Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников
консультация

Епифанова Татьяна Игоревна

Общение ребёнка со взрослыми  существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты, познавать себя и других.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников

Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся Дошкольное детство — это период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, раскрывается неведомый мир взрослых людей. Общение ребёнка со взрослыми  существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты, познавать себя и других.

   Актуальность изучения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста определяется современными условиями воспитания в семье. Взаимодействие ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений, привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Семья предоставляет ребенку не только благоприятные возможности для формирования его личности, но она также естественным образом вводит его в постоянно расширяющиеся социальные связи и отношения. У ребенка формируется эмоциональное отношение к самому себе и другим членам семьи; эмоциональная отзывчивость; эмоциональное реагирование на постоянно изменяющиеся ситуации в социуме. Все перечисленные особенности в дальнейшем способствуют формированию предпосылок для эмоционального благополучия.

             Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаева определяет чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям . А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками .

      Опираясь на понятие «эмоциональное благополучие» можно «нарисовать» портрет эмоционально благополучного ребенка. Это ребенок, который:

– улыбается,

– непосредственно ведет себя в разных ситуациях,

– общителен;

– доброжелателен;

– способен выслушать других;

– не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор;

– ласков с родными и близкими;

– не проявляет агрессии;

– в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;

– проявляет чувство юмора;

- не повышает голос;

– считается с мнением окружающих

– прислушивается к советам взрослых.

       «Трудные», «непослушные», «проблемные», «дети с комплексами» - это результат неправильно сложившихся отношений в семье. Даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общения в семье. Чем младше ребёнок, тем ответственнее должна быть роль взрослого во взаимодействии с ним. В связи с эти коррекционную работу с эмоционально неблагополучными детьми необходимо строить с учётом причин возникновения данной проблемы и включать родителей в коррекционные мероприятия.

       Для обеспечения малышам эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни и дома, и в детском саду-  необходимо, объединить усилия родителей и педагогов. Из-за перегрузок на работе, нехватки свободного времени снизилось взаимодействие родителей и детского сада. Наблюдения показали, что многие родители приобретают педагогическую литературу, некоторые получают необходимую информацию через интернет, но часто пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребёнка.

  Таким образом, возникает необходимость эффективного взаимодействия с семьёй с целью формирования активной родительской позиции по проблеме снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников и выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия принесли необходимый результат.

    Для достижения данной цели определили следующие задачи:

   -      применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми    по   предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;

  - формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогом;

   - привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания, их эмоционального благополучия, полноценного физического и психического развития.

               

   Алгоритм взаимодействия с семьёй включает в себя следующие стадии:

  •  изучение семьи, её индивидуальных особенностей;
  • поиск контактов с ними;
  •  обсуждение, что необходимо  развивать и воспитывать в ребёнке;
  •  установление общих требований к воспитанию ребёнка;
  • упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
  • реализация индивидуального подхода;
  • совершенствование педагогического сотрудничества

Для этого  нужно проводить с родителями:

просветительскую работу: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, индивидуальные беседы, шкатулка вопросов;

вовлечение родителей в образовательный процесс: дни открытых дверей,

совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки.

     Темы разнообразны: «Гиперактивный ребёнок», «Проблема психоэмоционального напряжения в дошкольном возрасте», «Влияние кризисных ситуаций в семье на психоэмоциональное состояние ребёнка», «Эмоциональное состояние взрослого, как опосредующий фактор эмоционального состояния воспитанников» и т. д.

    Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы общения. Главное донести и обогатить  родителей, педагогическими знаниями . Для этого используются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями.

     Традиционные формы такие как: коллективные, индивидуальные и наглядно-инфрмационные. Это родительские собрания, на которых организованно идёт ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи.  Они привлекают внимание родителей к проблеме психоэмоционального напряжения у дошкольников и помогают убедить их в необходимости совместной работы.

    Большую роль так же играют нетрадиционные формы общения с родителями-  тренинги, родительские клубы, круглые столы.  Провести тренинги: «Влияние семейного воспитания на тревожность», «Импульсивный ребёнок», где в непринуждённой обстановке можно овладеть эффективными приёмами и способами общения с детьми. Тренинговые  занятия позволяют родителям преодолеть собственный авторитаризм. Они помогают лучше узнать друг друга, увидеть мир с позиции ребёнка, относиться к своему ребёнку как к равному себе, узнать слабые и сильные стороны ребёнка и учитывать их, проявлять заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, не сравнивать своего ребёнка с другими детьми.

 Вовлекая родителей в образовательный процесс: проводить для них дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения. Они дают возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность, обменяться мнениями, познакомиться с опытом семейного воспитания. Большим подспорьем в работе ДОУ и семьи является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, развития, коррекции.

    В процессе разнообразных форм взаимодействия используются различные методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении данной темы. Это постановка дискуссионных вопросов, игровой метод, анализ педагогической ситуации.

   Постановка дискуссионных вопросов - это предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников.

   Игровой метод активизации родителей. Интерес у родителей формируют различные игры: «Что вас радует в ребёнке?», «Что огорчает?»; загадывание загадок .

Анализ педагогической ситуации берётся из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Он помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку.

   Решение педагогических ситуаций требует от родителей самостоятельного ответа на вопрос «Как поступить?». В ходе решения родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта. Достоинством данного метода является возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций.

   Одни родители плохо идут на контакт, другие не хотят признавать своих ошибок в воспитании, и исправлять их, третьи считают, что воспитанием должны заниматься педагоги, так как это их обязанность.

   В процессе разнообразных форм взаимодействия, систем мероприятий, открытости, доброжелательности педагогов помогают установить с родителями контакт и необходимую поддержку, включать их в реальное сотрудничество и устанавливать партнёрские отношения для решения данной цели — коррекции психоэмоционального напряжения у дошкольников. Обогащает родителей теоретическими знаниями, расширяет знания о проблемах психоэмоционального развития детей, развивает их внутренний потенциал. Родители учатся снимать психоэмоциональное напряжение, управлять своим внутренним состоянием, эффективно взаимодействовать с детьми и педагогами.

     Использование традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества ДОУ и семьи способствуют формированию адекватной родительской позиции, созданию благоприятного психологического климата в семье, изменению стиля воспитания. У детей снижается возбудимость, тревожность, агрессивность, повышается самооценка и уверенность в себе, им легче общаться с взрослыми и сверстниками.

    Возможно, это одна из главнейших задач в работе педагога — понять причины эмоционального неблагополучия ребенка, которое негативным образом сказывается на его личностном развитии, и помочь родителям — всем и каждому в отдельности — исправить все отрицательные факторы и создать эффективные условия общения в семье.

    Жизненный успех не даётся без труда, иногда без тяжёлых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

    Чему научатся наши дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, только за тем — с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.