Развивающее занятие "Умники и умницы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Варламова Людмила Александровна

Открытое занятие педагога-психолога  в подготовительной группе  в рамках проекта "Готовногсть к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Варламова Людмила Александровна, педагог-психолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Павловский детский сад №1 «Золотой петушок», р.п. Павловка

Интеллектуальное занятие «Умники и умницы» для дошкольников 6 -7  лет

Цель игры: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры; продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре; активизировать имеющиеся знания.

Материал: Куб с картинками на пяти гранях по темам: «Москва», «Природа», «Математика», «Светофор»,  «Речь»,  «Скрипичный ключ».
Иллюстрации деревьев, травянистых растений, животных, грибов для игры «Четвертый лишний».
Эмблемы команд участников игры, кубы с цифрами.
Два мольберта, иллюстрации о Москве из учебно-методического пособия по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина».
Игра проводится в музыкальном зале, украшенном воздушными шарами и плакатами.

Правила игры: дети по очереди бросают куб и отвечают на вопросы из той категории, условное обозначение которой оказалось на верхней его грани.

Условные обозначения.
«Московский Кремль» - тема Москвы и ее достопримечательностей.
«Дерево» - тема природы.
«Светофор» - тема ОБЖ.
«Цифры» - математические представления.
«Буквы» - словесные игры.
«Скрипичный ключ» - музыкальная пауза.

Ход мероприятия

Дети под веселую музыку входят в зал. Ведущий представляет команды, членов жюри,  объясняет правила игры.

Ход занятия:

Ведущий: Я рада приветствовать вас, дорогие друзья, в игре «Умники и умницы». Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Команда, начинающая игру, определяется по жребию. Ребята могут выбирать из доставшейся им категории вопросы разной степени сложности (вопросы на зеленой карточке - простые, их стоимость 1 балл, вопросы на желтой карточке – средней сложности – 2 балла, вопросы на красной карточке – самые сложные – 3 балла). Если дети не отвечают на сложные вопросы, им задаются более легкие, чтобы команда получила 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

Вопросы и игры по теме «Речь»

На 1 балл:

- Назвать имя, начинающееся на букву В.
- Назвать слова со звуком В, которые обозначают части тела человека (голова, ноги….).
- Образовать новое слово со слогом АЛ.

На 2 балла:

- Игра «скажи наоборот»

Скажи наоборот со звуком М (антонимы):
Война-…. (мир).
Ссорится - …. (мирится).
Быстро - … (медленно).
Твердый-… (мягкий).

Измени по образцу

Сок из моркови — морковный
Из свеклы –
Из тыквы –
Из томатов –
Из овощей –

На 3 балла:

Продолжи по образцу:

Много овец — отара
Много коров –
Много лошадей –
Много собака –

- Добавить первый звук К и получить новое слово:
Рот -…(крот).
Осы -…(косы).
Лен -…(клен).
- Угадать отгадку:
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.

(Ответ: Язык, Глаза и Уши)

Вопросы и игровые задания по категории «Москва»

На 1 балл:

- Как называется столица нашей Родины – России?
- Как называют жителей Москвы?
- Назовите самую главную площадь Москвы.
- Какой самый быстрый транспорт в Москве?

На 2 балла:

- Узнать по иллюстрациям достопримечательности Москвы:

а) памятник А. С. Пушкину;
б) Большой театр;
в) Кремль
г) Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду.

На 3 балла:

- Назвать главную башню Кремля   (Спасская башня).
- Как называется округ, в котором вы живете?
- Что изображено на московском гербе (скачущий всадник, поражающий копьем дракона. Это Георгий Победоносец).
- Назвать пословицу о Москве.

Вопросы и игровые задания по категории «Природа»

На 1 балл:

- Отгадать загадку:

а) Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?

б) Пришла без красок и кисти,
И перекрасила все листья.

в) Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

г) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

На 2 балла:

- В какое время года на деревьях не бывает листвы?
- Листья каких деревьев осенью краснеют? ( 
осины, клена, рябины.)
- С прилета каких птиц считаем мы начало весны? ( С 
прилета грачей)
Как изменяется долгота дня весной?

На 3 балла:

Игра «Четвертый лишний»

Из картинок выбрать одну лишнюю и объяснить свой выбор:

- Сосна, лиственница , береза, ель.
- Береза, дуб, 
жасмин, тополь.
- Корова, собака, лиса, кролик.
- Ласточка, стриж, 
воробей, грач.

Вопросы категории ОБЖ 

На 1 балл:

Отгадать загадку:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь -
Зеленый, желтый, красный.

- На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
- Где нельзя ездить транспорту: по мостовой или по тротуару?
- Как называют людей, когда они идут пешком: пешеходами или пассажирами?

На 2 балла:

Игра «Съедобный грибок положи в кузовок» (отобрать в корзинку картинки с изображением съедобных грибов).

- Игра «сбор ягод» (отобрать в корзинку картинки с изображением съедобных ягод).
- Игра «Четвертый лишний».

а) подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок;
б) 
ландыш, волчье лыко, брусника, вороний глаз.

На 3 балла:

- Назвать правила поведения в общественном транспорте – в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро.
- Как нужно переходить улицу?
- Назвать опасные предметы (
иголка, гвоздь, ножницы, молоток, булавки, скрепки, пила).
- Как нужно вести себя за столом?

Вопросы и игровые задания по категории «Математика».

На 1 балл:

- Сколько этажей в десятиэтажном доме?
- Как называется фигура, имеющая три угла и три стороны?
- Назови пропущенное число: 4,…, 6.
Закончи фразу: «Солнышко светит днем, а луна…».

На 2 балла:

- Игра с кубамиДетям предлагается разложить кубы по порядку (в соответствии с цифрами на них).
- Игра « Наоборот»

Дом низкий, а кран… (высокий).
Ветка тонкая, а дерево… (
толстое).
Река широкая, а ручей…(
узкий).
Гольфы длинные, а носки… (
короткие).
Отгадать загадку: 
Они давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его?.. (
Квадрат)

- Отгадай-ка: У кого больше лап: у собаки или у щенка?

На 3 балла:

- Игра «Какое число я задумала?»
- Я задумала число. Если от него отнять 1, получится 6. какое число я задумала?
- Как построить два квадрата из 7 палочек? (дети строят на столе.)
- Один ослик нес 5 кг соли, а другой 5 кг ваты . У кого груз тяжелее?

Музыкально-дидактические игры для музыкальной паузы: «Будь ловким», «Карусель». Жюри подсчитывает полученные баллы, объявляет победителей. Команды награждаются призами и медалями «Умники и умницы».

Используемая литература:

1. Елжова Н.В. "Скорая помощь для воспитателей: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям". - Ростов н/Д: Фениск, 2013. - 245.

2. Газета для дошкольников с подсказками для родителей "Солнечный зайчик" №7, март 2010.

3. Газета "Непоседа" № 15, август 2011; № 3 февраль 2013.

4. интернет сайт collegy.vcoz.ru "Интеллектуальная игра старшей группы Умники и умницы"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к проведению развивающих игр с дошкольниками "Умники и умницы. Развиваем логическое мышление" (младшая группа)

Материал к проведению психологом развивающих игр "Умники и умницы" (младшая группа). Развитие логического мышления...

Перспективное планирование кружковой деятельности «Умники и умницы» ( развивающие игры В.Воскобовича ) для детей разновозрастной группы 4-6 лет

Данный материал разработан на учебный год для кружковой деятельности. Для тех кто в своей работе использует игровые технологии В. Воскобовича. Материал для  детей 4- 6 лет....

Программа оказания дополнительных платных услуг интеллектуально-развивающей направленности по играм В.В.Воскобовича «Умники и умницы» для дошкольников от 6 до 7 лет.

Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.      Главная задача ДОУ  состоит в том,...

Программа интеллектуально-развивающей направленности «Умники и умницы» для дошкольников от 5 до 7 лет по играм В.В.Воскобовича

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекв...

Программа интеллектуально-развивающей досуговой деятельности по играм В.В.Воскобовича «Умники и умницы»

Данная программа, составлена с опорой  на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т.Г. и Воскобовича В.В., содержанием которой является эффективное развитие психических процессов...