Технологическая карта НОД в рамках педагогической поддержки исследовательской деятельности детей
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кытманова Нина Петровна

Представлено планирование деятельности воспитателя по организации исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений "Начала грамоты (на основе системы  работы Е.Е.Шулешко).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ageeva_yu.a._zanyatie_na_attestatsiyu.docx173.45 КБ

Предварительный просмотр:

                              НОД в рамках обучения началам грамоты по системе работы Е.Е.Шулешко.

Агеева Юлия Александровна

Цель совместной деятельности:

        Формирование у детей образа буквы и образа слова, приобщение детей к деловым отношениям.

Задачи:

  1. создать условия и включить детей в решение проблемных ситуаций с помощью моделирования;
  2. организовать и поддерживать командную работу;
  3. инициировать детские исследования;
  4. поддерживать детскую самостоятельность.

Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой "земля, вода, огонь, воздух"

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Создана доброжелательная атмосфера,

созданы предпосылки для объединения в команды

 Организационный и мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Внесение изменений в РППС группы (Аквариум).

Объединение в команды, внесение  конвертов с заданием.

Удерживание паузы.

Создание проблемных  ситуаций (что с этим делать?)

Уточняющие и выясняющие вопросы.

Позиция:  режиссер

Организует  работу в подгруппах.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.

(При необходимости обращает внимание детей на буквы, цифры).

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на разрезанные цифры, собирают их .

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание  подействовать, решить проблемную ситуацию (собрать целое из частей).

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Актуализировать опыт и представления детей, организовать  детское  исследование, создать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, инициировать и поддерживать инициативу и самостоятельность детей.

Наглядно-практический метод (наличие общего предмета исследования: цифры, буквы, таблица "Аквариум").

Игра "Где вы бывали, что вы видали.."

Прием сравнения, аналогии.

Создание проблемных  ситуаций.

Внесение  новых объектов в РППС (напечатанные слова, книги).

Постановка выясняющих и уточняющих вопросов.

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.

 Организует  игру "Где вы бывали", предлагает найти соответствующие слова.

Инициирует проговаривание действий, признаков, внимательно  выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Привлекает внимание детей к новому  объекту (книги), создает ситуацию для исследования (найти соответствующие слова в тексте).

По таблице "Аквариум" соотносят цифры с буквами, выкладывают слова.

В игре показывают персонажей, которых обозначает их слово, включаются в диалог с педагогом. Дети включаются в игру: рассматривают и помещают слова на доску.  Исследуют текст, обнаруживают  слова в книгах, рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию, включаются в общее дело .

Дети направлены к своему опыту,  включены в практическую деятельность,

включены в игровое  и познавательное взаимодействие.

Рефлексия.

Формирование предпосылок рефлексии

Работа  с символами

Выясняет эмоциональные состояния детей, их отношение к разным видам деятельности,  используя смайлики.

С помощью выбранного  смайла выражают свое отношение к разным видам деятельности.

Дети обозначили свое отношение к состоявшейся деятельности.

Заключительный

Организовать переход к новому виду деятельности (продуктивная)

Обращение к опыту детей.

Обозначение проблемной ситуации.

Общее дело в команду.

Предлагает вспомнить содержание сказок, персонажи сказок, их характеры…

Организует командную работу на основе имеющихся представлений.

Активно вспоминают сказки, включаются в обсуждение, самостоятельно организуются в командах для творческой деятельности.

Дети осознанно включаются в новую (продуктивную) деятельность,

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой 2-3 мин.

Воспитатель организует  внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «земля, огонь,  вода, воздух»

2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап

2-3 мин.

Что вновь появилось в группе, чего не было вчера? (Аквариум)

Что мы делаем с ним?

На столах лежат конверты, которые подскажут вам,  как можно поработать с Аквариумом сегодня.

Огонь, вода, земля и воздух -найдите свои конверты(на столах разложены конверты с разрезанными цифрами, на конвертах  изображение воды, земли, воздуха, огня) Как будете находить?

Ищут, находят…

- Что в ваших конвертах? ?????!! Как думаете, что это может быть? (что-то разрезанное?!) Что  делать с этим разрезанным? Собрать из кусочков что-нибудь целое?... Собирайте!...

Что получается? Буквы получаются?

Может это цифры??.

-Что это за цифры? Как они помогают нам работать с Аквариумом? Что с их помощью можно узнать? (вывести на шифровки)?(это зашифрованные буквы) Как их расшифровать? (по таблице "Аквариум"), Для чего нужны буквы? что из них можно составить? (Слова)… Как работаем? (в группах, напоминаем про группы…) Дети работают с Аквариумом, находят буквы, запоминают

3. Актуализация, практическая деятельность детей

20 мин

-Как записать буквы, которые нашли,  если нет карандашей, ручек, фломастеров?

 Посмотрите, что есть  на этом столе,  готовые буквы, они вам пригодятся? можно из них выложить слова!  

-Собираем в группах слова. Ваше слово должно быть секретом для остальных команд. когда команда соберет слово, покажите свою готовность. Дети собирают слова,

Педагог помогает при необходимости, задает наводящие  и выясняющие вопросы.

-У вас получилось слово? Никому его не говорите!

- Интересно, какие слова получились у команд?

Чтобы догадаться, какие слова получились у других команд, предлагаю поиграть в игру "Где мы бывали, что мы видали?" Показывать будем то, того, что или кого  обозначает ваше слово.

(в это время педагог  раскладывает готовые целые слова- кот, лиса, волк, заяц).

-Угадали ваше слово ? найдите его и поместите на доску.

Так про кого ваши слова?    --называют животных.

-А где живут ваши животные?

-А где живут слова? Где их больше всего? (в книжках)

-Выберите  себе свои книжки , найдите в них свои слова.(на книжках наклеены символы- вода, воздух, огонь, земля)

как будете определять, какая книжка ваша? (По символам)

На эту работу 5 минут. Ставим часы песочные.

Вы нашли свои слова?

-В какой книжке живет ваше слово? А вы догадались, что это за книжка? Как догадались? Как называется ваша сказка?

4. рефлексия

4-5 мин.

Давайте вспомним, чем мы сейчас занимались: собирали из кусочков цифры, разгадывали шифровки, составляли из букв слова, искали слова в книжках. Давайте подумаем и выберем, чем вам понравилось заниматься больше всего. Берем смайлики и помещаем их там, что вам больше всего понравилось делать.

-собирать разрезанные цифры -положите свой смайлик на цифры;

-находить буквы в "Аквариуме" положите свой смайлик в конверт на "Аквариуме";

-составлять слова- положите свой смайлик на буквы;

-находить слова в книжках -положите свой смайлик на книжки;

заключительный – переход к другой деятельности

-Я увидела, что некоторым (многим) понравилось искать слова в книжках, А вы помните, о чем ваши сказки? Что в них происходит? Какие там есть герои, что они делают, какие  у них характеры???

Проговаривают…..

-Давайте представим, что из книжек пропали все картинки, сможем мы с вами нарисовать  сказку сами? давайте попробуем

Договоритесь в команде, что вы будете рисовать вместе…

https://99px.ru/sstorage/53/2018/05/tmb_226804_930076.jpghttps://99px.ru/sstorage/53/2018/05/tmb_226804_930076.jpg

ЛИСА

КОТ

ВОЛК

ЗАЯЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В группе младшего дошкольного возраста игра детей и их развитие является тем направлением, которое обеспечивает успешную адаптацию детей в детском саду, посредством игры ребенок органично развивается,...

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"...

Аналитическая справка по результатам мониторинга в старшей группе в рамках апробации программы ОЭР по теме «Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»

Образовательная деятельность в группе «Совята» выстраивалась в соответствии с годовыми задачами детского сада и с учётом апробации программы по ОЭР, тема «Поддержка исследовательског...

«Информационно-технологическая среда ДОУ- в поддержку исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста»

Использование интерактивной доски в ДОУ Любому педагогу известно, что усвояемость ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ребёнка полностью зависит от его внимания в процессе обучения. Не зря наряду с педаго...

Методическая разработка. Методика педагогической поддержки игровой деятельности детей раннего возраста.

В раннем дошкольном возрасте совместная игра воспитателя с детьми, которая направлена на освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры, — это сюжетно-ролевая игра и и...

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...