Проект " Вода, вода...."
проект (старшая группа)

Селиверстова Мария Юрьевна

Образовательный проект для старшей группы " Вода, вода...."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЭКТ «ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА….»

Актуальность

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ: ФЕВРАЛЬ-МАЙ

ПЛАН ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЭКТА

1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.

2. Составить план работы по реализации проекта.

3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.

4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.

5. Разработать цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по теме.

6. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности.

7. Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.

8. Создать наглядный материал «Художественное слово о воде».

9. Организовать выставку детских творческих работ по теме.

10. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации «Как организовать опыты с водой дома».

11. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.

12. Создать информационный материал:

Для родителей: памятки и консультации, стендовый доклад по организации познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для педагогов и родителей: стендовый доклад (в содружестве с педагогом-психологом) по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Для детей: презентации Power Point, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе».

2. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что такое вода?».

3. Интерактивные игры.

4. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде.

5. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей из цикла «звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».

6. Выполнение детских творческих работ по теме проекта (в содружестве с инструктором изодеятельности).

7. Наблюдения за явлениями, связанными с водой.

8. Опыты с водой.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

1. Знакомство с содержанием стендовой информации.

2. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

3. Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды».

Практический результат

Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка

 по познавательно-исследовательской деятельности.

Материал, оборудование

  1. Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу,

 интерактивные игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы

 материалов и инструментов для изодеятельности детей.

      2. Экспериментальный.

      3. Технический:  телемонитор с USB-портом.

Планируемый результат реализации проэкта

Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды

 в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей,

 умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием

опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ФЕВРАЛЬ

1. Беседа №1 «Вода вокруг нас».

2. Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение).

3. Беседа №3 «путешествие капельки».

4. Наблюдение №1 – за водой.

5. Наблюдение №2 – за испарением.

6. Опыт №1 «Вода прозрачная».

7. Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха».

8. Опыт №3 «Вода жидкая».

9. Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы».

10. Просмотр презентации Power Point «Что такое вода».

11. Просмотр мультфильма «О воде».

12. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль».

13. Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».

14. Загадки о роднике, ручейке, озере.

15. Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк».

16. Пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт».

17. Физминутка «Дождик».

18. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей».

19. Чтение стихотворений «Дождик» (В.Минькова), «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин), «Ручеёк» (Т. Жиброва).

20. Заклички, пословицы, поговорки.

МАРТ

1. Беседа №4 «Вода нужна всем».

2. Беседа №5 «Волшебница вода».

3. Беседа №6 «Берегите воду».

4. Наблюдение №3 – за растениями.

5. Наблюдение №4 – за снегом.

6. Опыт №4 «Вода не имеет формы».

7. Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».

8. Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».

9. Просмотр мультфильма «На воде» (Союзмультфильм).

10. Просмотр мультфильма «Берегите воду» (Аквафор – чистая питьевая вода).

11. Просмотр слайд-шоу «Водопады».

12. Рисование «Природные водоёмы: болото, река, водопад».

13. Загадки о болоте, реке, водоёме.

14. Подвижная игра «Болото: с кочки на кочку».

15. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять».

16. Интерактивная физминутка «Весёлое болото».

17. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках».

18. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада».

19. Лепка «Озеро с камышами».

20. Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), « Капля дождевая» (Т. Маршалова), «Капелька» (Г. Люшнин).

21. Заклички, пословицы, поговорки.

АПРЕЛЬ

1. Беседа №7 «Дождь».

2. Беседа №8 «Туман».

3. Беседа №9 «Град и снег».

4. Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

5. Наблюдение №6 – за сосульками.

6. Опыт №7 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей».

7. Опыт №8 «Пар – это тоже вода».

8. Опыт №9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».

9. Просмотр слайд-шоу «Подводный мир океана».

10. Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом».

11. Рисование «Природные водоёмы: море, океан».

12. Загадки о море, океане.

13. Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки».

14. Пальчиковая игра «Ветер на море».

15. Физминутка «Снеговик».

16. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря», «Прибой».

17. Просмотр презентации Power Point «Что такое вода».

18. Просмотр видеоматериала «Загадки о воде».

19. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода».

20. Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова), «кто не умывается» (П. Синявский).

21. Заклички, пословицы, поговорки.

МАЙ

1. Беседа №10 «Роса».

2. Беседа №11 «Водоёмы».

3. Беседа №12 «Водный транспорт».

4. Наблюдение №7 – за облаками.

5. Наблюдение №8 – за осенним дождём.

6. Опыт №10 «Лёд – легче воды».

7. Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».

8. Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут».

9. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки».

10. Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы».

11. Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом».

12. Рисование «Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум».

13. Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

14. Подвижная игра «Дождик».

15. Пальчиковая игра «Капитан».

16. Интерактивная физминутка «Чунга-чанга».

17. Просмотр мультиальбома «Водоёмы» (с использованием детских творческих работ).

18. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».

19. Просмотр обучающей презентации Power Point «Вода, вода, кругом вода».

20. Аппликация «Рыбки в аквариуме».

21. Чтение стихотворений «Речка зимой» (В. Фетисов), «Моряк» (Е. Стеквашова)

22. Заклички, пословицы, поговорки.

23. Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды».

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФЕВРАЛЬ

1. Анкетирование родителей на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

2. Совместная с воспитателями работа по созданию познавательно-развивающей среды в группе.

3. Организация опытов детей с водой дома с фотосессий.

МАРТ

1. Знакомство с содержанием памятки «Советы родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

2. Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта.

3. Обработка фотоматериалов «Опыты с водой».

АПРЕЛЬ

1. Знакомство с содержанием стендового доклада «Психолого-педагогические условия формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

2. Выполнение творческой работы с детьми дома по теме проекта.

МАЙ

1. Просмотр с детьми рекомендованных фото и видеоматериалов по теме проекта.

2. Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта.

3. Посещение выставки детских творческих работ «Водоёмы».

Литература

1. Журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2003.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», №6, 2007.

3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.

4. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.

5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.

Интернет-ресурсы

1. http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-isledovatelskoi-dejatelnosti-na-temu-volshebnica-voda.html

2. http://50ds.ru/metodist/7151-proekt-volshebnitsa-voda-sredniy-doshkolnyy-vozrast.html

3. http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9679.html

4. http://znayka.net/poslovicy/o-vode/

5. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-vodu.html

6. http://deti.ledibashkirii.ru/posloviczy-i-pogovorki/1050-posloviczy-i-pogovorki-vode

7. http://www.youtube.com/

8. http://x-minus.org/

9. http://muzmix.com/login.html

10. http://www.lenagold.ru/

11. http://yandex.ru/yandsearch?lr=66&text=%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8+%D1%80%D1%83

 

 Беседа №1 «Вода вокруг нас»

Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Ход беседы: Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение)

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.

Ход беседы: Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле, очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!

Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь!

Беседа№3«Путешествие капельки»

Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Ход беседы: Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды.

Беседа №4 «Вода нужна всем»

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Ход беседы: Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду даёт и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут, потому что в них становится меньше влаги. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.

 

Беседа №5 «Волшебницавода»

Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т.п. Показать разнообразие воды в окружающей среде.

Ход беседы: Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Оказывается, вода бывает очень разной. Может, как волшебница, превращаться в дождь, снег, туман, иней, лёд. Сформировать представления у детей о том, что вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Беседа №6«Берегите воду»

Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Ход беседы: Объяснить детям, откуда берётся вода в кране: капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Много людей потрудилось для этого. Что случится с рекой, если люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответы детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.

Беседа №7«Дождь»

Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: дождём.

Ход беседы: Обсудить вопрос: «Что такое дождь. В каком состоянии здесь находится вода». Рассмотреть это явление природы в аспектах положительного и отрицательного отношения к нему человека: дети могут ответить, что «дождь – это плохо», так как нельзя гулять; необходимо объяснить детям значение и пользу дождя. Можно прочесть стихи о дожде, прослушать аудиозапись из цикла «Звуки природы: шум дождя».

Беседа №8«Туман»

Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: туманом.

Ход беседы: Обсудить вопросы: «Что такое град. Что такое снег. В каком состоянии здесь находится вода». Если воздух вокруг облаков очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки. И в виде града или снега падает из туч на землю. Снег почти всегда идёт зимой, а град может выпасть и очень жарким летним днём. Но если снег для всего живого – тёплое одеяло, берегущее от мороза, то град – почти всегда стихийное бедствие: от него страдает урожай, а также крупный град может поранить человека и животных, нанести вред домам и машинам.

Беседа №9«Град и снег»

Цель: Познакомить детей с природными явлениями, связанным с водой: градом и снегом.

Ход беседы: Обсудить вопросы: «Что такое град. Что такое снег. В каком состоянии здесь находится вода». Если воздух вокруг облаков очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки. И в виде града или снега падает из туч на землю. Снег почти всегда идёт зимой, а град может выпасть и очень жарким летним днём. Но если снег для всего живого – теплое одеяло, берегущее от мороза, то град – почти всегда стихийное бедствие: от него страдает урожай, а также крупный град может поранить человека и животных, нанести вред домам и машинам.

Беседа №10«Роса»

Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: росой.

Ход беседы: Загадать загадку: «Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём». Объяснить, что осадки на землю не всегда выпадают из облаков. Роса — вид осадков, которые образуются на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздуха водяной пар превращается в капли воды. Это происходит обычно летней ночью. Особенно много росы утром бывает на траве.

Беседа №11 «Водоёмы»

Цель: Познакомить детей с естественными и искусственными водоёмами. Рассказать об источниках питьевой воды.

Ход беседы: Посмотреть с детьми мультиальбом «Водоёмы». Уточнить какие водоёмы являются природными, а какие рукотворными. Ручей, родник, река, море, океан, пруд, озеро, болото – естественные водоёмы. Бассейны, искусственные пруды, фонтаны построил человек. Вода не всегда течёт по поверхности, иногда и под землей. Оттуда вода поднимается на поверхность через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках очень чистая и пригодная для питья. А вот морская вода – солёная. И для питья не годится.

Беседа №12 «Водный транспорт»

Цель: Познакомить детей с водным транспортом и значением водоёмов для перевозки людей и грузов.

Ход беседы: Посмотреть и обсудить слайд-шоу «Водный транспорт». Беседа проводится в вопросно-ответной форме. Задать вопросы:

Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)

Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход)

Кто управляет кораблём (капитан)

Как называется место, куда приплывают корабли? (порт)

Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан)

 

 №1 Наблюдение за водой

Цель: Формировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.

Предложить детям запомнить, где и какую воду они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить детям подумать, где – в природе, в быту– ещё можно обнаружить воду. И для чего её используют (для питья, полива, мытья, стирки, приготовления еды, для передвижения по воде).

Вывод: Человеку необходима вода.

№2 Наблюдение за испарением

Цель: Формировать у детей элементарные представления о круговороте воды в природе.

Вместе с детьми налить воды в небольшие ёмкости. Отметить первоначальный уровень воды. Одну ёмкость поставить в солнечное место (подоконник), другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно?В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вод (испарилась, превратилась в пар).

Вывод: Капельки воды постоянно путешествуют. 

№3 Наблюдение за растениями

Цель:Экспериментальным путём выявить зависимость жизнеспособности растений от воды.

В течение некоторого времени не поливать комнатное растение и наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали.На прогулке наблюдать за растениями и уточнить представления детей о том, как растения в природе получают воду (поливает дождь).

Вывод: Без воды комнатные растения не могут существовать. Комнатным цветам, в отличие от природных растений, необходима помощь человека.

№4 Наблюдение за снегом

Цель: Выявить свойства снега. Определить, как он изменяется в зависимости от погодных условий.

Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда блестит? Когда хорошо лепится? Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами? Выяснить, в какой снег можно провалиться: в рыхлый или плотный? Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?

Вывод: Снег – это твёрдое состояние воды. Снег бывает разным в зависимости от погодных условий. Снег тает от воздействия тепла.

№5Наблюдение за таянием льда

Цель: Экспериментальным путём выявить, что процесс таяния льда зависит от воздействия тепла.

В две миски положить кубики льда. Одну поставить в более тёплое место, например, на столик, возле отопительной батареи. Другую миску, в более холодное, например, на подоконник. И в течение дня наблюдать, как тает лёд: с одинаковой ли скоростью протекает процесс таяния в мисках.

Вывод: Лёд растаял от тепла и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает лёд. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

№6Наблюдениеза сосульками

Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.

Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы (образуется в процессе стекания воды – растаявшего снега).

Вывод: Сосульки – это лёд, то есть вода в твёрдом состоянии. Сосульки образуются в результате воздействия солнечных лучей на снег, лежащий на крыше домов.


№7Наблюдениеза облаками

Цель: Выявить, что облака имеют различную форму и цвет. Развивать фантазию в процессе наблюдения за облаками.

Напомнить, что облака состоят из капелек воды, которая испарилась с поверхности земли. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Облака различны по форме, цвету. Тучи – дождевые и снеговые – тоже облака. Понаблюдать за движением облаков и скоростью движения: всегда ли и все ли двигаются одинаково. На что похожи облака?

Вывод: Облака бывают различными по форме, цвету, скорости движения. Тучи – это тоже облака.

№8Наблюдениеза осенним дождём

Цель: Формировать представления о зависимости погоды (небо затянуто облаками, стало пасмурно) с возникновением природных явлений (пошёл осенний дождь).

Напомнить, что тучи, которыми затянуто небо – это капельки воды, которая испарилась с поверхности земли. Дождь – это вода, в своём обычном, жидком состоянии. Дожди бывают разными по силе (мелкий моросящий, сильный проливной дождь), по продолжительности (короткий, затяжной).

Вывод:Дождь – это обычное, жидкое состояние воды. Дожди бывают разными по силе, продолжительности.

 


 Опыт № 1 «Вода прозрачная»

Описание опыта:

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком.В один стакан положить ракушку, в другой – ложку.В каком из стаканов они видны, а в каком – нет?Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод:

Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт № 2 « У воды нет цвета, вкуса и запаха»

Описание опыта:

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод:

Вода не имеет цвета, вкуса и запаха.

Опыт№ 3 «Вода –жидкая»

Описание опыта:

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Предложить понаблюдать, как вода течёт из крана.

Вывод:

Вода – жидкая, может течь.

Опыт № 4 «Вода не имеет формы»

Описание опыта:

Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остаётся кубиком.А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.

Вывод:

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт №5«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые –не растворяются»

Описание опыта:

Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло? Кристаллики соли полностью растворились в воде. Песок осел на дно стаканчика.

Вывод:

В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются.

Опыт № 6« Вода,растворяя вещества,приобретаетих вкус, цвет, запах»

Описание опыта:

Напомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся стаканчики с водой. Дети растворяют в одном из них краску, рассматривают, как изменяется цвет воды.

Предложить детям добавить в один стакан с водой сок лимона. Что изменилось? Вода приобрела запах лимона.

Предложить детям растворить в воде кусочек сахара, размешать и попробовать на вкус через трубочку – вода стала сладкой. Вывод:

Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах.

 Опыт № 7« Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

Описание опыта:

Налить в стаканчики воды разной температуры. Дети пальчиками трогают стенки стаканчиков, определяя, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая горячая.

Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую и холодную воду. Что получилось? – Тёплая вода.

Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? – Её остудил холодный лёд.

Вывод:

Вода может иметь разную температуру.

Опыт № 8« Пар –это тоже вода»

Описание опыта:

Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, что происходит? – Над поверхностью воды в стакане вверх поднимается пар. Что нужно для того, чтобы образовался пар? Необходимо воду нагреть до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар это тоже вода нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.

Вывод: Пар – это тоже вода. Это газообразное состояние воды…

Опыт № 9 «Лёд –твёрдая вода, тает в тепле»

Описание опыта:

Напомнить, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. Что произошло со льдом в процессе таяния? – Лёд превратился в жидкую воду.

Вывод:

Лёд – твёрдая вода, тает в тепле.

Опыт № 10 « Лёд –легче воды»

Описание опыта:

Задать детям вопрос «Что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?» Дети высказывают предположения: он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?

Предложить детям поместить в стакан с водой лёд. Понаблюдать за ним. Что происходит? – Лёд плавает на поверхности воды.

Вывод:

Лёд легче воды, поэтому он не тонет, не опускается на дно стаканчика.


Опыт № 11« Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно»

Описание опыта:

Предложить детям опускать в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Понаблюдать, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?

Вывод:

Лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут»

Описание опыта:

Предложить детям в одной широкой миске сделать солёную воду, растворив в ней соль. В другой миске остаётся обычная пресная вода. Попросить высказать свои предположения о том, утонут ли в мисках небольшие предметы. Провести опыт с картофелиной и яйцом: в миске с пресной водой они сразу опустились на дно, а в солёной воде свободно лежат на поверхности и не тонут.

Вывод:

В солёной воде предметы не тонут.


Сколько знаю я дождей?                                  

А. Тараскин                                          

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром, дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождик

В. Минькова

Утром дождику не спится.

Он в окошко к нам стучится.

Нас вчера с подружкой Зиной

Он настиг у магазина.

Мы не стали убегать,

Мы с ним начали играть.

Мы по лужицам плясали,

Как в реке, намокли сами.

Он опять стучит в окошко —

Поиграть зовёт немножко.

Мы по лужице — туда.

Мы по лужице — сюда.

И ещё бегом — туда.

И опять — туда-сюда.

Мы б ещё, да вот беда:

В луже кончилась вода.

3


Что случилось с рекой?                                

Б. Заходер

Течёт река… Издалека…

Течёт река…Течёт река…

Как хорошо, когда река

И широка и глубока!

Над ней – пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройнее, выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

Течёт река… Течёт река…

Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хорошо, река, весной

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому – попробуй угадать! –

Приятней плыть в живой волне:

Рыбятам или ребятне?...

Вся живность счастлива вполне!

Но что такое?! Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот:

На мель садится пароход

Средь бела дня. Какой скандал!

Наверное, лоцман маху дал?

Да нет! Далеко до буйка,

Тут глубока была река.

Была. Вот именно – б ы л а.

Была, да, видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем:

Река становится ручьём!

… Уже и лодки на мели…

… Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось,с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк!

Пустяк… Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

4

Капелька

Г. Люшнин

Нависли тучи над селом –

И разразился в небе гром!

Катился гром, гремел, ворчал

На всех, кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя.

Она была совсем ничья,

Но стала капелькой ручья.

И вместе с ней бумажный флот

С рассветом двинулся в поход.

И небывалой красоты

Шли канонерки и плоты…

Поила капля целый день

В лугах цветы, в садах сирень.

Не обошла и огород,

Где зелень разная растёт.

И под небесной синевой

Пропахла солнцем и травой.

В селе закончила дела

И быстро в реку утекла,

И там с мальчишками она

Ныряла весело до дна.

Потом у дальнего причала

Турбинам лопасти вращала,

Чтобы от них по селам тёк

По проводам гудящий ток.

В реке закончила дела –

И в море капля уплыла.

От берегов родных вдали

Теперь качает корабли.

5


Весенний разговор

С. Погореловский

– Куда ты несёшься?

Постой, ручеёк,

Побудь, непоседливый, с нами!

– Спешу я, ребята,

Ведь путь мой далек, -

Бегу я на родину, к маме!

– А кто твоя мама?

– Большая волна,

Волна океана седая,

О бурях неистовых пела она,

Меня на груди колыхая.

Всегда бы ту песню я слушать хотел,

Но солнце пригрело сильнее –

И к страннице – тучке

Я паром взлетел,

Понесся по свету я с нею.

– Какой ты счастливец!

Увидел с небес

Всю землю с её чудесами!

– Да, много в пути

Повидал я чудес,

Но помнил, грустил я о маме.

– Так что же ты к ней

Не вернулся опять

Веселым сверкающим ливнем?

– Жестокая стужа

Успела сковать,

Укутать всё панцирем зимним.

Я снегом на землю

Упал – и уснул,

С полями уснул и лесами.

– А что тебе снилось?

– Что, славя весну,

Бегу я на родину, к маме!

И вот я проснулся,

Преграды крушу,

Вперёд пробиваюсь упрямо.

Прощайте ребята,

Я очень спешу…

Мы скоро увидимся мам.



Трудолюбивая вода

В. Иванова

Время ванну принимать:

Ждёт водичка, не дождётся,

Поработать ей придется –

Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом-братцем,

И с мочалкою-сестрой,

Нелегко воде порой,

Если ей не подчиняться.

Обижается водица –

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать!

Кто не умывается

П. Синявский

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

Капля дождевая…

Т. Маршалова

Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею – океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

8

Ручеёк

Т. Жиброва

Познакомьтесь, мой дружок –

Маленький и быстрый

Синеглазый ручеёк –

Чубчик серебристый.

Он бежит издалека,

По камням и сучьям.

Я завидую слегка:

Ах, какой везучий!

Он увидит океан,

Корабли и чаек.

Каждый мальчик-капитан

О таком мечтает.

Поспешает ручеёк

По траве и шишкам,

А на спинке он везет

Лодочку мальчишки.

Алёшка и снежок

Е. Андреева

С улицы домой Алешка

Первый снег принёс в ладошке.

«Мама! – закричал мальчонка,

Протянул вперёд ручонку. –

Я снежок принес сюда!..» –

И замолк.… Одна вода

На пол капала с ладошки.

В голос заревел Алешка:

«Кто-то снег мой утащил,

Мне в ладонь воды налил!»

Лешке тут его сестрёнка

Крикнула со смехом звонким:

«Догадаться сам не мог,

Что растаял твой снежок!»

7

 

Загадки

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. Болото

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. Река

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. Вода

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. Снег

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. Сосулька

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. Дождь

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. Туман

С неба облако спустилось

И у речки поселилось.

Как причудливо, красиво

Бело-сказочное диво.

Этот утренний обман

НазываетсяТуман

Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает? Дождь

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло! Лёд

Посмотрели мы в окошко:

Где деревья? Где дорожка?

Воздух стал, как молоко,

Заблудиться в нём легко.

Всё похоже на обман...

А виной тому… Туман

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

Узор на стекле

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. Лёд

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. Град

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик — в роднике,

А широкий — в море. Река

Здесь – куда не кинем взор –

Водный голубой простор.

В нём волна встаёт стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать? Море

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды– в нём всё отражается ...

Как зеркало это у нас называется? Озеро

Здесь кончается река,

Что течёт издалека

И срываясь с высоты

Тонны падают воды,

Завораживая взгляд…

Что же это? Водопад

Он в голубенькой рубашке,

Мчит весною по овражку.

Журчит звонко голосок...

Кто же это? ... Ручеёк

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. Болото

На окошке — пруд,

Рыбки в том пруду живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков. Аквариум

В том пруду не видно

Ни уток, ни гусей,

Берега из кафеля, Зовут его… Бассейн

В центре парка или сада,

Никому я не преграда.

Мой цветок подобен раю,

Я – водою расцветаю,

Очень мой прекрасен стан,

А зовут меня… Фонтан

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный … Океан

Мухи белые хотят

Замести тропинки;

Эти мухи не жужжат,

Ведь они… Снежинки

На небе удивительных

Фигур царит парад.

Подушки в небе ватные

Волшебные парят.

Ответ, ребята, знаете

Вы все, наверняка...

Подушки в небе ватные,

Конечно... Облака

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

А потом друзей позвали,

И на мне кататься стали.

Горка ледяная

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. Роса

В небе серое одеяло,

Грозовое покрывало,

Опустилось низко-низко

И над городом повисло.

Вот уже грохочет гром,

Молнии сверкают в нём.

Облака собрались в кучу,

Стали грозовою ... Тучей

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без ... Воды

В тихую погоду

Нет нас нигде,

А ветер подует —

Бежим по воде. Волны

Два братца в воду глядятся,

Вовек не сойдутся. Берега

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – оно задрожит. Лужа

Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. Снег

Он без рук, он без ног,

Из земли пробиться смог,

Нас он летом в самый зной

Ледяной поит водой. Родник

Под осоку, на песок

Уронили поясок.

И лежит – да не поднять,

И бежит – да не поймать. Ручей

Посреди поля зеркало лежит,

От ветерка слегка дрожит,

Стекло голубое,

Рама зелёная. Пруд


Пословицы и поговорки

Апрельские ручьи землю будят

Вода камень точит

Воду в ступе толочь — вода и будет

Длинные сосульки — долгий лён

Ждать воды — не беда, да пришла бы вода

Тиха вода, да омуты глубоки

Замолчал, как воды в рот набрал

Друзья — не разлей вода

Как с гуся вода

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой

На обиженных воду возят

Не зная броду, не лезь в воду

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться

Обжёгшись на молоке, дуют на воду

Под лежачий камень вода не течёт

Прошёл сквозь огонь, и воду, и медные трубы

Хлеб да вода — крестьянская еда

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть

Как рыба в воде

Стоя у ручья, не ценят воду

Вилами по воде писано

В решете воду не носят

Вода путь найдёт

Правда в воде не тонет, в огне не горит



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

ПРОЕКТ «вода, вода кругом вода»

Тип проекта: исследовательско-творческийВид проекта: краткосрочный, групповойВозраст детей: 5-7 летУчастники проекта: воспитатели, воспитанники, родители...

проект "Вода! Вода! - кругом вода"

Исследовательский проек по экологическому воспитанию для педагогов и воспитанников....

Семейный проект «Водичка, водичка…» в номинации «Вода в доме» - конкурсная работа

Муниципальный (заочный) этап краевого конкурса «Семейные экологические проекты» участвовали совместно с дочерью КсениейСемейный проект Вода в домеPublish at Calameo...

Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойст...

Перспективный план работы по проекту "Вода, вода, кругом вода".

Для воспитателей по озакомлению детей с окружающим миром....