«Организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников через создание в группе «Мини-лаборатории»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Шуварикова Галина Фёдоровна

В группе создана мини-лаборатория для проведения опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shuvarikova_g.f._doklad.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников через создание в группе «Мини-лаборатории»

Шуварикова Галина Фёдоровна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новосёловский детский сад «Малышок» №11

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста.

Одним из  эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно- экспериментальная деятельность. Именно эта деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, ребёнок  сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

В аспекте требований ФГОС ДО [п. 3.3.4.]  развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной – включать средства обучения и воспитания (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям.

Таким образом, одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является организация предметно-пространственной среды. Поэтому мы разработали и реализовали проект по созданию в группе мини-лаборатории. Ведь  в старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

На первоначальном этапе мы освободили пространство группы для мини-лаборатории и отвели в ней место: для приборов, для материала (природного и бросового); для проведения опытов; для неструктурированных материалов (вода, песок, опилки и др.) При оборудовании мини-лаборатории учитывали следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность.

Для опытно-экспериментальной деятельности лабораторию пополнили необходимым оборудованием, картотекой опытов и экспериментов, схемами-алгоритмами.

Разработали для воспитанников правила поведения в лаборатории, которые важно выполнять при самостоятельном использовании материалов при проведении опытов и экспериментов.

Дети по своему желанию придумали название мини-лаборатории – «Фиксики». Эти сказочные персонажи помогают нам, педагогам, создать проблемную ситуацию, попросить детей о помощи, побуждая их к желанию самостоятельного экспериментирования. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твердом состоянии, с песком, камнями, воздухом, землёй, растениями, магнитами. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Во время тематической недели «Зимние явления в природе» проводилась образовательная деятельность «Тайны снега и льда», где дети проводили опыты с льдом и снегом. В рамках проекта «Этот загадочный космос» был проведен детский мастер-класс: ребята экспериментировали с мыльными пузырями и с помощью их рисовали планеты. Дети определяли свойства разных веществ: соль и сахар, песок и камень и др. Проводили опыты с водой «Волшебница вода», с воздухом «Невидимый воздух». В свободное время наши воспитанники с интересом экспериментировали с магнитами: вынимали скрепки из воды, играли в магнитную игру «Догони Нолика»; зеркалами запускали солнечных зайчиков, делали радугу в комнате; с помощью луп и микроскопа рассматривали разные предметы, интересующие их. Весной мы посадили семя гороха в разные стаканчики: с песком, с землёй и с камешками. Дети с любопытством ждали, где быстрее прорастет горошинка.

Для фиксирования результатов экспериментирования на бумаге, дети сделали себе блокнотики, в которых они зарисовывают опыты схематично. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент.

Отношения с детьми мы строим на основе партнерства, формируем навыки совместной деятельности. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций мы обращаем внимание детей на мнения других, учим слушать друг друга. Так же учим детей, задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы, например: что мы делали? Что получили? Почему?

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Мини-лаборатория позволяет поддерживать стремление дошкольников к экспериментированию и стимулирует их на самостоятельное проведение экспериментальных действий. Наличие в лаборатории разнообразных предметов, позволяющие проводить простейшие опыты, дает возможность ребенку сделать что-то самому и прийти к какому-то выводу. Важно, чтобы возникла атмосфера домашней лаборатории, лишь бы возникли первые радостные впечатления, появилось желание самостоятельных исследований. А вот незаметные подсказки и ненавязчивые советы педагогов могут быть очень важны для достижения этих первых успехов. Дети рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, показывают их своим друзьям.

Познакомившись с нашим проектом, родители группы поддержали идею создания мини-лаборатории в группе и стали активными участниками по её созданию. Родители наполнили и продолжают пополнять нашу лабораторию необходимым оборудованием (микроскоп, зеркала, магниты, компасы и др.), принесли книги, коллекцию камней, насекомых, наборы для выращивания кристаллов и многое другое. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы рекомендуем родителям создать дома уголки для опытов. Для этого постоянно обновляем наглядную информацию, проводим консультации по проведению исследовательской деятельности.

 На протяжении всего периода обучения в детском саду дошкольники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.   М. , 2014.
  2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». / Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. 2012 г.
  3. Нищева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»/ СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. – 320 с. – ( Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...

«Развития математических способностей старших дошкольников через создание игр-ходилок».

Игра лучший способ развития в математических способностях, особенно сделанно своими руками....

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через создание предметно-пространственной среды в группе

Патриотическое воспитание старших дошкольников через создание предметно-пространственной среде в группе...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...

Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в народных костюмах»

Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность&r...