Консультация для воспитателей: «Подготовка к школе в условиях ФГОС ДО»
консультация

Иванова Ирина Николаевна

Дошкольный возраст-это самоценный период, а не период подготовки ребёнка к школе, как считалось раньше. Родители считают, что успешной учёбы ребёнка достаточно научить читать, считать и писать. Развитие у ребёнка - дошкольника психических процессов, а таже развитие речи - вот главное условие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole_v_usloviyah_fgos_do.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района Санкт – Петербурга

Консультация для воспитателей:

«Подготовка к школе в условиях ФГОС ДО»

                                                                     Подготовила и провела

                                                                     старший воспитатель

                                                                     Иванова И.Н.

Санкт – Петербург

2018г.

Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие — стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступного для их возраста деятельности — игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться. Так же в тексте ФГОС не употребляется слово занятие. Однако это не обозначает переход на позиции попустительства. Мы занимаемся с детьми, но само понятие занятие с сейчас рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как формой учебной деятельности. В стандарте учитываются индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте (я в группе, я контролирую, делаю замечания, поучаю, а в сущностном (партнёрство). Взрослый взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе.

Структура системы образования.

В РФ выделяются уровни:

Первый — Дошкольное образование (впервые) является первым уровнем общего образования.

Второй - Начальное общее образование.

Третий - Основное общее образование.

Четвертый - Основное среднее образование.

Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования. 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный».  Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека).          
  • В играх способны отражать достаточно сложные социальные события -  рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).

Единого определения «готовности к школе, или школьной зрелости» у учёных пока нет. Но в большей части работ, посвящённых данной проблеме, выделяются три аспекта, входящих в это понятие: физическая, специальная и психологическая готовность.

Физическая готовность к обучению в школе характеризует состояние здоровья и функциональные возможности ребёнка ребёнка, зависящие от многих факторов, в том числе от пренатального (внутриутробного) периода развития генотипа и темпа физиологического созревания. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития и наличия хронических болезней. Принято выделять четыре группы здоровья.

Дети с первой группой здоровья – это здоровые дети, не имеющие существенных отклонений по основным системам организма, не болеющие обычно в течение года до поступления в школу. К сожалению число таких детей сокращается из года в год и составляет сейчас 10% - 20% от числа детей, поступающих в первый класс.

Дети со второй группой здоровья – дети, имеющие риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям, которые

развиваются на фоне переутомления и стресса. Дети этой группы представляют наиболее сложную для клиницистов и педагогов группу, т.к., даже незначительные перегрузки сверх нормы могут привести к внезапному ухудшению здоровья и развитию неожиданных хронических заболеваний. Также дети этой группы систематически не посещают врачей, в связи с отсутствием выраженной патологии. Они в конце обучения в первом классе часто демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья. Дети данной группы составляют абсолютное большинство от 50% до 66%.

Дети с третьей группой здоровья – страдают различными хроническими заболеваниями, а также неустойчивы к инфекционным заболеваниям в период между обострением своих хронических болезней. Как правило, имеют ослабленный иммунитет, что отрицательным образом сказывается на их стрессоустойчивости и адаптационных возможностях. Школьные нагрузки быстро приводят к переутомлению и обострению хронических болезней. Число таких детей также увеличивается, и одной из причин этого можно назвать социальный фактор – недостаточное внимание со стороны госудаства, общества к проблемам семьи и детства. Количество от 15% до 20%.

Дети с четвёртой группой здоровья – имеют серьёзные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением в массовой школе.

Число таких детей относительно стабильно 16%. Часто бывает, что у таких детей высокий уровень интеллектуального развития и специализированная школа будет их только тормозить. Тогда их переводят на домашнее обучение в массовой школе. Но закон «Об образовании в РФ» вводит термин «инклюзивное образование» - т.е. образование детей с ОВЗ вместе с детьми здоровыми.

Таким образом, физическая готовность к обучению в школе первый важный фактор при выборе школы, т.к. гимназии и лицеи берут детей с 1 и 2 группой здоровья. Физическая готовность часто влияет на остальные аспекты школьной зрелости.

Специальная готовность включает умения и навыки старшего дошкольника, которые необходимы для овладения чтения, письма и счёта. К сожалению, отбор в элитные школы строится на учёте умения читать, писать, считать, а также общей осведомлённости ребёнка. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте при правильно организованном обучении на базе игровой деятельности вполне возможно у многих детей, но не у всех. Это связано с процессом созревания определённых зон коры головного мозга ребёнка. У детей с нормальным развитием это происходит к 7 годам. Поэтому родителям не нужно расстраиваться по поводу неумения его ребёнка писать или читать. Ребёнок дошкольного возраста, умеющий читать, отличается от своих сверстников, не умеющих читать только тем, что он умеет читать. Как правило, дети, умеющие читать, не могут пересказать текст, который только что прочитали, следовательно, это механическое чтение ничего не дающие для развития ребёнка. В данном аспекте важно подготовить ребёнка к обучению чтению и письму. Для этого в программе заложены занятия по формированию фонематического слуха, начиная со средней группы (нахождение определённого звука в слове на слух, нахождение места данного звука, а не буквы, т.к. детям буквы не показывают, в слове – начало слова, середина или конец слова, придумывание слов на данный звук, цепочки слов по типу игры «Города» и т.д. целая методика). На первый взгляд кажется, что это очень просто ребёнку, но большинство детей с этими заданиями справляются не сразу. Учителя начальной школы бьют тревогу, что дети первого класса (количество иногда доходит до одной четвёртой от количества учеников в классе) не слышат звуков, а, следовательно, при написании слов и не пишут буквы их обозначающие, в самых элементарных словах, или переставляют буквы. Это имеет свой термин – дисграфия. Такие дети при фонетическом разборе слова делают ошибки или вообще не могут его сделать. Под умением считать понимается не сам счёт от одного до какого-то числа (до 100 и т.д.), а умение оперировать числами первого десятка, сосчитать предложенные предметы, правильно назвать какое количество предметов получится, если к названному прибавить два ещё 2 или другое число предметов, если убрать какое-то количество предметов. Особенно, например, знание состава числа (на какие числа можно разложить число 2=1+1; число 3=1+2 и 2+1, число 8=1+7, 2+6, 3+5, 4 +4, 5+3, 6+2, 7+1 и т.д.)

Таким образом, под специальной готовностью к обучению в школе понимаются именно навыки необходимые для овладения чтением и письмом, а не само умение читать или писать.

Психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, мотивационную и эмоционально-волевую её формы.

Психологическая подготовка детей к школе включает:

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • эмоционально-волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Если к старшему дошкольному возрасту у ребёнка сформированы ощущения умения обследовать предмет (потрогать, потереть, понюхать и т.д. в зависимости от самого предмета и мотива обследования), то они помогут ребёнку более цельно воспринять данный предмет, т.к. образ предмета у нас складывается из различных ощущений. В науке это называется достаточно точное и тонкое восприятие сенсорной информации (т.е. информации о форме предмета, его величине, цвете, характере поверхности и т.д.).

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.

Это способность запоминать и забывать. Память бывает произвольная и непроизвольная (механическая), когда человек не затрачивает каких-то усилий, чтобы запомнить что-то. Так вот в дошкольном возрасте преобладает непроизвольная память, ребёнок что смог, то и запомнил (как правило, если в дошкольном возрасте было яркое впечатление, то это может запомнится надолго, до взрослого возраста). К старшему дошкольному возрасту на первый план должна выходить произвольная память.

Внимание – это направленность и сосредоточенность на каком-либо объекте или объектах, имеющая значение для человека. Внимание помогает отсеить значимое в нашей жизни от незначимого. Оно также бывает произвольное и непроизвольное. К старшему дошкольному возрасту также должно преобладать произвольное внимание. Произвольное внимание принято оценивать по результатам выполнения какого-либо понятного и доступного задания. Например, так называемый тест Д.Векслера, где ребёнку предлагается с опорой на образец заполнить предлагаемые фигуры. Лучше, наверное, это делать в игровой форме. Для тренировки и, чтобы понять понял ли ребёнок задание, первую строчку пробно. Затем даётся 2 минуты на само задание.

Проверка результатов – нормальным считается выполнение этого теста в течение указанного времени без явных признаков утомления и побуждений к действию со стороны взрослого. Уровень развития произвольного внимания считается нормальным, если результаты теста имеют не менее чем 24-25 правильно заполненных символов. Хорошее развитие произвольного внимания соответствует 35-40 заполненным символам. Если ребёнок за 2 минуты заполнил менее 15 символов, то это может являться тревожным сигналом – ребёнку необходимо развивать данный вид внимания и требуются значительные усилия для его формирования.

Сформированность в старшем дошкольном возрасте произвольных памяти и внимания – залог успешного обучения в школе. Это сензитивный (наиболее подходящий) период для их развития. Несформированность их ведёт к проблемам в школьном обучении.

Воображение – способность фантазировать, что-либо вообразить мысленно.

Это очень важный психический процесс, который также закладывается в старшем дошкольном возрасте. Учёные установили, что если к 7 годам у ребёнка плохо развито воображение, то в дальнейшем ему будет трудно при освоении геометрии, черчения и вообще тех предметов, где требуется что-то представить, вообразить мысленно. Также людьми творческих профессий эти дети не станут, т.к. творчество предполагает богатую фантазию.

Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. В дошкольном возрасте выделяют несколько видов мышления: наглядное (возраст до 3 лет), образное (от 3 до 5 лет), словесно-логическое (от 5 до 7 лет). Т.о., на протяжении всего дошкольного возраста мышление ребёнка должно развиваться и каждый последующий его вид основывается на предыдущем. Так без наглядного мышления не может быть образного, в младшем возрасте оно даже может быть ещё наглядно-образным, т.к. ребёнку ещё трудно представить предмет без наглядности. Словесно-логическое-это мышление, овладев которым, ребёнок может устанавливать логические связи между предметами или явлениями природы и окружающей жизни.

Это умение делать элементарный анализ происходящего, умение рассуждать. Это не просто воспроизведение известных фактов, даже не из детской жизни, а именно высказать свой взгляд.

Мотивационная готовность

Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что взрослые спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  • способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому требования взрослых к ребёнку должны быть адекватными его возрасту.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка также важно для успешного обучения в школе. Развитие же её берёт своё начало в игровой деятельности детей. Особенно это игры с правилами, в которых ребёнок, подчиняясь определённым правилам, должен выполнять игровые действия: «Барыня прислала вам письмо: да и нет не говорите, белое и черное не называйте», любые подвижные игры, когда действие выполняется после сигнала – слова; игры-эстафеты; игры на удачу – выигрыш и проигрыш не зависит в целом от качеств самого ребёнка – формирует умение проигрывать. Сюжетно-ролевые

игры хоть и считаются творческими, но в них тоже есть определённые правила – действовать соответственно данной роли. Нельзя ругать первоклассника за желание поиграть. Дети, которые приносят в школу игрушки не доиграли в дошкольном возрасте и это не их вина. Конечно, если дети хотят в первом классе только играть это тоже есть сигнал взрослым.

Психологи советуют для облегчения жизни первоклассника и его родителей установить некий алгоритм (порядок действий) при возвращении домой из школы. Дайте родителям будущих первоклассников следующие советы: например, ребёнок приходит, обедает, оставьте ему немного времени на какое-то занятие, не связанное с уроками (игра, рисование и т.п.), затем время на выполнение домашнего задания. Первое время на дом могут ничего и не задавать, но, как правило на третий день учёбы хоть и простые на Ваш взгляд задания появятся. Для ребёнка это может вызвать затруднения. Здесь тоже необходимо дать ребёнку алгоритм выполнения домашнего задания: вместе с ним готовите «рабочее место», чтобы свет падал слева, если ребёнок пишет правой рукой и справа, если левой, убираете всё лишнее, не касающееся уроков, берёте портфель, достаёте учебник, тетради того предмета, который собираетесь выполнять, читаете вместе с ребёнком задание. С одними детьми это можно делать в течение месяца, а дальше он научится всё делать сам, с другими может не хватить полугода. Но важно запомнить, что присутствие взрослого обязательно, во-первых, чтобы выработать у ребёнка умение сконцентрироваться на деле, а также контролировать выполнение данной деятельности.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить, использовать при общении определённые нормы. Ведь, если провести опрос у детей старшей и подготовительной группы, то практически все дети знают правила культуры поведения, но, наблюдая за теми же детьми можно увидеть, что выполняют их далеко не все дети.

В настоящее время педагогами и психологами много говорится об учитывании половых особенностей при воспитании детей. В обыденном сознании мужчина-это защитник, активно добивающейся поставленной цели, независимый, умеренная или низкая эмоциональность у него сочетается с обязательно хорошими интеллектуальными способностями. Женщина-хранительница домашнего очага, считают даже, что интеллект ей будет мешать выстраивать отношения с мужем и детьми, она должна быть пассивной и зависимой. Но, сожалению, мы видим много инфантильных мужчин, не способных поста-

вить цель и её добиваться и, к счастью много женщин не пассивных, а имеющих своё мнение, решающих сложные проблемы. Но, тем не менее, различия полов существуют, вопрос лишь в том, с чем это связано – с биологическими причинами или направленными воспитательными воздействиями.

В защиту точки зрения биологических причин можно отметить следующее: исследования показали, что у мальчиков и девочек различается мозговая организация и физиологические механизмы обеспечения тех или иных способностей. В частности, физиологические механизмы пространственных и вербальных (речевых) способностей в женском мозге перекрываются, а в мужском располагаются в противоположных полушариях. Т. о., при осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, а женщины – обоими. Выявили уже в период новорождённости, что имеются различия и в мозговой организации мальчиков и девочек. Так выявили, что мозг у них работает неодинаково – присоединяли электроды и разные области коры головного мозга работали у всех исследуемых девочек и мальчиков по-разному. По-разному протекает и процесс у них и мышления. Так, исследовали в РГПУ им. А.И.Герцена на кафедре психофизиологии ребёнка девочек и мальчиков от 4 до 8 лет. Оказалось, что продуктивная интеллектуальная деятельность у мальчиков обеспечивается преимущественно посредством затрат энергетического резерва (условно «силовой» способ решения интеллектуальных задач), тогда как их сверстницы выполняют аналогичные задания на базе иных механизмов так называемой самоорганизации (своеобразной «подстройке») процессов регуляции к специфическим особенностям предлагаемых заданий. Но, несмотря на очевидные различия в механизмах психофизиологического обеспечения, интеллектуальная продуктивность у мальчиков и девочек оказалась одинаковой.

Вообще нужно отметить, что на выполнение одинаковой физической работы у мужчин затрачивается гораздо больше энергии, чем у женщин.

В защиту социальной составляющей есть следующие факты. Так выявлено, что отношение родителей к новорождённой девочке или мальчику различается. Родители девочек склонны описывать их как нежных, милых и зависимых созданий, тогда, как родители мальчиков – как сильных, требовательных и весьма подвижных. В данном случае виден стереотип восприятия поведения новорождённого ребёнка в зависимости от его пола. А это в свою очередь ведёт к формированию у родителей стереотипных ожиданий, а, следовательно, и стереотипное воспитание.

Нужно отметить, что и игрушки, которыми играют девочки и мальчики совершенно разные (машинки, строитель, спортивные у мальчиков и куклы, посуда, всё, что относится к семейной жизни – у девочек). Если некоторые родители видят мальчика, играющего с девочками в куклы или девочку, играющую с мальчиками в игру «Гараж», то они считают это неправильным. Но этого боятся не надо, т.к. данные, вроде бы несвойственные полам игры только обогащают опыт ребёнка, позволяют решать поисковые задачи, развивают его интеллект.

Т.о., в основе психологических различий между полами лежат объективные биологиче-ские различия, а степень выраженности получаемых (или не всегда получаемых) психологических различий во многом определяется спецификой и направленностью воздействия социального фактора, влияющего на этот процесс через социальный заказ общества.

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОС ДО:

 Это целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования