное образование - первая ступень общего образования

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, ...

Методические рекомендации для педагогических кадров по сотрудничеству детского сада с семьёй и школой по вопросам преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования.

В связи с вступлением в силу 1.01.2014 г. приказа ФГОС проблема готовности ребенка к школьному обучению стала ещё более актуальной. ГБДОУ№27, где я работаю, на протяжении 3 лет являлся экспериментальн...

Актуальность введения агробизнес-образования на дошкольной ступени общего образования.

Актуальность работы в данном направлении обусловлена  стратегией развития Тамбовской области как центра продовольственной безопасности России, значимостью подготовки ребенка к жизни в современных...