история музыкального воспитания при Екатерине II
презентация

Сахончик Татьяна Владимировна

история музыкального воспитания при Екатерине II

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epokha_ekateriny_ii_velikoy.docx24.1 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.99 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

Тема №1

История музыкального воспитания

Реферат

Эпоха Екатерины II Великой


Содержание

  1. Характеристика эпохи……………………………………………………...3
  2. Характеристика царствования Екатерины II Великой …………………. 4
  3. Вопросы музыкального воспитания……………………………………… 6

Список литературы…………………………………………………………....8


  1. Характеристика эпохи

XVIII век – время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создаётся светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературному языку, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых чётко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура.

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг.

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями: классицизм - воплотился в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра; художественно-реалистическое - самый крупный след в котором оставил Д. И. Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль» и сентиментализм - самым крупным представителем этого направления был Карамзин Н. М., а самым значительным его сочинением – повесть «Бедная Лиза».

Русская живопись второй половины XVIII века характеризуется совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками, стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленными заказами двора, вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков. Ремесло художников не считалось престижным, поэтому их ряды пополнялись преимущественно представителями непривилегированных сословий: солдатскими и купеческими детьми, выходцами из духовенства и даже крепостных крестьян.

Основная черта зодчества второй половины XVIII века – стремление изменить облик городов, стихийную их застройку заменить планомерным созданием городских ассамблей. В архитектуру на смену русскому барокко, отличавшемуся блеском и роскошью, приходит классицизм, использовавший античное наследие.

Успехи в культуре в XVIII веке явились составной частью достижений Российской империи. Она превратилась в крупнейшее государство мира, что способствовало формированию русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры.

  1. Характеристика царствования Екатерины II Великой

«Золотой век» Екатерины Второй – один из интереснейших этапов российской истории. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь Европейского Просвещения.

Правление Екатерины II - это и начало бурного расцвета литературы, искусств и наук. Екатерина II продолжила эпоху Петра I. В основе желаний и действий императрицы была забота об общем благе, путь к которому, в ее представлении, лежал через торжество разумных законов, просвещение общества, воспитание добрых нравов и законопослушание.

При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования. 

В мае 1764 г. было основано первое в России учебное заведение для девочек — Смольный институт благородных девиц. Следом открылся Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц.

Вскоре Екатерина II обратила внимание на Сухопутный шляхетский корпус, и в 1766 г. был принят его новый устав. Разрабатывая Указ «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» в 1775 г., Екатерина II активно приступила к разрешению проблем в образовании. Обязанность открывать училища губернского и уездного уровня ею была возложена на приказы общественного призрения (Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами.).

В Москве и С.Петербурге— Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина решила подать подданным личный пример: в ночь на 12 (23) октября 1768 года прививку от оспы сделали само́й императрице. Среди первых, привитых оказались также Великий Князь Павел Петрович и Великая Княгиня Мария Фёдоровна. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов»

Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив.

В 1780 г. Екатерина совершила инспекционную поездку по северо-западным областям России. Эта поездка показала достигнутые успехи и то, что ещё предстояло сделать в будущем. Например, в Пскове ей доложили, что школу для мещанских детей, в отличие от дворянских, так и не открыли. Екатерина немедленно пожаловала 1000 руб. на заведение городской школы, 500 руб. — на духовную семинарию, 300 — на сиротский приют и 400 — на богадельню.

В 1777 г. было открыто государственное Коммерческое училище для купечества. В Санкт-Петербурге Екатерина II на собственные средства в 1781 г. основала учебное заведение при Исаакиевском соборе. В том же году при храмах было организовано ещё шесть школ. К 1781 г. в них обучалось 486 человек. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

Вместе с тем историки невысоко оценивают успехи в области образования и науки. Писатель А.Труайя указывает, что работа академии строилась в основном не на выращивании собственных кадров, а на приглашении именитых зарубежных ученых (Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер и др.), однако «пребывание всех этих ученых в Петербургской академии наук не обогатило сокровищницу человеческих знаний».

При Екатерине возникла внушительная основа коллекции сегодняшнего Эрмитажа, её агенты - искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ, покупая шедевры и целые коллекции для Северной Семирамиды, как называли Екатерину французские просветители.


  1. Вопросы музыкального воспитания

В Петербурге при Екатерине II Великой получила постоянную «прописку оперная труппа итальянцев, а опера «Севильский цирюльник» Паизиелло впервые в 1782 году исполнялась в концертном зале Эрмитажа.

После своей первой поездки по России в 1766 году. Екатерина, когда ей довелось увидеть и услышать пение приветственных кантов, народные мелодии и пляски, обратила внимание на воспитание отечественной музыкальной смены. И это выразилось в конкретной поддержке музыкантов - россиян через дирекцию императорских театров. (Был открыт большой театр.)

Однако роль музыкантов в культурной среде 18 века была особой: музыка считалась «низшим» искусством по сравнению с другими, а сам музыкант в аристократическом обществе занимал положение полу-прислуги.

Многие отечественные «сочинители» испытали тяжесть униженного положения в обществе; ряд фактов говорит о том, что творения русских авторов нередко считались музыкой «второго сорта» по сравнению с произведениями немцев и итальянцев. Ни один отечественный мастер не достиг высокой должности при дворе.

 Русские помещики отдавали своих крепостных крестьян и дворовых в обучение учителям музыки и пения, из крепостных музыкантов составлялись капеллы, оркестры, оперные труппы.

Появляются инструментальные капеллы сначала при дворе, потом в домах вельмож и помещиков, развивается любительское музицирование.

Молодежь обучалась игре на клавесине, виоле, арфе, флейте.

Бурное развитие музыкального просвещения вызвало необходимость печатания нот и в 1730 году в России впервые напечатаны ноты с гравировальных досок, а в 1766 году С.И. Башковским разработан способ наборного воспроизведения нот.

В 1760 г. - в Академии художеств в Петербурге открыты музыкальные классы. Приглашение музыкантов-педагогов из других стран (XVII-ХVIII в.) в основном было положительным фактором для развития русской культуры.

Допуская "пение и вообще музыку" в школу, "по мере возможности и усмотрения начальства", уставы всех видов школ на протяжении всего в 18 века ни разу не включают музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана.

В этом отношении музыка оказалась в худшем положении, чем, например, рисование, которое вроде и считалось ненужным, но входило в программу гимназического курса по наследственному преданию в виде одного часа в неделю. У музыки не было даже такого "предания"…

В самом деле: все школьные уставы предлагали местному начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств "по мере возможности", "когда есть довольные к тому способы". Нетрудно догадаться, что в первую очередь имелись в виду "возможности" материальные, "если то позволяют доходы".

Тем самым решение вопроса принимало очень простую и ясную форму: вводить художественное воспитание следует там, где его могут оплатить, иначе говоря, там, где учатся дети состоятельных родителей.

Особенно заботливо было поставлено музыкальное образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного (хотя и своеобразно понимаемого) элемента воспитания. Вот как, например, было организовано это дело в петербургском училище ордена святой Екатерины.

За время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и духовное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были получить домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен; в него входили произведения как русских, так и зарубежных композиторов; в старших классах ученицы исполняли и оперные хоры.

Духовное пение начиналось со старших классов (с 4-го или 5-го года обучения) и проводилось параллельно со светским пением, также по одному разу в неделю. Задачей его являлась подготовка к богослужениям. 

Индивидуальные занятия по фортепиано проводились с 1-го до последнего класса два раза в неделю по полчаса; кроме того, каждая ученица обязана была заниматься ежедневно один час самостоятельно, что входило в часы подготовки уроков.

Репертуар составляли гаммы, этюды и хоровые пьесы русских и западных авторов.

Кроме хорового пения и обучения на фортепиано, во всех классах по одному часу в неделю преподавалась гимнастика (также под музыку) и по одному часу – танцы (со специальным аккомпаниатором). Танцы проходились современные, салонные и старинные: полонез, менуэт, гавот и другие.

Музыка звучала отовсюду: это были или уроки по фортепиано, или пение, или танцы, или гимнастика, или подготовка уроков. Таким образом, к окончанию училища воспитанницы приобретали не только довольно широкое знание разнообразной музыкальной литературы, но и навыки хорового пения (с инструментом и а капелла), а также довольно свободно владели фортепиано.

XVIII век, век Просвещения, стал поворотной эпохой в истории русской культуры. Он явился отправным берегом Нового видения мира, нового мышления и новой психологии.

Однако вопрос музыкального образования и просвещения в педагогическом плане остался практически неразработанным.


Список литературы

  1. История России: В 2  т.  Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров,  Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – стр. 767
  2. Ю.Келдыш. История русской музыки, стр.135-137
  3. Орлова Е.М./ Лекции по истории русской музыки-М.: «Музыка», 1977 – 383с.
  4. Третьякова Л.С./ Русская музыка 18 века-М.: «Просвещение», 1976 – 207с.
  5. Страницы истории русской музыки-Ленинград: «Музыка», 1973 – 182с.
  6. Терентьева, Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: учеб. пособие. - СПб., 1994.- 218 с..
  7. Интернет источники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпоха Екатерины II Великой

Слайд 2

Смольный институт благородных девиц

Слайд 3

Московский воспитательный дом

Слайд 4

Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце

Слайд 5

Петербургское училище ордена Св.Екатерины

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История музыкального воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ века

Статья опубликована в сборнике VIII Международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016 г.). В статье представлены обобщённые факты и...

История музыкального воспитания. Музыкальные инструменты эпохи возрождения.

Презентация и  краткое описание музыкальных инструментов эпохи возрождения.История возникновения....

Портфолио музыкального руководителя - Мельничук Екатерина Николаевна

Портфолио музыкального руководителя - Мельничук Екатерина Николаевна...