проект "Берёза - берёзонька"
проект

Каркина Наталья Анатольевна

проект по закреплению знаний о берёзе для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beryoza-beryozonka.docx61.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»

Группа №16 «Ласточка»

Проект

познавательно-творческий

«Берёза – берёзонька»

https://st2.depositphotos.com/1003678/11438/v/450/depositphotos_114387076-stock-illustration-vector-drawing-of-birch.jpg

2018г.

Подготовила воспитатель высшей категории Каркина Н.А.

Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности воспитатель, родители.
Возраст детей: разновозрастные (5-7 лет)
Продукт проекта: коллаж «Берёзовая роща» 

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые и какую пользу они приносят). 

Актуальность проекта.
Проект «Берёзонька -берёзка» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, экологически – грамотное отношение к природе.

Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям.

Задачи:
1.Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Проблема:

1. Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действием / бездействием могут принести ей вред.

2. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее роли в жизни человека (оздоровительной, хозяйственной и эстетической).

Цель: формировать познавательный и исследовательский интерес детейвоспитание чувства гордости и любви к русской берёзке.

Задачи:

1. Расширять представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года

2. Прививать умение отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности.

3. Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой.

4. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки.

5. Способствовать накоплению детьми змоционально - позитивного опыта общения с природой.

6. Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.

Ожидаемый результат:

Мы предполагаем получить результаты в области экологического воспитания детей:

• приобретение умения бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы;

• приобретение знаний о пользе берёзы;

• формирование представлений у детей о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается образ берёзы;

• формирование умения видеть красоту окружающего мира;

• формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире;

• привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Кроме того, предполагается развитие познавательной активности детей, их эмоциональное развитие в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, приобретение навыков работы, участия в совместной деятельности со взрослым, с другими детьми.

Ожидаемый результат:

Дети:

  • имеют представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе; иметь представления о значении березы в жизни человека.
  • проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
  • эмоционально откликается на средства музыкально-художественной деятельности.

Педагоги:

  • оснащение театрального уголка: изготовление атрибутов (маски, шапочки, костюмы, декорации к сказкам, и т.д.).
  • подбор дидактических игр.

Родители:

  • активное участие родителей в творческой деятельности ДОУ.

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

  • сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Какие деревья растут на территории детского сада?».
  • разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?»
  • подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки, подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекс пальчиковой гимнастики «Берёзка».

Основной этап:

Вид детской деятельности

Познавательно-исследовательская

  • дидактические игры: «С какой ветки детка», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» «Что с начала, что потом?»
  • чтение художественной литературы - пересказ сказки «Как коза избушку построила»;
  • заучивание стихотворений А. Прокофьева «Люблю березу русскую», С Есенина «Береза белая»;
  • загадывание загадок.

Коммуникативная - рассматривание репродукций картин:

  • рассматривание иллюстраций «Береза в разные времена года»
  • беседа «С кем ты дружишь, березка?»

Музыкально-художественная:

  • пение русских народных песен «Во поле береза стояла», «Ой да у дороженьки»;
  • народные хороводы «Хоровод на лугу», «Береза белоствольная».

Продуктивная:

  • рисование: «Русская береза»;
  • аппликация «Красавица – береза»
  • коллаж «Берёзовая роща»

Двигательная подвижные игры:

  • «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков?»

Заключительный этап:

• Обработка результатов по реализации проекта;

• Развлечение «Праздник русской березки»

Используемые технологии, методы:

Игровые, проблемного обучения, метод проектов.

Заключение:

Реализация данного проекта способствовала приобретению нового опыта поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали березу за окном, узнали о её роли, как лекарственного сырья; изучали лечебное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.


Список литературы:

1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» - сфера 2006

2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001 3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г. 4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г. 5.Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г. 6.Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб: «Паритет» 2007г. 7.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

8. CD – диск «Виртуозы мировой классической музыки» Часть 1. Изготовитель ООО «Stereo life» Россия, г. Москва.

9. CD – диск «77 лучших песен для детей». Детское музыкальное издательство «ТВИК» (оформление) 2007 г.


Приложение

Александр Прокофьев
Береза 
Люблю березу русскую, 
То светлую, то грустную, 
В белом сарафанчике, 
С платочками в карманчиках, 
С красивыми застежками, 
С зелеными сережками. 
Люблю ее, заречную, 
С нарядными оплечьями, 
То ясную, кипучую, 
То грустную, плакучую. 
Люблю березу русскую, 
Она всегда с подружками 
Весною хороводится, 
Целуется, как водится, 
Идет, где не горожено, 
Поет, где не положено, 
Под ветром долу клонится 
И гнется, и не ломится! 

Михаил Матусовский

С чего начинается Родина? (отрывок)

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот, 
С той самой березки, что во поле, 
Под ветром склоняясь, растет.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной, 
Которой не видно конца
.

Сергей Есенин

Берёза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Георгий Струве

Моя Россия

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!
Источник perevod-pesni.ru

Солнце светит, ветры дуют, 
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная, 
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы. 
Для меня, Россия, ты всего дороже, 
До чего на маму ты мою похожа! 

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!
Ты, моя Россия, песни петь умеешь!
Ты, моя Россия, неразлучна с нами!
Ведь Россия наша - это я с друзьями! 


+++

Береза, моя березонька, 

Береза моя кудрявая,

Береза моя белая,

Стоишь ты, березонька,

Посреди долинушки.

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Красны девушки венки плетут

Загадки про березу

•Хоть малая, хоть большая —
где стоит, там и шумит.
(Береза)

•Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)

•Ствол белеет,
шапочка зеленеет, 
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки. 
(Берёза)

•Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой.
(Берёза)

•Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Березы)

•Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
(Береза)

•Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)

•Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова.
(Береза)

•Стоит Алёнка: 
платок зелёный, 
Тонкий стан, 
и белый сарафан.
(Береза)

•Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)

•Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности раздел МУЗЫКА в старшей группе для детей с нарушением зрения "О чём берёзонька нам хочет рассказать"

Конспект представляет собой авторскую работу музыкального руководителя ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.ЦЕЛЬ:Развивать в детях способность видеть и слышать прекрасное в музыке и произведе...

Проект « Здравствуй, Берёзонька!»

Проект « Здравствуй, Берёзонька!»...

Проект "Здравствуй, берёзонька!"

«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».Федор Достоевский....

Наглядно – практическая модель - "Берёзонька" из шерстяных ниток и фетра.

Создание с детьми нагалядно - практической модели берёзы для длительного наблюдения....

Проект по экологии «Родная ты наша, берёзонька!»

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь....

Проект по экологии «Здравствуй, берёзонька!»

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка-дошкольника трудно переоценить....