Педагогическая технология обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Омельченко Ульяна Андреевна

Данное учебно-методическом пособие поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений разработать и апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Разработать содержание педагогической технологии проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
  2. Реализовать систему работы с педагогами и детьми по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры посредством проектной деятельности;
  3. Апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности для обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
  4. Оценить эффективность проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie_1.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Цели, задачи и методика разработки педагогической технологии.

Цель: разработать и апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, были определены задачи:

  1. Разработать этапы и содержание педагогической технологии проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
  2. Реализовать систему работы с педагогами и детьми по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры посредством проектной деятельности;
  3. Апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности для обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
  4. Оценить эффективность проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Педагогическая технология была построена на следующих теоретических положениях:

  • Концепция социокультурного развития ребенка (Л. С. Выготский, А, Н. Леонтьев, Запорожцев А.В., Каган М.С.). Перед ребенком стоит задача – присвоение культуры, которое происходит посредством игры. Под влиянием культуры происходит изменение ребенка и становление личностной культуры. Через игру ребенок открывает свой внутренний мир, свои чувства, отношения, знания, интерес, потребности, осваивает способы деятельности, которыми овладевает в игре.
  • Субкультура дошкольного детства (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн). В игре ребенок проявляет одну из главных особенностей детской субкультуры, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны, детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем.
  • Концепция культурно-исторического развития (Л. С. Выготский, А, Н. Леонтьев). Личность ребенка развивается в процессе освоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений; Обогащение содержания игры может протекать только при взаимодействии ребенка с взрослым, когда в процессе игры он перенимает формы поведения и отношения между людьми по образцу.
  • Концепция целостного развития личности (Б. Г. Ананьев, М. В. Крулехт). Проектная деятельность, как специфическая форма творчества, является универсальным средством развития личности. Она развивает познавательный, исследовательский интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества и творческие способности личности.
  • Развитие ребенка как субъекта детской деятельности (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева). Проектная деятельность позволяет ребенку стать субъектом познания и преобразования мира.

Принципы проектирования педагогической технологии:

  1. Принцип последовательности и системности взаимодействия педагога с детьми в проектной деятельности направленной на обогащение содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников;
  2. Использование методов и приемов теоретического и практического ознакомления педагогов с работой в проектной деятельности посредством проведения семинара-практикума и предоставления методических рекомендаций;
  3. Принцип построения творческого игрового проекта, обеспечивающего обогащение содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
  4. Активизация совместной и самостоятельной игровой деятельности детей в процессе работы над проектом и в результате проектной деятельности.
  5. Проявление познавательной, творческой активности и самостоятельности детей в результате работы в проектной деятельности, за счет поиска выхода из проблемной ситуации и участия в игровой, творческой и познавательной деятельности.
  6. Принцип подготовки к игре, в процессе творческого игрового проекта обогатится предметно-развивающая среда за счет создания игровых атрибутов.

Исходя из задач, были определены этапы разработки педагогический технологии:

Первый этап нацелен на повышение компетентности педагогов и изменение приемов педагогического взаимодействия в совместной деятельности с детьми за счет создания педагогической технологии использования проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Разработать методический продукт для педагогов по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
  2. провести методическую работу с педагогами по ознакомлению с работой в проектной деятельности.
  3. Разработать методический продукт для воспитателей по осуществлению проектной деятельности в старшей группе детского сада.

Для решения первой задачи первого этапа были разработаны методические рекомендации для педагогов по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста (Приложение 10).

Реализация разработанных методических рекомендаций предполагает следующие результаты:

  • у воспитателей повысится стремление выявлять игровые умения и интересы через наблюдение за детской игрой;
  • воспитатели будут проводить сюжетно-ролевые игры, и участвовать в них;
  • воспитатели, в режимных моментах и образовательной деятельности, будут делать акцент на то, что и как можно отразить в игре, через постановку проблемных и игровых ситуаций, общение с детьми и пр.;
  • игры детей будут предполагать более разнообразное, увлекательное содержание, темы игр станут более современными, отражающими детскую субкультуру;
  • в играх дети смогут использовать предметы-заместители, обогащать сюжет игры различными атрибутами, изготовленными самостоятельно;
  • у детей обогатятся представления о ролевом взаимодействии;
  • в играх у детей повысится стремление договариваться, мирно решить конфликтные ситуации.
  • сюжетно-ролевая игра станет частью или результатом реализуемой воспитателей проектной деятельности.

Таким образом, после реализации предложенных рекомендаций у педагогов повыситься осознание необходимости обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.

 Для решения второй задачи первого этапа был разработан семинар-практикум по ознакомлению педагогов с работой в проектной деятельности (Приложение 11).

Цель семинара-практикума заключалась в повышении профессиональной компетентности педагогов в области технологии проектирования на примере построения проекта «Жители фантастического города» направленного на обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.

Задачи семинара-практикума:

  1. повышение методической грамотности воспитателей в овладении технологией проектной деятельности;
  2. развитие способности к решению проблемных задач творческим путем совместно с детьми.

Практический этап семинара включал разработку мини-проекта для детей старшего дошкольного возраста, направленного на обогащение содержания сюжетно-ролевой игры.

Для проведения семинара-практикума использовались материалы по организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников [55] и организации проектной деятельности [9].

Для решения третей задачи первого этапа были разработаны методические рекомендации для педагогов по осуществлению проектной деятельности в старшей группе детского сада (Приложение 12).

Реализация  разработанных методических рекомендаций для воспитателей по осуществлению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста предполагает следующие результаты:

  • у воспитателей повысится понимание и интерес к проведению проектной деятельности;
  • подбор и разработка тем проектов будет учитывать интерес детей и не противоречить основной программе;
  • в ходе проектной деятельности будут учитываться задачи интегративного характера (коммуникативной, познавательной, творческой, социально-личностной направленности);
  • совместная работа педагогов и детей будет носить познавательный, творческий характер;
  • дети станут соучастниками в разработке педагогического процесса, что привлечет детей к достижению поставленных педагогами целям;
  •  родители воспитанников смогут занять активную позицию в образовательной деятельности, сопровождая ребенка в ходе проекта;
  • результатом проекта станет сюжетно-ролевая игра значимая для детей.

Таким образом, после реализации семинара-практикума и предложенных рекомендаций у педагогов повысится профессиональная компетентность в области технологии проектирования направленного на обогащения содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников, что поспособствует разработке собственных проектов и проведению сюжетно-ролевых игр, как продукта проектной деятельности.

Второй этап разработки педагогической технологии нацелен на разработку содержания педагогической технологии проектной деятельности как средства обогащения содержания сюжетно-ролевой игры и реализацию детского творческого игрового проекта.

Задачи:

  1. Разработать детский творческий игровой проект, направленный на обогащение содержания сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Апробировать методические рекомендации в практической работе педагогов с детьми.

Для решения первой задачи второго этапа был разработан детский творческий игровой проект «Жители фантастического города», направленный на обогащение содержания сюжетно-ролевой игры.

Проект «Жители фантастического города».

Продукт проекта: создание «музея Дога Хадсона» (персонажа из м/ф «Тачки») и  атрибутов для сюжетно-ролевой игры «фантастический город».

Цель: способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевой игры посредством использования детских игровых интересов и впечатлений; обогатить эмоциональный и фантазийный опыт детей.

Задачи проекта:

  1. Обогащать представления детей о ролевом взаимодействии;
  2. Воспитывать дружеские доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
  3. Расширять представления детей о нормах поведения в различных ситуациях;
  4. Развивать связанную речь дошкольников;
  5. Развивать творческие способности детей;
  6. Развивать практические умения конструирования и изобразительной деятельности детей в процессе работы над проектом;
  7. Обогащать игровой опыт детей посредством игровых и проблемных ситуаций, использования видеофрагментов, презентаций, совместной творческой деятельности.
  8. Побуждать родителей к совестному творчеству с детьми.

Мотивационный этап.

Проблемная ситуация. Рома С. принес в группу новые игрушки – набор машинок из мультфильма «Тачки 2», но в связи с тем, что машинок гораздо меньше, чем детей, а поиграть хочется всем, возникают конфликтные ситуации.  Воспитатель предлагает детям решить возникшую проблему, что можно придумать, чтобы смогли играть все дети?

В процессе беседы воспитатель подводит детей к мысли о том, что они могут сами «трансформироваться» в персонажей любимых мультфильмов и стать жителями фантастического города. Предлагается рассматривание электронной презентации и обсуждение персонажей мультфильмов «Тачки», «Трансформеры», «Клуб Винкс: Школа волшебниц», «Феи».  


Проблемно-деятельностный этап.

Таблица №3

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Создание коллажа «Это мы!», отображающего выбранные детьми роли.

Подбор журналов, картинок для коллажа.

Коллективное рисование на ватмане карты города. Проблемная образовательная ситуация «откуда берутся названия городов?».

Образовательная ситуация. Символы города. Оформление герба и флага города. Образовательная ситуация. Написание первой страницы летописи города.

Игра-фантазирование «Путешествие в Радиатор-Спринг». Воспитатель говорит: «мы с вами отправляемся в Радиатор-Спринг, где живут только Тачки и Трансформеры».

Проблемная игровая ситуация «Строим город». Определение жилых и общественных зон города в группе и на участке, их обустройство. 

Игра-фантазирование. Придумывание названия нашего города и легенды, как он появился.

Трудовая деятельность: создание игрового пространства на площадке для сюжетно-ролевой игры «фантастический город».

Самостоятельная сюжетно-ролевая игра девочек «Феи отправляются на континент». Подготовка Фей к путешествию в Радиатор-Спринг.

Создание головного убора, символизирующего определенного персонажа, и необходимые для него  атрибуты.

Образовательная ситуация составление описательного рассказа  своего персонажа по результатам коллажа. Беседа с детьми о соблюдении правил взаимодействия в игре, правил игры, использовании игровых атрибутов.

Оригами «машина из бумаги».

Просмотр фрагментов м/ф «Феи 2» - Образовательная ситуация «то делать, если поссорился с другом?». Обсуждение и поиск выхода из конфликтной ситуации.

Игровая ситуация «в гости к Тачкам прилетают Феи». Создание ситуаций знакомства, дружеского общения.

Просмотр фрагмента м/ф «Тачки», решение проблемно-игровой ситуации «Что сделать, чтобы Радиатор-Спринг стал знаменитым городом?»

Свободное рисование фантастического города.

Ситуации общения по теме игры.

Образовательная ситуация «Как Молния Маквин и Мэтр путешествовал по миру», с рассматриванием электронной презентации «традиции разных стран».

Образовательная ситуация «Как провести праздник?»

Образовательная ситуация. Написание страницы летописи города.

Игровая ситуация «День рождения города».

Сюжетно-ролевая игра на прогулке «Вечеринка» (в честь дня города).

Изготовление подарков друг другу на День Рождения города.

Пластилинография «Вечный Цветок».

Образовательная игровая ситуация «тачки и феи занимаются математикой». Счет тройками до 21 и обратно. Решение задач. Знакомство с трапецией. Конструирование из палочек. Графические работы.

Образовательная ситуация. Написание страницы летописи города.

Просмотр фрагмента м/ф «Феи». Скоро раскроется вечный цветок.

Игровая ситуация «Как феи принесли весну в город».

Трудовая деятельность на площадке. Сажаем цветы на клумбе.

Беседа о соблюдении правил дорожного движения пешеходов и автомобилистов.

Образовательная игровая ситуация «На улице города». Ориентация в пространстве, закрепление понятий «направо», «налево», «вверх», «вниз».

Образовательная ситуация. Написание страницы летописи города.

Трудовая деятельность. Подготовка плакатов, кричалок болельщиков к соревнованиям.

Спортивный вечер досуга.

1 тур: «Гонки Гран-при». Соревнование между мальчиками-тачками в беге на улице (в спортивном зале).

2 Тур: «Турнир Долины Фей». Соревнования между девочками-феями.

Игровая ситуация «Репортаж с места событий». Фотосессия.

Организация награждения победителя. Ситуации общения по результатам гонок.

Образовательная игровая ситуация «В мастерской у Дога Хадсона». Ознакомление детей с профессией «автомеханик», его деятельностью.

Образовательная ситуация. Написание страницы летописи города «Как все начиналось».

Игровая ситуация «Кинг сломался» (машинка во время гонок сломалась). На помощь пришла Фея Динь-Динь.

Придумывание и разыгрывание историй «однажды со мной приключилось…»

Самостоятельная сюжетно-ролевая игра «мастерская».

Образовательная игровая ситуация «добро пожаловать в музей». Разыгрывание правил поведения в общественных местах.

Аппликация. Изготовление приглашений в музей

Игровая ситуация «Открытие музея Хадсона-Хорнета».

Организация выставка журналов, книг, поделок, портретов, Летописи города.

Изготовление машинки «мой портрет». Родители вместе с детьми мастерят макет (аппликацию и пр.) того персонажа, роль которого взял на себя ребенок.

Творческий этап. Оформление музея, создание приглашений для детей из других групп и родителей. Организация сюжетно-ролевой игры «добро пожаловать в музей Хадсона-Хорнета!».


Использование проектной деятельности, как средства обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста возможно, если педагоги на достаточном уровне овладели организацией и проведением работы в детской  проектной деятельности. Для этого в результате преобразующего эксперимента была проведена методическая работа с педагогами: разработаны методические рекомендации для воспитателей по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста, семинар-практикум по ознакомлению педагогов с работой в проектной деятельности, разработаны методические рекомендации для воспитателей по осуществлению проектной деятельности со старшими дошкольниками. В работе с детьми был реализован творческо-игровой проект «Жители фантастического города», в старшей группе детского сада, способствующий обогащению содержания сюжетно-ролевой игры посредством использования детских игровых интересов и впечатлений; обогащающий эмоциональный и фантазийный опыт детей.

По итогам проведенной работы в рамках преобразующего эксперимента  был организован контрольный эксперимент. Проанализировав результаты контрольного эксперимента, и сравнив их с результатами, полученными в констатирующем эксперименте, было выявлено, что игровая деятельность детей стала наиболее разнообразной и творческой. Взаимодействие воспитателя и детей поспособствовало использованию в сюжетно-ролевых играх результатов и продуктов проектной деятельности. Для воспитателей была обеспечена готовность к использованию проектной деятельности для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр. Разработана педагогическая технология, обеспечивающая включение в проект эмоционально привлекательное содержание, разнообразные ситуации игровой, познавательной и практической направленности.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают эффективность разработанной методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредство проектной деятельности "Удивительные крышки"

Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных        федеральным государственным  образовательным  стандартом  в дошкольном  образова...

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"

В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...