Консультация для педагогов «Игра-школа нравственности»
консультация

Чаганова Любовь Владимировна

Игра в жизни ребенка - важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни.

Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Недаром игру считают одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение.

Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Присмотритесь, как преображается ребенок под влиянием увлекательной игры!

Молчаливый становится разговорчивым, замкнутый - более общительным, дерзкий - вежливым. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях не мог бы выполнить. Дети играют в разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые. Предпочтение они отдают сюжетно - ролевым играм, в которых изображают все, что видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события современности.

Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль. В игре ребенок поставлен перед необходимостью подчинять своё личное коллективу. Если надо, то и управлять собой - умерять свое нетерпение, быть дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый должен подчиняться требованию командира, импульсивный проявлять выдержку, не умеющий действовать согласованно с другими ребятами - считаться с правилами игры. Подобные действия, связанные с ограничением желаний, ребенок осуществляет с удовольствием. В этом особая сила воздействия игры на волевую сферу ребенка.

В игре, как ни в какой другой деятельности шлифуются черты личности и формы поведения. Воспитывающее значение игры в полной мере проявляется, когда руководят ею взрослые.

Чтобы руководить детской игрой требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях: доброжелательны ли они, не ссорятся ли, проявляют ли товарищество, вежливость, умеют ли поддерживать общий замысел, как разрешают спорные случаи и т. д.

Особое внимание следует обратить на идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребенка. Игры своим содержанием должны развивать нравственные отношения играющих, обязывать их быть подтянутыми, организованными, проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства. Но игры по своему содержанию бывают не только добрыми.

Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки. В таких случаях надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание или надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать. Чем старше ребенок, и совершеннее его игровая деятельность, тем важнее побуждать его к объединению в совместных играх с другими детьми.

Руководство взрослого направлено на то, чтобы дети играли дружно, не ссорились. При необходимости надо помогать им налаживать хорошие взаимоотношения, подсказывать, чтобы уступали друг другу, делились игрушками, умели подождать, если кто-то не успел выполнить некоторые действия игры. Полезно вводить правила, способствующие выработке у детей умения ждать, уступать. Ребенок убеждается, что, подчиняясь правилу, он действует по справедливому закону - каждому поровну. Ребенок растет, расширяется его кругозор, в его игровых замыслах все более отражаются важные общественные явления.

Недаром игру считают школой нравственной практики, в которой ребенок моделирует мир человеческих отношений, события и факты, характерные для современного образа жизни. Игры являются одним из средств формирования нравственных черт, присущих современному человеку. В коллективных играх дети проявляют высокую самостоятельность, инициативу, выдумку, фантазию.

Чтобы игры детей были наполнены воспитывающим содержанием, отражали общественные явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, образом жизни и трудом людей в настоящее время. Конец игры должен содержать нравственное зерно, чтобы зарождалось уважительное, бережное отношение к общественному достоянию. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка соблюдать правила.

Например: известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей получить роль, игрушку. Говорить ребёнку: " Не играй с Сашей, он драчун ", - малоэффективно, Саша ему нравится и он будет с ним играть. Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними воспитательными беседами справедливости в отношении детей добиться трудно. Нужно сделать нарушителей правил активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и, таким образом, влиять сообща на поведение каждого члена группы.

Хочу предложить несколько правил, с помощью которых дети смогут самостоятельно устранить конфликтные ситуации, либо избежать их, находясь на каком-либо этапе игровой деятельности.

Выбор игры.

Правило № 1. Всем вместе договориться о будущей игре. Пусть каждый предложит темы игры или поддержит товарища. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей не согласен с остальными ребятами, надо объяснить ему, что надо согласиться, иначе игры не получится. В следующий раз будет принято его предложение как наиболее интересное.

Распределение ролей.

Правило № 2. Главные роли выполнять по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить, чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным при выбора товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает несправедливо, объяснить ему, что нужно играть по очереди.

Выбор сюжета игры.

Правило № 3. При обсуждении хода игры следует внимательно выслушать всех участников. Принимать наиболее интересное предложение. Если кто-то из детей не согласится с остальными и будет настаивать на своём предложении, объяснить ему правила выбора сюжета.

Распределение игрушек.

Правило № 4. Игрушки брать такие, которые нужны для исполнения роли. Можно разделить их поровну. Если игрушка одна, а играть ею хотят многие, то установить очерёдность между желающими.

Самостоятельное решение конфликтов.

Правило № 5. Дети должны быть справедливыми в игре, соблюдать её правила. Если произошла ссора, надо вспомнить, кто нарушил правило, предложив ему уступить в споре, объяснив, в чём он не прав.

Ситуация нарушения общесоциальных норм поведения.

Правило № 6. В игре соблюдать все правила. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правил поведения сделать замечание и указать на их ошибки. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе.

" Одинокий ребёнок ".

Правило № 7. Если рядом кому-то из ребят грустно, скучно, то поговори с ним, поиграй. В следующий раз, возможно и он тебе поможет.

Таким образом, можно сделать вывод, что детские конфликты, разрешаемые конструктивно (сначала при содействии взрослых, потом самостоятельно детьми)играют положительную, социализирующую роль, и могут быть даже полезны для развития коммуникабельности ребенка, формирования умения выходить из проблемных ситуаций, учитывая интересы других людей, умения взаимодействовать, сотрудничая, для воспитания ответственности и самостоятельности.

Любая игра, сюжетно - ролевая, подвижная или дидактическая, требует от ее участников умения действовать по правилам. В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованности во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным, учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Природа и нравственное воспитание детей»

В своей консультации для родителей я даю советы для прогулок с детьми, наблюдений за окружающим миром с использованием загадок, стихов, песен....

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город Кирсанов.Тема: «Природа и нравственное  воспитание детей стар...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ПРИРОДА И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ .

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности  природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природ...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...