Игра как детская деятельность и форма организации образовательного процесса.
методическая разработка (старшая группа)

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра наряду с познавательной, исследовательской деятельностью и творческой активностью ребенка объявлена основной формой реализации Программы. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как детская деятельность и форма организации образовательного процесса.

Проектирование мониторинга условий организации детской деятельности

Воспитатель ГБДОУ д/с 51

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Прудникова Илона Робертовна


I часть

Проблемные вопросы для обсуждения

№п/п

Вопрос

Ответ

Источники

Что такое «игра»? Что понимается по «спонтанной игрой» детей? (термин ФГОС ДО)

Игра - свободная активность детей, эмоциональность, отсутствие принуждения со стороны взрослых. «Спонтанная игра» - это игра, которая происходит по инициативе ребенка. Это импровизация, сюрприз.

Смирнова Е.О.  Игра в современном дошкольном образовании Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, №3

Как разные авторы определяют значение игры для развития ребенка? Какие риски угрожают дошкольному детству в случае отсутствия игры?

Разрешает противоречия между желаниями ребенка и его возможностями в жизни. В игре он может стать кем угодно, побывать в любой роли.

Риски – ситуативность поведения ребенка, зависимости от взрослого, дефицит воображения, трудности в общении, отсутствия опыта в различных ситуациях.

Трифонова Е.В., Качанова И.А. «О детской игре, или Как ребенок выходит за пределы семейного круга»

Смирнова Е.О.  Игра в современном дошкольном образовании Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, №3

Какова структура детской игры? Какие возрастные характеристики развития сюжетно-ролевых игр необходимо знать педагогу?

Игровые условия, сюжет, содержание игры, игровое пространство, материал.

Педагог должен ненамного опережать игровые возможности детей, открывать новые возможности, втягивая в игру более высокого уровня. 2-3 года переименования предметов, 3-4 развитие воображаемой ситуации, далее игры-фантазии, комбинируя события.

Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя.

Почему изучение детской игры позволяет выявить особенности социокультурного развития ребенка дошкольного возраста?

Действуя в той или иной ситуации ребенок проявляет все те качества, которые ему присущи в данный момент. Уровень его развития умение общаться со сверстниками, совместно играть, делить игровое пространство, умение договариваться, богатство внутреннего мира. Можно понять, какие эмоции испытывает ребенок при разыгрывании той или иной ситуации.

Эльконинова Л.И. Психологическое развитие в ролевой игре-когда оно происходит?

Какие проблемы понимания и организации педагогами игры детей дошкольного возраста рассматриваются авторами?

Педагог должен прежде всего уметь играть сам. Иметь богатое воображение, не учить четким правилам следования, а направлять на неожиданное, придумывать новые сюжеты. Педагог должен заразить детей, обладать эмоциональной выразительностью, артистизмом. Формирование целевых ориентиров

Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя.

Трифонова Е.В. Игровая деятельность: Журнал Обуч 3/2014. –с. 8-11.

Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском садуПособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

Как «видят» детскую игру родители? Могут ли они оценить особенности организации игры в детском саду? Какие параметры оценки рассматриваются как значимые?

Родители зачастую видят игру как ненужное время препровождение. Это большое заблуждение. В первую очередь необходимо разъяснять родителям, что ребенок  воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смысл человеческого взаимодействия в различных ситуациях. У родителей часто возникает желание подправить игру. Необходимо объяснять, что у детей присутствует собственная логика, отличная от взрослого взгляда на жизнь. Родители могут оценить особенности организации игры в саду. Значимые параметры оценки такие, как для возраста 3-4 года – способность управлять игрушкой, озвучивать происходящее. Ребенок самостоятельно выбирает игру среди других видах деятельности, игра вызывает положительные эмоции, стремиться играть определенными игрушками.

Солнцева О.В. «Особенности независимой оценки качества организации сюжетно-ролевой игры в детском саду родителями дошкольников»

Возможно ли «возвращение» игры в жизнь ребенка в детском саду? Какие пути реализации данного процесса видят разные авторы? В чем заключается игровая компетентность педагога?

Игра возвращается в детские сады. Этому способствует открытость образования, адекватная предметно-пространственная среда. Настоящая игра возможно там, где взрослый помнит как он играл сам, где коллективы разновозрастные, где сам педагог увлеченно играет. Игровая компетентность педагога - квалификация, креативность, умение играть и придумывать, заражать эмоцией, артистизм, помогать играть, а не руководить директивно. Иметь разнообразие игр.

Смирнова Е.О.  Игра в современном дошкольном образовании Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, №3

Трифонова Е.В.  «Детская игра с позиции взрослого и ребенка: непересекающиеся вселенные или долгий путь навстречу?»

Каковы основные направления организации современной предметно-игровой среды в детском саду?

Основными направлениями создание особых игровых зон, включающих специально подобранные игрушки, предметов мебели. Игровая среда является стимулом развития игрового творчества. Необходимы игрушки из разных материалов, разной величины, степени готовности, предметы-заместители. Создание центров, где ребенок может использовать игровой и бросовый материал, их регулярное обновление. Важным условием является взаимодействие педагога с детыми и игровой среде.

Зверева О.Л. «Предметно-игровая среда

как условие развития игрового творчества у детей»

Смирнова Е.О.  Игра в современном дошкольном образовании Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, №3


II часть

Проектирование мониторинга условий организации детской деятельности.

Контекст решения: В годовом плане ДОО одна из задач ориентирована на совершенствование условий для развития игровой деятельности дошкольников. Для оценки степени решения данной задачи необходимо проведение тематической проверки.

Задания:

  1. Охарактеризуйте условия, которые необходимо создать для развития одного из видов игровой деятельности (по выбору магистранта – сюжетно-ролевая или режиссерская игра) дошкольников в младшей, средней, старшей групп детского сада.
  2. Предложите план тематической проверки для оценки качества условий развития выбранного вида игровой деятельности дошкольников. Определите и аргументируйте направления тематической проверки, ее инструментарий, процедуры проведения.

Решение профессиональной задачи

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра наряду с познавательной, исследовательской деятельностью и творческой активностью ребенка объявлена основной формой реализации Программы.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Основной мотив игры — потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. «Игра ребенка, — отмечал Л.С. Выготский, — не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [1].

Для определения условий, которые нужно создать для развития сюжетно-ролевой игры необходимо, вначале, определить роль педагога и ребенка. В различных материалах приводятся суждения о направляющей (указывающей) роли педагога, т.е. моделирование игровой ситуации от начала до конца. Такой подход находит большое количество противников, т.к. свобода воображения ребенка подменяется «правильностью» или «неправильностью» поведения ребенка с точки зрения взрослого человека. Поэтому роль педагога можно охарактеризовать как создание условий и задание общего смысла игры, поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней [2]. Об этом, в частности говорит и ФГОС (п. 3.2.5) [3]:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой и т.д);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Дети должны уметь играть. Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту. Это значит, что дети должны принимать роли или наделять ими игрушки, осуществлять игровое и реальное взаимодействие, удерживать определенный сюжет, использовать предметы-заместители, моделировать игровое пространство [2].

Общие принципы организации сюжетно-ролевых игр [4]:

  • воспитатель должен играть вместе с детьми;
  • следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;
  • ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

В младшей группе к трем годам складывается условное предметное действие при котором ребенок может разворачивать самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным [4]. Необходимо обогащение игрового опыта детей совместно с играми со взрослыми, формировать понимание условности игровой ситуации, развитие игровых действий. Нужно уметь принять на себя игровую роль, он не Коля, а доктор, шофер и т.д. Необходимо обучать его реагировать на действия другого партнера. Развертывать парное взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. На этом этапе воспитатель строит совестную игру, вначале парные роли, постепенно усложняя. В начале беря на себя основную роль, затем подключив ребенка в игре, берет на себя дополнительную роль, стараясь замыкать друг друга в смысловой связке.  

Особенности развития игры в средней группе заключается  в том, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета [4]. При этом необходимо освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащения игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей. Педагог должен помочь детям овладеть игровыми умениями, играя вместе с ними, при этом игра должна носить характер свободной импровизации.

Основным способом построения сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников является формирование у детей ролевого поведения. При этом ставится задача -  формирование у детей умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры. Решить эту задачу можно в совместной игре, в которой педагог является не руководителем, а партнером, но педагог должен учитывать следующие условия:

1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;

2)отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) количеству участников игры (персонажей в сюжете должно быть больше чем участников).

В подготовительный период необходимо активизировать детей для обогащения представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. В подготовительном периоде не нужно стремиться к построению четкой последовательности событий. Главное — краткое высказывание разнообразных предложений. Любая инициатива участников должна быть вне критики педагога, тогда дети почувствуют свободу, удовольствие от сотворчества. После того как предложено 6—7 событий с вариантами (в течение 3—5 минут), воспитатель говорит: «Вот видите, как можно по-новому, интересно играть», — и предлагает детям играть уже самостоятельно [4].

В процессе всей игры педагог стимулирует последовательную смену дошкольником игровых ролей. Вовлечение дошкольника в игру осуществляется только по желанию самого ребёнка. Если игра с педагогом не увлекает воспитанника, продолжение ее бессмысленно, ибо в этом случае она превращается в занятие.

План тематической проверки для оценки качества условий развития выбранного вида игровой деятельности дошкольников

Цель: определить эффективность работу в ДОУ по организации сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста.

Направление работы

Методы

Содержание (аргументирование)

Методическое обеспечение развития сюжетно-ролевых игр

Анализ методической литературы в ДОО

- наличие программ;

-современной литературы по организации сюжетно-ролевых игр;

- сборники игр;

- возрастные нормативы;

- план проведения занятий, семинаров

Профессиональность воспитателей в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

– наблюдение за деятельностью воспитателей;

– анализ календарных планов воспитателей;

 – анкетирование воспитателей

- проверка знания о сюжетно-ролевой игре, её возрастной динамике, приёмах руководства, трудности, которые испытывают воспитатели при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей;

- конспектов занятий;

- компетентность воспитателей, их ценностно-смысловые установки.

- умение играть, развитость воображения, поддерживать инициативу у детей.

Наличие условий в развивающей предметно-пространственной среде

анализ содержания предметно-пространственном среды в группах

- разнообразие предметов в игровых зонах соответствует возрасту и программным требованиям;

 - развивающая среда даёт возможность использовать её дошкольниками и педагогами для организации игры;

- доступна возрастным, познавательным и физическим возможностям дошкольников.

- возможность изменения среды в соответствии с программными требованиями и интересами дошкольников в организации сюжетно-ролевой игры  

Диагностика знаний, умений, навыков сюжетно-ролевых игр у детей младшей, средней и старшей групп.

- соответствие навыков игровой деятельности и возрасту детей,

- наличие замысла, развитие сюжета игры у средней и старшей группы;

- поведение детей во время игры;

- взаимоотношения друг с другом,

- речевой этикет у средней и старшей группы;

- наличие у детей знаний об окружающем и отражение их в играх у средней и старшей группы;

-наблюдение за деятельностью детей во время игры;

 -беседы с детьми у средней и старшей группы.

Выявить:

-игровые интересы  детей:

-разнообразие, стабильность, динамичность игровых ситуаций в зависимости от возраста;

- зависимость применения игровых умений от игровых интересов по возрастным группам;

-характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для себя роли.

- умение договариваться с партнерами по игре;

- умение самостоятельно придумывать новые роли играх у средней и старшей группы;

- речевое развитие.

Оценка планирования

- анализ календарных планов воспитателей за два года

В плане должны присутствовать элементы необходимые для игр:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;

- разнообразие тематики игр создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности, игры разных народов);

- прослеживание изменение направления замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

Основное направление вышеперечисленных пунктов конечно является выявление компетенции педагога, в которую входят и его личностные качества, уровень образования, методическая грамотность в планировании и проведении сюжетно-ролевых игр. Так, в частности, Смирнова Е.О. отмечает [2] , без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. А игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. 


Список использованных источников

  1. Зверева О.Л. Предметно-игровая среда как условие развития игрового творчества у детей  - М.:Детский сад: теория и практика. 2017. № 6(78
  2. Смирнова Е.О.  Игра в современном дошкольном образовании Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, №3
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Дата подписания: 17.10.2013 Дата публикации: 25.11.2013 00:00 Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
  4. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А.  Организация сюжетной игры в детском саду Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  5. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. С.3-15
  6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
  7. Трифонова Е.В. Игровая деятельность: Журнал Обуч 3/2014. –с. 8-11.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальном (коррекционном ) детском саду

Экскурсия является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни в обществе и их социализации. Она позволяет проводить ...

Экскурсия, как особая форма организации образовательного процесса в детском саду

Воспитатель МБДОУ Аршановский детский сад «Торгаях»Топоева Татьяна НиколаевнаДоклад к презентации...

«Проектная деятельность в ДОУ, как форма организации образовательного процесса. Детско-родительские проекты и способы их реализации»

Воплощая различные проекты совместно с детьми в детском саду, привлекая родительскую общественность, в совместную деятельность позволяет воспитать ребенка творческой самостоятельной личностью, умеющей...

Конспект «Утреннего Круга» (Детского Совета), как формы организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени

Формирование представлений детей о государственных символах, традициях и обычаях разных народов мира....

Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада

Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада Ахтырская Юлия Викторовна, старший ...