Доклад на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников»
материал

Кабалина Татьяна Николаевна

Материал интересен для воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО

                                                                   

                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                    Врио заведующего

                                                                    МАДОУ «Мещеринский детский сад

                                                                    общеразвивающего вида «Светлячок»

                                                                                                         Акифьева Л.А.                        

                                                         

 

Доклад на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников»

Педагогический совет «Основные направления деятельности коллектива и родителей воспитанников по сохранению эмоционального благополучия детей»

                                                                                                   

                                                                         

                                                 

                                                   Подготовила:

                                                                                  воспитатель Кабалина Т.Н.

Мещерино –1

2021

Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников

     

  Дошкольное детство — это период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, раскрывается неведомый мир

  взрослых людей. Общение ребёнка со взрослыми существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты, познавать себя и других.

   Актуальность изучения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста определяется современными условиями воспитания в семье. Взаимодействие ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений, привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Семья предоставляет ребенку не только благоприятные возможности для формирования его личности, но она также естественным образом вводит его в постоянно расширяющиеся социальные связи и отношения. У ребенка формируется эмоциональное отношение к самому себе и другим членам семьи; эмоциональная отзывчивость; эмоциональное реагирование на постоянно изменяющиеся ситуации в социуме. Все перечисленные особенности в дальнейшем способствуют формированию предпосылок для эмоционального благополучия.

             Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаева определяет чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

      Опираясь на понятие «эмоциональное благополучие» можно «нарисовать» портрет эмоционально благополучного ребенка. Это ребенок, который:

– улыбается;

– непосредственно ведет себя в разных ситуациях;

– общителен;

– доброжелателен;

– способен выслушать других;

– не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и    аргументируя свой выбор;

– ласков с родными и близкими;

– не проявляет агрессии;

–в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;

 –проявляет чувство юмора;

–не повышает голос;

– считается с мнением окружающих;

– прислушивается к советам взрослых.

       «Трудные», «непослушные», «проблемные», «дети с комплексами» - это результат неправильно сложившихся отношений в семье. Даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общения в семье. Чем младше ребёнок, тем ответственнее должна быть роль взрослого во взаимодействии с ним. В связи с эти коррекционную работу с эмоционально неблагополучными детьми необходимо строить с учётом причин возникновения данной проблемы и включать родителей в коррекционные мероприятия.

       Для обеспечения малышам эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни и дома, и в детском саду необходимо объединить усилия родителей и педагогов. Из-за перегрузок на работе, нехватки свободного времени снизилось взаимодействие родителей и детского сада. Наблюдения показали, что многие родители приобретают педагогическую литературу, некоторые получают необходимую информацию через интернет, но часто пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребёнка.

  Таким образом, возникает необходимость эффективного взаимодействия с семьёй с целью формирования активной родительской позиции по проблеме снятия психоэмоционнального напряжения у дошкольников и выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия принесли необходимый результат.

    Для достижения данной цели определили следующие задачи:

   - применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми    по   предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;

  - формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогом;

   - привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания, их эмоционального благополучия, полноценного физического и психического развития.

               

   Алгоритм взаимодействия с семьёй включает в себя следующие стадии:

  • изучение семьи, её индивидуальных особенностей;
  • поиск контактов с ними;
  • обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке;
  • установление общих требований к воспитанию ребёнка;
  • упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
  • реализация индивидуального подхода;
  • совершенствование педагогического сотрудничества.

Для этого нужно проводить с родителями просветительскую работу: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, индивидуальные беседы, шкатулка вопросов.

Вовлекать родителей в образовательный процесс: устраивать дни открытых дверей, совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки.

     Темы разнообразны: «Гиперактивный ребёнок», «Проблема психоэмоционального напряжения в дошкольном возрасте», «Влияние кризисных ситуаций в семье на психоэмоциональное состояние ребёнка», «Эмоциональное состояние взрослого, как опосредующий фактор эмоционального состояния воспитанников» и т. д.

    Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы общения. Главное донести и обогатить родителей педагогическими знаниями. Для этого используются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями.

     Традиционные формы (коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные): родительские собрания, на которых организованно идёт ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи.  Они привлекают внимание родителей к проблеме психоэмоционального напряжения у дошкольников и помогают убедить их в необходимости совместной работы.

    Большую роль также играют нетрадиционные формы общения с родителями: тренинги, родительские клубы, круглые столы. Можно провести тренинги на тему: «Влияние семейного воспитания на тревожность», «Импульсивный ребёнок», где в непринуждённой обстановке можно овладеть эффективными приёмами и способами общения с детьми. Тренинговые занятия позволяют родителям преодолеть собственный авторитаризм. Они помогают лучше узнать друг друга, увидеть мир с позиции ребёнка, относиться к своему ребёнку как к равному себе, узнать слабые и сильные стороны ребёнка и учитывать их, проявлять заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, не сравнивать своего ребёнка с другими детьми.

 Вовлекая родителей в образовательный процесс, проводить для них дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения. Они дают возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность, обменяться мнениями, познакомиться с опытом семейного воспитания. Большим подспорьем в работе ДОУ и семьи является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, развития, коррекции психоэмоционального напряжения у дошкольников.

    В процессе разнообразных форм взаимодействия используются различные методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении данной темы. Это постановка дискуссионных вопросов, игровой метод, анализ педагогической ситуации.

   Постановка дискуссионных вопросов – это предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников.

   Игровой метод активизации родителей. Интерес у родителей формируют различные игры: «Что вас радует в ребёнке?», «Что огорчает?»; загадывание загадок.

Анализ педагогической ситуации берётся из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Он помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку.

   Решение педагогических ситуаций требует от родителей самостоятельного ответа на вопрос «Как поступить?». В ходе решения родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта. Достоинством данного метода является возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций.

   Одни родители плохо идут на контакт, другие не хотят признавать своих ошибок в воспитании и исправлять их, третьи считают, что воспитанием должны заниматься педагоги, так как это их обязанность.

   В процессе разнообразных форм взаимодействия, систем мероприятий, открытости, доброжелательности педагогов устанавливается с родителями контакт и необходимая поддержка. Родители включаются в реальное сотрудничество и возникают партнёрские отношения для решения одной цели — коррекции психоэмоционального напряжения у дошкольников. Родители обогащаются теоретическими знаниями, расширяются знания о проблемах психоэмоционального развития детей, развивается их внутренний потенциал. Родители учатся снимать психоэмоциональное напряжение, управлять своим внутренним состоянием, эффективно взаимодействовать с детьми и педагогами.

     Использование традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества ДОУ и семьи способствуют формированию адекватной родительской позиции, созданию благоприятного психологического климата в семье, изменению стиля воспитания. У детей снижается возбудимость, тревожность, агрессивность, повышается самооценка и уверенность в себе, им легче общаться со взрослыми и сверстниками.

    Возможно, это одна из главнейших задач в работе педагога — понять причины эмоционального неблагополучия ребенка, которое негативным образом сказывается на его личностном развитии, и помочь родителям — всем и каждому в отдельности — исправить все отрицательные факторы и создать эффективные условия общения в семье.

Консультация для родителей дошкольников
«Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника»
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющих «нарисовать» наиболее полную картину отношений в семье: реальное взаимодействие родителя с ребёнком; отношение к ребёнку, основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.
Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:
- Особенности личности родителей и форм их поведения.
- Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
- Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
- Диапазон средств воспитательного воздействия.
- Степень включённости ребёнка в жизнедеятельность семьи.
- Учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения.
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:
• когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;
• когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
• когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребёнка или уйти из семьи;
• когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;
• когда в окружении ребёнка отсутствует человек, способный понять переживания ребёнка.
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.
В отличие от сформировавшейся личности ребёнок 3-4 лет не владеет защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки, по мнению Н.Л.Кряжевой, – это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Примером сложившихся на всём протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость – глупость.
Как указывает Л.В. Чернецкая, родительские установки - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителем и способов поведения с ним.
Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищённость, которая складывается из многих компонентов, но главный из них - осознание ребёнком того, что его любят. Для этого общение родителей должно быть не формальным (по необходимости), а эмоционально насыщенным и приносить радость, как детям, так и родителям.
Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует формированию рефлексии, то есть способности оценить себя с позиции партнёра. Взрослый проецирует переживания ребёнка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразное припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.
Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными
воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.
Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребёнку любящие его родители.
Принятие ребёнка взрослым, его чувств и особенностей, со всеми его проблемами и радостями, способствует формированию у него чувства собственного достоинства, способности понимать себя и окружающих, учит с уважением относится к ним, развивает потребность в общении. Такое принятие является следствием, прежде всего искренней любви родителей и знания взрослыми личностных особенностей ребёнка.
Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: "Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"

Выступление на районном методическом объединении "Школа начинающего педагога".Тема:Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО....

Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп

Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп...

Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников

Общение ребёнка со взрослыми  существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты, познавать себя и других....

взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников

Общение ребёнка со взрослым существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты , познавать себя и других....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование игровой технологии «Парашют» для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников»

На мастер-классе педагогов знакомят с игровой технологией "Парашют". Раскрывают задачи, которые можно эффективно решать с его помощью. Здесь же представлены примеры игр для детей разных возр...

Практикум для педагогов «Организация работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников посредством коммуникативных игр».

Познакомить педагогов с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....