Мастер-классы педагогов МАДОУ № 16 "Тополек" г.Енисейска
методическая разработка

Кытманова Нина Петровна

Мастер-классы разработы командой педагогов в рамках программы повышения квалификации "Практика организации условий для самостоятельной детской деятельности в образовательном процессе ДОО", реализуемой на базе МАДОУ № 16 "Тополек" г.Енисейска

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут  Татьяна Александровна Максимова, я – коллега Елены Евгеньевны, воспитатель детского сада № 16 «Тополек» города Енисейска.

        Прошу выйти ко мне 12 человек, взять из этой корзины по одному предмету  и встать в круг вместе со мной.

        Получилось?, всем удобно и видно друг друга?

        А теперь попытайтесь пофантазировать и проговорить с чем у вас ассоциируют эти предметы.

Замечательно!

        Скажите, пожалуйста, к чему, к каким действиям вас побуждают эти предметы.

        Очень рада, что многим (кому-то)  из вас захотелось поиграть.

        Прошу вас  оставаться со мной, а сама хочу сказать, что ни для кого не секрет, что современному ребенку не всегда есть где  научиться играть, (все обособленней живем мы) да и место и время для своей самостоятельной игры, игры для удовольствия,  у него не всегда бывает.. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют играть, виной, отчасти, может быть сам воспитатель, т.е. его низкая заинтересованность в игре и недостаточная игровая культура. Для того, чтобы игра «жила» в детском саду, воспитатель должен сам уметь самозабвенно, как ребенок играть, ему необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который привносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

        Как можно научить ребенка интересно, насыщенно, увлеченно играть говорилось на предыдущем мастер-классе, и эта задача решается в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

        Моя цель  сегодня  – обогащение ваших представлений о роли воспитателя в создании условий для возникновения  и его способах поддержки детской самодеятельной игры.

        Мои задачи:

  • продемонстрировать способы и приемы, которые обеспечат наличие игры в повседневной жизни детей, сделают реальным тезис – «игра – это форма жизнедеятельности ребенка дошкольника»;
  • организовать и включить вас в  ситуации по проживанию разных педагогических позиций, необходимых для поддержки детской игры.

 Вместе с вами  я попытаюсь это сделать.

         Прошу вас объединиться в группы по четыре человека на основе предметов, которые вы взяли, удерживая тему мастер-класса «Детская самодеятельная игра в дошкольном учреждении».  (1 мин.).

        Готовы? Почему вы объединились именно так, что такое общее ваших предметов  стало основанием для объединения?

-(тема игры, возраст детей,….., ) я правильно вас услышала?– (если возраст детей, то как он влияет на особенности предметной среды игры?)

Я помогу вам это прокомментировать!

Если не объединились по возрасту:

        Спасибо, мне понравился ход ваших мыслей, но я, все-таки,  попрошу вас объединиться следующим образом: (расставляю в команды по своему принципу).

        Как вы думаете, что является основанием моего способа объединения?

-…

-…

        

Я вам помогу: (обобщу ваши основания)

  1. это - образные игрушки для детей младшего дошкольного возраста, которые помогут отобразить бытовые сценки, доступные для детей этого возраста, служат побудителем игры,  способствуют возникновению детских замыслов, помогают обозначить игровые  роли;
  2. обобщенные игрушки для детей 5-6 лет, которые могут принимать на себя любые значения в содержании детской игры, ее смысловом поле,  а также гибко менять его по ходу развития сюжета в зависимости от желаний, потребностей  и интересов детей.
  3. в пространстве игры детей 6-7 лет  необходимы предметы, из которых дети могут сами мастерить реалистичные игрушки и атрибуты под свои сюжеты: картон, коробки, пластиковые бутылки – все, что доступно для преобразования в атрибуты для игры. И тогда самодельная игровая среда  позволяет детским замыслам и игровому сюжету отталкиваться не от особенностей наличной ситуации, а от замыслов ребенка. Реализуется вектор: «играю – делаю для игры».

Вы можете положить свои предметы в общую корзину, но не уходите.

        Для дальнейшей работы нам необходимы три группы: можете остаться в уже сложившихся: ваши или мой варианты объединения, а можете объединиться в три группы по четыре человека по вашим предпочтениям.

 – что будем делать?...

конечно же – играть! В укладе жизни нашего детского сада  закреплено время (60 минут) для самодеятельной игры детей – «Час игры».

        Договоритесь и распределитесь в группах по  статусам: кто в группе -  «дети», а кто – «воспитатель». (30 секунд).

        Прошу «воспитателей» подойти, чтобы выбрать себе задачу по организации и поддержке самодеятельной игры «детей» вашей мини-группы.

        У вас есть 5 мин., чтобы спроектировать фрагмент детской  игры и будет 2-3 минуты, чтобы его продемонстрировать. Для  решения задач и  реализации ваших идей по содержанию  фрагмента вы можете пригласить в группу  коллег из аудитории в статусе «дети».

        Я предложила участникам мастер-класса объединиться в группы для дальнейшей работы по выбору: по заданным или выбранным ими основаниям на основе  имеющихся у них предметов – потому что младшим детям я помогаю объединиться в группы (сорганизоваться) для игры;  и по предпочтениям – потому что это основной принцип включенности детей в игру.

        Занимая разные позиции, я, при необходимости, помогу группам  в решении поставленных перед ними задач.

1.        Ситуация 1. Запуск игры. В распорядке дня есть «Час игры», необходимо побудить детей играть.

Задача педагога: ненавязчиво, косвенно предложить новую тему для  игры.

Позиция воспитателя – партнер.

2.        Ситуация 2. Игра идет однообразно, дети выполняют одни и те же действия, идет детализация действий играющих.

        Задача педагога обогатить игру.

        Позиция педагога: помощник.

3.        Ситуация 3. Выход из игры. Время закончилось, надо идти на прогулку, а дети играют.

Задача педагога завершить игру, обеспечив переход к другому виду деятельности.

Позиция педагога (наблюдатель, помощник или партнер)

        Наши группы уже почти готовы для демонстрации своих фрагментов игры. Моя помощь им заключалась в следующем:

  •  работая с группами, я подсказывала, в чем заключается позиция «партнер», «помощник», «наблюдатель»,  как они могут помочь им решить задачу (уточняла назначение позиции, подсказывала способы обогащения тематики игр, поддерживала правильность выбранных способов решения задачи).

А теперь посмотрим спроектированные коллегами  фрагменты игры  (по 2-3 мин).

Играющим участникам – спасибо, как «мастер», я возьму на себя право прокомментировать представленные фрагменты.

  1. Фрагментом первой группы стал запуск детской самодеятельной игры. Задачу обогащения тематики игр «педагог» этой группы решил за счет внесения в игровую среду ярких, новых для детей предметов, атрибутов, которые помогли выбрать новую тему игры. Позиция «педагога» - «партнер» (принятие на себя одной из ролей игры) также побудила детей начать другую игру, не ту, в которую они постоянно играли последнее время.

  1. Фрагментом  второй группы стала сама детская игра. Задачу обогащения  содержания игры (сюжет, ролевые действия, ролевые диалоги) «педагог» решал, занимая позицию «помощник»:         - задавая выясняющие вопросы, типа: а что дальше? (что будете делать с рецептом, а билеты нужны,  чем будете угощать,  на чем поедете…);

-   проблематизируя ситуацию репликами: у вас бензин –то кончился,  а муки-то нет, укол-то некому поставить, лекарств-то у вас нет…)

  1. в последнем фрагменте «педагогу» необходимо завершить игру детей, потому что «Час игры» закончился и по режиму - другая, значимая и для воспитателя, и для детей,  деятельность.

Занимая позиции:

- «наблюдатель» - воспитатель видит, что дети уже наигрались, можно переходить к другому виду деятельности (нас ждет Ирина Константиновна  танцевать);

- «помощник или партнер» - вбрасываются реплики, которые побуждают детей к завершению сюжета, игры. (наступила ночь, не можем действовать в роли,  мы уже приехали, закрывается магазин, поликлиника, аптека..,.  (Своя ситуация про игрушки во льду)

Позиция педагога – «наблюдатель» не просто уместна, а необходима на всех этапах игры, она обуславливает необходимость и формат (партнер или помощник) косвенного вмешательства педагога в игру  с целью ее поддержки и обогащения.

        Рефлексия: а сейчас, уважаемые коллеги, прошу вас записать на стикерах разного цвета те условия, способы, приемы, позиции, которые помогают игре «жить» в детском саду, и  поместить их на лист следующего формата:

- на зеленое поле – приемы знаю, использую;

 - на голубое поле – приемы видела у коллег, но пока не использовала;

- на  желтое поле – приемы,   которые были продемонстрированы здесь и зафиксированы вами, которые вы может быть возьмете на вооружение.

        Итог: Спасибо всем за работу, я увидела, что коллеги смогли продемонстрировать позиции воспитателя, и по результатам рефлексии вижу, что участники МК имеют на вооружении такие же или свои приемы поддержки детской игры, готовы использовать приемы коллег, и приемы, продемонстрированные здесь, на мастер-классе.

        Прошу извинить меня за то, что в работе использовала карточки, помогающие мне удержать содержание и структуру мастер-класса, я провожу его первый раз, с незнакомой мне аудиторией, очень волнуюсь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детская самодеятельная игра в дошкольном учреждении» Мастер-класс Максимова Татьяна Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек» г.Енисейска

Слайд 2

Место Время Педагогическая поддержка Предметно-развивающая игровая среда Условия для игровой деятельности детей

Слайд 3

Образные игрушки в игровой среде для детей младшего дошкольного возраста помогут отобразить бытовые сценки, доступные для детей этого возраста, служат побудителем игры, способствуют возникновению детских замыслов, помогают обозначить игровые роли;

Слайд 4

Обобщенные игрушки в игровой среде для детей 5-6 лет могут принимать на себя любые значения в содержании детской игры, ее смысловом поле, а также, гибко менять его по ходу развития сюжета в зависимости от желаний, потребностей и интересов детей.

Слайд 5

в пространстве игры детей 6-7 лет необходимы предметы, из которых дети могут сами мастерить реалистичные игрушки и атрибуты под свои сюжеты: картон, коробки, пластиковые бутылки – все, что доступно для преобразования в атрибуты для игры. И тогда самодельная игровая среда позволяет детским замыслам и игровому сюжету отталкиваться не от особенностей наличной ситуации, а от замыслов ребенка. Реализуется вектор: «играю – делаю для игры».

Слайд 6

Ситуация 1. Запуск игры. В распорядке дня есть « Час игры » , необходимо побудить детей играть. Задача педагога: ненавязчиво, косвенно предложить новую тему игры. Позиция воспитателя – «партнер» Ситуация 2. Игра идет однообразно, дети выполняют одни и те же действия, идет детализация действий играющих. Задача педагога: обогатить содержание игры. Позиция педагога: помощник. Ситуация 3. Выход из игры . Время закончилось, надо идти на прогулку, а дети играют. Задача педагога: завершить игру, обеспечив переход к другому виду деятельности . Позиции педагога: «наблюдатель», «партнер» или «помощник»

Слайд 7

Обогащение тематики игр «педагог» решил за счет внесения в игровую среду ярких, новых для детей предметов, атрибутов, которые помогли выбрать новую тему игры. Позиция «педагога» - «партнер» (принятие на себя одной из ролей игры) также побудила детей начать другую игру, не ту, в которую они постоянно играли в последнее время.

Слайд 8

Обогащение содержания игры (сюжет, ролевые действия, ролевые диалоги) «педагог» решал, занимая позицию «помощник»: - задавая выясняющие вопросы, типа: а что дальше? (что будете делать с рецептом, а билеты нужны, чем будете угощать, на чем поедете…); - проблематизируя ситуацию репликами: у вас бензин –то кончился, а муки-то нет, укол-то некому поставить, лекарств-то у вас нет…)

Слайд 9

Занимая позиции: - «наблюдатель» - воспитатель видит, что дети уже наигрались, можно переходить к другому виду деятельности (нас ждут танцевать); - «помощник» или «партнер» - вбрасываются реплики, которые побуждают детей к завершению сюжета, игры: наступила ночь, не можем действовать в роли; мы уже приехали; закрывается магазин, поликлиника, аптека; у меня отпуск…

Слайд 10

Позиция педагога – «наблюдатель» не просто уместна, а необходима на всех этапах игры, она обуславливает необходимость и формат (партнер или помощник) косвенного вмешательства педагога в игру с целью ее поддержки и обогащения.



Предварительный просмотр:

« Открывая мир…»

Мастер-класс

по познавательному развитию дошкольников.

Агеева Юлия Александровна

воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек» г.Енисейска

Цель: представление опыта работы  по познавательному развитию  дошкольников  через организацию разных  видов детской деятельности;

Задачи:

  1. включить участников мастер-класса в различные виды деятельности;
  2. продемонстрировать нестандартную технику рисования;
  3. представить участникам мастер–класса  приемы развития познавательной компетентности дошкольников;
  4. сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе приемов, представленных на
    мастер-классе.

Оборудование: жидкости (вода, кефир, клей), емкости разные прозрачные, краски (акриловые), кисточки, спицы, баночки для краски, бумага, ткань, салфетки,  фартуки.

Актуализация 

В соответствии  с социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребенка, которые обозначены в ФГОС ДО как целевые ориентиры, на этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать.

Познавательная  активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – а значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. 

          Как говорил Аристотель «Познание начинается с удивления».  Оно появляется при встрече с необычными, противоречащими жизненному опыту или не укладывающимися в привычные представления вещами.

Я очень люблю удивляться сама и создавать ситуации удивления для детей.  А ещё задаю всем вопросы. Что будет, например, если добавить краску в стакан с водой? Получится цветная вода? А может ли быть по-другому?

Познавательная активность ребенка проявляется по- разному и в разных ситуациях. И сегодня я хочу продемонстрировать   вам свой опыт  по познавательному развитию дошкольников в разных видах детской деятельности: речевой, исследовательской, творческой продуктивной, обеспечивая принцип деятельностного подхода и детской субъектности.

Для демонстрации своего опыта мне нужны 8 помощников.

 

Деятельность педагога (этапы мастер-класса)

Решаемые задачи, предоставляемые возможности

1.

Действия педагога: организация игры «Распространи предложение».

Приемы:

обговаривание правил, ограничения

Профессиональные ролевые позиции:

организатор, партнер, режиссер, внимательный слушатель.

Игра на  создание рабочего настроя на деятельность. Формирование познавательных действий через речевую деятельность - умение задавать (мысленно)  и отвечать на вопросы: какой?, как?, почему?, зачем?, когда?,   где?..; развитие воображения, активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, актуализация собственного опыта, привлечение произвольного внимания, формирование произвольности, введение в тему деятельности.

2.

Действия педагога:

 Организация пространства и условий для исследования.

 Организация исследовательских действий с жидкостями и краской.

Удерживание структуры исследования.

Приемы: внесение материалов и оборудования,  постановка проблемы (обозначение противоречия), выясняющие и уточняющие вопросы,

введение ограничений,

Профессиональные ролевые позиции педагога: режиссер, заинтересованный наблюдатель, провокатор, партнер, выясняющий организатор,  помощник.

Формирование умения задавать вопросы и выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, развитие оригинальности и гибкости мышления,    формирование абстрактного мышления, умения работать с таблицами, умения классифицировать, развитие произвольности, самостоятельности и  инициативности, внимания,  формирование самооценки.

  Создание  условий  для решения проблемных ситуаций за счет творческого подхода и нестандартного использования имеющихся материалов.

Образовательный процесс становится нескучным, интересным и захватывающим.

3.

Действия педагога: 

организация продуктивной творческой деятельности на основе способов, полученных в ходе проведенного исследования.

Работа с ассоциациями.

Работа с аудиторией.

Приемы: эмоциональная установка, музыкальное сопровождение,  обмен творческими продуктами, творческое задание

Профессиональные ролевые позиции:

партнер, помощник, заинтересованный наблюдатель, мастер, выясняющий организатор…

Формирование умения использовать выявленные и освоенные способы работы с материалами в продуктивной творческой деятельности, создании уникальных продуктов.

Развитие творческой фантазии, воображения.

Появление особого эмоционального состояния (я могу, я художник, я творец), создание  ситуации успешности для каждого ребенка.

Обеспечение   направленности детей друг на друга, расширение  представлений за счет опыта других…

  4.    

 Создание условий и организация рефлексии.

 

Рефлексия  с участниками мастер-класса проводится с помощью приема «Уборка в доме»  - педагогам предлагается  выбрать свое отношение к мастер-классу и показанным приемам, обозначив свой выбор на карточках разного цвета и поместив к соответствующему символу.

Итоги и выводы:

Продемонстрированный опыт работы обеспечивает деятельностное  взаимодействие взрослого и ребёнка (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательность, проявить  познавательную и творческую активность.

Педагогический результат представленных приемов – это, прежде всего, включенность детей в самостоятельную, творческую, познавательно-исследовательскую деятельность,  опыт формирования в ребенке качеств исследователя и истинного творца, а не простого исполнителя.



Предварительный просмотр:

Я – Агеева Ю.А., воспитатель детского сада № 16 Тополек г.Енисейска, я проведу мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Открывая мир…»

Познавательная  активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – а значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. 

          Как говорил Аристотель «Познание начинается с удивления».  Оно появляется при встрече с необычными, противоречащими жизненному опыту или не укладывающимися в привычные представления вещами.

Я очень люблю удивляться сама и создавать ситуации удивления для детей.  А ещё задаю всем вопросы. Что будет, например, если добавить краску в стакан с водой? Получится цветная вода? А может ли быть по-другому?

Познавательная активность ребенка проявляется по- разному и в разных ситуациях. И сегодня я хочу продемонстрировать   вам свой опыт  по познавательному развитию дошкольников в разных видах детской деятельности: речевой, исследовательской, творческой продуктивной, обеспечивая принцип деятельностного подхода и детской субъектности.

Для демонстрации своего опыта мне нужны 8 помощников.

Игра первая

  1. Сейчас мы  с вами поиграем. Игра называется «Распространи предложение».

Условия игры такие:

  • Каждый добавляет одно слово к предложению, превращая его из простого в распространенное.
  • Каждый раз необходимо проговаривать  все предложение заново,  добавляя свое слово.
  • Предложение звучит так:                Ребенок познает.

Аргументация:

Это игра на  создание рабочего настроя на деятельность. В результате игры происходит формирование познавательных действий через речевую деятельность - умение задавать (мысленно)  и отвечать на вопросы: какой?, как?, почему?, зачем?, когда?,   где?..; Так же происходит развитие воображения, памяти, активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, актуализация собственного опыта, привлечение произвольного внимания, формирование произвольности, введение в тему деятельности. Для детей основа предложения подбирается в зависимости от возраста, от темы предстоящей деятельности.

Исследование первое.

Для дальнейшей нашей деятельности я приготовила некоторые материалы. Располагайтесь удобно вокруг столов.

  • Как вы думаете, чем мы можем с вами заняться?

(выслушивает версии, предположения)

  • А можно ли рисовать по поверхности жидкости  с помощью красок?

(выслушиваются  гипотезы разные)

  • Давайте поисследуем наши материалы и проведем эксперимент по проверке ваших версий и предположений.
  • У вас есть карточки для фиксации результатов ваших действий с материалами, не забывайте их фиксировать.
  • Давайте постараемся уложиться во времени. Даю вам 3 минуты.

Аргументация:

В ходе этой деятельности происходит формирование умения задавать вопросы и выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, развитие оригинальности и гибкости мышления,    формирование абстрактного мышления, умения работать с таблицами, умения классифицировать, развитие произвольности, самостоятельности и  инициативности, внимания

К участникам -  Вы готовы?

Что вы выяснили?

Давайте послушаем друг друга.

(высказывания участников мастер-класса)

Второй этап исследования.

Как будете забирать  свой рисунок?

  • Можно его  сохранить?
  • Как будете сохранять?

Выслушиваю версии:

  • С помощью чего это можно сделать? у нас нет фотоаппарата, телефона, но (на столах лежит бумага)
  • Выслушиваются версии и гипотезы участников,  и предлагается их проверить опытным путем с фиксацией результатов на карточке.

Аргументация:

  При  организации исследовательской  деятельности очень важно создавать  условия  для решения проблемных ситуаций за счет творческого подхода и нестандартного использования имеющихся материалов, формирование самооценки. И тогда образовательный процесс становится нескучным, интересным и захватывающим.

  • Подведем  итоги нашего исследования:

(высказывания участников мастер-класса)

Остаются пока на своих местах.

Организация продуктивной творческой деятельности.

Мы очень трудолюбивый и талантливый народ. Мы трудимся денно и нощно. А в свободное время еще стараемся чему-то научиться. Мы умеем загружать голову, а как разгружать ее нам никто не объяснял. Сейчас мы с вами в ходе нашего исследования пытались рисовать в технике Эбру. ЭБРУ- это рисование на воде – древнейшая восточная техника живописи. Это техника позволяет не просто рисовать – она позволяет еще и отдыхать,  как отдыхали на мудром Востоке,  занимаясь творчеством.

И сейчас я предлагаю вам заняться творчеством с теми материалами, которые мы исследовали: жидкость и краска. (сказать, какую краску мы выбрали опытным путем)

 (слайд)

Я приготовила для вас условия для творчества . А я постараюсь взять  на себя роль мастера,  и вместе с вами буду творить. Аудитории предлагаю понаблюдать за нашим творчеством, и за опытом работы с детьми с использованием этой техники.

Работаем 5 минут.

Включается спокойная музыка и все приступают к творчеству.

Комментарий:

 Когда Вы рисуете в технике ЭБРУ ,  вы целиком отдаетесь процессу, ныряете в мир цвета, красок и эмоций. И рисунки получаются как бы  сами собой, выходя из-под Ваших волшебных рук. И  вдруг появляются звезды, цветы, птицы и невиданные узоры. Вы даже не думали написать картину, она возникает сама по себе, рождаясь из радуги цветов ЭБРУ. Вся тайна ЭБРУ заключается в том, что Вы одновременно являетесь режиссером, художником, писателем и исполнителем этой волшебной сказки. Просто доверьтесь кисточке и своему настроению, они сделают все за Вас, и на свет появится ЧУДО! 

Как бы нам ни хотелось жить в этом мире красок и волшебства, но мы себе  сделали ограничение – время! Давайте смотреть, что же получилось?!

Показывают…………………………………………………..

Вы пользовались образцом?

Ваши работы похожи, они одинаковые?

Вы сможете их повторить такое же  еще хотя бы 1 раз?

Поздравляю, ваши картины уникальны!!!

Посмотрите на картины друг друга, что вы увидели на них, на что это похоже, есть ли такие образы в окружающем нас мире?

Выслушивает высказывания участников мастер-класса……………………

Аргументация к творчеству:

Что дает эта деятельность? Происходит формирование умения использовать выявленные и освоенные способы работы с материалами в продуктивной творческой деятельности, в создании уникальных продуктов.

Развивается фантазия и воображение.

Появляется особое эмоциональное состояние (я могу, я художник, я творец), обеспечивается   направленность детей друг на друга, расширяются  представления за счет опыта других, обеспечивается  ситуация успешности для каждого ребенка.

Организация рефлексии.

А теперь я предлагаю вам  навести порядок в своих мыслях и эмоциях по-поводу состоявшейся работы.

Поиграем в игру   «Уборка в доме»  -

Вы видите  Чемодан, мясорубку,  корзину для мусора на доске и магнитные фишки .

Если вам понравился мой опыт работы и вы готовы его применять не задумываясь, поместите фишку в чемодан.

Если вам мой опыт понравился,  и вы хотите его применить, но вам нужно что-то осмыслить, додумать, доработать – поместите фишку к мясорубке.

 Если мой опыт для вас бесполезен и не нужен – отправьте фишку в корзину для мусора.

Итоги и выводы:

Я считаю, что продемонстрированный мной опыт работы обеспечивает деятельностное  взаимодействие взрослого и ребёнка (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательность, проявить  познавательную и творческую активность.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Давайте договоримся…»

(Общение как способ решения  творческих задач)

 «Для успеха в жизни умение общаться с людьми

 гораздо важнее обладания талантом»»

Д.Леббок.

Светлана Петровна Аникьева,

воспитатель МАДОУ № 16  «Тополек» г. Енисейска

Цель: представление приемов  работы  по развитию общения как вида деятельности детей.

Задачи:

  1. включить участников мастер-класса в различные виды общения и взаимодействия;
  2. представить участникам мастер–класса  приемы развития коммуникативной компетенции детей;
  3. сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе приемов, представленных на
    мастер-классе.

Оборудование: Разрезные карточки, материалы для продуктивной деятельности: бумага, восковые мелки; полифункциональный (неоформленный) материал.

Актуализация 

Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело, в том числе – игра.

При деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата.

 Для освоения детьми способов общения  в   образовательном  процессе я предусматриваю,

Во-первых - особую организацию  среды в группе, которая побуждает детей к содержательному общению и взаимодействию.

Во-вторых - создание ситуаций  общения.

 В этом возрасте детям нужно сотрудничество и общение, направленное на решение познавательных, игровых, творческих задач.

Поэтому одной из целей   моей практики является  создание ситуаций для содержательного общения.

Деятельность, действия  педагога (этапы мастер-класса)

Решаемые задачи

1.Организация игры «Поздоровайся  без слов».

2.Организация игры  «Разрезное слово»

Приемы:

обговаривание правил, введение ограничений

Профессиональные  позиции:

организатор, режиссер, партнер, помощник, внимательный слушатель.

Вопрос к играющим участникам: в чем, на Ваш взгляд, ценность этих игр?

Комментарий приемов.

Организовать направленность друг на друга, создать ситуации объединения  усилий для решения общей задачи, формировать умение сообщить друг другу информацию, которая поможет увидеть целостную картинку.

Развивать способы невербального общения.

3. Работа с картиной «Оживи сюжет».

Приемы: внесение картины, установка на работу с картиной, создание проблемных ситуаций, выясняющие вопросы.

Комментарий приема.

Профессиональные  позиции педагога: организатор,  наблюдатель, внимательный слушатель, помощник.

Создать условия для проявления  детской инициативы и самостоятельности.

Создать условия для делового общения в группе, направленного на решение творческой задачи.

Организовать ситуацию общения между участниками группы.

Развивать воображение, формировать умение демонстрировать эмоциональные состояния в соответствии с характерами героев.

Развивать умение договариваться.

4.Работа с аудиторией.

Объединение в группы по произвольным  основаниям.

Приемы: установка на деятельность, выясняющие вопросы.

Комментарий приема.

Профессиональные  позиции:

организатор, заинтересованный наблюдатель,  выясняющий.

Создать условия для проявления  инициативы и самостоятельности.

Организовать направленность друг на друга, формировать умение находить общее, договариваться на основе общих оснований, интересов.

5.  Организация отношения команд к деятельности друг друга  через создание общего символа. Побуждение к выражению отношений.

Приемы: установка на работу, введение ограничений, уточняющие, выясняющие вопросы,..

Создать условия для делового общения.

Формировать умение выражать свое отношение     в общем символе, развивать умение договариваться  

Сквозной прием, поддерживающий общение: демонстрация своего отношения к деятельности  участников мастер- класса (детей).

  6.    Создание условий и организация рефлексии.

Приемы: задан образец невербального общения.

организовать рефлексию  деятельности  в ходе мастер-класса.

Формировать рефлексивные умения участников, обогащать способы невербального общения.

Итоги и выводы:

Сегодня я продемонстрировала Вам приемы и способы, которые использую в своей практике,   создавая  ситуации, побуждающие моих воспитанников общаться и  взаимодействовать.

Я стремилась к тому, чтобы  участники моего мастер-класса были не просто исполнителями моих установок на работу,  но и сами могли проявить инициативу,  оценить эффективность  пробуемых  приемов.

Я считаю, что продемонстрированные мною способы и приемы способствуют становлению и развитию детского общения, как вида деятельности, а также  обеспечивают успешность ребенка в освоении содержания образовательной программы.



Предварительный просмотр:

                                             Мастер-класс

 «Давайте договоримся…»

(Общение как способ решения  творческих задач)

 «Для успеха в жизни умение общаться с людьми

 гораздо важнее обладания талантом»»

Д.Леббок.

Светлана Петровна Аникьева,

воспитатель МАДОУ № 16 

Цель: представление приемов  работы  по развитию общения как вида деятельности детей.

Задачи:

  1. включить участников мастер-класса в различные виды общения и взаимодействия;
  2. представить участникам мастер–класса  приемы развития коммуникативной компетенции детей;
  3. сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе приемов, представленных на
    мастер-классе.

Оборудование: Разрезные карточки, материалы для продуктивной деятельности: бумага, восковые мелки; полифункциональный (неоформленный) материал.

Актуализация

Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело, в том числе – игра.

При деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата.

 Для освоения детьми способов общения  в   образовательном  процессе я предусматриваю,

Во-первых - особую организацию  среды в группе, которая побуждает детей к содержательному общению и взаимодействию.

Во-вторых - создание ситуаций  общения.

 В этом возрасте детям необходимо сотрудничество и общение, направленное на решение познавательных, игровых, творческих задач.

Поэтому одной из целей   моей практики является  создание ситуаций для содержательного общения.

Для демонстрации приемов мне необходимо 6 помощников.

1. - Встаньте так, чтобы было видно друг друга. Вам удобно? В течение ближайших 20 минут мы - участники общего дела. Поприветствуйте друг друга без слов.

- Дальнейшая наша работа заключается в следующем.  У меня приготовлены для вас фрагменты одного слова. На ваших фрагментах изображены элементы букв, из которых можно составить одно слово. Вы должны, не показывая то, что у вас изображено, объяснить друг другу словами, элементы каких( по вашему предположению) букв изображены, выяснить, какие буквы разрезаны и попытаться составить слово. (Догадаетесь по 3-4 буквам - молодцы!)  (Время 1мин.)

Вопрос к играющим участникам: В чем, на Ваш взгляд, ценность такой деятельности? (Направленность друг на друга, объединение  усилий для решения общей задачи, формирование умения сообщить друг другу информацию, кот. поможет увидеть целостную картинку. Развитие способов невербального общения.)

С детьми я беру картинки. Предлагаю детям ту же задачу, и по окончании их общения, предлагаю, либо составить из частей целую картинку, либо выбрать из трех предложенных.

2. Работа с картиной «Оживи сюжет»

Для дальнейшей работы необходимо еще 2чел., я прошу вас объединиться в 2 команды.

(Слайд с картиной)

Перед вами картина, надеюсь, она всем знакома. «Сватовство майора» Павел Андр. Федотов. Предлагаю поработать с этой картиной. Что бы хотели  поделать всей командой, работая с этой картиной? Договоритесь и скажите свое решение.

Если команды затрудняются, предложить варианты:

Оживить (инсценировать сюжет, изображенный на картине),

 сочинить или спеть песню про картину, или по ее сюжету,

сочинить сказку,  рассказ по картине,

нарисовать в другой цветовой гамме,

При чем ваши творческие продукты могут иметь разную жанровую окраску: комедийное, трагедия, триллер, детектив, фарс – выбирайте сами.

Регламент: общаетесь и готовите сюжет 3мин., для демонстрации сюжета 1мин..

3. Пока команды готовят сюжеты, я предлагаю всем остальным объединиться в 2-3группы по произвольным основаниям, не по внешним признакам, а внутренним основаниям (выясните то, что вас объединяет). Вам 1мин.(Выясняю основания) 

Ком.: Этот прием помогает создать ситуацию широкого общения.

Наши команды готовы, кто начинает?  (Хорошо, беру инициативу на себя- Вы демонстрируете, а ваша задача, какая?)

2 команда выступает, а вы что делаете?

Ком.: Такая работа с картиной позволяет: создать условия для инициативы и самостоятельности,  условия для делового общения в группе, направленного на решение творческой задачи, Организовать ситуацию общения между участниками группы, Развивает воображение, формирует умение проявлять эмоциональные состояния в соответствии с содержанием деятельности по картине.

Для детей я подбираю картины, доступные для их понимания.

4.  Команды продолжают участвовать в дальнейшей деятельности, а делать мы будем следующее. Давайте выразим свое отношение к осуществленной сейчас деятельности (оживление картины). У каждого в команде м.б. свое отношение, но ваши, скорее всего, разные отношения, необходимо объединить в общий символ (единый образ), используя вот эти материалы. (1мин.) (Представление символов) Спасибо командам.

У наших детей получаются вот такие обобщенные символы (настроение показано цветом, размером, смайликами, на лице разные эмоции –удивление, радость…)

Ком.: этот прием развивает умение договариваться, формирует умение выражать эмоциональное состояние.

5. Т.к. время ограничивает меня, набор дел этим завершим. И отношение к мастер-классу я предлагаю вам выразить без слов, ориентируясь на этот слайд.

Итоги и выводы:

Сегодня я продемонстрировала Вам приемы и способы, которые использую в своей практике,   создавая  ситуации, побуждающие моих воспитанников общаться и  взаимодействовать.

Я стремилась к тому, чтобы  участники моего мастер-класса были не просто исполнителями моих установок на работу,  но и сами могли  оценить эффективность  пробуемых  приемов.

Я считаю, что продемонстрированные мною способы и приемы способствуют становлению и развитию детского общения, как вида деятельности, а также  обеспечивают успешность ребенка в освоении содержания образовательной программы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» Д.Леббок Тимофеева М.П., воспитатель МАДОУ № 16 г.Енисейска Аникьева С.П., воспитатель МАДОУ № 16 г.Енисейска Цель: представление приемов работы по развитию общения как вида деятельности детей. Задачи: 1. Включить участников мастер-класса в различные виды общения и взаимодействия; 2. Представить участникам мастер-класса приемы развития коммуникативной компетенции детей; 3. Сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе приемов, представленных на мастер-классе. «Давайте договоримся…» (Общение как способ решения творческих задач)

Слайд 2

Prezentacii.com «Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей..» ФГОС ДО п. 2.1.

Слайд 3

Prezentacii.com Особая организация среды в группе, которая побуждает детей к содержательному общению и взаимодействию: содержание среды соответствует актуальным интересам и потребностям детей; групповое пространство позволяет детям объединяться в разные группы по интересам; обязательно наличие полифункционального (неоформленного) материала, который стимулирует общение детей по-поводу его использования. Создание ситуаций общения: совместное планирование, игры коммуникативной направленности, ситуативные разговоры, проблемные ситуации, требующие своего решения в парах, тройках или микрогруппах, реализация совместных проектов. Условия становления общения как способа решения образовательных задач

Слайд 5

Вместо разрезного слова детям предлагаем картинки

Слайд 6

Предлагаем детям определить свою картинку

Слайд 7

Prezentacii.com

Слайд 8

Prezentacii.com Картины для «оживления» детьми

Слайд 9

Дети договорились и каждый рисует свое отношение в общем символе

Слайд 10

Обобщенный символ (разного настроения, отношения), о котором договорились дети

Слайд 11

Обобщенный символ (разного настроения, отношения), о котором договорились дети

Слайд 12

Обобщенный символ (разного настроения, отношения), о котором договорились дети

Слайд 13

Обобщенный символ (разного настроения, отношения), о котором договорились дети

Слайд 14

Рефлексия участников мастер-класса Будем использовать приемы в своей работе Подумаем, прежде, чем использовать приемы в своей работе Не будем использовать приемы в своей работе

Слайд 15

Приемы, демонстрируемые педагогом Позиции, занимаемые педагогом Предполагаемые образовательные эффекты Создание проблемных ситуаций, требующих общения; обговаривание правил; введение ограничений; внесение картины; установка на работу; выясняющие вопросы; Организатор, партнер, режиссер, внимательный слушатель, наблюдатель (в т.ч. заинтересованный), помощник, выясняющий… Направленность друг на друга (видят и слышат друг друга), Способность объединять усилия для решения общей задачи, Умение сообщать друг другу информацию, находить общее, договариваться, Стремление проявлять инициативу, самостоятельность



Предварительный просмотр:

Максимова Т.А.

Мой  Новый год?

Цель:

Представление приемов  обнаружения  и поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

Представить и обосновать приемы, направленные на инициирование детской активности  и поддержку детской инициативы и самостоятельности, сформировать проектные группы, организовать  в них работу.

Оборудование: 

Нитки, кухонные лопатки деревянные, прищепки, кусочки ткани, мочалка, пластилин,  бусины, перчатки, фломастеры, мозаика детская, картон, ножницы, мишура, булавки безопасные, шпажки деревянные, резинки для волос, зубочистки.

        Проектор.        

Актуализация.

Реализуя  в образовательном процессе требования ФГОС ДО в части индивидуализации образования, признания ребенка субъектом образовательных отношений,  формирования познавательных  интересов и познавательных действий ребенка  в различных видах деятельности, мы поставили перед собой задачу  определить для себя и освоить приемы и способы инициирования, направления и поддержки детской инициативы и самостоятельности. Принципиальными позициями в этом направлении для нас стало следующее.

Чтобы «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной и познавательно-творческой  активности детей, учитывающие следующие факторы:

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной и творческой  деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:

• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать  свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Однако полноценной развивающей среды и условий, о которых мы говорили выше, недостаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной  творческой деятельности.

        Сегодня я попытаюсь представить вам некоторые приемы, направленные на инициирование и поддержку детской инициативы и самостоятельности

Включение аудитории в деятельность.

Приемы

 Содержание деятельности

 Деятельность  воспитателя

Прием  «Ассоциации» (Ассоциации со словом Зима)

(Объединение и работа подгруппами

Договор в тройках)

Организация внимания, обозначение и актуализация темы,

Настрой на совместную деятельность, формирование умения договариваться

Организует внимание, направляет внимание, инициирует правила,  создает условия для их соблюдения  

Прием «Три вопроса» (Что знаем о праздновании Нового года?; Что хотим узнать о праздновании НГ?; Как будем узнавать?)

(введение ограничений – говорим по одному, по очереди, не повторяемся,  не критикуем представления других…)

(При необходимости - приемы привлечения внимания)

Определение зоны актуального и ближайшего развития, постановка вопросов, определение и принятие задач дальнейшей деятельности,

 

Создает проблемную ситуацию.

Фиксирует вопросы.

Инициирует активность воспитанников.

Вводит и удерживает ограничения.

Выбор проектного хода – прием «Паутинка» (Солнышко)

(предоставление права выбора вида деятельности, места деятельности, материалов..)

(пояснение особенностей предстоящей формы деятельности – презентация)

(ограничение – не повторяться в выборе)

Определение формата проектных ходов и проекта в целом – осуществляется выбор содержания проектной  деятельности через выбор вида деятельности (продуктивной, речевой, музыкальной, двигательной, игровой – театрализация)

Обращает внимание на содержание предметной среды.

Предлагает выбрать вид  деятельности .

Фиксирует выбор групп в виде схемы.

Выясняет особенности презентации как формы представления проектного продукта.

Реализация проектных действий

(введение ограничений – временные рамки  практической деятельности)

Практическая деятельность по созданию проектного продукта.

Оказывает практическую помощь при необходимости.

Обращает внимание на введенные ограничения.

Презентация  

(«назови число» -определение порядка выступлений.  

Распределение «амплуа»

)

Представление  своего проектного продукта, отношение к продукту других участников общей деятельности.

Организует  восприятие проектного продукта всеми участниками и отношение к нему.

5 этап

Рефлексия с аудиторией

Игра: Волшебная палочка

Высказывают  свое отношение к состоявшейся деятельности

Организует рефлексию

Итоги и выводы:

        Таким образом, я попыталась организовать   ситуации, в которых коллеги смогли  испытать на себе приемы, направленные на инициирование и поддержку детской инициативы и самостоятельности Я уверена, что присутствующая аудитория смогла  увидеть и осознать, что метод проектов актуален и очень эффективен, используя этот метод, можно применять приемы других технологий (социо-игровой), что он даёт ребёнку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, обеспечивает детскую субъектность и поддерживает инициативу и самостоятельность.



Предварительный просмотр:

«Игры»  с картинами

Мастер-класс

по использованию приемов

 работы с картиной

Ризванова С.Г.,

воспитатель МАДОУ  №  16 «Тополек» г. Енисейска

Цель:     Представление опыта работы по использованию  приемов  работы с картиной.

Задачи:

  1. Представить коллегам  приемы   работы с картиной;
  2. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование представленных приемов в собственной практике.

Оборудование:

   Бумага, фломастеры, карандаши, песочные часы, картины, проектор, атрибуты для творческого задания.

Актуализация.

         «Жил- был когда- то маленький принц. Он жил на планете, которая была лишь немного больше его. И этот маленький принц хотел иметь друга» …

А может быть, дети действительно приходят к нам с других планет? Путешествуя по нашему взрослому миру, они так же, как и маленький принц, не могут понять нашей взрослой деловой суеты, притворной важности, значимости. Мы, наверное, смотрим на мир глазами, а они- сердцем. И прежде чем учить общению детей, нам взрослым, самим надо научиться это делать.

Организуя образовательный процесс как  общение и взаимоотношения детей друг с другом, со взрослыми, я создаю условия для детской активности, самостоятельности, ответственности, возникновения познавательных интересов и положительных эмоций, речевого взаимодействия, предоставляю детям право на ошибку.  

И сейчас я готова поделиться с вами некоторыми своими приемами работы с картиной. Ведь картина не только расширяет представления детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых, развивает уверенность в своих силах .

Желающие 12 человек прошу помочь мне.

Деятельность педагога (название игры, приема)

Решаемые задачи, предоставляемые возможности

«Встань по пальцам»

Настрой на совместную коллективную деятельность, организация внимания, формирование умение договориться, чувство локтя, счет

«Объединение по картинкам»

Объединение в команды, организация внимания,

«Счет по картине»

Развитие памяти, внимания, умение договариваться в группе, формирование математических представлений…

«Озвучь картину»

Знакомство с картиной, развитие творческих способностей, формирование умения договариваться в команде, удерживать роль, обеспечивать включенность всех в общее дело

«Картина - загадка»

Формирование умения задавать вопросы, развитие внимания, речи, любознательности, формирование произвольности, умение слушать и слышать

«Нарисуй по описанию»

Знакомство с картиной, развитие творческих способностей, памяти, внимания, умение слушать и слышать, развитие речи, ориентация в пространстве, формирование умение договариваться

«Оживи картину»

Знакомство с картиной, развитие творческих способностей, взаимодействие внутри команды, умение договариваться в команде, снятие комплекса «не умею».

Рефлексия:

Выберите один из приемов, обозначенных на плакате, который на ваш взгляд наиболее удачен, и который бы вы использовали в своей деятельности. Поставьте напротив этого приема значок.

Выводы:

Таким образом я попыталась включить коллег в деятельность по использованию приемов социо- игровых подходов к педагогике при работе с картиной. Я увидела, что мои приемы заинтересовали коллег, и я надеюсь, что они будут актуальны в их работе, и помогут им выстраивать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: Представление опыта работы по использованию приемов работы с картиной . Задачи: 1. Представить коллегам приемы работы с картиной; 2. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование представленных приемов в собственной практике. «Игры» с картинами Ризванова С.Г., воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек»

Слайд 2

«Счет по картине» «Озвучь картину» «Картина-загадка» «Нарисуй по описанию» «Оживи картину»

Слайд 5

С помощью картины у ребенка формируется оптимальный уровень связной речи, развиваются познавательные процессы, повышается интеллектуальный уровень. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи. Участвует в различных видах детского творчества. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых, развивает уверенность в своих силах .



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Играем в театр»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Играем в театр», в ходе которого познакомлю вас с интерактивными методами организации театрализованной игры, которые могут быть использованы с детьми не только дошкольного, но и младшего школьного возраста.

Тема мастер-класса тесно связана с темой моего опыта «Формирование и развитие игровой компетентности детей».

Одним из наиболее эффективных способов развития игровых умений детей  является театрализованная игра.

Заинтересовать детей театрализованной игрой помогают сюрпризные моменты: появление героя, внесение нового вида театра или «волшебных вещей», а также игры с элементами театрализации, в одну из которых предлагаю всем вместе поиграть.

Представьте, что вы дошкольники. Представили? Вижу, что представили.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть

Называется игра«Театральная разминка».

Вы скажите мне, друзья,

что можно использовать, чтобы изменить себя и стать  похожим на лису

На волка или на козу,

Иль на лягушку, что в пруду? Что можно сделать? А еще что?

(примерные ответы детей: костюмы, грим, причёска и т. д.)

Замечательно… Как интересно (здорово) ты придумала!

А у ветра есть костюм? Как стать похожим на него?,

Превратиться  в ветер?

Покажите, как ветер шумит… Деревья качаются…

Как свежо и прохладно стало у нас, как ветреную погоду.

В соответствии с содержанием предстоящей театрализованной игры и временем года в ходе такой «Театральной разминки» предлагаю детям изображать и другие знакомые объекты или явления.

Уважаемые коллеги. Как вы думаете, активным или интерактивным методом является игра «Театральная разминка». (Вы правы, это АКТИВНЫЙ метод, так как взаимодействие здесь осуществлялось только между педагогом и детьми)

Используя эти приемы, я создаю условия для развития у детей средств выразительности (жестов, мимики, интонационной и двигательной выразительности).Эти же приемы помогают мне активизировать имеющийся у детей игровой опыт.

Для дальнейшей работы прошу выйти помощников, мне необходимо 6 человек.

Дети очень любят загадывать и отгадывать загадки. Зная эту особенность, для развития выразительности жестов, мимики и движений эффективно применяю такие игры, как «Лесной карнавал».

Для того, чтобы поиграть в эту игру, мне нужен водящий. Кто готов провести игру?

Посмотрите, мы с вами – в волшебном лесу. Сегодня здесь – необычный карнавал. Все звери пришли в масках других животных. Узнать их можно только по движениям и повадкам.

- «Галя», выбери и надень, пожалуйста, маску животного, Но в  кого  ты будешь превращаться на самом деле – шепни мне на ухо, чтобы другие не слышали.

 - А вы угадайте, кто скрывается под этой маской на самом деле.

Какой большой и важный зверь… ИЛИ Какое хитрое выражение у этого зверя …

Какой веселый, ловкий попрыгун (зверек)

Как похоже ты изобразила… Какая ты внимательная (догадливая! Как вы быстро догадались!

Прошу остаться двоих, а остальные пока присядьте на свои места.

Надеюсь, вы заметили, что я всё время хвалила ребенка, отмечая выразительные движения, творческие идеи. Это не только помогает создать ситуацию успеха, но и способствует развитию артистизма и игровых  умений детей.

Подобные игры позволяют эффективно развивать выразительность жестов, мимики и движений, посредством интеграции таких видов деятельности как двигательная, познавательная и игровая.

Эффективным для развития интонационной выразительности является метод «Интерактивная сказка», в ходе которого использую готовые интерактивные сказки, созданные на основе мультимедийных презентаций.

Показ сказочного фрагмента помогает ненавязчиво организовать ролевой диалог. А прием «Озвучивание сказки», который покажу сейчас, способствует развитию интонационной выразительности дошкольников.

Для показа этого приема я уже пригласила  двух помощников.

Представьте, что вы – дети.

- Посмотрите, какой чудесный домик на опушке. Как вы думаете, кто в нем живет?

- Как много сказочных героев вы знаете! Чей же все-таки это домик? (Появляется КОЛОБОК)

Узнали, кто это? Покатился Колобок по дорожке, вдруг навстречу ему … кто? (заяц)(СЛУШАЕМ ДИАЛОГ ГЕРОЕВ)

Сначала мы вместе с детьми смотрим всю сказку. При повторном просмотре у нас «почему-то пропадает звук».

- Не знаю, что случилось, как помочь нашим героям? (Конечно озвучить) Какие вы отзывчивые!

- Тогда предлагаю каждому из вас выбрать одного из героев. А чтобы никому не было обидно, вы будете озвучивать героя, изображенного на карточке, которую возьмете вот здесь, на столе (показать рукой). Подходите и выбирайте смелее.

Такой способ распределения ролей помогает избежать возможные конфликты, так как дети не видят, кто изображен на картинках.

ВЫБРАЛИ? Очень хорошо (Я рада за вас) Попробуйте озвучить своих героев. Покажите у каждого из них свой голос и настроение…

Встретил Колобок зайца. Кто у нас заяц? Говорит заяц Колобку…

А смелый Колобок ему отвечает… И весело запел…

Какой смелый Колобок получился у …., а заяц был хотя и голодный, но веселый…

Так вместе с детьми мы озвучиваем всю сказку. Выполняя роль рассказчика, с помощью отдельных указаний (Колобок смелый, запел весело) помогаю детям отразить характер и настроение героя с помощью интонационной выразительности.

Спасибо. Прошу вас присесть, отдохнуть, ваша помощь мне ещё понадобится.

Самостоятельная деятельность включает 2 основных вида детской деятельности – продуктивную и игровую.

Для игровой деятельности необходима  предметно-игровая среда. И в ходе продуктивной деятельности дети изготавливают необходимые атрибуты и театральных кукол, порой очень необычных. Один из таких необычных театров мои дети делают и играют.

И сейчас я познакомлю вас с технологией изготовления витражного театра.

Технология его изготовления довольно проста. Можно выбрать понравившуюся картинку, вставить ее в файл  и аккуратно обвести рисунок по контуру, дать этому высохнуть, а потом  закрасить внутри, и нарисовать  недостающие детали. Можно предложить детям готовые контуры, которые они закрасят и доработают. Можно предложить детям просто выбрать  героя и полностью создать его с помощью витражных красок.

Витражные краски должны сохнуть сутки, поэтому играть таким театром можно только на следующий день. Для этого аккуратно отделяем фигурку от пленки и получаются вот такие фигуры. Их можно прикреплять к любой гладкой поверхности. Можно изготовить специальный экран из небьющегося оргстекла.

Методика работы с данным театром, как с любым стендовым театром. Например, как с театром на фланелеграфе.

Я благодарю всех  за совместную со мной деятельность. Предлагаю выразить свое отношение  к продемонстрированным приемам, поместив стикеры к картинкам-островам, символизирующим степень вашей готовности применять эти приемы в своей практике.

Итоги и выводы:

Сегодня я продемонстрировала Вам приемы и способы развития игровых умений  детей:  удержание сюжета, обогащение  игровых действий,  ролевого диалога, создание предметной среды для игры.

Я стремилась к тому, чтобы  участники моего мастер-класса были не просто исполнителями моих установок на работу,  но и сами могли  оценить эффективность  пробуемых  приемов.

Я считаю, что продемонстрированные мною способы и приемы  организации театрализованной игры способствуют развитию игровых умений детей.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Играем в театр»

«Театр-это волшебный край,

 в котором ребенок радуется, 

играя. А в игре познает мир»

С. И. Мерзлякова.

Прудникова Елена Евгеньевна

воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек» г.Енисейска

Цель: представление приемов работы  по формированию игровых навыков у дошкольников;

Задачи:

  1. включить участников мастер-класса в различные виды деятельности;
  2. представить участникам мастер–класса  приемы развития игровых компетентностей дошкольников;
  3. сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе приемов, представленных на
    мастер-классе.

Оборудование: витражные краски, файлы, салфетки, листы бумаги (чистые, с изображениями героев сказок), карандаши, поликорбанат, готовые фигурки героев сказок, контуры

Актуальность

Наблюдая за своими воспитанниками, я убедилась, что дети 4-5 лет хотят и любят играть, но их игровые умения не всегда позволяют  им  самим насладиться самим процессом игры,  насладиться общением друг с другом, сделать игру яркой и захватывающей (для себя самого и партнеров по игре). И чаще всего их игра – это манипулирование игрушками.

Поэтому я обозначила для себя принципиально важную проблему: как учить игре, как ее правильно поддерживать, как ее обогащать, не нарушая при этом ее самодеятельный характер?

Для решения данной проблемы я осваиваю и реализую в своей практике методику комплексного руководства игрой, разработанную под руководством  С.Л.Новоселовой.

Сущность методики заключается в использовании на каждом этапе игры единого комплекса обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из  природы  игры.

  1. Первый компонент - ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;

При организации работы по ознакомлению с окружающим миром учитываю положение, выдвинутое психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) о том, что у ребенка-дошкольника желание действовать как взрослый, то есть отображать полученные впечатления в игре, усиливается, если он привлекается к активной деятельности.

Для этого я организую и провожу наблюдения, экскурсии, образовательные прогулки; встречи с людьми разных профессий; беседую с детьми  на разные, интересные темы; читаю произведения  художественной литературы; подбираю демонстрационный материал (фото, иллюстрации, репродукции, просмотр фильмов); организую прослушивание грам.записей, радиопередач; поддерживаю детские ситуативные разговоры; провожу дидактические игры; подбираю дидактические игрушки, организую  подвижные игры с сюжетным содержанием; игры-драматизации.

  1. Второй компонент - обогащение  игрового опыта через обучающие игры и присутствие в игре носителей игровой культуры: старших детей или «играющего» взрослого;

Я, как «играющий» взрослый принимаю на себя сложную функцию — познакомить ребенка с игровой условностью. Для этого я осуществляю речевое сопровождение действий ребёнка; являюсь образцом взрослого (показываю  действия с предметами, игрушками-заместителями); вношу  атрибуты, уточняю их значение, варианты  применения; ставлю перед детьми проблемные  игровые задачи;  использую  совет, напоминание, вопрос; беру на себя главную или одну из ролей;  подбираю  игровой  материал; использую поощрение; вношу «Волшебную коробочку» (с  предметами заместителями);                                                 сопровождаю игру  отдельных детей;   участвую   в сговоре на игру;  организую и провожу рефлексию состоявшейся игры.

3. Третий компонент - организация предметно-игровой среды.

         |Для возникновения игры   насыщаю игровую среду и вовлекаю в насыщение среды детей и  их родителей; организую совместное конструирование; являюсь  для детей образцом взрослого; организую рассматривание иллюстраций, схем построек; обыгрываю с детьми постройки;  организую совместное изготовление атрибутов, элементов костюмов…

Игровую среду организую таким образом,  чтобы мои воспитанники  ощущали себя полноправными хозяевами в своем игровом пространстве: а от меня требуются проявление творчества, чуткости к детской фантазии, рациональность в подборе и размещении игрового материала.

4. Четвертый компонент - активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры, потому что детей необходимо побуждать к проявлению инициативы в игре (н-р: через создание проблемных игровых ситуаций).

Особенность данного компонента в том, что активизирующее общение является  не только  отдельным компонентом руководства игрой, но и является неотъемлемой  частью всех предшествующих компонентов.

Одним из способов развития игровых умений ребенка 4-5 лет для меня стала театрализованная игра. В концепцию театрализованной игры входят и совместная деятельность педагога и детей, и совместная деятельность детей со сверстниками и самостоятельная деятельность детей.  В рамках организации театрализованной игры я могу использовать все компоненты методики комплексного руководства игрой.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют их типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребенку  проявить свои активность, индивидуальность, творчество.

   Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, разворачиваться детьми в  самостоятельной активности.

Для демонстрации своего опыта мне нужны 6 помощников.

 Деятельность педагога (этапы мастер-класса)

Решаемые задачи, предоставляемые возможности

1.

Действия педагога: организация игры «Театральная разминка».

Работа с аудиторией.

Приемы: выясняющие и уточняющие вопросы

 Профессиональные позиции:

организатор, партнер, режиссер, внимательный слушатель.

Важной задачей является развитие у детей средств выразительности (жестов, мимики, интонационной и двигательной выразительности).

развитие воображения, активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, актуализация собственного опыта, привлечение произвольного внимания, формирование произвольности, введение в тему деятельности.

2.  Действия педагога:

Организация игры «Лесной карнавал»

Приемы: внесение материалов и оборудования, (обозначение противоречия), выясняющие и уточняющие вопросы.

Профессиональные позиции педагога: режиссер, заинтересованный наблюдатель, партнер, выясняющий организатор,  помощник.

Подобные игры позволяют эффективно развивать выразительность жестов, мимики и движений, посредством интеграции таких видов деятельности как двигательная, познавательная и игровая.

3. Действия педагога: организовать ролевой диалог с помощью метода «озвучивание сказки».

Приемы: выясняющие и уточняющие вопросы.

Профессиональные позиции педагога: режиссер, заинтересованный наблюдатель, провокатор, партнер, выясняющий организатор,  помощник

Показ сказочного фрагмента помогает ненавязчиво организовать ролевой диалог. А прием «Озвучивание сказки», способствует развитию интонационной выразительности дошкольников.

Выполняя роль рассказчика, с помощью отдельных указаний (Колобок смелый, запел весело) помогаю детям отразить характер и настроение героя с помощью интонационной выразительности.

4. Действия педагога: 

организация продуктивной творческой деятельности.

Приемы: эмоциональная установка, музыкальное сопровождение,  обмен творческими продуктами, творческое задание

Профессиональные  позиции:

партнер, помощник, заинтересованный наблюдатель, мастер, выясняющий организатор…

Формирование умения использовать способы работы с материалами в продуктивной творческой деятельности, создании уникальных продуктов.

Развитие творческой фантазии, воображения.

Появление особого эмоционального состояния (я могу, я художник, я творец), создание  ситуации успешности для каждого ребенка.

Обеспечение   направленности детей друг на друга, расширение  представлений за счет опыта других…

  5.    Действия педагога: Создание условий и организация рефлексии.

Приемы:

Профессиональные позиции: выясняющий организатор

 

Рефлексия  с участниками мастер-класса проводится с помощью приема «Острова»  - педагогам предлагается  обозначить свое отношение к мастер-классу и показанным приемам, поместив имеющиеся  стикеры к символическому образу эмоционального состояния – «острову»

Итоги и выводы:

Сегодня я продемонстрировала Вам приемы и способы развития игровых умений  детей:  удержание сюжета, обогащение  игровых действий,  ролевого диалога, создание предметной среды для игры.

Я стремилась к тому, чтобы  участники моего мастер-класса были не просто исполнителями моих установок на работу,  но и сами могли  оценить эффективность  пробуемых  приемов.

Я считаю, что продемонстрированные мною способы и приемы  организации театрализованной игры способствуют развитию игровых умений детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Мастер - класс для воспитателей МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад№ 46" "Изготовление кормушки для птиц"

Данный материал содержит пошаговое объяснение изготовления кормушки из шишки и разнообразных круп и семян....

Мастер- класс для педагогов МАДОУ на тему «Использование игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности дошкольников»

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества, повышается потребность в самостоятельных, инициативных, критически мыслящих специалистах, умеющих видеть и творчески решать возникающие ...

Мастер - класс для воспитателей МАДОУ "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Мастер - класс для воспитателей "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"...

Мастер- класс для педагогов МАДОУ «Березка» «Игрушки народов ханты - Ворона».

Мастер- класс для педагогов по изготовлению хантыйской народной обрядовой игрушки "Вороны", можно также провести для родителей в целях ознакомления с культурой и бытом нородов севера....

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в МАДОУ»

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в МАДОУ»...