ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
статья (подготовительная группа)

Омельченко Ульяна Андреевна

«Благодаря исключительному влиянию творческой игры на развитие личности ребенка она является важным средством воспитания с первых лет жизни на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста».

А.П. Усова.

Сюжетно-ролевая игра становится мостом, соединяющим мир взрослого и ребенка; поскольку дошкольник еще не может полноценно включиться во взрослую жизнь, единственным средством, удовлетворяющим потребность быть членом взрослого общества, выступает игра. Ее содержание дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Она позволяет не только стать членом общества, но и положительно влияет на умственное и психическое развитие ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ulyana_omelchenko.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Омельченко У.А.

«Благодаря исключительному влиянию творческой игры на развитие личности ребенка она является важным средством воспитания с первых лет жизни на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста».

А.П. Усова.

 

Ежедневное посещение детского сада для ребенка равносильно деятельности взрослого, который каждый день ходит на работу, занимается любимым делом, или наоборот вынужден посвящать себя делу, которое не приносит ему морального удовлетворения. Ребенок, так же как и его родители, изо дня в день сталкивается с различными жизненными обстоятельствами, не редко трудными и неожиданными, вынужден искать и, как можно быстрее находить выход из них. Но не случайно первый образ, который возникает у большинства людей, представляющих ребенка дошкольного возраста, - это ребенок играющий. И в действительности этот образ абсолютно оправдан, так как для дошкольника игра занимает одно из самых важных мест. От того, как и сколько ребенок играет в дошкольном возрасте, во многом будет зависеть его успешность и то, как он будет проявлять себя в будущем в других видах деятельности: учебе, работе, семье и пр.

Игра тесно взаимосвязана с окружающим миром ребенка, с тем, что происходит вокруг него, чем занимаются взрослые в его окружении. Глядя на взрослых, ребенок учиться жить, экспериментирует, примеряет на себя различные образы. Он проецирует модель их поведения на ситуацию подобную своей, и подражает им. Обыгрывая все это, перед дошкольником открывается совершенно новый и необычайно интересный мир, в котором, как в театре, есть возможность отрепетировать, различные ситуации, которые могут ему встретиться в жизни. Здесь можно заранее обыграть их, и в процессе игры изменить развитие сюжета. Зачастую в начале игры ребенок и сам не знает, как она закончится. В связи с этим сюжетно-ролевая игра является самой любимой и интересной, в дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевая игра становится мостом, соединяющим мир взрослого и ребенка; поскольку дошкольник еще не может полноценно включиться во взрослую жизнь, единственным средством, удовлетворяющим потребность быть членом взрослого общества, выступает игра. Ее содержание дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Она позволяет не только стать членом общества, но и положительно влияет на умственное и психическое развитие ребенка.

По мнению Д.Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. Таким образом, игра становится «источником развития и создает зону ближайшего развития». Именно в сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно развивается самосознание ребенка, они постигают искусство общения между людьми. В процессе игры дошкольник начинает серьезно задумываться над такими вопросами как: кто он, какое она занимает место в обществе своих сверстников, что он может сделать. Он учится самостоятельно контролировать свои действия и действия персонажей, а так же оценивать эти действия с позиции исполняемой роли. Учится судить о справедливости, честности, опытным путем приобретает необходимые моральные ценности, и необходимые для жизни качества характера, тренируется уступать или, напротив, отстаивать свои интересы. В момент игры мы можем наблюдать весьма интересное и необычное явление, когда  ребенок преображается в персонажа игры, с его характером, отношением к происходящему и поведением, но при этом не теряет и свой собственный образ, тем самым обогащая роль.

Еще одним из главных достоинств такой игры является развитие воображения, так как игровые действия происходят в мнимой ситуации. Предметно-развивающая среда, в детских садах, не всегда содержит все необходимые, для спонтанно возникнувшей игры, игровые предметы, в таком случае реальные предметы успешно используются детьми в качестве воображаемых. При необходимости ребенок, без затруднений может принимать на себя сразу несколько ролей, в случае нехватки участников игры. Подобные действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность активному  развитию творческого воображения, которое предоставляет ребенку огромный потенциал к созданию нового и активизирует его способности.

К старшему дошкольному возрасту игры носят совместный характер. Дети способны самостоятельно распределить между собой роли, четко осознают свою роль и стараются ее придерживаться, при этом, понимают, как должен вести себя тот или иной персонаж, и не редко стараются указать друг другу, как исполнять роль. Игровые действия разнообразны, все больше используются в игре предметы-заместители, развернутые ролевые высказывания. Дети проявляют творчество в создании игрового образа, игра обогащается большим количеством изобразительных и речевых действий, интересным становится не только сам процесс игры, но и подготовка к ней.

Важно отметить, что в процессе игры ребенок не просто получает эмоционально-положительный отклик, а как указывалось ранее, игра, выступая ведущим видом деятельности дошкольника, формирует способность управлять своими действиями и поведением. Эту способность  в дошкольной педагогике и психологии принято называть произвольностью. В свою очередь, произвольность является главной характеристикой готовности ребенка к школе.  Отсюда возникает противоречие, о котором еще ранее писал Л.С. Выготский. С одной стороны, игра – это свободная эмоционально насыщенная деятельность, которая приносит удовольствие и радость дошкольнику, но с другой стороны, именно сюжетно-ролевая игра становится школой произвольного поведения, и от того, какую позицию в данном случае займет педагог, зависит, насколько будет успешным ребенок на следующих  ступенях своего развития.

Таким образом, в работе с детьми старшего дошкольного возраста, перед воспитателем ставится задача обогащения сюжетно-ролевой игры посредством  расширения тематики детских игр, развития их содержания, на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни людей и об окружающей их действительности. Но при этом необходимо сохранить игру как самостоятельную деятельность ребенка дошкольного возраста, ее разнообразие и творческий характер (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Э.В. Онищенко, О.В. Солнцева).

А.П. Усова еще в 1970-х гг. указывала на тот факт, что не многим воспитателям хватало педагогического мастерства для обогащения и развития сюжета детской игры. И, как мы можем наблюдать, в настоящее время обстановка в детских садах не на много изменилась. Как и в прошлом,  современные педагоги, чаще всего ограничиваются созданием предметно-развивающей среды, условий для игры, подбором игрушек и материалов, ни каким образом не влияя на совершенствование детской игры.

Многие педагоги и психологи, занимающиеся исследованием детской игры так же указывают на важность того факта, что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со стороны воспитателей. Главной задачей педагога становится насыщение игры привлекательным и положительным содержанием.

В первую очередь,  в процессе организации сюжетно-ролевых игр педагогу необходимо развивать игровую деятельность и воспитывать взаимоотношения детей в игре. Важно учитывать такие особенности как:

  • разнообразие тематики и сюжета игр;
  • пространство, которое будет задействовано в игре;
  • соответствие содержания игры современной детской субкультуре и возрасту детей;
  • гендерные особенности детей;
  • количество детей заинтересованных в игре;

Необходимо так же обращать внимание на детей, которые, по различным причинам, мало участвуют или вообще не участвуют в играх. Задача воспитателя, в таком случае, возбудить в ребенке интерес к проводимой игре.

Но как отмечают Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, в педагогическом процессе детского сада, игра детей постепенно уходит из их жизни. Особо остро это ощущается в старшей и подготовительной группах. Практика показывает, что в связи с повышением требований к образовательной программе дошкольных учреждений, увеличением нагрузки детей в старшей группе и недостатка свободного времени, сюжетно-ролевая  игра становится сложной для организации в детском саду,  в результате чего дети  мало играют, игры кратковременны, не интересны и однообразны. Для того чтобы игра детей стала эмоционально-насыщенной, творческой, активной и увлекательной, необходимо изучать особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и предложить новые пути решения сложившейся проблемы.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая и включает следующие компоненты:

  • обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
  • обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
  • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
  • умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Исходя из этого, учет особенностей и интересов ребенка требует поиска новых средств развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Следствием такого поиска является метод проектной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая значимый результат. Основой проектной деятельности является проблемная ситуация, которая не может быть решена прямыми действиями, и для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в целое. При работе с поставленной проблемой педагогу необходимо иметь несколько вариантов решения, а так же строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись или корректировались.

Проектная деятельность, по мнению И.А. Колесниковой, как специфическая форма творчества, является универсальным средством развития личности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный, исследовательский интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества и творческие способности личности. А как утверждает Е.А. Сыпченко, этот метод актуален и эффективен тем, что дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Сущность и ценность проектов состоит в том, чтоб научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

В педагогике принято выделять четыре вида проектной деятельности, каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Творческий проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Целью выступает привлечение внимания детей к выдвигаемой проблеме. Результатом такого проекта могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Исследовательский проект, ставит цель доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, решение возникнувшей проблемы. В процессе поиска решения проблемы дети экспериментируют, а затем полученный результат оформляют в виде определенного продукта детской деятельности.

Информационный проект, предполагает сбор информации о каком либо объекте или явлении, и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

Ролевой и игровой проект нацелен на предоставление детям опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом может выступать игра. При этом автор проекта выступает в какой-либо роли этой игры.
Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами действий ребенка. Воспитатель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение, ребенком, знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков.

Метод проектной деятельности за последнее время широко используется в сфере дошкольного образования. Его можно употреблять в работе со старшими дошкольниками, поскольку этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из разных областей знаний, не считая того, открываются огромные возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

По мнению, О.В. Солнцевой содержание игры не всегда эффективно обогащается, так как не обеспечивается эмоциональная привлекательность содержания для отражения в игре. Поскольку ребенок по отношению к игре занимает активную позицию, проектная деятельность является наиболее благоприятным средством организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Содержание проекта не может само перейти в сюжетно-ролевую игру. Для этого необходимо найти способы организации взаимодействия педагога и детей.

В практике работы, как обычно, создается предметно-игровая среда, но материалы, созданные самими детьми, практически отсутствуют. Проектная деятельность позволит детям самим создавать продукты и впоследствии использовать их в играх, а также проект можно использовать как средство обогащения содержания сюжета игры. И если будет разработана педагогическая технология её организации, то проектная деятельность будет являться эффективным средством обогащения самого содержания сюжетно-ролевой игры, что обеспечит:

  • обогащение сюжетно-ролевой игры эмоционально привлекательным для детей содержанием;
  • взаимодействие воспитателя и детей, способствующее отражению в сюжетно-ролевой игре результатов проектной деятельности;
  • использование продуктов проектной деятельности в сюжетно-ролевой игре.

Результатом работы педагогической технологии станет развитие у детей воображения, творческого мышления и самостоятельного переноса полученных знаний для построения и развития сюжета игры и  решения проблемных ситуаций.

Таким образом, использование проектной деятельности, как способа  обогащения сюжетно-ролевой игры старших дошкольников будет способствовать развитию навыков работы детей с новой информацией и применению ее в играх, а также умению играть в коллективе, решать познавательные, творческие задачи в совместной деятельности. Участвуя в проектах, дошкольники приобретут необходимый социальный опыт,  разовьют коммуникативные навыки, освоят правила общения со сверстниками и взрослыми в игре и смогут проявить самостоятельность в организации собственных игр, что является важным итогом данной работы.

Литература:

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры - М.: Владос, 1999
  2. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
  3. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976.
  4. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя – М.: Линка-пресс, 2009.
  5. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Исследовательские задания в проектной деятельности, как средство развития речевой и познавательной активности, обогащения лексического запаса дошкольника.

В этой статье изложен мой опыт работы по использованию исследовательских заданий в проектной деятельности в работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста и формы взаимодействия с родителями....

Педагогическая технология обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Данное учебно-методическом пособие поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений разработать и апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности как средства обо...

Проектная деятельность - как средство обогащения социального опыта ребенка.

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника и направленный на достижение поставленной цели....

Игра как средство общения дошкольников. Сюжетно-ролевая Игра "Автобус"

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе «Транспорт» - Автобус Цель: Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.За...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Примерное содержание сюжетно-ролевых игр с региональным содержанием в ДОО

Цель:создание для ребенка ситуации эмоционального комфорта в сюжетно-ролевой игре, формирование коммуникативной компетентности дошкольника, основанной на сотрудничестве и взаимопомощи, развитие познав...