ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа) на тему

Ситникова Ольга Викторовна

В группе младшего дошкольного возраста игра детей и их развитие является тем направлением, которое обеспечивает успешную адаптацию детей в детском саду, посредством игры ребенок органично развивается, познает  человеческую культуру – взаимоотношение между взрослыми людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенку младшего дошкольного возраста предстоит многому научиться, познать мир.  Будет ли успешной дальнейшая жизнь ребенка,  все зависит от того, как  ребенок освоит знания о мире,  в котором он живет. Ведущей деятельностью младших дошкольников является игра. В группе младшего дошкольного возраста игра детей и их развитие является тем направлением, которое обеспечивает успешную адаптацию детей в детском саду, посредством игры ребенок органично развивается, познает  человеческую культуру – взаимоотношение между взрослыми людьми. Именно с младшего дошкольного возраста появляется и начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Дети в сюжетно-ролевых играх могут создать игровые, воображаемые условия, взять  на себя те функции, которые выполняют взрослые люди, воспроизвести жизнь взрослых и их социальные взаимоотношения. Поэтому, игра для младших дошкольников является самой важной деятельностью. Воспитатель, через игру проводит обучение и  образовательные задачи.

Именно игра для ребенка является главной социальной практикой. В игре ребенок учится общению со сверстниками и взрослыми. Усвоение ребенком знаний, воспитательных и образовательных задач, несомненно, происходит в игре.

Для системы дошкольного образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт. В связи с этим изменились формы и методы организации воспитательно-образовательной деятельности. ФГОС утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятных условий для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Чтобы решить задачи по развитию детей нужно особое внимание уделить игровой деятельности. В Стандарте указан один из основных принципов: реализация основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Необходимо  научить  дошкольников   играть, оказать им в этом помощь, педагогическую поддержку. То есть целенаправленная деятельность по организации таких взаимосвязей и взаимоотношений между педагогами, которые являются достаточными для оказания необходимой, адекватной поддержки ребенку, столкнувшемуся с проблемами самоопределения и самореализации.

Своевременно оказанная ребенку квалифицированная поддержка способствует его успешному и полноценному развитию как личности, помогает ему стать субъектом своей жизни и деятельности.

Педагогическая поддержка в образовании, в качестве особой сферы деятельности, направлена на самостановление ребенка как индивидуальности и представляет процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах.

Главные факторы педагогической поддержки игровой деятельности детей в современном дошкольном учреждении:

  • установить содержательную связь между полученными знаниями детей об окружающей жизни (содержание познавательной сферы) и играми детей;
  • включить все виды игр (обучающие, досуговые, самодеятельные) в педагогический процесс;
  • организовать развивающую предметно-игровую среду, функционально моделирующей развитие различных игр и игровой деятельности детей в целом;
  • квалифицированное участие воспитателей в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
  • найти индивидуальный подход к каждому ребенку в воспитании, обучении и развитии в различных видах деятельности, так же и в игре);
  • вести перспективное планирование по развитию детских игр (комплексный метод руководства развитием игры);
  • использовать эффективные методы и приемы, которые развивают игры детей.

Важное условие в педагогической поддержке игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является собственная игровая позиция педагога. Игровая позиция — это такие взаимоотношения между взрослым и детьми, как  партнеры. Здесь воспитатель передает свой игровой опыт детям и может быстро перейти от реального плана в игровой.

Педагогическое мастерство воспитателя проявляется в том, как воспитатель организует самостоятельную игровую деятельность детей, как воспитатель направляет ребенка в игре, поощряя его активность и инициативу.

От того, как воспитатель может организовать игру, как каждого ребенка может занять в интересной для них игре, чтобы дети не мешали друг другу, устранить конфликты между детьми - все это влияет на всестороннее воспитание детей, развитие детской игры и творческое развитие детей.

Самый сложный раздел методики дошкольного воспитания - это педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр. Что придумают дети и как они поведут себя в игре, воспитателю предугадать нельзя. Но роль воспитателя в творческой игре должна быть активной, так же, как и на занятиях, в играх с правилами. Детская игра своеобразна и требует своеобразных приемов педагогической поддержки игровой деятельности.

В успешной педагогической поддержке игр детей заключается умение воспитателя установить контакт с детьми, завоевать доверие детей. Для этого воспитатель должен относиться к игре с интересом, должен понимать, что задумали дети в игре, то, что их волнует. С таким воспитателем дети будут искренни, попросят совет и помощь, расскажут о своих планах.

Только вмешаться в игру, задать нужное направление, сделать игру более интереснее не нарушив замыслы детей, может тот воспитатель, который пользуется у детей доверием и уважением.

Наблюдая за детьми в игре, воспитатель изучает воспитанников.  Играя, дети раскрываются. Воспитатель в игре может найти подход к каждому ребенку, видит интересы ребенка, его особенности, черты характера. Педагогическая поддержка  детской игры  - это помощь детям в выборе из многих жизненных впечатлений самые яркие, чтобы они могли стать сюжетом игры, организовать игру, сделать ее интересной, насыщенной действиями.

Самое верное в педагогической поддержке игровой деятельности детей  — это создать у детей интерес к определенному событию жизни, повлиять на детское воображение и чувства детей. Но чтобы не подавлять воображение детей, самостоятельность, непосредственность, не нужно  предлагать детям разработанные воспитателем готовые сюжеты игры. Потому как  дети любят подражать в игре поведение взрослых, не выражают свои мысли и чувства.  

Дети не должны играть по шаблону, нужно давать свободу инициативе детей, чтобы дети сами придумывали игры. Воспитатель не должен навязывать детям, какие либо игры, пресекать инициативу детей. Так как игра это самостоятельная творческая деятельность детей.  То, что сильнее всего ребенок пережил: необыкновенные, новые события; полученные впечатления; чувства, которые ребенок испытывает к своим родным людям - все это отражает в своих играх.

Для того чтобы игра была интересной, нужно не только, чтобы дети увидели, как строят дом, продают товары, ремонтируют машину и т. д. Так как дети будут только подражать действиям взрослых, но не  будут осознавать значение труда взрослых. В связи с этим,  игра будет бедна, малосодержательна. Нужно насытить жизнь детей событиями, для того, чтобы ребята пожелали подражать им.  

Мы можем определить основные факторы педагогической поддержки развития игры детей:

  • необходимо квалифицированное участие воспитателя для развития детской игры, которое обеспечит ребенку право на игру;
  • разработать перспективное планирование развития игры (комплексный метод руководства);
  • воспитателю использовать эффективные методы и приемы в развитии игровой деятельности ребенка - создать предметно-игровую среду (игровые центры), доверять, поощрять и относиться с уважением к играющим детям, никаких отрицательных оценок и характеристик по поводу игры.

Нужно знать, что, как бы  хорошо не играл воспитатель свою роль, не нужно полностью «входить» в жизнь детей. Н. Я. Михайленко подчеркивала, что организация игры в детском саду, начиная с младшего дошкольного возраста и до старшего дошкольного возраста, должна иметь двухчастный характер:

  • взаимодействие в игре воспитателя с детьми как партнер, у детей накапливаются игровые умения;
  • воспитатель не участвует в игре, но создает условия, чтобы дети играли самостоятельно - подбирает игрушки, подготавливает место и время для детской игры.

Так организовать игры дает возможность ребенку построить игру по своим интересам и желаниям, так же построить игру так, чтобы развивалась деятельность ребенка. Высокий уровень  оценки эффективности  работы воспитателя с детьми в игровой деятельности — от игры к игре накопление игровых умений, умение детей занять себя самостоятельно, взаимодействовать с другими детьми в различных играх.

В руководстве играми воспитанников младших групп необходимо решить некоторые задачи:

1. Развивать и обогащать игровые действия с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2. Развивать и обогащать сюжеты игр.

3. Формировать умения детей играть рядом, а затем и вместе.

Но основной прием педагогической поддержки игровой деятельности  младших дошкольников это участие воспитателя в играх детей. Играя с воспитателем, у детей появляются целенаправленные и содержательные действия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2009. 144 с.
  2. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. – 1996. – №2. – С. 16–45.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.
  4. Иванова Т.И. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения/ Т.И. Иванова, Е.А. Белецкая, Т.А. Уварова // Образование и общество. 2016. № 1.
  5. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
  6. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 251 с.
  7. Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности: Мат. Всерос. науч. практич. конф. – Ульяновск: УлГПУ, 2005. – С. 193–201.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2014 г. №1155)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка

Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знаком...