Главные вкладки

    Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики
    консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Улько Екатерина Александровна

    Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_osyazanie_i_melkaya_motorika.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения на специальных коррекционных занятиях

         Практика работы в детских садах, школе с детьми с нарушением зрения говорит о том, что дети с глазной патологией испытывают трудности  с письмом: быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется рабочая строка.

         Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы группы, класса. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия вызывают у них напряжение, состояние тревоги.

         Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: развитие ручной умелости через выполнение предметно-практических действий, изготовление поделок, в процессе чего развиваются такие качества, как глазомер, аккуратность, внимание и т.д. Идет развитие пространственной ориентировки, сначала на листе бумаги, также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма,  далее – развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений.

         Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование.

         Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит от того, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это и приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.

         Дети с нарушением зрения нуждаются в специальном развитии осязания и моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий на занятиях в группах и в бытовой деятельности. Одной из задач в работе является подготовка руки к письму посредством выполнения специальных упражнений в тетради.

         Раз в неделю проводится коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики, на других занятиях часть времени возможно уделять использованию упражнений или игровых заданий на развитие осязания.

         В процессе работы по любой теме необходимо отрабатывать, закреплять и автоматизировать умения и навыки, приобретаемые детьми на коррекционных занятиях по развитию осязательной чувствительности и мелкой моторики. Например, при знакомстве детей с дикими и домашними животными можно дать обводку по контуру через кальку с помощью фломастера или работу по обводке пальцем контурных изображений в альбоме «Силуэтные и контурные изображения». Этот альбом должен содержать силуэтные и контурные рисунки различных объектов, подобранных в соответствии с программными темами (домашние, дикие животные, транспорт, мебель и т. д.)

         Для развития осязания и мелкой моторики используются различные виды деятельности:

    - конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;

    - раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок различной величины, чашей-вкладышей);

    - складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на индивидуальных фланелеграфах по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур, букв и др.;

    - сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации на специально созданных тренажерах;

    - застегивание и расстегивание различной формы, величины и цвета пуговиц;

    - вместо пластилина можно использовать тесто, работа  которым доставляет детям много радости. Тесто более пластично, хорошо разрабатывает пальцы, заставляет детей фантазировать;

    - рваная аппликация с предварительным разрыванием различного цвета бумаги, разного качества (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор».

         Кроме огромного удовольствия эти виды занятий помогают детям с нарушением зрения развивать важные навыки координации движений, концентрацию внимания, пробуждают воображение. Здесь они знакомятся с понятиями: размер, форма, цвет – и способами измерения поверхности.

         Для работы с детьми младшей и средней групп изготавливаются альбомы пластических прописей с самыми разнообразными линиями, с помощью которых они успешно овладевают начальными навыками безотрывного письма, альбомы с фигурами Попельрейтера, помогающий узнавать контурные изображения и дающий ребенку возможность обвести пальцем угаданный предмет.

         Игры в Золушку одновременно знакомят детей с различными крупами, так как дети перебирают гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

         Лето открывает свои возможности: дети лепят, строят из песка, рисуют по мокрому песку. Зимой под рукой замечательный материал – снег: разгребаем лопаткой, сгребаем в кучу, лепим снеговиков, играем в снежки, рисуем на снегу.

         Естественно, наилучшего результата можно достичь, если ребенок приходит в детский сад в 3 года и проходит все предварительные стадии работы в этом направлении.

         Необходимо пополнять дидактические игры по развитию мелкой моторики. К «Чудесному мешочку» прибавить «коробку сюрпризов», в которой дети проводят обследование предмета с двух сторон, «рукав – чародей», умеющий скрывать предметы, постоянно загадывающий детям загадки и др.

         Для детей с нарушением зрения игра является особенным стимулом, она имеет коррекционное значение для физического и психического развития. Поэтому игры присутствуют на любом занятии. Например, игра «Умные ручки». Ребенку надевают темные очки, на ощупь он определяет предмет в «коробке сюрпризов» или отыскивает пару каждому предмету, будь то кубики, палочки, пуговицы и т.д. Эффект двойной: развивается осязание, формируются понятия об объеме, форме, фактуре предмета. Очень важно, чтобы упражнения были связаны с игровой деятельностью ребенка в его повседневной жизни. И, конечно, во всем нужна система. Если сначала развивается координация движений с крупными предметами (согласно этапу лечения), то потом переходят к мелким. В первую очередь детей учат правильно захватывать предмет, удерживать его, затем раскладывать предметы на бумаге с нарисованными контурами предметов по размеру, цвету, форме. Далее вводятся упражнения с буквами и цифрами.

         Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разноцветных косточек по спирали, вырезывание по контуру, раскрашивание.

         Хорошо укрепляют мышцы рук, развивают мышечную силу сжимания резиновой губки, теннисного мячика, массажного мячика, который так любят дети, называя его ежиком.

         Чтобы помочь детям быстрее запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении, проводится работа по выкладыванию букв из различных материалов. Этап конструирования букв является особо важным, так как в формировании образа букв участвуют зрительные, мышечные и осязательные чувства, а при их произношении – слуховой анализатор.

         Ребенку с нарушением зрения трудно провести линию нужного размера. Легче детям удается рисование вертикальных, а не горизонтальных линий. Некоторым разлиновка мешает, а не помогает, так как усиливается зрительное напряжение. В таких случаях начальный этап при подготовке работы в тетради проводится в альбоме без разлиновки.

         Необходима последовательность работы ребенка в тетради. Расстояние от глаз до тетради – не менее 33 см, контроль за правильной осанкой ребенка, хорошая освещенность рабочего места необходимы постоянно. Система работы в тетради включает в себя следующие разделы:

    - знакомство с тетрадью (обложка, листы, страницы);

    - знакомство со страницей (линии, клетки-квадраты);

    - выполнение постепенно усложняющихся упражнений.

         При выполнении упражнений необходимо обращать внимание на время непрерывной зрительной нагрузки, на обязательное проведение снятия зрительного утомления. Дети с близорукостью и высокой степенью амблиопии используют для письма фломастеры.

    Примеры упражнений

         

    Упражнение 1

    По точкам изобрази геометрическую фигуру. Как она называется?

    Внутри фигуры по линиям проведи прямые линии сверху вниз и слева направо. В центре каждой клетки поставь точку.

    Упражнение 2 (работа с клеткой)

    Поставь точку в каждой клетке строки (интервалы между клетками с точками могут быть самыми различными, но заданными).

    Упражнение 3

    Начерти на строке прямые линии сверху вниз через одну клетку (далее различные интервалы).

    Нарисуй прямые линии сверху вниз длиной в одну клетку (далее с различными интервалами).

    Выполняются аналогичные задания в горизонтальном направлении.

    Упражнение 4

    Обведи клетку полностью, продолжи с разными интервалами.

    Закрась клетки, чередуя красный и зеленый цвет.

    Упражнение 5

    По опорным точкам обведи прямоугольник, квадрат.

    Назови полученные геометрические фигуры.

    Сколько клеток в квадрате? Прямоугольнике?

    Сколько клеток между фигурами?

    Раскрась прямоугольники в синий цвет, квадраты – в красный.

    Упражнение 6

    Нарисуй по опорным точкам квадраты.

    Какие квадраты по величине? Сколько клеток в квадратах?

    Раскрась маленькие квадраты в теплые тона, большие – в холодные.

    Упражнение 7

    Рисование по клеткам орнаментов по заданию.

    Упражнение 8

    Проведи в каждой клетке строки линию из правого верхнего угла в левый нижний угол, далее – с различными интервалами.

    Проведи в каждой клетке строки линию из левого верхнего угла в правый нижний угол, далее – с разными интервалами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар по теме: "Развитие осязательной чувствительности и мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения. "

    Способы развития мелкой моторики рук и осязания, используя подручные материалы....

    Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения

    Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения посредством ведущих видов деятельности: опыт реализации научно-практического проекта...

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

    Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе ССД (4-5 лет) по развитию элементарных математических представлений (РЭМП), развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики «Жили, были зайцы!»

    Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, сенсорного восприятия, конструктивного праксиса, пространственной ориентации на плоскост...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения (старшая группа).

    В рамках образовательной деятельности закрепляются представления дошкольников с нарушением зрения о времени года "Зима" посредством использование нетрадиционной техники «Рисование цветной солью»....

    Развитие осязательных навыков и мелкой моторики у детей с нарушением зрения как средство познания окружающего мира

    В  статье говорится о необходимости развития  осязательных навыков  у детей с нарушением зрения, о направлениях и  формах работы с детьми, а также об играх,  которые помогают ...