План-конспект родительского собрания "Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики".
консультация по логопедии (старшая группа)

Локновская Екатерина Григорьевна

План-конспект родительского собрания

Тема: Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики.

Форма проведения: круглый стол.

Характеристика аудитории: родители детей старшей речевой группы.

Цель: обучить родителей методам и приемам закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях по коррекции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_starshaya_gruppa.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания

Тема: Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики.

Форма проведения: круглый стол.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад  г. п. Рощино»
Характеристика аудитории: родители детей старшей речевой группы.

Цель: обучить родителей методам и приемам закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях по коррекции речи.

Задачи:

  • обучить родителей проведению артикуляционной гимнастики  дома (показ и разъяснение пользы каждой артикуляционной позы);
  • помочь родителям вспомнить характеристики звуков русского языка и обучить их условным обозначениям звуков, которые применяем на логопедических занятиях;
  • рассказать родителям о важном значении развития мелкой моторики детей и способах ее развития.

Оборудование:

  • интерактивная доска – 1шт.,
  • зеркала – 10 шт.,
  • фишки – обозначения звуков

Памятки для родителей:
«Артикуляционная гимнастика для губ и языка»,
«Характеристика звуков русского языка и их условные обозначения»

Ход встречи за круглым столом:

  1. Приветствие.
  2. «Одной из основных задач нашей работы является коррекция неправильного произношения звуков. Для правильного произношения звуков необходима выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (губ и языка). На занятиях дети учатся выполнять артикуляционные упражнения, но для ускорения положительного результата желательно закрепление выполнения этих упражнений дома. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Сегодня мы покажем вам выполнение каждого артикуляционного упражнения и расскажем для постановки каких звуков необходимо выполнение каждого упражнения».

    Показ и разъяснение пользы каждого артикуляционного упражнения, родители перед зеркалом выполняют  упражения.

  1. «На наших занятиях мы знакомим детей с характеристиками звуков речи. Дети узнают, что звуки речи делятся на гласные и согласные, а согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Мы знаем, что благодаря гласным звукам наша речь плавная и певучая, поэтому объясняем детям, что гласные звуки можно петь. Напоминаем вам, что в русском языке 6 звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Е, Ё, Ю, Я –это буквы, с ними дети познакомятся в подготовительной букве.

     Как  же помочь ребенку определить характеристики согласных звуков?

     Во время произнесения твердых и мягких звуков фиксируем внимание ребенка на разном положении губ: твердые согласные – губы «сердятся»; мягкие – губы «улыбаются».

     Звонкость согласных звуков определяем следующими способами:

- прикладываем ладонь к шее и проговариваем звук. Если чувствуется движение гортани («горлышко работает»), звук звонкий, если же движение отсутствует – звук глухой;

- закрываем пальцами уши и произносим звук. Если при этом в ушах «звенит», звук звонкий, если нет – глухой.

       При звуковом разборе слова мы используем цветные фишки:

Красными фишками обозначаем  гласные звуки, синими – твердые глухие согласные звуки, синими с изображением колокольчика - твердые звонкие согласные звуки, зелеными - мягкие глухие согласные звуки, зелеными с колокольчиком – мягкие звонкие согласные звуки».

       Совместный разбор слов: Тима и липа.

  1. « А теперь поговорим еще об одном важном моменте для развития речи и мышления ребенка - о тонкой или мелкой моторике».

   Демонстрация на интерактивной доске презентации «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников в контексте ФГОС» с подробными комментариями логопеда.

«Тонкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неточность движений детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Казалось бы, ну и что? Со временем разовьется, как и все остальное. Но все не так просто.

      Головной мозг,  руки (кончики пальцев) и движения губ, нижней челюсти и языка при речи теснейшим образом связаны между собой. Поэтому ребенок со скованными, неумелыми пальчиками, как правило, отстает в психомоторном развитии и у него часто возникают проблемы с речью.

      Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

      В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

      Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Как же развивать моторику рук? Можно вместе с мамой заняться:

  1. Вязанием узлов
  2. Сматыванием мотков
  3. Плетением косичек
  4. Шнуровкой
  5. Работой с тканью
  6. Вспомнить элементы плетения лентами
  7. Работой с пуговицами, бусинами
  8. Созданию различных сказочных сюжетов с использованием нетрадиционных материалов.
  9. Лего

      Ваши действия превратятся из работы над мелкой моторикой в увлекательную игру. Не забывайте, дети познают мир и развиваются в процессе игры».

  1. Вопросы родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения посредством ведущих видов деятельности: опыт реализации научно-практического проекта...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе ССД (4-5 лет) по развитию элементарных математических представлений (РЭМП), развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики «Жили, были зайцы!»

Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, сенсорного восприятия, конструктивного праксиса, пространственной ориентации на плоскост...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения (старшая группа).

В рамках образовательной деятельности закрепляются представления дошкольников с нарушением зрения о времени года "Зима" посредством использование нетрадиционной техники «Рисование цветной солью»....