Развитие внимания ребёнка. План-конспект собрания
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Гуцева Людмила Владимировна

Материал предназначен для воспитателей, психологов ДОУ.  Собрание проводилось в рамках родительского клуба 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ot_razvitie_vnimaniya_detey.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект собрания

на тему «Мой внимательный ребёнок»

(всеобуч)

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания детей 4-6 лет в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания  детей 4-6 лет для успешности продуктивной  деятельности.
  2. Выявление проблем развития внимания.
  3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Форма проведения:всеобуч для родителей.

Материал:магнитные доски, цветные и простые карандаши,

Непосредственно перед мероприятием детям даётся задание, которое они выполняют, пока родителям зачитывается теоретическая часть.

Ход собрания

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача обучения» (К.Д.Ушинский)

Ведущий: как часто, уважаемые родители, обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!», «Ты что такой невнимательный!», «Воот, это все потому, что Ты невнимательный!» Нередко и воспитатели говорят, что многие ошибки детей – от невнимания. Но  представляем ли мы – родители, что же такое – внимание,  и что следует делать для того, чтобы это самое внимание развивалось. То, что вы здесь, означает ваше стремление постигнуть этот очень значимый для успеха наших детей вопрос, и преодолеть затруднения, возникающие в практике семейного воспитания.

Итак, пока дети заняты выполнением задания, которое мы для них заранее приготовили. Мы немного окунёмся в теоретические глубины нашей темы. Но для начала, мы хотим вам предложить выполнить небольшое упражнение. (Упр. «Умеете ли вы следовать инструкции?»)

Ведущий:«Что такое внимание?».

«Внимание –психический процесс, который проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах и обязательно присутствует при познании ребенком мира.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует.

Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, в частности запоминание, мышление, восприятие. организует и регулирует их функционирование.То, есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

        Ведущий: различают

  • внешнее внимание, которое направлено на объекты внешнего мира и на себя, если мы себя рассматриваем как внешний объект;
  • внутреннее внимание, которое направлено на собственные мысли и переживания человека. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.

Ведущий:существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное В. - это концентрация на чем-то, что выделяется какими-либо особенностями. Например, предметы, вызывающие яркий эмоциональный фон, затрагивающие интеллектуальные и моральные чувства (красочные цвета, гармоничные звуки, приятные запахи), рефлекторно привлекают внимание.

Произвольное В. -вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо.

Хотя дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, но, не стоит забывать, что непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания.

Итак, как же  развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства (что вы можете сейчас наблюдать с вашими детьми).

Другой пример: взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: «Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!»

Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания.

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, «схватить» с одинаковой ясностью.

Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Игра «Запомни точки »

Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи-двенадцати объектах.

Устойчивость внимания (длительность) показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Сейчас, мы вам и вашим деткам поиграть в игру, будем решать задачки. Первыми будут отвечать дети, а родители будут объяснять или пояснять ответы детей.

«РЕШИ ЛОГИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ».

Цель: развитие логического мышления

Возраст: 5-7 лет

« Послушай внимательно, подумай и ответь на вопросы.»

Кого в зоопарке больше : зверей или обезьян?

Чего в лесу больше: елок или деревьев?

Кого в реке больше : щук или рыб?

Чего в шкафу больше: тарелок или посуды?

Кто быстрее доплывет до берега- утята или цыплята?

Кто быстрее долетит до цветка- бабочка или гусеница?

Кто громче мычит: корова или петух?

Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

Сколько грибов можно вырастить из  семян березы?

Сели на воду 3 воробья, один улетел. Сколько осталось?

Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа?

Что дольше длится 1 год или 12 месяцев?

Так же, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. «Рассели жильцов.» Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.

Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...

План-конспект родительского собрания в средней группе Тема: « Счастливый ребёнок – в счастливой семье.»

Цель:Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата в семье для ребенка .Повысить уровень педагогической культуры родителей.Использовать образовательный потенциал родителей для обуче...

План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"

Цель:   Укрепление детско - родительских  отношений, создание  безопасной  и благоприятной  обстановки  в семье  в  ходе повышения уровня  педагогичес...

План-конспект родительского собрания "Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики".

План-конспект родительского собрания Тема: Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики.Форма проведения: круглый стол.Характеристика аудитории: родители ...

План - конспект родительского собрания "Знаете ли вы своего ребёнка"

Развитие интерес к познанию своего ребёнка, содействовать активному взаимодействию с ним....

Развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста

Обоснование тренажёра: Цель: Коррекция недостатков в развитии внимания ребёнка младшего школьного возраста.Данный тренажёр направлен на развитие внимания ребёнка младшего школьного возраста(...

Тренажёр для развития внимания ребёнка старшего дошкольного возраста

Обоснование тренажёра: Цель: Коррекция недостатков в развитии внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.Данный тренажёр направлен на развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возра...