Индивидуальный план по самообразованию
материал (средняя, старшая группа)

Неботова Светлана Витальевна

Тема самообразования: "Развитие познавательных интересов детей  через исследовательскую деятельность" для среднего и старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию

Тема: «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста                                 через исследовательскую деятельность»

Ф.И.О. педагога:  Неботова Светлана Витальевна 

Специальность: воспитатель ДОУ

Образование:  среднее специальное

Дата начала работы над темой:  2016 – 2017  учебный  год

Дата окончания работы: 2017 – 2018 учебный  год

Цель:  развитие  познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Продолжать изучать литературу и опыты работ по данной теме.

2. Знакомить с различными свойствами веществ.

3. Обогащать словарь дошкольников в процессе опытно - экспериментальной деятельности.

4. Формировать  умения детей делать выводы и умозаключения и на основе накопленного опыта реализовывать их в самостоятельной творческой деятельности;

5. Развивать память, внимание, воображение;

6. Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов;

7. Повысить компетентность родителей в значимости  исследовательской  деятельности в развитии познавательных интересов детей.

Ожидаемый результат:

Расширение знаний о свойствах различных веществ;                                                             Формирование представлений о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном;                                                                                                           Расширение словарного запаса;                                                                                                      Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности;                                                                                  Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований;                                       Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Этапы

Содержание

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы.

2016 - 2017 учебный  год

Изучение литературы по проблеме.

Формулировка цели и задач работы над темой.

Практический

Проведение опытов со снегом, льдом, водой; наблюдение за состоянием погоды, явлениями природы;                                  чтение художественной литературы о природе;

продуктивная деятельность.

2016 - 2017 учебный год

Опыты со снегом и льдом;

наблюдение за состоянием погоды; наблюдение за снегом;                      наблюдение за явлениями природы (иней, снегопад, гололед, метель, морозный узор на стекле);

рисование на тему «Деревья в снегу» (ватными палочками).

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

2016 - 2017 учебный год

Проведение опытов

Тема

Содержание

«Водичка -  водичка, умой моё личико…»

«Чудесница вода»

Что мы знаем о воде?

1.  Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, текучесть, запах и т.д.).

2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

3. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Опыты с водой:  

1)«жидкая»

2)«тёплая - холодная»

1. Развивать желание экспериментировать.

2. Познакомить со свойствами воды: холодная – тёплая.

Игра-эксперимент «Тонет – не тонет»

«Снег – снежок, словно беленький пушок». Свойства снега: липкий – рассыпчатый

1. Развивать  любознательность, мышление и речь детей.

2. Учить детей высказывать свои предположения, делать выводы.

3. Вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

1. Познакомить детей со свойствами снега (липкий, рассыпчатый, белый, холодный, искрящийся, скрипит и т.д.).

2. Развивать тактильное восприятие (снег холодный).

3. Воспитывать чувственность и интерес к неживой природе.

Опыт на прогулке «Лепится – не лепится?»

1. Учить употреблять качественные прилагательные (липкий, рассыпчатый, холодный, белый).

2. Мотивировать детей к лепке снеговика.

3. Создание эмоционально-положительного настроения – радоваться снегу, зимним пейзажам.

Наблюдение

«Таяние снега»

1. Закрепить знания детей о свойствах снега.

2. Подвести детей к тому, что снег тает в тепле.

«Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд).

Свойства льда

1. Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).

2. Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке).

3. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.

4. Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка).

Эксперимент – наблюдение «Превращение льда в воду»

Вместе с детьми внести в группу лёд в ведёрке для того, чтобы определить, что лёд - это вода в замёрзшем состоянии. Подведение итогов: снег и лёд – это вода.

По данной теме была изучена литература, задействованы интернет – ресурсы.

В течение года с детьми были проведены наблюдения,  опыты и эксперименты: «Чудесница вода», «Тонет – не тонет», «Снег – снежок, словно беленький пушок», «Лепится – не лепится?», «Таяние снега», «Превращение льда в воду».

С детьми были проведены беседы по безопасности на ледяной горке, «Осторожно – сосульки!»                                                      

Результаты деятельности:

  • Дети  принимали активное участие в проведении опытов и экспериментов, делали предположения;                                                                                                                                                  
  • учились находить решение задачи и делать простые выводы;                                                                                    
  • узнали о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, жидкая, льется, переливается из одного стакана в другой, может окрашиваться в другой цвет, одни предметы в ней тонут, а другие – нет);                                                                                                                                        
  • убедились в том, что снег и лед – это тоже вода;                                                                                    
  • пополнили свой словарный запас;                                                                                                                                      
  • у детей повысился интерес к исследовательской деятельности.  

Литература

  • Белобрыкина О. А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству». – Новосибирск.- Издательство:
  • Новосибирский государственный педагогический институт
  • Мартынов Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Москва, 2013г.
  • Поддьяков А.Н. «Обучение дошкольников экспериментированию»
  • Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - М.:АРКТИ, 2003.
  • Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение

города Когалыма «Золушка»

План работы по самообразованию на тему:

«Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего возраста»

на 2018 – 2019 учебный год

Составила: воспитатель Неботова С. В.

г. Когалым 2018 год

Индивидуальный план самообразования

Ф.И.О.: Неботова Светлана Витальевна

Специальность: воспитатель

Образование: среднее специальное

Тема самообразования: «Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего возраста»

Работа начата: 2016 - 2017 уч. год                                                                        

Предполагается закончить:  25.05. 2019г.

Цель:  развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.                                                                                                                                         Задачи:

  • изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;
  • создание условий для исследовательской активности детей;
  • организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Актуальность выбранной темы

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».                                                                         Леонардо да Винчи

 Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности. Ребенок рождается исследователем: неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.                                                                                                                           Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как? и почему?

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Основной целью опытно -экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Экспериментальная деятельность направлена на реализацию следующих задач:

  • формировать способность видеть многообразие мира;                                                                                                                                                      
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;                                                                                                                                                                                            
  • развивать речь;                                                                                                                                                                                                            
  • расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.                                                                                                                                                                                    

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Вся работа детей проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Результат

Изучение методической литературы

В течение года

Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.// Е.А.Мартынова И.М.Сучкова, 2011.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

Собран дополнительный материал по проведению опытов и экспериментов из интернет – источников. Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы.

Изучение статей в журналах:

- Новостной образовательный портал «Образование сегодня».

- Творческий центр «Сфера» http://tc-sfera.ru;

- Сайты для воспитателей детских садов:

- http://www. maam. ru

- nsportal.ru

- infourok.ru

- ped-kopilka.ru

Электронные версии журналов:

- журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru/;

- журнал Обруч http://www.obruch.ru;

- журнал «Дошкольное образование».

Подобраны консультации для работы с родителями по теме                                            «Опытно- экспериментальная деятельность  дошкольников».

Участие в семинарах, курсах, вебинарах

В течение года

Участие в работе по реализации ФГОС ДО. Активное участие в мероприятиях по теме «Опытно – экспериментальная деятельность с дошкольниками»: педсовет, семинары, курсы.

Открытые мероприятия. Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС; обмен опытом.

Методическая работа

Сентябрь

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Перспективное планирование воспитательно - образовательной работы.

Октябрь

Пополнение папки «Опытно – экспериментальная деятельность».

Картотека опытов на выявление свойств снега и льда, бумаги, ткани.

Пополнение «Портфолио воспитателя».

Декабрь

Пополнение предметно – развивающей среды группы.

Пополнение мини - лаборатории за счёт изготовления игр и пособий.

Оформление папки – передвижки по данной теме.

Февраль

Разработка опытов по направлению «Неживая природа».

Проведение опытов с использованием снега и льда во время прогулок

Март

Разработка опытов по направлению «Человек».

Проведение опытов  по исследованию материалов и их свойств, преобразованию предметов и явлений.

Апрель

Взаимодействие с педагогами.

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности.

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Педагогическое просвещение родителей.

Консультация «Опыты с песком»

Ноябрь

Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.

Консультация «Веселые игры на заснеженном дворе».

Январь

Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Выступление на родительском собрании «Роль исследовательской деятельности в познавательном  развитии  дошкольников».

Познакомить с экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Февраль

Педагогическое просвещение родителей.

  Консультации:

  «Юный следопыт»;

«Как проводить   исследования с детьми»;

«Экспериментируйте с  детьми дома!»

Работа с детьми

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сентябрь

«Сухая и влажная почва».

Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

«Песок».

Цель: рассмотреть форму песчинок.

«Песчаный конус».

Цель: определить, может ли песок двигаться.

«Своды и тоннели».

Цель: выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

октябрь

«Бережём воду».

Цель: показать способ очистки воды с помощью фильтра, учить беречь воду.

«Свойства воды».

Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Живая вода».

Цель: познакомить детей с животворным свойством воды.

«Испарение».

Цель: познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

ноябрь

«Агрегатные состояния воды».

Цель:        доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

«Можно ли пить талую воду».

Цель: показать, что даже самый чистый, белый снег грязнее водопроводной воды.

«Свойства воздуха».

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

(Ароматизированные салфетки, корки апельсиновые и т.д.)

«Воздух сжимается и расширяется».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

декабрь

«Нужен ли корешкам воздух».

Цель: помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, что растение дышит всеми частями.

«Есть ли у глаз помощники?»

Цель: помочь определить помощников глаз (уши и пальцы)

«Взаимосвязь органов вкуса и запаха».

Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

«Свеча в банке».

Цель: показать, что огонь без доступа воздуха потухает.

январь

«Зависимость таяния снега от температуры».

Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Как работает термометр».

Цель: посмотреть, как работает термометр.

«Как действуют магниты на предмет?»

Цель: расширить логический опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать, свойств магнитов притягивать железо.

«Как достать скрепку из воды, не замочив рук?»

Цель: помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

февраль

«Мир ткани».

Цель: познакомить с различными видами тканей, учить сравнивать свойства тканей.

«Лёгкая пластмасса».

Цель: определение свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), рассмотреть изделия из пластмассы.

«Мир бумаги».

Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфетная, писчая, обёрточная, чертёжная), учить сравнивать свойства бумаги.

«Путешествие в мир стеклянных вещей».

Цель: познакомить с процессом изготовления стеклянной посуды, определить свойства стекла(прозрачное, легкое, хрупкое, бьётся и т.д.)

март

«Опыт с металлом и пластмассой».

Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

«Чудесные спички».

Цель: показать, что дерево впитывает воду.

«Необычное рисование».

Цель: показать возможность использования для создания картины различных природных материалов (лепестки цветков).

«Как образуется тень».

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

апрель

«Узнай всё о себе, шарик».

Цель: познакомить с резиной, её качествами и свойствами.

«Как замесить тесто?»

Цель: познакомить с составом теста.

«Тайный похититель варенья».

Цель: познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения (карандашный грифель)

«Проращивание гороха»

Цель: выяснить, что появляется из семени.

май

«Пускание лодочек  в ручейках».

Цель: познакомить с силой ветра и воды.

«Радуга».

Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате (тазик, зеркало, белый лист бумаги)

«Естественная лупа».

Цель: показать способ увеличения насекомых без помощи лупы (3х литровая банка и пищевая плёнка)

«Как устроены перья у птиц?»

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Самореализация

В течение года

Публикации на страничке

https://nsportal.ru/nebotova-svetlana-vitalevna

Статьи по теме самообразования, мастер - класс.

В течение года

Участие в региональных и всероссийских конкурсах.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год. Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год.Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна....

Индивидуальный план по самообразованию педагога

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога на 2013-2018г....

Индивидуальный план по самообразованию

План работы на 2013-2018 уч.годы...

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»

Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....