Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста "Ребенок и мир"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Полякова Наталья Михайловна

В методической разработке подобран и систематизирован материал по развитию правового воспитания детей дошкольного возраста. Основой планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Методическая разработка может быть реализована не только педагогической командой, работающей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и педагогами массовых групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_pravovoe_vospitanie.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза  Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области, СП «Детский сад №56»

Методическая разработка

«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Ребенок и мир»»

Подготовил:

                           воспитатель  Полякова Н. М.

 

Актуальность

          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одной из них является – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.   И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.  Проблема прав и свобод детей наиболее актуальна в наши дни.  Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности.          

 В свете ФГОС дошкольного образования актуальность правового воспитания детей однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества. Роль правового воспитания стремительно растет.

Актуальность исследования подтверждается следующими его характеристиками:

  • правовое воспитание  отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;
  • отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ правового сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает гуманные отношения.

          Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

          Ребенок в любом возрасте имеет равные с взрослыми права на собственное мнение и поступки, которые должны соблюдаться и не нарушаться. Важным является осознание ребенком своих прав и свобод, формирование чувства ответственности и чувства собственного достоинства, а также уважение прав и достоинства других людей.

           Правовое воспитание детей дошкольного возраста понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Заинтересовавшись этой проблемой, я поняла, что   из картинок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. Первая необходимая составляющая работы по защите прав детей - это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. В детях же должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

           Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников. Интеграция всех направлений воспитательного влияния на формирующуюся детскую личность оказалась как актуальной, так и достаточно сложной, которую можно решить благодаря комплексному подходу всех образовательных областей.

Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми я изучила  материалы по правовому воспитанию:

  • Международная конвенция ООН о правах ребенка
  • Декларация о правах инвалидов
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Декларация принципов толерантности
  • Конституция РФ

Мною были изучены современные авторские методики   Р.А Жуковой, Т.А. Шорыгина, А.Н.Усачев, Е.С. Шабельник.   Изучив все лучшее в современной педагогике, опираясь на свой собственный опыт работы с дошкольниками,  я разработала педагогическую технологию «Ребенок и мир».

Основными направлениями  по правовому воспитанию  является:

  • Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, с родными, с взрослыми ближайшего окружения; выявление проблем
  • Правовое воспитание и образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Повышение уровня правовой культуры родителей

Основными участниками педагогического процесса правого воспитания являются дети, родители (законные представители), педагогический состав (воспитатели, педагоги дошкольного учреждения)    

  Мой основной принцип в работе - давать детям возможность познавать окружающий социальный  мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. 

Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является создание условий для  формирования основ правового сознания дошкольников.

   Задачи:

  • Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений
  • Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка», с «Всемирной декларацией прав человека»
  • Познакомить с Декларацией прав инвалидов
  • Познакомить детей с их гражданскими правами:  право на индивидуальность, право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечивает им наилучший уход, право на медицинский уход; детей – инвалидов – с правом на особую заботу и обучение, право на жилище и личную неприкосновенность
  • Формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и обязанностей
  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ поступков окружающих
  • Развивать связную  выразительную речь; умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
  • Способствовать расширению словарного запаса по данной теме
  • Развивать у детей познавательные способности, творческое воображение
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека

         Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека происходит более успешно при использовании игровых,  поисково-экспериментальных, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.                                                                                                                                                             

Для системной реализации разработанной технологии «Ребенок и мир» я составила перспективный план работы на год для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями  речи (см. приложение).  В нем учитывается ежемесячное изучение определенной темы по правовому воспитанию, меньшие сроки не дают возможности дошкольникам прочно усвоить материал темы.

    Теоретические разработки педагогических подходов реализованы мною на практике через доступные для дошкольников виды деятельности: игровую, изобразительную, познавательно- исследовательскую, коммуникативную, двигательную, восприятие художественной литературы, музыкальную.                                             

    Формирование основ правового сознания детей старшего дошкольного возраста я считаю необходимым реализовывать в трёх направлениях деятельности:

  • Непосредственно образовательная деятельность –  формирование знаний детей о правах, знаний об обязанностях
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка - формирование оценки собственной деятельности, умения оценивать поступки других людей с точки зрения норм права в совместной деятельности ребенка и взрослого
  • Самостоятельная деятельность  детей – формирование умения реализовывать свои знания  в самостоятельной деятельности, в общении с окружающим, умения соблюдать запреты и исполнять обязанности

    Непосредственно образовательная деятельность включает в себя знакомство с правами человека и его обязанностями и  строится с учетом интеграции образовательных областей. Решает  нравственные задачи, так как любая ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип

в работе - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Непосредственно образовательная деятельность проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и непосредственное закрепление  материала ведутся ежедневно в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет  воспитанникам прочно и глубоко усвоить правовой  материал.                                                                                                                                                                                                                                                              Большую часть времени посвящаю совместной деятельности взрослого с детьми, которая включает:

  • Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени ге   роя:  игра – ситуация «Шаловливые игры», «Как можно назвать человека» «Если бы я вдруг превратился в ...»и др.
  • Дидактические игры: "Я имею права», «Мое имя» "Чьи права нарушены?",  "Найди друга»".
  • Круговая беседа. Например, предлагается детям дополнить по очереди фразы, понаблюдать и рассказать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Игровые упражнения «Моё настроение»  ( с мимическими куклами)
  • Игры-  драматизации. Каждому ребенку присуще "театральный талант" - стремление посредством игры побывать в роли другого. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных, передавать свое и авторское отношение к различным ситуациям.
  • Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты), беседы о прочитанном и просмотренном «Что видел Незнайка», «Дружные ребята»
  • Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов
  • Изобразительная деятельность: создание рисунков,  альбомов по темам, символов, изготовление плакатов, эмблем семьи и группы, фотоколлажей

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения в самостоятельной деятельности.                   

  Самостоятельная деятельность детей включает:

  • Знакомство с доступной детской литературой
  • Решение проблемных ситуаций, выполнение заданий для самостоятельных наблюдений
  • Все виды игр
  • Изготовление продуктов детского творчества

          Для практической реализации педагогической технологии «Ребенок и мир» в нашей группе создана  предметно-развивающая среда, которая оснащена материалом, постоянно изменяющимся и пополняющимся в соответствии изучаемой правовой темой:

  • Индивидуальные тетради:  «Мои права»
  • Дидактическое пособие «Права ребенка»
  • Фотографии на тему: «Это я!»
  • Иллюстрации на тему: «Семья», «Символы России»
  • Символы «Наши права»
  • Дидактические игры: «Наши права и обязанности», «Генеалогическое древо», «Семья», «Профессии»
  • Комплект сюжетных картин «Ребенку о его правах»
  • Мимические куклы «Мое настроение»
  • Индивидуальные зеркала и зеркало в логопедическом уголке
  • Рисунки детей по темам «Моя семья», «Моё имя», портреты членов семьи, «Герб нашей группы»
  • Изделия совместного творчества детей и родителей из природного и бросового материала «Имя моего ребенка», подарки малышу к дню защиты детей
  • Аудиозаписи гимна РФ, песни о ч семьи
  • Детская художественная литература
  • Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ
  • Доступный, безопасный материал для изобразительной  деятельности

         Ребенок имеет возможность в самостоятельной деятельности   закреплять полученные знания.  Ему необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В процессе работы важно сформировать у детей своё собственное мнение,  не боясь его высказывать, но при этом слушать и слышать другого человека, уважать его мнение, справедливо оценивать действия лиц. Нужно помочь ребенку формировать чувство собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.  Игровые модели строю в соответствии с интересами и возможностями детей,  и возрастными особенностями. Дети охотно высказываются, оценивая своё поведение и поведение окружающих при обсуждении различных этических тем.  

Дети ежедневно  включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить; в игры на выражение своего и чужого эмоционального состояния, в упражнения психогимнастики, в реалаксационные упражнения под руководством педагога - психолога. 

          Для оценки результативности педагогической деятельности по правовому воспитанию старших дошкольников с нарушением речи применяю входной,  итоговый контроль.

         Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников  в начале года перед изучением  темы

 Формы оценки: сюжетно – дидактическая игра «Наши права и обязанности»          

 Итоговый контроль может иметь различные формы:  итоговая работа в тетрадях «Мои права», выставки, фотоальбом, сюжетно – дидактическая игра «Наши права и обязанности», творческие задания, наблюдения. Итоговый контроль проводится по окончании изучения  всего материала по правовому воспитанию   в конце года. Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.

            В ходе своей педагогической деятельности я  учитываю право любого ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств,  запасом действенных знаний, умений. Свою работу  стараюсь построить так, чтобы ребенок с ОВЗ из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника окружающей жизни.

          В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», одной из основных задач, стоящих перед воспитателями  детского сада  является взаимодействие с семьёй ребенка с ОВЗ, работа с родителями по повышению их правовой культуры, защита прав и достоинства маленького ребёнка.                                                                      

    Основные задачи в  направлении взаимодействия с семьей, я определила следующее:

  • Познакомить, расширить и конкретизировать знания содержания статей Конвенции о правах ребёнка
  • вызвать интерес у родителей и желание осмыслить собственные права и в доступной форме знакомить с ними своего ребёнка                    

     Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о правах ребенка?», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы получить теоретические знания. Затем родителей заинтересовали формы работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы «Компетентные родители» включены такие мероприятия, как:

  • Родительские собрания
  • Беседы (индивидуальные и групповые)
  • Родительская гостиная (диспуты по темам  и обмен имеющимся опытом)
  • Совместная деятельность  детей и взрослых по рекомендациям педагогов
  • Совместные праздники детей и родителей
  •  Оформление выставок
  • Широко использую в своей практике папки-передвижки с темами «Искусство быть родителем, «Правовое воспитание», «Что такое эмоциональная жестокость?», Учимся общаться»
  • Уголок для родителей: «Права ребенка», где  поместили теоретический материал  по правам ребенка

     Работая много лет в детском саду, я отметила, что наиболее эффективными формами являются  совместные мероприятия, где родители и дети – активные участники, и где ребенок выступает как полноправная  личность. Родителям  важно понять, что ребенку с ОВЗ для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в позитивном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

           Практическая    значимость внедрения мною  данной технологии «Ребенок и мир» в педагогический  процесс правового воспитания детей старшего возраста с нарушением речи выражается в положительной результативности при формировании интегративных качеств:

  • имеет  высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способен свободно осуществлять выбор, принимать решения;  уважительно относится к правам человека
  •  правильно ведет себя в  обществе (ребенок умеет разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им) 
  • обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе  
  • пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования  

    В заключении я делаю вывод, что включение материалов Конвенции о правах ребёнка в содержание коррекционно - развивающего и  воспитательного процесса значительно развивает и обогащает всестороннюю личность ребенка. Знакомясь со своими правами, дети осмысливают основные человеческие права и свободы, учатся уважительному отношению к общечеловеческим ценностям - доброжелательности и чуткости к окружающим, учатся соблюдению нравственных норм и правил поведения в детском саду, семье, обществе.

Право - это искусство добра и справедливости.

Литература:

  1. Основополагающие документы:
  • Международная конвенция  ООН о правах ребенка, 20.11.1989г.
  • Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948г.
  • Декларация принципов толерантности, 16.11.1995г.
  • Конституция РФ, 12.12.1993г.
  • Декларация о правах инвалидов, 9 декабря 1975 года

  1. «Правовое воспитание» Р.А. Жукова ИТД «Корефей» 2008г.
  2. «Беседы о правах ребенка» Т.А. Шорыгина ТЦ «Сфера» 2011г.
  3. «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е Осипова 2010г
  4. «Уроки вежливости и доброты» Е. Баринова 2011г
  5. Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М.: «Аншстрем», 1993
  6. Шабельник Е.С. Права ребенка. – М.: «Вита-Пресс»,1997
  7. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! – М.: «Вита-Пресс»,1997

Приложение

Перспективное планирование

по ознакомлению детей с основами

гражданско–правовой культуры

в старшей группе для детей с тяжелыми нарушением речи

                                       

                                                                                                                                                  Подготовил:   воспитатель Полякова Н. М.

Сентябрь

Тема: «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие с родителями

«О правах – об обязанностях»

Цель: Познакомить детей с «Всеобщей декларацией прав человека» и  с «Конвенцией о правах ребенка». Формировать у детей понятия « мои права», «мои обязанности».

Игра- путешествие

«Мы в стране сказок».

Цель:  Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним.                                                               Закреплять знания детей о декларации прав ребенка.

«О правах играя»

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.                                                                                                               Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям

Моделирование «Лишь появиться ребенок…»Цель: Закреплять представление детей об их правах через создание модели.                                                    Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы.                     Воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Анкетирование родителей «Знаете ли вы права ребенка?»

 

Информационный стенд для родителей «Конвенция о правах ребенка»

Родительское собрание «Права ребенка»

Продуктивная деятельность «Эмблема к макету и Конвенции о правах ребенка»

 

 Октябрь

                         Тема: «Право на сохранение своей индивидуальности»

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие с родителями

Беседа: «Мы такие разные»

Цель: Познакомить детей  с правом ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Формировать умение различать других детей по особенностям их внешнего вида, поведения, привычек. Формировать умение соотносить предметы деятельности с возрастом ребёнка.

Активизировать в речи слова: младенец, ребёнок, который ходит в детский сад, школьник. Формировать умение пользоваться элементами речи- доказательства.

Дидактическая игра «Найди друга»

Словесная игра «Как можно назвать человека по имени»

Цель: Развивать слуховое внимание, наблюдательность. Воспитывать умение быть внимательными по отношению друг к другу

Сюжетно - ролевая игра

« Детский сад»

Цель: Формировать у детей умения и навыки практического использования методов и приемов развития коммуникативной  деятельности.                                    Создать ситуации, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности;                   Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ поступков окружающих;

Игра «Моё имя»

Этюд «Солнечные лучики».                                                                                  Цель: Закреплять знание детей о  праве на имя.      

Воспитывать чувство самоуважения и  уважения к другим людям. Помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Снятие эмоционального дискомфорта

Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе.

Цель: Познакомить детей с поговорками, пословицами о дружбе. Учить детей понимать их, аргументировать свой ответ.

Развлечение

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим, оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Развивать связную инонационально выразительную речь. Развивать логику, мышление.

Создать доброжелательную атмосферу на празднике.

Развлечение

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим, оказывать помощь другу.

Развивать связную инонационально выразительную речь. Развивать логику, мышление.

Создать доброжелательную атмосферу на празднике.

Совместная поисково-исследовательская деятельность родителей и детей «Что означает моё имя?»

Создание фотоальбома «Это мы!»

Совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка»

Ноябрь

«Право ребёнка на гражданство»

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие

с родителями.

«Я – гражданин России» Цель: Познакомить с правом детей гражданство.  Продолжать формировать представление о стране, в которой  мы живем, чувство любви к своей Родине, чувство гордости  за свою страну.

«Три символа на фоне истории»

Цель: Развивать у детей познавательные способности; закреплять знания символов нашей страны. Создать эмоциональный комфорт

Игра – путешествие «Сызрань – моя малая родина»

Цель: Закреплять знания о родном городе Сызрани – как о маленькой Родине, его достопримечательностях.

Изобразительная  деятельность «Моя маленькая родина»                                            Цель: Упражнять детей  в умении отражать в рисунке свои впечатления о любимом городе. Воспитывать любовь к родной стране.

Дидактическая игра «Где я живу»

 Цель: Уточнять знания своего адреса. Воспитывать у детей любовь к Родине; приобщать к культуре родного края.

Совместное творчество детей и родителей: «Флаг моей семьи»

Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого». (С выступлением юриста и выступлениями детей)

Папка – передвижка «Искусство быть родителем»

 

Декабрь

Тема:  « Право  жить и воспитываться в семье»

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие

с родителями

«7 +Я = Семья»

Цель:   Познакомить детей с правом на семью, гарантированной ему Конвенцией ООН и законом РФ «Оправах ребенка». Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи.

Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.

Беседа

«Традиции моей

семьи». Цель: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.  Поощрять попытки детей рассказывать об интересных фактах и событиях, традициях своей семьи. Развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель: Формировать у детей умение договариваться о последовательности совместных действий; налаживать и регулировать  контакты в совместной игре: договариваться, мириться, действовать. Способствовать установлению в игре ролевого и взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Воспитывать дружеские взаимоотношения


Изобразительная деятельность «Изготовление открыток и сувениров в подарок родным и близким к Новому году»

 Цель: Закреплять понятие «моя семья». Формировать умение делать несложные игрушки. Вызвать у детей радость от поделок для самых близких людей

Совместное творчество детей и родителей: « Герб моей семьи»

Совместная поисково-исследовательская деятельность и творчество детей и родителей: «Генеалогическое древо семьи»

Консультация «Роль матери и отца в развитии ребёнка»

Детско-родительская гостиная «Поговорим о ваших правах»

Анкетирование детей,  для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка

Анкетирование родителей «Знаете ли вы права ребенка?».

 

Январь

Тема:  «Мои права и обязанности»

 

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие

с родителями

«Вместе жить веселее»

Цель: Закреплять знания детей о правах ребенка, подчеркнуть значение этих прав.  

Интервью детей «Счастье дружбы»

Цель: Продолжать формировать представление о положительных и отрицательных поступках поведения. Правильно оценивать себя  и других.

 
Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Мои права»

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героя произведения. Закреплять на основе рассказа права и обязанности. Воспитывать любовь к семье.

Информационный стенд для родителей «Я ребенок и я имею право!»

Создание фотоальбома «Это мы!» (Фото и рассказы детей о себе)

Анкетирование детей,  для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка (приложение)

Февраль

Тема:  « Право на охрану здоровья и медицинский уход»

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие

с родителями

«Право на жизнь и здоровье»

Цель:   Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

Развивать разговорную речь детей.

Формировать у детей представления об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Театр картинок

«Доктор Айболит»

 Цель: Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих  сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

Учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к больному.

«Отношение к больному человеку»

 Цель: Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Учить чувству сострадания, стремлению помочь больным, одиноким людям.

Беседа

 «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Цель: Закреплять и расширить представления детей о медицинских профессиях. Формировать  в игре эмоционально – познавательное общение друг с другом и со взрослыми. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Информационный стенд для родителей «Здоровейка !».

Изобразительная деятельность «На зарядку становись»

Школа для родителей «Профилактика простудных заболеваний»

Нарисовать крупно номер телефона скорой помощи

Дружеская встреча “Спорт, игра, дружба” (Совместный спортивный  досуг»    

Март

«Мы имеем право»

Образовательная

 деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие

с родителями

                                                 Игра- занятие «Сказочное царство – правовое государство»                        Цель: Формировать умение  детей из отдельных сказочных сюжетов составлять общую картину сказочного правового государства, отбирая положительных сказочных героев и сказочные элементы из хорошо знакомых сказок.

Рисование «Портрет мамы» Цель: Продолжать знакомить детей с понятием "Семья". Подвести к понятию, что в этом мире всё взаимосвязано: все предметы, явления и события. Обсудить понятие "близкий человек".

Игра - путешествие

«Цветик - семицветик»

Цель: Учить детей сопереживать замечать боль других; совершенствовать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям инвалидам. Закрепить статью о праве ребенка – инвалида на особую заботу и обучение.

Урок вежливости «Поищем и найдем волшебные слова» Цель: Формирование представлений о том, что в семье все заботятся друг о друге. Воспитание умения устанавливать связь между своим действием и состоянием своего организма, своим настроением.

Подобрать пословицы и поговорки о матери

Совместно с родителями придумать ласковые имена для мамы, папы.

Рассказать родителям, почему ты их так назвал.

Посиделки « Мама дорогая»

Апрель                                                                                      

«Уважаем право на жилье и неприкосновенность жилища»

Образовательная

 деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие

с родителями

Игра- инсценировка «Космический полет» Цель: Формировать познавательные интересы; чувство долга за судьбу Родины. Воспитывать гражданина своей страны.

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» 

Игра «Кому какой дом», Игра "Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем».

 Дидактическая игра «Чьи права нарушены»

 Цель: Познакомить детей со статьей о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища. Расширять опыт познания. Формировать у детей умение находить в  литературном  тексте примеры нарушения каких-то прав. Создать эмоциональный комфорт.

Развлечение «Мы тоже имеем права» Цель: Формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; правильно оценивать себя и других. Видеть хорошее и плохое в персонажах

Шпаргалки для родителей.

«Волшебная сила слова»

Продуктивная деятельность «Мой дом»

Май                                                                                    

«Знатоки по правам»

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие

с родителями

Праздник «В стране детства»

Цель: Создать у детей радостное настроение, чувство защищенности.

Изобразительная  деятельность «Хочу быть счастливым»

Цель: Закреплять знание детей о счастливом детстве; формировать эстетические суждения; учить аргументировано и развернуто оценивать изображение свои и сверстников.

Создание альбома « Я против насилия»

Цель: Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранения и укрепление здоровья каждого ребенка и дать понятие «право на безопасные условия жизни», «право не подвергаться жестокому обращению»

Дидактическая игра

«Радиоэфир»

Задача: Совершенствовать  навыки речевого общения, умение выражать свое мнение,  прислушиваться к мнению сверстников; привлекать детей к созданию сообщества друзей.

Анкетирование родителей «Знание прав ребенка» (конец года)

Продуктивная деятельность. Нарисовать плакат о защите прав ребенка.

Совместный праздник «В стране детства»

Перспективное планирование

по ознакомлению детей с основами

гражданско–правовой культуры

в подготовительной группе для детей с  нарушением речи

                                       

                                                                                       

                                                           Подготовил:   воспитатель Полякова Н. М.

Месяц

Тема

Образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Взаимосвязь

с родителями

 Сентябрь

Тема: «Наши права»

 

«Мое право»

Цель: Закреплять знания детей о «Всемирной декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребенка».

«Калейдоскоп сказок»

Цель: Воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним.

Дидактическая игра «Твои права»

Изобразительная деятельность «Это мое право»Цель: Воспитывать положительные качества на примере поступков героев сказок.

Анкетирование  

«Причины и характер нарушений прав ребенка»

Придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка

Октябрь

Тема: ««Вместе жить веселее»

«Моя семья»

«Право на любовь»

Цель:  Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать..

Чтение и обсуждение рассказа «Два пирожных» 

Цель: Закрепить понятие о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения и надо считаться с этим, уважать их выбор.

 Продуктивная деятельность

«Порадовать маму – как это просто!»

 Цель: Формировать положительное отношение к соблюдению  и отрицательное отношение к нарушению тех нравственных норм, с которыми дети сталкиваются в жизни; воспитывать любовь, заботливое и бережное отношение к маме.

 Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель: С помощью спланированных ситуаций дать понять, что семья – это любовь, забота друг о друге, а родной дом – самое любимое и надежное место на Земле

Оформление панно «Моя семья».

Фотоальбом «Это мы!».

Развлечение «Детству солнце подарите»

Ноябрь

Тема: «Россия – наша Родина»

«С чего начинается Родина?»

Цель: Формирование чувств патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитывать чувство долга и любви к ближним. Закреплять знание статьи  «Право на гражданство»

Общение

«Символы нашей страны»

Цель: Развивать  у детей познавательные способности; закреплять знания символов нашей страны; создание эмоционального комфорта.

Игра - путешествие

«Дети разных национальностей»

Цель: Формировать знания у детей этнической принадлежности, их отношение к сверстникам рас и национальностей.

« Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена».

Цель:  Закреплять представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; о том, как на Руси давали имена, что они означали, познакомить с понятием «отчество», воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям.

Дидактические игры: «Обратись по имени», «Угадай, кто позвал?», «Радио», «Комплименты».

Поделки совместного творчества детей и родителей «Имя моего ребенка».

Подобрать иллюстрации с символикой России.

 

Консультация для родителей «Государственные символы»

Викторина с родителями «Что мы знаем о России»

Декабрь

Тема:

«Это мое право»

 

«Непосильное задание»

Цель: Ввести в активный словарь детей понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд»; формировать представления о том, что тяжелый, непосильный труд может нанести вред здоровью.

Рассматривание картин, изображающих тяжелый труд детей

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображенного на картине сюжета.

 Рассматривание альбома «Ребенок имеет право»

Цель: Закреплять полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд».

 Беседа «Предотвращение опасных ситуаций»

Цель: Дать детям элементарные знания о поведении на улице. Развивать у детей интуицию, осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми  и малознакомыми людьми.

Родительское собрание «Защита прав и достоинств ребенка»

Папка –передвижка «Мое право»

С помощью родителей определить обязанности ребенка в семье.

Январь

Тема: «Я имею право знать»

 

«Хочу все знать»

Цель:

Познакомить детей с правом получения информации и образования. Ввести понятия «Информация» и «Образование». Формировать у детей представление о том, какое значение имеет образование в жизни людей.

 

Рассматривание иллюстраций

«Как люди получают информацию»

Цель Уточнять источники информации.

Продуктивная деятельность

Рисование «Моя любимая телепередача»

Цель: Закреплять умение отображать в рисунке окружающую действительность.

Викторина « Что мы знаем о наших правах?»

Цель: Уточнять знания детей о своих правах, выяснить насколько дети умеют объяснить их.

Февраль

Тема: «Я хочу быть здоровым»

«Сохрани свое здоровье сам»

Цель: Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни. Познакомить с правом на охрану физического здоровья.

 

«Кто и как заботиться о твоем здоровье»

Цель: Формировать  представления об условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья  людей,  обеспечивающих хорошее здоровье (родители, врачи, воспитатели, повара, строители, писатели, художники, музыканты, певцы, тренеры.)

Решение проблемных ситуаций: «Выйди из лабиринта по проблемам здоровья.

Изобразительная деятельность.

Рисование «Доктор Айболит спешит на помощь».

Рассказывание сказки «Зарядка и Простуда»

Нарисовать крупно номер телефона скорой помощи в домашних условиях

Март

Тема: «Я имею право»

«Поговорим о защите»

Цель: Рассказать о значении и происхождении слова «защита». Познакомить детей с правом  ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации.

Свободное общение «Если вдруг тебя обидели»

Цель: Формировать у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают».

«Семейный кодекс»

Цель:

Формировать теплое отношение к членам семьи, осознание себя как полноправного и любимого члена семьи.

 «Я самый, самый…»

Цель: Воспитывать у ребенка интерес к собственной личности, дать понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, учить умению общаться со сверстниками.

Игры на разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Пойми меня», «Не забывай о товарищах», «Скажи другу комплимент».

Игра - стуация «Что ты будешь делать, если тебя обижают?»

Цель: Способствовать социально-нравственному развитию дошкольников, побуждать использовать ранее полученные знания для защиты своих интересов (отстаивания своих прав).

Рисование «Мой дом – моя крепость».

Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка.

 

Апрель

 

Тема: «Скоро в школу»

«Как важно грамотным быть».

Цель: Познакомить детей с правом на образование. Формировать у детей представление о значимости образования в жизни каждого.

«Зачем нужно учиться?»

Цель: Рассказать детям о преимуществе образованных людей над необразованными.

 Формировать представление о значимости образования в жизни человека.

 Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель: Совершенствовать умение регулировать свое поведение на основе правил; формировать способы социального поведения, доброжелательного, заботливого отношения к сверстникам; поддерживать желание к обучению в школе.

Составление и разгадывание кроссвордов.

Дидактическая игра «Чьи права нарушены?»

Обсуждение пословиц

 

Семинар - практикум

«Игры и игровые упражнения по воспитанию правовой культуры дошкольников»

Консультация «Готовность ребенка к школе»

Май

Тема: «В стране детства»

                                                « Я на солнышке лежу»                              Цель:  Дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести в активный словарь понятия «активный отдых», «пассивный отдых», «предпочтение».

                                                         «Похищенное Время»                    Цель: Формировать умение ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями; замечать красоту жизни; понимать важность влияния отдыха на здоровье и жизнедеятельность человека.

Дидактическая игра «Назови права героев»

Чтение рассказа «Мои права»

 Рассматривание альбома                     «Ребенок имеет право»                       Цель: Закрепить полученные представления о правах ребенка; воспитывать чувство благодарности по отношению к тем, кто заботится и несет ответственность за развитие, воспитание и обучение детей.

Рассматривание семейных фотоальбомов «Как мы отдыхали»

Праздник «Поляна детства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с детьми  дошкольного возраста по теме правового воспитания...

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

.  Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей яв...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...

Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"

На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....

Семинар "Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Создание условий для реализации работы с педагогами, детьми и родителями по изучению прав ребёнка;2. Расширен...