Статья на тему: «Создание предметно- развивающей среды для организации и проведения самостоятельной игры-исследования»
статья
В статье раскрыто значение правильно организованной предметно-развивающей среды для организации и проведения игры-исследования. Даны критерии оценки игрушки и игрового материала для данного вида детской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Иванова И.Н., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Создание предметно- развивающей среды для организации и проведения самостоятельной игры-исследования»
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «...для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства...».
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.
Игры-исследования представляют собой один из видов дидактической игры.
Игры-исследования — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Само название «игры– исследования» предполагает, что они содержат как исследовательский, так и игровой компоненты и осуществляют постепенный переход от игр – забав к познавательной деятельности. Они бесценны для развития такого качества, как наблюдательность, которая, как отмечают психологи, является начальным доступным методом исследования. Именно наблюдательность способствует развитию внимания и внимательности, вызывает желание находить новое в знакомом, подмечать новизну в окружающем мире. Также игры-эксперименты развивают любознательность детей, а ещё – подводят к пониманию простейших причинно – следственных отношений в системе «действие – результат».Также игры-исследования способствуют формирование креативности у детей.
Для того, чтобы игра-исследование состоялась педагогу нужно создать предметно- развивающую среду.
Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и материалами, позволяющая включение в активную познавательную деятельность всех детей группы.
Роль предметно- развивающей среды:
- способствует чувству уверенности в себе;
- дает возможность испытывать и использовать свои способности;
- стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Требования к предметно-развивающей среде
- Гигиенические: соответствие СанПиНу.
- Безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ
- Психолого-педагогические: половой состав группы, возрастные особенности детей, их интересы. Склонности, способности детей, уровни развития детей.
- Эстетические. Эстетическая привлекательность материалов и игрового оборудования.
Критерии оценки игрушки и игрового оборудования для игр-исследований
- Полифункциональность (возможность гибкого использования в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, в разных функциях.
- Возможность применения в совместной деятельности с другими детьми.
- Дидактическая ценность (средство обучения ребенка).
- Эстетическая ценность (средство художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства; может являться изделиями художественных промыслов).
Педагогическая оценка игрушки и игрового оборудования для игр-исследований
- Простота и доступность.
- Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка.
- Привлекательность для самого ребёнка (отвечает его интересам и потребностям).
- Открытость для разнообразных форм активности ребенка (для преобразований).
- Возможность самостоятельной деятельности.
- Коммуникативность (потенциальная направленность на общую, совместную игру).
- Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения.
- Этический аспект (вызывает добрые, гуманные чувства).
- Эстетический аспект (художественные качества).
- «Современность» (способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени»).
- «Традиционность» (связь с культурными традициями своего народа)
- Технические качества (прочность и безопасность)
Таким образом, методически грамотно подобранная предметно-развивающая среда для игры-исследования закладывают основу познавательной активности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофу...
Тема: «Создание предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей в условиях группы».
Выбор форм и методов работы по формированию у детей адаптивных способов реагирования на тревожущую их ситуацию является одним из показателей педагогического мастерства воспиателя. Создание предметно-р...
Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»
Предметная среда - это не только набор тематических зон, самое главное - это "среда обитания" малыша, в которой он находится большую часть времени....
консультация для воспитателей по теме "Создание предметно-развивающей среды по ПДД в группе"
Как создать предметно-развивающею среду по ПДД в группе...
Отчет «Создание предметно-развивающей среды для организации работы с одаренными детьми»
Отчет«Создание предметно-развивающей среды для организации работы с одаренными детьми»...
Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему: «Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»
Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему:«Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»...
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».
Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...