«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»;
статья (старшая группа)

Иванова Ольга Михайловна

 

Использование конструктора Лего и игр-экспериментирований Кайе в создании предметно-развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

     Выполнил: воспитатель ГБДОУ ЦРР - детский сад №89

                                   Иванова Ольга Михайловна

Как живется ребенку в нашем мире? В нашем современном мире, в мире современных технологий, в мире где все можно купить и продать, в мире, где в магазинах царит засилье  игрушек, ограничивающие фантазию детей, навязывающих штампы, идеалы, образы, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами. А если ребенок хочет стать художником, поэтом, музыкантом, архитектором? А если ребенок хочет творить, созидать, воображать. Если ребенок хочет раскрасить мир своими, неповторимыми красками. Вот о чем я думала, как воспитатель, создавая свою, неповторимую среду в группе. Я думала, как создать мир, где каждый  ребенок будет окружен волшебным, фантазийным, эксклюзивным пространством, в котором ему будет комфортно и познавательно, мир в который захочется возвращаться снова и снова. И у нас в группе  открылась страна «Lego-конструктора» и игр Кайе.

Конструктор «Lego»,  развивает не только навыки конструирования, структурно-логическое  мышления, а также развивает  математические способности, даёт возможность фантазировать и воплощать любые идеи, помогает выявлять собственные ошибки и недостатки. 

Применение Lego -конструктора способствует

1.Развитию у детей сенсорных представлений (детали разной формы, окрашенные в основные цвета);

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

А, какой диапазон использования «Lego» в сюжетно-ролевых играх, можно планировать и реализовывать самые невероятные постройки, придумывать и обыгрывать сюжеты и истории.

Сюжетно - ролевая игра представлена на небольших легких столиках, стеллажах и подиумах, что способствует  свободному перемещению во время игровой деятельности.

Таким образом, дети имеют возможность самостоятельно конструировать собственное игровое пространство. С этой же целью в отдельных контейнерах находятся  тканевые полотна, верёвки, прищепки, что позволяет любому ребёнку проявить творчество и  фантазию.

Благодаря  конструктору «Lego» развивающая среда  содержательно-насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и  безопасна.

Так как «мой конек» – это познавательное развитие, в среде созданы различные центры и зоны, где мои воспитанники могут развивать свои познавательные способности.

Например, «Лаборатория» - это место где дети экспериментируют, познают мир, свойства и качества веществ, узнают про гравитацию, иллюзию, проявляют себя как  исследователи. В уголке «Созидания» находится в свободном доступе все то, из чего можно творить и созидать, воплощать в жизнь свои творческие идеи и замыслы. Обыкновенные скакалки могут стать плоским конструктором: можно завязывать узлы, считать их, определить их размер. Из скакалок разного цвета получается красивый забор, который можно использовать в сюжетно-ролевых играх. Кроме скакалок можно использовать различные верёвочки, шнурки, ленточки разного размера и цвета, они так же могут быть  предметами – заместители  .

Преимущество системы игр Кайе в том, что автор изобрел то, чего не было в мире, не просто отдельные игрушки или игры, а развивающие предметно-игровые системы открытого типа, которые отличаются: вариативностью и многофункциональностью,  компактностью, применением в широком возрастном диапазоне для детей (в том числе для детей с ОВЗ) для игры, занятий, тестирования и диагностирования; возможностью экспериментирования и конструирования, быстрым получением положительного результата («высокая производительность игрушечного труда») ,  антикомпьютерностью и долговечностью. 

       Эти игры очень просты и доступны как педагогам, так и родителям. А дети, играя, получают массу удовлетворения от новых открытий, поиска решений, изобретений, экспериментирования с материалами. Игровой материал помогает в организации совместной и самостоятельной деятельности детей, в которых активно развиваются коммуникативные навыки, память, восприятие, логическое и творческое мышление.

В системе игр Кайе предлагается для конструирования использовать бросовый материал.

 С помощью разных крышек (от банок, от пластиковых бутылок) можно проводить графические диктанты на листе бумаги или на любой другой плоскости (например, на полу или ковре).

В играх Кайе интегрируются все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Работая всем коллективом, происходит максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего каждого ребёнка к равному участию в работе и игре, обсуждению и исследованию.

В своей работе, а моя работа - это моя жизнь, я придерживаюсь принципа:  «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Будь таким воспитателем, какого хотела бы своему ребёнку. А я бы хотела, чтобы к моему ребенку  относились с пониманием и уважением, чтобы радовались вместе со мной его великим  победам, и не огорчались его маленьким промахам. Чтобы воспитатель у моего ребёнка был в меру строгим и умным, как отец; заботливым, как бабушка; весёлым, ласковым и понимающим, как мама.

Вся моя жизненная энергия, все мои знания, всё направлено на  моих  воспитанников и их родителей. Мне не безразлично, в каком обществе я буду жить, и с какими людьми я встречу старость. А глядя на своих воспитанников, я уверена в будущем. Я испытываю чувство гордости не только за них, но и за себя, так как именно мне выпала честь запустить  в них  процессы самопознания и самореализации  личности, развивать их  неповторимую  индивидуальность. 

Литература:

1.В.А. Кайе «Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет» Изд. «ТЦ Сфера»

2. «Lego» книга идей «Новая жизнь старых деталей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».

Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...

Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единс...

Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.

Материал содержит опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды...

«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»

      Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный уро...

«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО».

Ребенок или группа, для которой создана изменяющаяся, правильно подобранная, «работающая», идущая от интересов ребенка и выполняющая поставленные задачи педагогом ППРС- это идеальное место...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...