Тема: «Символико-моделирующий вид деятельности в развитии речи детей с ОНР».
материал

Черкашина Марина Петровна

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoe.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»

Тема: «Символико-моделирующий вид  деятельности в развитии речи детей с ОНР».

                                                     

«Речь вести не лапти плести» - гласит старинная русская пословица».

«Нет таких звуков, красок образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем  языке точного выражения… С русским языком можно творить чудеса!

 К.Г. Паустовский

«Ребенок   употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно…»

А.Р. Лурия

   В настоящее время система образования в России переживает ряд изменений. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

   ФГОС ДО предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)».

   Таким образом, ФГОС реализует современные прогрессивные идеи «развивающего обучения»,  направленного на личность в целом.

   В ДОУ дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.  

   Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению пересказывания.   

   Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

   К сожалению, детей с нарушением речи, для которых характерны позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи или, если она есть, аграмматизм несформированной связной речи, последнее время становятся все больше и больше.

   У детей с общим недоразвитием речи выявляются следующие проблемы: отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы на границах фраз или их частей.

   Таким образом, при работе с детьми  с общим недоразвитием речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

   Проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям окружающей их жизни имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы стоит на пути индивидуализированного, дифференцированного и поэтапного коррекционного подхода к таким детям в детском саду и в школе. Сегодня происходит преобразование методических систем, связанное с неоднородностью контингента детей с нарушениями речи и обновлением ведущих тенденций содержания образования.

  Основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Согласно психологическим исследованиям Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгер, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, в дошкольном детстве формируется способность к опосредованной мыслительной деятельности. Одним из видов опосредования является способность дошкольников к наглядному моделированию. В современной научно-педагогической литературе символико-моделирующая деятельность (или наглядное моделирование) рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.)

   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев).

   Л.А. Венгер главными средствами познания ребенком окружающего мира полагал эталонную и модельную формы опосредования, рассматривая их в качестве особой формы познавательной деятельности дошкольников. В развитии мышления дошкольника, делает вывод ученый, существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений.

  Н.Н. Поддьяков главным средством познания считает детское экспериментирование. Модели и схемы выступают при этом как средства обучения, воспроизводят в наглядной форме скрытые свойства и связи. А.Р. Лурия в своем исследовании цель конструктивной деятельности задавал в виде  схематического изображения.

  Ценность «модельного» конструирования заключалась в том, что ребенок не копирует образец, а начинает активно анализировать условия задачи, обращается к способу ее решения, к своим собственным действиям по решению. Исследования Л.М. Житниковой позволили установить, что дети с большим успехом используют в процессе запоминания наглядного и вербального материала такие средства, как картинки, значки, схемы, планы.

   В психолого-педагогической литературе моделированию и схематизации придается огромное значение (Р. Арнхейм, А.Я. Блаус, А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов и др.), отмечается, что при ее использовании включаются мощные неформальные ресурсы человека.

   Идею использования детской способности к опосредованию педагог В.Ф.Шаталов воплотил в оригинальной системе обучения, известной как технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Цель данной технологии – повысить уровень умственного развития детей путем кодирования учебного материала и создания системы опорных сигналов  (взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом), что обеспечивало полную и всеобщую активность детей в ходе обучения.

   Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

   Научные исследования и  собственная практика педагога подтверждают, что именно наглядные модели являются эффективной формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

   Опорные сигналы (модели) широко используются педагогами-новаторами в дошкольной и логопедической практике. В методической литературе варианты использования наглядных символов, в основном, представлены в работе над формированием у дошкольников развернутого смыслового высказывания. Так, Д.Б Эльконин и  Л.Е. Журова применяли метод наглядного моделирования при обучении дошкольников грамоте (на-глядные модели (схемы) звукового состава слова); Л. А. Венгер, Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева разрабатывали вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников;  Л.И. Цеханская  и Ю.Ф. Гаркуша применяли графическое моделирование в про¬дуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста; Н. Г. Смольниковой модели разрабатывались как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа; Е.А. Ефименкова использовала схемы составления предложений, которые являлись смысловым алгоритмом последовательности слов; В.К. Воробьева и Т.А. Ткаченко применяли сенсорно-графическую схему при обучении составлению рассказов-описаний; Т.В. Большева ввела сюжетный метод запоминания по мнемотаблице, коллажу; В.П. Глухов применял методику моделирования сюжета с помощью условно-наглядной схемы (блоков-квадратов). О.М. Дьяченко была предложена методика обучения детей моделированию сказки.

   Наглядное моделирование в дошкольной логопедии называют по-разному: у В.К. Воробьевой - это методика сенсорно-графических схем, у Т.А. Ткаченко – предметно-схематические модели, у В.П. Глухова – блоки-квадраты, у Т.В. Большевой – коллажи, а у Л. Н. Ефименковой – схема составления рассказа.  С другой стороны -  это различные формы реализации приёмов  наглядного моделирования. Эффективность его определяется тем, что дошкольный возраст – это период образных форм сознания, когда ребёнок овладевает такими образными средствами, как: сенсорные эталоны, символы, знаки, схемы, модели. А использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Овладение данными приемами  одновременно решает задачи не только развития связной речи, но и  развития основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики.

   Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  •  во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  •  во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Главное дидактическое правило укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
  •  в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
  •  В-четвертых, облегчает детям  дошкольного возраста, овладение связной речью и в целом развивает речевую деятельность детей.

Таким образом, наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а так же средства развития речи и творческих способностей. Ребенок овладевает моделью и на его основе разворачивает свое описание предмета, свой рассказ по картине или по представлению, отражает свой опыт и отношение, использует выразительные средства языка: образные сравнения, эпитеты, метафоры. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником.

    Обоснование выбранной темы:  Нарушения    звукопроизношения    у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана.  Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

   Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

   Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  2. Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми. Включить в работу упражнения и задания  по методу наглядного моделирования.
  3. Разработать методические и дидактические материалы по теме.
  4. Внедрить систему работы по использованию метода наглядного моделирования в коррекционно-логопедическую работу с детьми.
  5. Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

Список литературы для самостоятельного изучения:

  1. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников. / Акименко В.М.  // Логопед: науч.-метод. журн.  2005, № 1, с. 4-13.
  2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. /Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
  3. Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю.Ф. Гаркуша, Кроткова Т.Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. - С. 84-91.
  4. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  5. Карнаухова Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Карнаухова Я.Б.// Логопедия сегодня : науч.-метод. журн. - 2011. - № 1 (31). - C. 63-65.
  6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И.  Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  7. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. — 2-е изд., испр. и доп. — Мозырь: Содействие, 2007. -100с.
  8. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Малетина Н.С., Пономарёва Л.В.  //Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  9. Новоторцева Н.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / Новоторцева Н.В. - СПб., 1999. - С. 74-83.
  10. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.  - с.102 -115.
  11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в         обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Полянская Т.Б. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.-64с.  
  12. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково - символической деятельности дошкольника. /Сапогова Е.Е. // Вопросы психологии,1992 .- №5-6 . с 26-30
  13. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. / Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю.  // Логопед: науч.-метод. журн.  2005, № 1, с. 7-12.
  14. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и           сравнительных рассказов / Ткаченко Т.А.. – М., 2004. –16 с.     
  15. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. / Уварова Т.Б.  - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
  16. Федорова Н. П.  Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Федорова Н. П. // Методист. - 2006. - №5. - С. 59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Опыт работы по теме "Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ"

Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности.  Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать л...

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...