Памятка для воспитателей "Дежурство по столовой"
материал
Памятка для воспитателей «Дежурство по столовой» в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dezhurstvo.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей «Дежурство по столовой»
ДЕЖУРСТВО В МЛАДШИХ ГРУППАХ
В младших группах как такового дежурства нет, дети выполняют отдельные трудовые поручения воспитателя и няни.
В I младшей группе дети перед едой расставляют стулья к столам (чтобы удобнее было ходить вокруг стола), приносят хлебницы и салфетницы на столы, расставляют их с помощью няни или воспитателя.
Во II младшей группе, со 2 половины года вводится дежурство по столовой. У детей-дежурных должна быть специальная одежда (фартук или халат и головной убор – косынка, пилотка и т.п.) Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи.
Ребенок раскладывает индивидуальные салфетки. Расставляет хлебницы, салфетницы, бокалы под третье блюдо (пустые). Раздает ложки и вилки.
Основное внимание воспитатель уделяет обучению последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела. А также стремится к созданию спокойной обстановки
Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.
Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».
Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать». «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»
Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет: «Я знаю, Женя, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».
Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Задачи:
Формировать ответственное отношение за порученное дело.
Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.
Уметь правильно сервировать стол.
Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.
В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.
В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.
Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.
Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.
Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.
Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.
Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).
Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.
Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата. Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки. Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.
Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:
«Тимур сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».
Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СТАРШИХ ГРУППАХ
Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.
Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.
На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.
Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.
Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.
Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.
Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: ...
Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»
История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...
Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"
Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"...
Занятие на тему : “Столовая посуда, столовые приборы. Этикет за столом”
Занятие на тему : “Столовая посуда, столовые приборы. Этикет за столом” Воспитатель :Попова Т.А....
Памятка для воспитателей "Дежурство по столовой"
Этот материал в помощь начинающим воспитателям. Он поможет организовать работу с дошкольниками в режимных моментах....
Памятка для родителей, детей и педагогов на тему "Птичья столовая"
Памятка для родителей, детей и педагогов на тему "Птичья столовая"...
Памятка "Столовый этикет для дошкольников".
Есть знания и умения, которые почти не меняются с течением времени, те которые передаются из поколения в поколение. Это - правила поведения за столом...