Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
методическая разработка на тему

Баранова Наталия Александровна

Основы музыкальной культуры детей развиваются не только в НОД , но и в других разнообразных формах организации музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_variativnyh_form_raboty.docx21.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация вариативных форм музыкальной  образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

      Художественно-эстетическое развитие дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

      Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические задачи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта. Принципиально важным  является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок   по-своему уникален и талантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта — проявления истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятельности ребенка оцениваются по «формуле успеха» с точки зрения достижений. В этом случае процесс развития ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий,  а не процессом исправления имеющихся недостатков.

     Следуя общей логике  развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:

· слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и

выразить результаты собственного восприятия;

· исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);

· сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев;

 создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.)

      Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным  для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность  на результат, на создание выразительного образа, стремление получить одобрение  зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится  для ребенка не игрой, а художественным творчеством.

«...Дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, как это сплошь и рядом мы наблюдаем у взрослых, дитя неизменно стремится к творчеству, пользуясь  всеми доступными ему средствами» (СНОСКА: Зеньковский В. Психология детства. — М., 1996 — С. 171

       Для ребенка, в отличие от взрослого исполнителя, не существенна связь исполнитель — слушатель. Он не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку. И только к старшему дошкольному возрасту он достигает той грани между игровой и художественной деятельностью,  которая заставляет его критично относиться к продуктам своей деятельности, прежде чем выносить их на суд зрителей.

      Основы музыкальной культуры детей развиваются не только в НОД , но и в других разнообразных формах организации музыкальной деятельности.

Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду

  • Проблемные и ситуационные задачи.
  • Музыкально-дидактическая игра. 
  • Компьютерные музыкальные игры.
  • Исследовательская (опытная) деятельность.
  • Проектная деятельность.
  • Хороводная игра.
  • Музыкальные игры-импровизации.
  • Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
  • Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
  • Интегративная деятельность.
  • Клуб музыкальных интересов.
  • Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Как музыкальный руководитель, я   координирую    процесс  музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ, организую  работу творческой  команды педагогов. У нас нет возможности осуществлять  вывоз  детей в театр, и поэтому  наш педагогический «театр взрослых» берет на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитывает у дошкольников  творческие  качества  под воздействием обаяния  активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

Смешанный тип театра  имеет  место в нашем   взросло-детском сообществе как  жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. В нем происходит  ненавязчивое вовлечение в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества, в котором дети чувствуют себя уверенно при поддержке взрослых, а взрослым хочется быть рядом с детьми и, разумно опекая их, давать простор для полноценного творческого роста, способствовать раскрытию сил и талантов детей, вдохновлять их на самосовершенствование. Нам под силу  интересные и сложные  постановки (так как все трудности на себя берут взрослые) и в полной мере задействовать силы детей (так как взрослый всегда окажет необходимую поддержку во время выступления). Энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения: от взрослого к детям и от детей к взрослым. Таким образом, в театре взрослых и детей происходит взаимообмен творчеством, что способствует сплочению взросло-детского сообщества ДОУ и тем самым благотворно влияет на весь образовательный процесс в целом, создания интереса к театральной деятельности.

Творческий процесс у дошкольников противоречив. Для него характерны проявления сознательного и интуитивного, оригинальности и подражательности, эмоциональной увлеченности, искренности, непосредственности.

Для возникновения желания у детей «поиграть» в сказку мы используем  просмотр и прослушивание фрагментов классических произведений в качестве вариативных эталонов для подражания, что способствует выразительности и оригинальности детских импровизаций. Чтобы познакомить детей с разными музыкальными жанрами,  используем  просмотр видеофрагментов, видеофильмов, презентаций,  которые позволяют увидеть и услышать ролевую игру, изменение настроения в исполнении песен, движений.

Музыкальная игра – сказка, озвученная фрагментами классических произведений, созвучных образам  по типу «эмоционального совпадения» - это привлекательная, интересная ребенку новая форма исполнительства и творчества интегративного характера. В игре – сказке происходит «умножение художественных впечатлений», развиваются интегративные  личностные качества, в ней ребенок имеет возможность прожить все роли персонажей (коллективное исполнение каждой роли), с последующим распределением ролей и превращением игры в спектакль.  Дети олицетворяют себя со всеми героями сказки, вживаясь в каждый образ. При подготовке дети замещают друг друга в ролях.  Музыка усиливает драматургическое действие, она откликается на развитие сюжета, кульминацию, драматургию сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями. Особенностью этой игры является то, что трудновыполнимые для ребенка – дошкольника действия – выучивание текста, запоминание последовательности  –  помогает выполнить взрослый. Именно он выразительно читает сказку, а дети действуют под музыку, постепенно проигрывая роль всех персонажей, выражают свои впечатления в различных видах художественной деятельности: импровизируют движения, произносят или пропевают короткие реплики персонажей, играют на музыкальных инструментах, рисуют элементы декораций или костюмов.  В результате такой  эмоционально увлекательной игровой деятельности у детей появляется ценностное отношение к художественной культуре.  Ребенок оказывается в ситуации, когда его побуждают к выражению «личностного смысла» при накоплении опыта интегрированной художественной деятельности. Дети спрашивают, кто написал то или иное произведение, у них появляется желание поиграть в сказку,  развивается речь, формируются нравственные представления о добре и зле, красоте в искусстве и в жизни.

Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях  выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

"Музыкальная лаборатория" и "Музыкальная гостинная" - новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....

Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Организация вариативных форм музыкальной  образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Организация трудовой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации трудовой деятельности дошкольников в соответсвиии с ФГОС ДО....

Статья «Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и программой «Успех»

Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду.5-7 лет  Сложные интегративные виды деятельности:Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.Музыкально-дидактическая игра...