Конспект занятия « Металлические загадки»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Матурина Алсу Аббясовна

Конспект занятия по эксперементированию в старшей группе " Металлические загадки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интересные опыты и эксперименты37.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Конспект занятия « Металлические загадки»

Программное содержание: Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качества ( структура поверхности, цвет)  и свойства ( теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Закреплять умения классифицировать предметы по материалу, из которых они изготовлены, формировать умение отбирать предметы с заданными признаками.

Развивать речь, активизировать словарь за счет новых слов, используемых в ходе опытов. Развивать умение ставить цель, находить пути решения задач, доводить дело до конца. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Закреплять умение работать в коллективе.

Материал: металлические предметы, магниты, емкость с водой, спиртовка, спички.

Ход:

В.: Ребята, послушайте загадки:

1.Деревянная шея, железный клюв,                  

Кричит: « тук-тук-тук».

2. Он в хозяйстве нужен,

Он с гвоздями очень дружен.

Я гвоздочки забиваю,

Маму с папой забавляю.

3. Сам деревянный, а голова железная?

В.: Скажите о каком предмете эти загадки? (о молотке). А как вы думаете, из чего интересно он сделан? (из железа, металла).

-  А как про него еще сказать? Какой он? (железный, металлический ).

-  А для чего он нужен нам? ( чтобы забивать гвозди).

В.: Ребята это сейчас молоток  используют только для того, чтобы забивать гвозди, а

когда – то, в далеком прошлом его использовали еще в виде сигнала о пожаре. Например, если где-то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Его стук разносится далеко вокруг, и люди, услышав его спешили на помощь. (воспитатель стучит по метал-му предмету).

В.: А хотите узнать  еще что-нибудь про металл, и о его свойствах (да). Тогда

приглашаю в нашу лабораторию.

Опыт № 1

На столе лежат разные металлические предметы: скрепки, гайки, шурупы, гирьки.

В.: Ребята как вы думаете, из чего они сделаны? (из железа, металла).

- А как вы об этом узнали? ( они твердые, не гнутся, блестят)

- Чем они отличаются? ( формой, размером).

В.: А теперь  возьмите любой предмет в середине стола, потрогайте его на ощупь, определите какая у него поверхность? ( гладкая, шероховатая, пупырчатая, ребристая).

- А чем они похожи? ( все немного блестят).

В.: Да ребята для металла характерен серо- серебристый цвет и они имеют металлический блеск.

В.: Дети, а вы знаете, что можно сделать из металла? ( да:  машины, качели…).

- А как вы думаете, стул можно сделать из металла? ( да).

- Как вы думаете каким он будет тяжелым или легким? ( тяжелым).

- А давайте мы сейчас это и проверим?

Опыт № 2

Дети берут два шарика одинаковые по размеру, но разные по материалу ( металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее. Далее в емкость с водой по очереди опускают сначала деревянный, потом металлический шарики, смотрят, что произошло.

В.: Ребята, что произошло? ( деревянный шарик плавает, а железный утонул).

- Почему утонул? (металлический шарик тяжелее деревянного).

Опыт № 3, 4

В.: Интересно, а нагреваются ли металлические предметы на солнышке?

Иди Степа, поставь детали из металла на подоконник на солнышко, а мы посмотрим дальше.

В.: А сейчас я покажу вам фокус, смотрите у меня есть волшебная рукавичка и магнит ( воспитатель одевает рукавичку и проводит магнитом над мелкими предметами из металла).

-Что произошло? ( все предметы прилипли к ней). А как вы думаете почему?

( вместе с воспитателем рассматривают магниты).

- Может они к чему- то прилипли? ( к магниту).

В.: Значит  сделаем вывод какой? ( что металлические предметы притягиваются магнитом).

В.: Саша принеси металлические предметы, которые лежали на солнышке, давайте потрогаем их и посмотрим,  что же с ними стало. Что произошло? ( они стали теплыми, нагрелись на солнышке, изменили температуру).

В.: Значит, какой вывод можно сделать вывод, что металл может нагреваться

и проводить тепло, по другому, можно сказать имеет свойство, которое называется теплопроводность. Ребята мы познакомились для вас с новым словом :  теплопроводность.

-Маша повтори это новое свойство:

-Теплопроводность.

-Миша, ты повтори…

(Далее все повторяют вместе это слово).

В.: Ребята, а хотите узнать как из металла делают различные предметы, детали? ( да). Тогда смотрите и слушайте.

Опыт № 5

Воспитатель демонстрирует нагревание металлического предмета ( пластина).

В.: Чтобы сделать что-то из металла, его нужно сначала накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. А людей, которые этим занимаются,  называют кузнецами ( показ картины из серии « Знакомство с профессиями»).

В.: Скажите, что вы увидели? (пластина стала красного цвета). Да, она наколилась. Это свойство называется ковкость.

-Давайте все вместе повторим это слово « ковкость» ( вместе произносят).

Далее воспитатель приглашает детей на стулья, на доске расположен алгоритм описания металла.

-В.: Ребята, а теперь расскажем о металле все, что мы о нем сегодня узнали,

а  поможет нам карточка – подсказка.

-Начинай,  Варя ( указывает указкой на алгоритм).

- Металл бывает гладким и шершавым.

В.: Сережа продолжай.

- Он тонет в воде, потому что тяжелый.

В.: - Оля дальше…

-На солнышке он нагревается.

-Влад: если металл нагреть на огне и сильно постучать по нему, то можно из него сделать разные предметы, потомучто он плавиться.

Дима: а еще для него характерен металлический блеск.

Юля: он притягивается магнитом.

Далее воспитатель обращает  внимание детей на рядом стоящий со столом сундучок, и высыпает предметы на пол, при этом роняя ключик в стеклянный стакан с водой.

В.: Ребята у меня есть сундучок,  в котором много всякого добра, сделанного из металла, и не только. Давайте наведем порядок в нем, разберем металлические  от неметаллических предметов.

Игра « Наведем порядок в сундуке»

Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его, и проговаривают из чего он сделан.

В.: Молодцы, все предметы разобрали правильно.  Можно закрыть сундучок, да вот проблема ключик выронила в стакан с водой, как же нам теперь его  достать не промочив руки? ( дети предлагают свои варианты ответов: достать каким либо предметом). В качестве подсказки я предлагаю вам посмотреть мультфильм « Фикси – советы: Фиксики рассказывают, как действует магнит на разные металлы», возможно, он вам поможет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знайкины загадки"

Занятие поможет развить в ребёнке наблюдательность, быстроту и логичность мышления, научит делать выводы из имеющихся знаний....

Презентация занятия по конструированию из металлического конструктора "Самокат для смешариков" + конспект занятия + самоанализ занятия

Фотоотчёт открытого занятия по конструированию из металлического конструктора + конспект занятия + самоанализ занятия...

Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»

Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...

Конспект занятия "Зимние загадки лесника"

В ходе занятия ребятам предлагается вспмнить свойства снега, угадать следы на снегу, вспомнить как зимуют дикие животные и птицы....

Конспект занятия "Голуби - загадка природы"

Занятие по познавательному развитию...

Старшая группа Конспект занятия Рисование "Загадки с грядки"

НОД в старшей группе.Рисование  Тема: «Загадки с грядки»Цели: Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении, развитие воображенияОборудование и материалы:Гуашевы...