Организация трудовой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
материал

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации трудовой деятельности дошкольников в соответсвиии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд.

Особенности организации трудовой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

В настоящее время образование определяется принципиально иной парадигмой, призванной убрать подмену детского сада школой, которая существовала долгое время и существует до сих пор. Новый образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года)- это стандарт развития  возможностей каждого ребенка. Трудовое воспитание в этом развитии призвано играть ключевую роль.

2 слайд.

Трудовое воспитание детей

Что же такое трудовое воспитание? давайте вспомним. (ответы педагогов) 

(второй щелчок) – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения к труду как основной жизненной потребности.

Привычка к труду, развитие мелкой моторики и координации движений закладываются  с детства, от их формирования зависит успешность человека в будущем.

3 слайд

В соответствии с ФГОС ДО содержание трудовой деятельности направлено на достижение цели формирования позитивных установок к различным видам труда  посредством решения

(второй щелчок) следующих задач:

  • развития трудовой деятельности;
  • воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

4 слайд

Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных  учреждениях этому вопросу  уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей становится все более  эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребенка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей. Немаловажным фактором неэффективности работы воспитателей в данном направлении является небольшое число пособий, выпускаемое в настоящее время по этой теме. Тем самым педагоги не всегда имеют возможность познакомиться с рекомендациями по организации трудового воспитания.

Коллектив нашего детского сада поставил перед собой задачу развития системы  трудового воспитания детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО. Так как наш детский сад реализует основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения детский сад присмотра и оздоровления №14 разработанную на основе комплексной программы «Детство» одним из её разделов является  раздел  «Ребёнок познаёт предметный мир и приобщается  к труду», то в  помощь педагогам   были разработаны технологические карты к данному разделу. (раздатка)

Педагогам необходимо четко представлять себе всю линию развития трудовой деятельности ребенка от младшего до старшего возраста, осознавать преемственность целей и задач трудового воспитания и особенности их реализации в разных возрастных группах и видах деятельности,  уметь отслеживать качественное изменение трудовых навыков детей и т. д.

5 слайд

С этой целью нами была разработана таблица, которая помогла отразить изменения  связанные с введение ФГОС и сформировать модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Я предлагаю ответить на вопрос - в каких видах деятельности можно решать задачи трудового воспитания? (ответы педагогов)

  • коммуникативную деятельность - беседы
  • конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);
  •  изобразительной (рисования, лепки, аппликации)- предлагает нарисовать
  •  музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

  6 слайд

  • Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.

Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т.п.),  младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как – будто ведут машину, как – будто готовят обед).

У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу – дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия.

Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем дошкольном возрасте) в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках, фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке своей замысел также побуждает детей включиться в труд.

Нередко труд перемешивается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до полученного результата.

В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющей особой привлекательности, если понимают его значение для других.

Наш детский сад вступил в группу поддержки по гендерному воспитанию, поэтому мы  стараемся во всех видах деятельности учитывать гендерную социализацию дошкольников. Работая с детьми, педагоги создают  игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы, девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол).

 Должное внимание в работе с детьми  мы уделяем народному творчеству во всем своем многообразии, включая в педагогический процесс потешки, пословицы, поговорки, сказки, загадки. Нами сделана подборка загадок, пословиц о труде мальчиков и девочек.

7 слайд

Предлагают дать ответы   на весёлые вопросы на знание пословиц и крылатых фраз о профессиях.

■ К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица

 «Не место красит человека, а человек место»?

(Маляры)

■Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз?

(Сапёр) 

8 слайд

■ Не боги горшки обжигают, а … Кто?

(Гончар.)

■ Какая русская пословица приравнивает повара к доктору?

(«Добрый повар стоит доктора». Так как от питания во многом зависит здоровье человека.) 

9 слайд

  • В какой «зоологической» пословице заключена формула высшего мастерства дипломата?

(И волки сыты, и овцы целы.)

■ Назовите фольклорного погонщика телят.

(Макар. Куда Макар телят не гонял.)

10 слайд

Так как наш детский сад оздоровительной направленности, то особое внимание уделяем приобщению детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у мальчиков укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения; девочки приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

     

11 слайд

Развивающая предметно-пространственная среда - важное условие осуществления трудового воспитания дошкольников. В ФГОС ДО предъявляет следующие требования к организации развивающей предметно-пространственной среды: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной,

12 слайд

 поэтому большое внимание мы уделяем подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы при этом учитываем его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления.

Основательно проработав данный материал, мы пришли к выводу, что необходимо определить наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с требованиями ФГОС (раздатка). Это позволит создать благоприятные условия для реализации субъектной позиции ребенка в труде. Низкий уровень самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности обусловлен

13 слайд

трудностями, которые встречают воспитатели при организации трудового процесса:

  • учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка во время трудовой деятельности;
  • воспитатели не в полной мере владеют умением строить трудовую деятельность, развивающую  самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности;

•        трудовая деятельность детей носит искусственный характер, так как содержание труда не всегда интересно для них, ребенок не видит его значимости;

• дети не испытывают положительных эмоций от труда.

Мы предлагаем вам таблицу «Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников», где прописаны затруднения и пути и приемы  их решения.

слайд 14

В группах созданы центры для мальчиков «Домашняя мастерилка», «Мастерская Умелкина», «Добрые мастера» и т.п.

слайд 15

для девочек и «Маленькая рукодельница», «Маленькая хозяюшка» и т.п.

Для успешной реализации образовательной программы ФГОС ДО определяет следующие психолого – педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности, поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения.

Для повышения уровня самостоятельности детей и повышения эффективности организации трудового воспитания предлагаем воспитателям в помощь таблицу, которая даст возможность предвидеть некоторые ошибки на стадии планирования трудового процесса (приложение 3).

Если педагог постоянно поощряет трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах, трудолюбие станет чертой их личности. Для поддержания интереса к трудовой  - деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности

слайд 16

Эффективными формами работы являются: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активизации дошкольников, так как в разных ситуациях не может быть единого верного ответа, следовательно, каждый ребенок может высказать свое предложение по решению проблемы, и каждый из них будет по-своему прав. Воспитатель обязан подвести дошкольников к выбору наиболее оптимального варианта решения проблемы в тех или иных условиях.

Большое внимание уделяем развитию эмоциональной сферы дошкольников.  Если труд входит в их жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, дети получают от него удовольствие, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь успехам.

слайд 17

Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, надо  дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают.

 Мы используем различные стимулы труда: самодельные значки, медальки  «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «Самому умелому», «Самой аккуратной», «Рукодельнице» и т.п.

Важная задача педагога – помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.

18 слайд

При участии и под контролем взрослого у мальчиков формируют умение:  разрезать плотный картон; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду.

Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами.

слайд 19

С детьми мы проводим различные  мероприятия. Так, например, плотник нашего детского сада Вячеслав Васильевич  с удовольствием формирует у мальчиков умение работать молотком и другими инструментами. На базе детского сада организован кружок «НеоКУХНЯ» — познакомить  детей с  правилами ведения домашнего хозяйства, сформировать практические умения, связанные с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

слайд 20

Организация труда — дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяться работе с родителями.

слайд 21

Трудовое воспитание детей в детском саду ведется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, так как в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

 В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к труду.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся образовательной программой детского сада. С этой целью педагоги нашего детского сада знакомят родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. Мы используем как традиционные формы работы с родителя, так и нетрадиционные.  В связи со спецификой детского сада мы не можем собирать родительские собрания, общие консультации, дни открытых дверей и т.п.

слайд 22

Акцент в нашей работе делается на наглядную информацию и индивидуальную работу с родителями: индивидуальные беседы, консультации, «почтовый ящик»,  анкетирование, информация родительского уголка и папок передвижек, ширм, информация на сайте детского сада, участие в выставка детского творчества разного уровня и т.п.

Нами собрана подборка наглядного материала для родителей по трудовому воспитанию с девочек и мальчиков.

слайд 23

Наша работа по созданию в детском саду по организации трудовой деятельности с учетом ФГОС ДО находится на начальном этапе, в дальнейшем мы ее планируем совершенствовать. Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесёт пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах.

слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

"Музыкальная лаборатория" и "Музыкальная гостинная" - новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....

Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Основы музыкальной культуры детей развиваются не только в НОД , но и в других разнообразных формах организации музыкальной деятельности....

Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Организация вариативных форм музыкальной  образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Проектная работа «Создание современной музыкальной развивающей среды группы для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие всех сфер личности дошкольника. Чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным и любимым делом, в группе должна быть организована соот...

Организация совместной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС

Организация совместной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС  Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взро...