Занятия по ритмике для детей старшего дошкольного возраста музыкального руководителя АБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Описание занятий по ритмике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_ritmike.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «АЛНКА»

Занятия по ритмике

 для детей старшего дошкольного возраста

музыкального руководителя

          АБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ

В ЦАРСТВЕ НЕПТУНА.

Образовательные задачи: 

  1. развивать чувство ритма,
  2. учить двигаться в соответствии с размером музыки,
  3. способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.

Материалы и оборудование: 

  1. иллюстрации с изображением морских обитателей, жизни подводного мира,
  2. фрагменты литературных произведений (например С.Я. Маршак «Синяя страница»),
  3. веревка или длинная скакалка (3-3,5 м),
  4. короткие ленты (по 2 на ребенка).

Ход занятия

Вводная часть. 

  1. беседа о море («каких обитателей моря вы знаете, как живут они на глубине, что встречается на морском дне и т.п.»), рассматривание соответствующих иллюстраций, чтение отрывков из литературных произведений,
  2. ходьба (идем к морю): обычная (по дорожке), на носках (по мостику), на пятках (по тропинке), с высоким подниманием колена (по траве),
  3. подскоки,
  4. бег.

Основная часть. 

  1. Игра «Море волнуется». Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова «Морская фигура на месте замри» - дети останавливаются и замирают в образе какого-либо морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.
  2. Танцевальная композиция с лентами на музыку Сен-Санса «Аквариум» (можно взять композицию движений А.И. Бурениной из сборника «Ритмическая мозаика»),
  3. Игра «Рыбки». На полу из веревки выкладывается «домик». Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети-«рыбки» двигаются по залу, на вторую часть – «заплывают в домик». При повторении игры – «домик» становится меньше.
  4. Имитационные движения. Слушая музыкальные фрагменты, дети подбирают тот или иной выразительный образ морского обитателя. Ребенка, который наиболее ярко исполнил движения, педагог может попросить продемонстрировать их еще раз для всей группы.

Заключительная часть: 

  1. Игровое упражнение «Будь внимателен». Детям дают прослушать фрагмент музыки (размер 3/4, вальс), обращают внимание на особенность музыки, показывают возможные варианты движения. Далее детям дается задание: «под музыку вальса – танцуем, остальную музыку слушаем, сидя на месте».

Подведение итогов занятия.

ЛЕСНАЯ СКАЗКА.

Образовательные задачи:

  1. формировать представление о различных темпах музыки («музыка бывает быстрая и медленная»);
  2. развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
  3. учить передавать характер музыки в движении.

Материалы и оборудование: 

  1. обручи по количеству детей;
  2. мяч;
  3. картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.

Ход занятия

Вводная часть. 

  1. Показ иллюстраций («посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес»).
  2. Сообщение специфики занятия («сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям»).
  3. Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
  4. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
  5. Подскоки.
  6. Бег.

Основная часть. 

  1. Имитационные движения («мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?») – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
  2. Далее можно предложить детям станцевать, «превратившись» в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника «Ритмическая мозаика»): «Плюшевый медвежонок», «Белочка» и т.п.
  3. Игра «Птички» («зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть») – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл «Времена года» Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи («гнездышки»). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.

Стихотворение с движениями:

Ветер дует нам в лицо,

машем руками по направлению «к себе», как веером

Закачалось деревцо.

руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону

Ветерок все тише, тише

плавные движения руками вперед – вверх – вниз

Мы присядем ниже, ниже.

приседаем

Игра с мячом («Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч») – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.

Заключительная часть. 

  1. упражнение «быстро – медленно» («Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем») – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке.

Подведение итогов занятия.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАНЦЕВАЛЬНУЮ СТРАНУ.

 

Образовательные задачи: 

  1. развивать чувство ритма,
  2. учить различать части в музыке (на примере трехчастных произведений),
  3. учить различать динамические оттенки в музыке (громко – тихо),
  4. учить передавать в движении характер музыки.

Ход занятия

Вводная часть. 

  1. поклон (настоящие танцоры всегда приветствуют зрителей поклоном);
  2. ходьба (с носка, на носочках, на пятках, хороводный шаг);
  3. подскоки, галоп;
  4. бег.

Основная часть. 

  1. Разминка (перед каждым выступлением или репетицией настоящие танцоры всегда делают разминку): подъем на полупальцы, полуприседания, приседания, выставление ноги вперед и в сторону на носок и на пятку, прыжки на месте.
  2. Танцевальная композиция «Танцкласс» (в качестве музыкального сопровождения можно использовать минусовую фонограмму песенки «Метро» из сборника Е. Железновой «10 мышек»).
  3. Игра «Найди свой кружок». Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое), остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию), в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.
  4. Танцевальная композиция «Менуэт» (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В.А. Моцарта «Говорят, это любовь…»)
  5. Упражнение «Громко-тихо». Дети стоят в колонне. Под громкую музыку идут топающим шагом, под тихую – шагом с носка.

Заключительная часть. 

  1. Упражнение «быстро – медленно» – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают сидя на полу или на лавочке.
  2. Поклон.

Подведение итогов занятия.

КОЛОБОК – РУМЯНЫЙ БОК

Цель: Развивать способности к образному перевоплощению, находя               соответствующие жесты.

Задачи: 

  1. Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей.
  2. Выразительно передавать игровой образ.
  3. Поощрять попытку самим искать характерные особенности пластического персонажа и выразительно воплощать образ.

Оформление: осенние пенечки, деревья, листья.

Методы и приемы: показ, художественное слово, беседа.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты.

Ход занятия

 Дети под музыку входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Чтобы вежливыми  быть –

                                                Надо «здравствуй» говорить!

Дети: «Здравствуйте, ладошки!» хлоп-хлоп…

          «Здравствуйте, сапожки!» топ-топ…

          «Здравствуй, шустрый ветерок!» Звонкий детский голосок!

          « Здравствуйте, ребята!» Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Ребята, а что такое красивая осанка?

Дети: Ровная спина, голова прямо, лопатки сведены, ножки вместе, ручки «музыкальные».

Музыкальный руководитель: Вот мы и поработаем сейчас над красивой осанкой. Начали. (Все выполняют движения по тексту.)

                        «У нас славная осанка

                         Мы свели лопаточки

                         Мы походим на носках,

                         А потом на пятках.

                         Мы пройдемся как лисята,

                         Ну, а если надоест –

                         Мы пройдемся косолапо,

                         Как медведи ходят в лес.

                         И как зайчишка – трусишка,

                         И как серый волк – волчишко.

                         Вот свернулся еж в клубок,

                         Потому, что он продрог.

                         Лучик ежика коснулся,

                         Ежик сладко потянулся!

                         И сказал «Доброе утро!»

Музыкальный руководитель: А теперь мы снова, девочки и мальчики, поучимся красиво ходить.

Звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени».

  1. Шаг с носка (переменный).
  2. «По камушкам» (мягкий прыжок с одной ноги на другую, каждая нога поочередно под себя поджимается).
  3. «Навстречу солнышку» (легкий бег, руки раскрыты,  ладошки вверх).
  4. «Греем на солнышке щечки» (пружинка с поворотом).

Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите сказку? А как можно рассказать сказку?

Дети: Словами и движениями.

          Когда словами – очень коротко (раз, два и готово).

          А с движениями – дольше (потому как показывать надо подробно).

Музыкальный руководитель: Итак, начинаем рассказывать сказку.

Кто захотел колобка? Покажите – показ с выполнением.

Как он просил бабку? Как она отвечала? – показ с выполнением.

Как бабка делала колобка? – показ с выполнением.

Колобок выпекался (дед + бабка радуются, ждут) – показ с                                                                                             выполнением.

Колобок – надоело ему на окошке студиться – скатился с окна и покатился… Показ с выполнением.

Кто попадается навстречу колобку? (показ детей в движениях, с «хватающими» жестами – т.е. громкий хлопок перед собой):

а) Заяц (легкие прыжки).

б) Волк (ходьба с высоким подниманием колена, подбоченившись).

в) Медведь (вперевалочку, неуклюже, широко расставив ноги, руки растопырив).

г) Лиса (шаг с носка «лапки – загребают», «воображает»).

А как же Колобок им всем отвечает?

Дети: Он пел им все хвастливую песенку – показ с выполнением. Ребята, а давайте придумаем нашей сказочке счастливый конец, чтобы все остались живы – здоровы.

Предполагаемые ответы: Колобок вновь убежал к бабушке и дедушке, и зажили они счастливо.

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла».

Дети танцуют, используя любые знакомые танцевальные движения.

Дети: До свиданья, сапожки! топ-топ…

          До свиданья, ладошки! хлоп-хлоп…

          До свиданья, дети! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)

В данной методической разработке рассматриваютя теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а так же разработан комплекс музыкально-дидактических игр для детей с...

Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...

Конспект открытого занятия. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальных произведений при помощи музыкальных инструментов. (мои любимые сказки С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского)

Открытое музыкальное занятие на тему" Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальныхпроизведений при помощи музыкальных инструментов. (мои лю...

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель: Рыженкова Светлана Васильевна 2023 г

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»          Музыкаль...


 

Комментарии

Лутфрахманова Ольга Васильевна

Чудесные занятия, грамотные. Обязательно возьму их себе на заметку.Спасибо.