Главные вкладки

    Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование представлений о домашних животных у младших дошкольников»
    материал

    Михалева Марина Николаевна

    В дошкольном возрасте формируются первичные представления о себе, природе, окружающих людях и явлениях. Наиболее близкими и яркими явлениями для ознакомления с окружающей природой является животный мир, т.к он внешне привлекателен для малышей. Через знакомство с животными у ребенка формируются первичные представления о природе, о внешнем виде животных, питании, повадках в зависимости  от среды обитания. Познает законы природы, при этом он развивается как личность. Познавая природу у ребенка развивается ум: способности формируются системно знания о животном мире, что является основанием для последующего экологического образования детей.   

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы
    ГБПОУ «Педагогический колледж №15»

    Итоговая практико-значимая  работа

    Тема: «Формирование представлений о домашних животных у младших дошкольников»

    по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО».

    Выполнила: слушатель КПК

    Михалева М. Н. , воспитатель

    ГБОУ Школа № 933,

    детский сад №667 "Сказка" г. Москва

    Научный  руководитель проекта:

    к.п.н. Крылова О. Ю.

    Москва, 2015г.

    Содержание

    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-4

    I. Основная часть.

    1.1. Теоретическое обоснование формирование представлений о домашних животных у младших дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-8

    II. Практическая часть.

    2.1. Конспект НОД по формированию представлений о домашних животных у младших дошкольников «В гости в деревню» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-14

    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

    Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

    Презентация

    Введение

        Актуальность:    Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навык взаимодействия с ними.

         В дошкольном возрасте формируются первичные представления о себе, природе, окружающих людях и явлениях. Наиболее близкими и яркими явлениями для ознакомления с окружающей природой является животный мир, т.к он внешне привлекателен для малышей. Через знакомство с животными у ребенка формируются первичные представления о природе, о внешнем виде животных, питании, повадках в зависимости  от среды обитания. Познает законы природы, при этом он развивается как личность. Познавая природу у ребенка развивается ум: способности формируются системно знания о животном мире, что является основанием для последующего экологического образования детей.  

         Разработки П.Г. Саморуковой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир: себя,  окружающей людей, мир  вещей, природные объекты и явления. Разработки Н.Ф. Виноградовой подтверждают мнение о том, что познавая окружающий мир, ребенок развивается как личность, у него формируются представления о картине мира, развивается психики, формируется эмоционально-нравственные отношения к окружающему миру умение создавать и  сохранять условия для жизни живого.

         Разработки современных методистов Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, Е.В. Золотова, Г.Н. Годиной, С.Н. Николаевой, Т.А. Марковой и др. подтверждают, что дети дошкольного возраста познают животных по внешнему виду, повадкам, учатся видеть зависимости развития и размножения живого от среды обитания, взаимосвязи с человеком, уходу  человека за животными, природоохранная работа и др., в связи с чем, у ребенка формируются гуманные отношения к животному миру в контактах с животными.  

     Цель: Формирование представлений о домашних животных у младших дошкольников.

    Задачи проекта:

    1.  Расширение и углубление знания детей младшего дошкольного возраста о     домашних животных посредством использования различных видов деятельности.

    2.  Способствовать развитию таких психических процессов как внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

    3.  Способствовать развитию эмоциональной сферы детей.

    4.  Прививать бережное отношение и любовь к детям

     Практическая значимость  работы. 

         Участниками проекта являются дети младшего дошкольного возраста, воспитатели и родители. Проект применяется с целью обогащения и углубления знаний о домашних животных, воспитании любви к животным, желании заботиться о них.

        Дети могут объединять животных в подгруппу «домашние», рассказывать о значении домашних животных для человека, о том, как человек ухаживает за домашними животными.

        Родители формируют положительное отношение к совместной работе с педагогами, тесно сотрудничают с детьми и работают над развитием детской речи.

    I. Основная часть. Теоретическое обоснование  формирование представлений о домашних животных у младших дошкольников

         Учитывая психологические особенности детей раннего возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог. У детей раннего возраста начинают накапливаться знания о животном и растительном мире. Содержание и объем их довольно резко различаются у детей одного возраста. Много неясных знаний, реалистические знания переплетаются со сказочными. Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.

         На первом году обучения педагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.

         В повседневной жизни дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни животных и растений , как они взаимодействуют с этими условиями. Любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности животных доступны восприятию ребенка, поэтому и, в целом, знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений. В процессе ознакомления детей раннего возраста с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, учит различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитатель обучает малышей и первым несложным трудовым умениям, например: покормить рыбку птичку в уголке природы. На этой основе воспитывает бережное отношение к животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.

         Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.

         Летом возможности для наблюдения окружающей природы расширяются, дети с удовольствием наблюдают за домашними животными и птицами. После таких наблюдений проводится игра «Кто как кричит» «наседка с цыплятами»и др.

         Окружающий мир, привлекая ребенка новизной, побуждает к первым самостоятельным шагам; его интерес все люди, пространство, предметы, животные, растения, явления природы. В этот период жизни ребенок познает мир по своему, на эмоционально-чувственной ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности доступно его пониманию. Педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие ребенка следует понимать упрощенно; он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем его мире. У него начинает формироваться система знаний. С раннего возраста детей рекомендуется знакомить с животными и птицами. В городе - это собака, кошка, воробьи голуби, синицы вороны.

         Сельские дети видят и получают представление о домашних животных(корова, лошадь, коза, свинья, курица гусь, утка) взрослый обращает внимание на характерные внешние особенности животных. Маленький ребенок не в состоянии запомнить все отличительные признаки, но он учится наблюдать мир. Окружающий его, и ориентироваться в нем.

         Говоря о животных, воспитатель может использовать образные слова и фразы(коза-коза рогатая, коза-коза бодатая, козушка-белоногушка, коровушка-матушка, курочка-хохлаточка и т.д.), а также фольклорные произведения. Взрослый не только отличает особенности животных, но и учит детей подражать их голосам, что способствует развитию речи. К двум годам дети узнают в жизни, на картинках, по игрушкам; кошку, собаку, петуха, курицу, корову; запоминают не только названия основных частей их тела, но и отличительные признаки(хвост, гребешок, имеют представления о способах их передвижения(собака бегает, птичка летает, рыбка плавает); начинают понимать разницу между живым и не живым объектом. Эти знания закрепляются в дидактических играх.

         На третьем году жизни ребенка, начинается работа с картинками : они используются для решения познавательных задач для этого используются картинки с изображением предметов, которые можно группировать по признаку обобщений: домашние животные, животные-обитатели леса(дети раскладывают картинки, ориентируясь на место обитания животных);экзотические животные(слон, жираф, крокодил).Дети третьего года жизни знакомятся не только с животными, но и с их детенышами. Рассматривая вместе с детьми реалистические картинки, взрослый обращает внимание на детенышей, неоднократно называет их, предлагает для сравнения картинки, где изображены отличительные признаки животных (например, у коровы-рога, а у лошади их нет; у теленка- маленькие рожки, у жеребенка их нет).

         Живая природа -это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь2% от всего живого на земле, но несмотря на это роль их в биосфере огромна.

         Педагог не только знакомит ребят с животными, но и относится к ним бережно и внимательно.

         Побуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для воспитания правильного значительного отношения к фауне, во- вторых, для развития более сложных нравственно-эстетитеческих чувств, предполагающих активную действенную позицию ребенка в отношении природных объектов.

    II. Практическая часть.

    2.1 Конспект НОД по формированию представлений о домашних животных у младших дошкольников «В гости в деревню»

    Тема: «В гости в деревню»

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Программные задачи:

    • закреплять умения узнавать в игрушках домашних животных и называть их;
    • формировать основы взаимодействия с домашними животными;
    • воспитывать бережное отношение к животным;
    • развивать активность детей при подпевании и пении;
    • обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия домашних животных, прилагательными, обозначающими цвет и величину;
    • продолжать развивать слуховую дифференциацию и мелкую моторику рук.

    Способы организации детей: сидя полукругом, стоя у стола.

    Оборудование: игрушки (петушок, собака, кошка),  изображения животных (корова, поросёнок, лошадь), музыкальный центр, аудиозаписи голосов животных (корова, поросёнок, лошадь).

    Словарная работа: домашние животные.

    Предварительная работа: чтение потешек, сказок, рассматривание иллюстраций.

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Воспитатель:

    С добрым утром, с ясным днём!

    Очень дружно мы живем!

    Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в деревню, но путь наш не близок, поэтому поедем мы на поезде. Отправляемся в путь. Я буду паровозиком, а вы – моими вагончиками. Вставайте друг за другом и поехали.

    -Ту-ту-ту-ту-ту 

    Песня «Паровоз» (Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной)

    Загудел паровоз

    И вагончики повёз –

    Чох-чох, чу-чу –

    Далеко я укачу!

    Воспитатель: Вот и остановка, мы с вами приехали в деревню.

    - Смотрите, ребятки, кто-то нас встречает.

    Кто скажите, громко лает,

    Дом хозяйский охраняет?

    Кто это? (Собака)

    Какая собака? (Большая, лохматая)

    Как лает собака? (Гав-гав)

    Воспитатель: Собачка, наши ребятки знают про тебя песенку

    - Вот собачка Жучка,

    Хвостик закорючка,

    Зубы острые,

    Шёрстка пёстрая.

    Гав! Гав!

    Звучит голос петушка (Аудиозапись).

    Воспитатель: Ребятки, кто это кричит? Правильно – это петушок. (Показывает игрушку петушка).

    - Посмотрите, что у петушка есть.

    Воспитатель: Петушок, наши ребятки знают про тебя потешку.

    - Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Маслена головушка,

    Шелкова бородушка,

    Выгляни в окошко,

    Дам тебе горошка.

    Воспитатель: Петушок очень любит клевать горошек, и я как раз принесла его. (Показывает баночку с фасолью и горохом). Вот беда, все перемешалось, (показывает, что в баночке). Посмотрите, ребята, здесь и фасоль, и горох. А нам нужен только горох. Давайте отберем для петушка только горох.

    Воспитатель: Молодцы ребята. Угощайся петушок, дети постарались, все перебрали!

    Воспитатель: Это петушок вам сказал «спасибо». Молодцы!

    Давайте посмотрим, кто ещё здесь живёт (подходят к домику, воспитатель открывает шторку и говорит):

    - Бархатные лапки,

    А в лапках цап-царапки.

    Мышек ловко я ловлю,

    Молоко из блюдца пью.

    Кто это? (Кошка)

    Какая кошка? (Пушистая, белая)

    Как кошка мяукает? (мяу-мяу)

    Воспитатель: ребятки, кошка хочет с вами поиграть.

    - Кошка лапки подними,

    Кошка лапки опусти,

    Кошка, кошка покружись,

    А потом земли коснись,

    И животик свой потри

    Раз-два-три, раз-два-три.

    Воспитатель: Ребятки, мы с вами повстречались с собакой, петушком, кошкой. Это домашние животные, они живут рядом с домом или в доме человека. Домашние животные приносят пользу людям, а люди ухаживают за ними. В деревне живут и другие домашние животные, послушайте внимательно, кого вы узнаете.

    Звучат голоса домашних животных (корова, поросёнок, лошадь).

    Вот мы с вами и побывали в гостях. Где мы с вами были? Кого мы видели?

    А сейчас нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся со всеми и поедем на паровозике.

    - Загудел паровоз

    И вагончики повёз –

    Чох-чох, чу-чу –

    В детский сад я укачу!

    Дети здороваются и строятся паровозиком на ковре.

    под музыкальное сопровождение дети идут друг за другом, воспитатель впереди.

    Дети садятся на скамеечку.

    Ответы детей.

    (Дети исполняют песню «Жучка». Музыка Н. Кукловской, слова С. Федорченко)

    Дети: Гребешок, клюв, головушка, бородушка, крылья, хвост красивый разноцветный.

    Ребёнок читает потешку

    Дети подходят к столу, на котором стоят тарелочки с горохом и фасолью, в середине стоит большая тарелка, дети отбирают в неё горох, а фасоль оставляют.

    Петушок: Ку-ка-ре-ку!

    Ответы детей.

    Игровая физминутка.

    Дидактическая игра «Кто как кричит»

    Дети отвечают – на экране появляются изображения животных.

    Обобщение воспитателя.

    Дети встают паровозиком, машут рукой и уезжают под песню

    Заключение

         Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие качества. Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на различия.

         Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их, исправить имеющиеся неправильные представления труднее, чем образовать новые, правильные.

    Вот почему очень важно, чтобы дети уже в раннем дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

    Список литературы

    1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаи- ка-Синтез, 2006.

    2. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

    3. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мо- заика-Синтез, 2007.

    4. Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом – природа». [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.,2005 г.

    5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных эко- логических представлений в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.

    6. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему: «В гости к домашним животным»

    «В гости к домашним животным»      Программное содержание: Познакомить детей с понятием «домашние животные» с их внешним видом, чем питаются, какую пользу приносят человеку; раз...

    Опыт работы по теме "Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников"

    Актуальность темы обусловлена поиском путей разрешения противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем...

    Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»

    Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных  у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»Цель.Развитие п...

    Образовательный проект: «Использование дидактических игр для формирования у детей с ранним детским аутизмом представлений о домашних животных»

    В материале представлен краткосрочный образовательный проект по формированию у детей с РДА пердсталений о домашних животных. Данный материал может быть использован педагогами, рабюотающими с детьми ог...

    Презентация. Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование представлений о домашних животных у младших дошкольников»

    В дошкольном возрасте формируются первичные представления о себе, природе, окружающих людях и явлениях. Наиболее близкими и яркими явлениями для ознакомления с окружающей природой является животный ми...

    Статья на тему: Формирование представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

    Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодей...