Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
занимательные факты (старшая группа)

Карпушова Мария Владимировна

В.А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

 Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravka_4_1.odt62.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 3 курса,

специальность 44.02.01.

Дошкольное образование,

группа ДО – 3ф

КАРПУШОВА

Мария Владимировна

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия

детского сада и семьи

Курсовая работа

                               

                  Руководитель:

                  Т.Ю. Журавлева,

                  преподаватель

                  первой квалификационной

                  категории

Дзержинск – 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………        2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..        2

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………        7

1.1. Психолого-педагогические  основы  взаимодействия семьи и педагога………………………………………………………………….…….        7

1.2. Современные формы досуговой деятельности при взаимодействии воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста………………….        12

Выводы по главе 1……………………………………………………………….        19

Глава 2. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...        20

2.1. Опыт практикующих педагогов по организации досуговой деятельности…………………………………………………………………        20

2.2. Практикующие разработки по организации досуговой деятельности для детей дошкольного возраста…………………………………………...        25

Выводы по главе 2………………………………………………………………        33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….        35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………        38

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..…...36

  1. ВВЕДЕНИЕ

В.А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

 Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Закон «Об образовании Российской Федерации» (cт.18ч. 1) указывают на обязанность родителей обеспечить возможности и благоприятные условия для всестороннего воспитания и развития ребёнка: физического и психического, духовного и нравственного [1].

В свое время, великий русский педагог К.Д. Ушинский, писал, что именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека [10]. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.

С позиции современных исследователей (А.Б. Антонова и Т.С. Комарова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова и др) досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей [4].

Трудно не согласиться с данной позицией русского педагога и современных исследователей, но культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций.

Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье [1]. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на формирование досуговой деятельности ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

 В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте [1]. В этой связи изменяется и позиция ДОО в работе с семьей.

Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.

Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в дошкольной педагогике последних лет.

Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и пр. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых.

Итак, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.

Система образования в России сегодня претерпевает заметные изменения. Инновационные процессы не обошли и сферу дошкольного образования. Так, каким же образом досуговая деятельность отражается на взаимодействии детского сада и семьи. На современном этапе развития системы дошкольного образования эта проблема является актуальной. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к личности ребенка. Значимость досуга как формы работы с детьми является формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Проблема исследования: каким образом взаимодействие ДОУ и семьи обогащают досуговую деятельность детей дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи

Цель исследования: теоретическое обоснование роли взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей дошкольного возраста при организации досуговой деятельности.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

  1. рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и воспитателя ДОУ;
  2. изучить и проанализировать современные формы досуговой деятельности при взаимодействии воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста;
  3. изучить опыт практикующих педагогов по организации досуговой деятельности;
  4. разработать серию конспектов по организации досуговой деятельности.

Методы исследования: анализ и обобщение литературы и публикаций, изучение опыта работы, практикующие разработки. Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста при организации досуговой деятельности.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. 1.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия
  2. семьи и педагога

В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования, семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.

Начало 2013 года стало богатым на события - особо значимые для развития нашей страны и ее образовательной системы. В конце 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1.09.2013 г., в котором определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования».

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов. Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились.

Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье [2].

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина) [15].

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников.

Понятия взаимодействия и сотрудничества воспитатель-семья – педагогические и психологические. Задача дошкольного учреждения - раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они - главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность.

Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.

Основной целью взаимодействия является создание единого пространства «Семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий: между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении; между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения; между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться; между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.

В то же время, идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», ФГОС ДО и др. Так в главном нормативном документе, на который опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования - Концепции дошкольного воспитания, обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество и взаимодействие педагога и родителей. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Признание приоритета семейного воспитания, новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.

Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи, был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.

Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.

Таким образом, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

  1. 1.2. Современные формы досуговой деятельности при
  2. взаимодействии воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста

С позиции современных исследований (А.Н. Антонова, Н.И. Бочарова, Г.Г Волощенко, А.В. Даринский, Е.И. Добринская, А.Д. Жарков, IX. Комарова, И.А. Новикова, Б.А. Титов, О.Г. Тихонова и др.), досуг - важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры [11]. Досуг позволяет человеку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей.

В исследованиях последних лет (М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и др.) показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства [12]. Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности (М.В. Крулехт, М.В. Созинова) [15]. Однако в практике работы М.В. Собиновой, досуг детей используется еще весьма узко, преимущественно как развлечение и праздник [10]. Развивающий потенциал детского досуга в условиях семьи менее изучен.

Анализ исследований (С.И. Бекин, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Ф.М. Орлова и др.) позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников [12, 13, 15, 17]. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам старших дошкольников. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.

Современные формы досуговой деятельности дошкольников при взаимодействии родителей и педагогов это:

- Занятия по развитию основных качеств для эффективной подготовки к школе проводятся как педагогом-психологом, так и воспитателем. Данная форма работы имеет место в детских садах под разными названиями - «Клуб будущих выпускников», «Школа будущих первоклассников» и др. Заседания проводятся как правило 1-2 раза в месяц. Здесь дети и родители могут работать как сообща, так и отдельно в игровой или даже соревновательной форме.

- Совместно с родителями педагоги проводят познавательные экскурсии, оздоровительные походы. И тут детские сады организуют «Клуб выходного дня», «Клуб здоровья» и пр. 2-3 выхода в сезон: пешие, лыжные, велосипедные прогулки на природу, выезды в парки, зоопарки, театры и мн.др.

- Активно развивается благотворительная деятельность. Родители проводят акции по подготовке к большим праздникам, собирают добровольные пожертвования для пошива костюмов, украшения сцены, оформления помещений детского сада. Также стали активно проводить в садах акции помощи многодетным семьям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Поможем чем можем…» Здесь родители приносят игрушки, вещи, обувь, не только для детей, но и для взрослых. Что не востребовано в стенах детского сада, админ6истрация детского сада отвозит в благотворительные центры, храмы и др.

- Регулярно проводятся фотовыставки. Их тематика отражается в ежегодном общем плане учебно-воспитательной работы. Работы становятся украшением не только групповых комнат, но и многих других помещений детского сада.

- Интересной для детей и полезной с точки зрения развития познавательной сферы, а также развития речи воспитанников остается одна из разновидностей выставок – это выставки-коллекции. После посещения выставок-коллекций дети приобретают новые умения, знания, учатся рассказывать увиденное, описывать свойства предметов. Ну а родители приобретают ценный опыт создания коллекций, учатся пояснять ребенку назначение традиционных предметов и их функции.

- Выставки коллективного творчества – это одна из наиболее интересных форм творческого взаимодействия родителей и педагогов в области воспитания и развития эстетических вкусов и художественных способностей детей. Данная форма работы часто проводится в рамках календарных праздников «8 марта», «Новый год», «23 февраля», «9 мая» и др.

- Смотр-конкурс – это мероприятие, проводимое в детском саду для выявления наиболее активных и творчески одаренных родителей. Главная цель – создание в ДОУ максимально благоприятной творческой, комфортной, содержательной, разнообразной, безопасной и доступной развивающей предметно-пространственной среды для детей и активное привлечение родителей к эстетической деятельности.

- Мини-музеи – интересная форма взаимодействия родителей и педагогов по созданию благоприятных условий для развития культуры поведения детей и расширения их общего кругозора.

- Совместные торжества и досуг. Педагоги и родители совместными усилиями организуют праздники и развлечения, а также чаепития после утренников.

Данные мероприятия можно представить в виде таблицы:                        

Таблица 1- Темы культурных мероприятий

Тематическая направленность культурно-досуговой деятельности

Досуги

Праздники

Спортивные

Досуги в группе:

«Сколько игр с мячом вы знаете?»,

«Спорт в жизни человека»,

«Олимпийские игры».

Досуги на прогулках:

«Катание с горки»,

«Игры со скакалочкой»,

«Турнир по игре в городки».

«Всемирный день гимнастики»,

«День физкультурника»,

«Взятие снежной крепости»,

«Мама, папа, я — спортивная семья».

Продолжение таблицы 1

Творческие (музыкальные, театрализованные)

Досуги:

«День сюрпризов»,

«День красоты»,

«Путешествие в Тридевятое царство»,

«Краски музыки»,

«Нарисуем осень»,

«В гостях у сказки»,

«Театр теней».

Игры-драматизации:

«Теремок»,

«Три поросёнка»,

«Серая шейка»,

«В гостях у сказки»

«День музыки»,

«Большой концерт»,

«Фабрика звёзд нашего детского сада»,

«Экологическая сказка»

Литературные

Досуги, посвящённые творчеству писателей:

А. С. Пушкина,

А. Барто,

Н. Носова,

Г.-Х. Андерсена,

братьев Гримм и др.

Вечера чтения стихотворений:

«Нам не холодно зимой»,

«Игрушки на витрине»,

«Весна, весна на улице!»

Литературно-музыкальные концерты:

«Сказки Пушкина»,

«Есенинская Россия»

Драматизация литературных сюжетов:

«Басни Крылова»,

«Федорино горе»,

«Чук и Гек»

Окончание таблицы 1

Познавательные

Дидактические игры:

«Страна знаний»,

«Мир витаминов».

Викторины:

«Овощи»,

«Мебель»,

«Человек»,

«Деревья»,

«Фрукты».

Тематические досуги:

«Чайные традиции в мире»,

«Какой бывает хлеб»

Познавательно-развлекательные квесты:

«Первобытные люди»,

«Мир космоса»,

«Загадки планеты Земля».

Соревнования на смекалку:

«Весёлый КВН»,

«Поле чудес»

Социальные

Досуги в группе:

«Дружба»,

«День рождения»,

«В кругу семьи».

Посещение городских объектов и выставок:

«Неделя безопасности»,

«Автогородок»,

«Сохраним планету чистой»

«День знаний»,

«День пожилого человека»,

«День матери»,

«День народного единства»,

«День ребёнка»,

«Женский день»,

«День независимости России»,

«День Победы»

Народные, христианские

Тематические досуги в группе:

«Хэллоуин»,

«Народные приметы»,

«Пасхальный стол»,

«Обычаи нашей страны»,

«Троицын день»,

Досуги на прогулке:

«Проводы зимы»,

«Дерево желаний»,

«Веснянки»,

«Игры на Ивана Купалу»

«Фольклорный праздник» (по малым жанрам УНТ),

«Пришла коляда»,

«Весёлая ярмарка»,

«Праздник русских народных игр»

        Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по организации досуговой деятельности дошкольников. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

  1. Выводы по главе 1

В данной главе раскрыты психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога, а также рассмотрены различные формы досуговой деятельности при взаимодействии воспитателя и семьи детей дошкольного возраста.

Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.

Основной целью взаимодействия является создание единого пространства «Семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества ДОО и семьи по организации досуга дошкольников, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

В настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по организации досуговой деятельности дошкольников. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

  1. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. 2.1. Опыт практикующих педагогов по организации досуговой
  2. Деятельности

Детский досуг представляет собой комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. При условии взаимодействия педагогов и родителей детский досуг, становится одним из важнейших средств социализации и индивидуализации личности дошкольника, позволяющих ребенку по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей в условиях детского сада и семьи. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших дошкольников понимается как совместная, взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - развития ребенка как субъекта детской досуговой деятельности.

Педагогическими условиями эффективного взаимодействия детскою сада и семьи в организации содержательного досуга детей являются:

- использование поэтапной педагогической технологии взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников;

- в качестве основы взаимодействия взрослых выступает идея наращивания педагогической компетентности педагогов и педагогической культуры родителей воспитанников в области организации содержательного детского досуга;

- организация развивающей среды в детском саду и семье для разных видов досуговой деятельности, что позволяет удовлетворить возрастные и индивидуальные склонности и интересы детей старшего дошкольного возраста. Для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в организации содержательного досуга детей необходимо использование поэтапной педагогической технологии, включающей три взаимосвязанных этапа:

1.Создание общей установки на совместное решение задач использования содержательного досуга как средства воспитания и развития дошкольника;

2. Выработка и практическое осуществление общей идеи сотрудничества детского сада и семьи в организации взаимодополняющей содержательной досуговой деятельности старшего дошкольника, исходя из национального своеобразия культуры досуга, половозрастных и индивидуальных склонностей и интересов детей старшего дошкольного возраста;

3. Реализация единого, согласованного индивидуального ориентированного подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала средствами досуговой деятельности и организации совместной досуговой деятельности взрослых и детей.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому, педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка. Взаимодействие необходимо строить на принципах совместной деятельности педагога, родителей и детей. При этом целью воспитания должно быть гармоничное развитие личности ребенка.

Развитие гармонично развитой личности невозможно без участия родителей. Поэтому необходимо подвести родителей к пониманию того, что мы вместе должны объединить усилия в воспитании и развитии ребенка. Совместные требования родителей и воспитателей приведут к нужной цели - здоровый ребенок, умеющий творчески мыслить, соблюдающий общепринятые нормы поведения, а это один из параметров подготовленности к школе. Необходимо убедить родителей, что нет интересней и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка. А самое главное это не сложно и увлекательно. Ведь всем нравится выполнять то, что интересно. Если родители видят, что педагоги делают многое для того, чтобы детям было интересно, весело и комфортно в детском саду, тогда они охотнее идут на сотрудничество.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада, поэтому в работе с родителями педагогу необходимо поставить перед собой следующие задачи:

- Формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей;

- Обогащать совместный эмоциональный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними;

- Развивать интерес к совместному времяпровождению. Сплотить родителей и детей.

При организации досуга дошкольников необходимо учитывать многие факторы: от индивидуальных потребностей и возможностей ребенка, до соблюдения временных ограничений той или иной досуговой деятельности. Рассмотрим временные ограничения:

  1. Рисунок 1 - Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

Изучая опыт работы педагогов по проблеме организации досуговой деятельности дошкольников, хочется остановиться на работах двух педагогов – музыкального руководителя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №17» г.Богородск Нуждиной О.В. и воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №10» г.Богородск Тюменевой Л.В.

Неслучайно, что цель работы данных педагогов, несмотря на разный функционал и разные учреждения, одна – организация досуговой деятельности дошкольников в условиях взаимодействия с семьей. Педагоги утверждают, что современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключили возможность к совместному творчеству: изготовлению поделок, рукоделию или совместному отдыху. Детей отправляют в кружки, однако не находят время, чтобы побыть с ними, узнать, о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Задача педагога организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательное условие организации досуга - чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением. При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А также у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.

В МБДОУ «Детский сад №17» г. Богородск сложилась традиция проведения выставок поделок детей и их родителей: «Волшебный сундучок», «Очумелые ручки», «Самоделкин». А в МБДОУ «Детский сад №10»      г.Богородск ежегодно в январе дети вместе с родителями принимают активное участие в конкурсе «Креативный снеговик», за что их администрация детского сада отмечает дипломами (см.приложение 1). Так же в интересной форме здесь проводится выставка работ к публичному отчету «Мои семья» (см.приложение 1).

         Праздник «День семьи» является традицией в обоих учреждениях (см.приложение 1). Он построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Любимым праздником и детей, и мам является «День матери» (см.приложение 1). Мамы вместе с детьми поют, танцуют, участвуют в различных конкурсах, что доставляет огромное удовольствие. «Широкая масленица» всегда проводится ярко, весело с аттракционами, конкурсами, в которых принимают участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Для этого праздника родители всегда готовят русские народные костюмы и конечно блины. Такие праздники надолго остаются в памяти взрослых и детей.   Конечно, не обойтись и без музыкально - спортивных мероприятий. Одно из таких «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы – богатыри», где дети с родителями не только выполняли задания спортивного характера, но и пели и танцевали (см.приложение 1).

  В «Празднике выпуска в школу» родители тоже принимают активное участие, что служит детям большой поддержкой на таком ответственном празднике. Родители не только дают детям напутственные слова, но и исполняют разные музыкальные номера. Например, в прошлом году папы в МБДОУ «Детский сад №17» вместе со своими дочками исполнили замечательный танец, который стал изюминкой праздника. А в конце праздника дети с родителями исполнили прощальную песню.  

Традиционными, яркими, полезными и увлекательными всегда были и есть праздничные встречи «Широкая масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы – богатыри», «8 Марта» и др.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 

2.2. Практикующие разработки по организации досуговой

  1. деятельности для детей дошкольного возраста

Досуговая деятельность в ДОУ должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями в соответствии с принципами, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

При условии соблюдения этих принципов, досуговая деятельность будет направлена не только на развитие познавательных и творческих способностей ребенка, но и на укрепление семейных традиций и ценностей.

Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:

1) отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;

2) развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);

3) праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;

4) самообразование – это чтение, лекции, приобщающие людей к ценностям культуры и сочетают в себе приобретение знаний с развлечениями;

5) творчество - обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.

Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и пр. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности - участие в развлекательных шоу, просмотр концертов, спектаклей, мультфильмов.

Еще более непродуктивно проводится досуг в семье. Проблема в том, что большинство родителей, как показывает анкетирование, не умеют организовать для своих детей досуг, способствующий укреплению семейных ценностей и традиций, приобщению к духовной культуре, расширению круга интересов и увлечений всех членов семьи.

Следовательно, дошкольная образовательная организация должна как взять на себя инициативу в организации тесного сотрудничества с родителями по проведению досуговых мероприятий в ДОУ, так и обучить родителей конструктивным способам проведения семейного досуга.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т. е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга в выходные дни и в вечернее время для детей и их родителей - совместные походы, участие в спортивных мероприятиях, музыкальные и литературные гостиные, познавательно-игровые программы и др.

Уделяя пристальное внимание организации досуговой деятельности детей и их родителей, в рамках досуговой деятельности, можно проводить следующие мероприятия:

- отдых – игровая деятельность, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок (см. приложение 2).

- развлечения – концерты, вечера досуга, театрализованные представления, викторины и конкурсы, игры-забавы, развлечения с использованием технических средств обучения, различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, театр игрушки, театр картинок, плоскостной театр и т. д.) (см. приложение 3;

- праздники – международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые (см. приложение 4);

- музыкально-образовательная деятельность – познавательные беседы, экскурсии, посещения музеев, выставок, концертов и театра;

- творчество – мастер-классы для детей и их, которые предполагает создание ребенком субъективно нового продукта в процессе творческой деятельности: рисунков, танцевальных движений, сказок и т. д.

Примерные темы совместных досугов с участием детей и их родителей:

- «Путешествие в осенний лес»;

- «Путешествие в зимний лес»;

- «По страницам семейного альбома»;

- «Тайны бабушкиного сундука»;

- «Украсим дом своими руками»;

- «Времена года» (музыкальная гостиная);

- «По страницам любимых книг» (литературная гостиная);

- «В мире игрушек».

- «День семьи»;

- «Масленица»;

- Защита проектов, выполненных детьми совместно с родителями.

Досуговые мероприятия с участием детей и их родителей должны проводиться ежемесячно и включаться в план воспитательной работы ДОУ, что позволяет говорить о систематичности и целенаправленности досуговой деятельности в детском саду.

Таким образом, целенаправленная досуговая деятельность в детском саду способствует укреплению семейных ценностей и традиций, расширению круга интересов и увлечений в семье, гармонизации взаимоотношений между детьми, родителями и другими родственниками, что говорит о необходимости дальнейшего осуществления досуговой деятельности, расширения ее направлений, поиска и апробации новых форм работы с детьми и их родителями по всем направлениям.

С целью формирования у ребенка чувства единения с родителями семьями могут быть оформлены альбомы «Вот какой я», разделы которого заполняются как письменно (с помощью взрослого), так и с использованием рисунков детей и фотографий.

Существует немало форм организации совместного досуга воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведение в детском саду конкурсов, развлечений совместно с родителями. Организация досуговых мероприятий – замечательное направление деятельности для работы с родителями. Родители, наблюдая за жизнью ребенка в группе, начинают понимать проблемы своего ребенка, видят его успехи, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами. Современная жизнь- вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключили возможность к совместному творчеству: изготовлению поделок, рукоделию или совместному отдыху. Детей отправляют в кружки, однако не находят время, чтобы побыть с ними, узнать, о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Задача педагога организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательное условие организации досуга - чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением.

При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А также у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.

В детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.

Хорошей традицией может стать проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах.

  Праздники: «Собираем урожай», «Любимая бабушка», «День матери», досуги: «Старая сказка на новый лад», «День Защитника России», «Широкая масленица» и другие проводятся с аттракционами, конкурсами, в которых принимают участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Вот какой я», «Папина копия», выставка поделок «Зимушка-зима», «Волшебница Осень», «Овощи с грядки» и др. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

На собраниях клуба «Наши руки не для скуки» совместно с родителями проводятся мастер классы. В каждой группе много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать родителям, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Родители посредством анкетирования выбирают интересные для них темы. Руководствуясь интересами родителей, можно составить план работы клуба на год. Например, «Мастер-класс». «Мастер - класс» проводится с периодичностью 1 раз в месяц, всего 8 в год. Встреча длится от 40 до 60 минут. О теме очередного мастер-класса, его особенностях родители узнают из пригласительных билетов. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения. Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

Проводится «День добрых дел» - ремонт игрушек в группе с детьми, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий для занятий.

Это мероприятие способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, заставляет в будущем беречь и аккуратно относиться ко всему в группе.

Результатом, взаимодействия с родителями становится:

  • Возросший интерес родителей к работе детского сада и воспитанию детей.
  • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках.

  1. Выводы по главе 2

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому, педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка. Взаимодействие необходимо строить на принципах совместной деятельности педагога, родителей и детей. При этом целью воспитания должно быть гармоничное развитие личности ребенка.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада, поэтому в работе с родителями педагогу необходимо поставить перед собой следующие задачи:

- Формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей;

- Обогащать совместный эмоциональный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними;

- Развивать интерес к совместному времяпровождению. Сплотить родителей и детей.

Следовательно, дошкольная образовательная организация должна как взять на себя инициативу в организации тесного сотрудничества с родителями по проведению досуговых мероприятий в ДОУ, так и обучить родителей конструктивным способам проведения семейного досуга.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т. е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга в выходные дни и в вечернее время для детей и их родителей - совместные походы, участие в спортивных мероприятиях, музыкальные и литературные гостиные, познавательно-игровые программы и др.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный (часто педагогический) смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга – предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.

Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

Вопросами досуга занимаются представители разных наук: социология, искусствоведение, этнография, археология, история, антропология. Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода. Все, что связано с бюджетом времени – это область исследования экономики и социологии; этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций; психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени; педагогика связывает с ним вопросы воспитания; психофизиологический процесс отдыха, который отражает снятие физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановление и дальнейшее развитие сил, изучает медицина.

Понятие «культурно-досуговая деятельность» утвердилось в научном обороте с начала 80-х гг. ХХ века. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.

Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.

Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в дошкольной педагогике последних лет.

Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и пр. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых.

Итак, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.

В рамках данной работы удалось произвести анализ теоретической и научно-методической литературы по теме «Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи», изучить и обобщить опыт работы ДОУ с семьей, а также разработать серию конспектов по организации досуговой деятельности, что явилось теоретическим обоснованием роли взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей дошкольного возраста при организации досуговой деятельности. Следовательно, задачи выполнены, и цель исследования достигнута.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ [Текст]: Законы и кодексы. – Москва: Проспект, 2015. – 160с.
  2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Аванесова. – Москва: Аспект Пресс, 2006. - 235 с.
  3. Азбукина, Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с детьми // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. -№1. - С. 70-74.
  4. Акимова, Л.А. Социология досуга [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053100/  Л.А. Акимова. - Москва: МГУКИ, 2003. - 123 с.
  5. Ариарский, М.А. Прикладная культурология [Текст]/   М.А. Ариарский. - Санкт-Петербург: Эго, 2001 – 287 с.
  6. Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: монография [Текст]/   М.И. Болотова. – Москва: Компания Спутник+, 2005. – 52 с.
  7. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста [Текст]/   Н.И. Бочарова. – Москва: АРКТИ, 2003. – 94 с.
  8. Доронкина, Е. Г. Организация досуга за рубежом // Культурно-досуговая деятельность [Текст]: учебник / Под ред. А. Д. Жаркова и В. М.Чижикова. - Москва: МГУК, 2008. -560с.
  9. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка [Текст]/   авт.-сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования». - Минск: МОИРО, 2010. - 50 с.
  10. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки. //Образование и общество, 2007. - №2 – С. 98-104.
  11. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / М. Б. Зацепина. – Москва: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
  12. Зацепина, М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности [Текст]/  М. Б. Зацепина. – Москва, 2005. – 44 с.
  13. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика [Текст]: учебное пособие/ И.Ю. Исаева. - Москва: Флинта, 2010. - С. 26
  14. Кандала, Т.И. Занимаемся, празднуем, играем. Сценарии совместных мероприятий с родителями [Текст]/Т.И. Кандала, О.А. Семкова. – Москва: Учитель. -2018. -143с.
  15. Картошкина, М.В. Юный патриот. Досуговые мероприятия для детей с ОВЗ 6—9 лет// Логопед ДОУ. -2018. - №8. –С.34 
  16. Культурно-досуговая деятельность [Текст]: учебник для вузов культуры и искусств / под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. - Москва: МГУК, 2003.- 461 с.
  17. Ласминская, Л. Н. Досуговая деятельность в дошкольныъ учреждениях: в помощь слушателям курсов повышения квалификации [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Н. Ласминская. – Минск: МОИРО, 2010. – 56 с.
  18. Майорова, Л. Праздник Текст]/ Л. Майорова. - Москва: Малыш, - 2018. - 123 c.
  19. Онощенко, С.В. Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2008. -№12. - С. 156.
  20. Синицына, Е. Игры для праздников: серия «Через игру – к совершенству» [Текст]/   Е. Синицына. - Москва: Лист, 1999. - 176 с.
  21. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга [Текст]: учебное пособие/ Ю.А. Стрельцов. – Москва: МГУКИ, 2003. – 56с.
  22. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. -96с.
  23. Шамсутдинова, Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2017. -№ специальный. - С. 147.

ПРИЛОЖЕНИЕ