Статья на тему: «Создание предметно- развивающей среды для организации и проведения самостоятельной игры-исследования»
статья

Иванова Ирина Николаевна

В статье раскрыто значение правильно организованной предметно-развивающей среды для организации и проведения игры-исследования. Даны критерии оценки игрушки и игрового материала для данного вида детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова И.Н., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Создание предметно- развивающей среды для организации и проведения самостоятельной игры-исследования»

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «...для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства...».

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.

Игры-исследования представляют собой один из видов дидактической игры.

           Игры-исследования — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Само название «игры– исследования» предполагает, что они содержат как исследовательский, так и игровой компоненты и осуществляют постепенный переход от игр – забав к познавательной деятельности. Они бесценны для развития такого качества, как наблюдательность, которая, как отмечают психологи, является начальным доступным методом исследования. Именно наблюдательность способствует развитию внимания и внимательности, вызывает желание находить новое в знакомом, подмечать новизну в окружающем мире. Также игры-эксперименты развивают любознательность детей, а ещё – подводят к пониманию простейших причинно – следственных отношений в системе «действие – результат».Также игры-исследования способствуют формирование креативности у детей.

Для того, чтобы игра-исследование состоялась педагогу нужно создать предметно- развивающую среду.

Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и материалами, позволяющая включение в активную познавательную деятельность всех детей группы.

Роль предметно- развивающей среды:

  • способствует чувству уверенности в себе;
  • дает возможность испытывать и использовать свои способности;
  • стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Требования к предметно-развивающей среде

  • Гигиенические: соответствие СанПиНу.
  • Безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ

  • Психолого-педагогические: половой состав группы, возрастные особенности детей, их интересы. Склонности, способности детей, уровни развития детей.
  • Эстетические. Эстетическая привлекательность материалов и игрового оборудования.

Критерии оценки игрушки и игрового оборудования для игр-исследований

  • Полифункциональность (возможность гибкого   использования   в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, в разных функциях.
  • Возможность применения в совместной деятельности с другими детьми.
  • Дидактическая ценность (средство обучения ребенка).
  • Эстетическая ценность (средство художественно-эстетического развития ребенка,   приобщения его  к  миру  искусства;  может являться изделиями художественных промыслов).

Педагогическая оценка игрушки и игрового оборудования для игр-исследований

  • Простота и доступность.
  • Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка.
  • Привлекательность для самого ребёнка (отвечает его интересам и потребностям).
  • Открытость для разнообразных форм активности ребенка (для преобразований).
  • Возможность самостоятельной деятельности.
  • Коммуникативность (потенциальная направленность на общую, совместную игру).
  • Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения.
  • Этический аспект (вызывает добрые, гуманные чувства).
  • Эстетический аспект (художественные качества).
  • «Современность» (способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени»).
  • «Традиционность» (связь с культурными традициями своего народа)
  • Технические качества (прочность и безопасность)

Таким образом, методически грамотно подобранная предметно-развивающая среда для игры-исследования закладывают основу познавательной активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофу...

Тема: «Создание предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей в условиях группы».

Выбор форм и методов работы по формированию у детей адаптивных способов реагирования на тревожущую их ситуацию является одним из показателей педагогического мастерства воспиателя. Создание предметно-р...

Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»

Предметная среда - это не только набор тематических зон, самое главное - это "среда обитания" малыша, в которой он находится большую часть времени....

Отчет «Создание предметно-развивающей среды для организации работы с одаренными детьми»

Отчет«Создание предметно-развивающей среды для организации работы с одаренными детьми»...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему: «Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»

Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему:«Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»...

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».

Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...