Главные вкладки

    Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей"
    консультация

    Виноградова Оксана Сергеевна

    Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей

    Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша.

    Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

    Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.

    Взаимосвязь мелкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна давно. Еще наши бабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

    Развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения в речевом развитии ребенка.

    Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?

    - запускать пальцами мелкие волчки;

    - разминать пальцами пластилин, глину;

    - катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

    - сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся и спрятался);

    - делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

    - двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;

    - показать отдельно один палец -указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять;

    - показать отдельно только палец - большой;

    - барабанить всеми пальцами рук по столу;

    - махать в воздухе только пальцами;

    - хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;

    - собирать все пальцы в шепотку (пальчики собрались все вместе - разбежались);

    - завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке;

    - застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;

    - закручивать шурупы, гайки;

    - игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

    - складывание матрешек;

    - игры с вкладышами;

    - рисование в воздухе;

    - игры с песком, водой;

    - мять руками поролоновые шарики, губку;

    Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

    Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами

    индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

    2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

    3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

    4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

    5. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,

    6. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Пальчиковая гимнастика успешно может использоваться дома. Ее проведение не требует выделения особого времени, ведь провести ее можно в процесс выполнения повседневной домашней работы. Ребенку будет интересно, если мама предложит «размять и потренировать» пальчики перед началом совместного дела. Несомненно, это еще и возможность поделиться положительными эмоциями, создать хорошее настроение!

    У Антошки есть игрушки.

    У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)

    Вот веселая лягушка.

    Вот железная машина.

    Это мяч. Он из резины.

    Разноцветная матрешка

    И с хвостом пушистым кошка.

    Дружба

    Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

    Девочки и мальчики.

    Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

    Маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

    Будем снова мы считать.

    Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

    Мы закончили считать.

    Апельсин.

    Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

    Много нас, (показывают 10 пальцев)

    А он один. (показывают 1 палец)

    Эта долька – для ежа.

    Эта долька – для стрижа.

    Эта долька – для утят.

    Эта долька – для котят.

    Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)

    А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)

    Он сердит на нас – беда! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)

    Разбегайтесь – кто куда! («бегут» пальцами по столу)

    В жарких странах.

    Если в жаркую страну

    Я случайно попаду, Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.

    То увижу там шакала, Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.

    Кенгуру, гиппопотама, Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.

    Обезьяну, тигра, льва, Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.

    Крокодила и слона. Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.

    Хорошо живется им - Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.

    Не бывает снежных зим. Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.

    Птицы прилетают.

    С наступлением весны, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

    Птицы прилетают. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

    Возвращаются скворцы,

    Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

    А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

    Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.

    Журавли летят торопятся, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

    А малиновка и дрозд, Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

    Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты.

    Такие игры понравятся вашим детям, подарят им радость общения и принесут ощутимую пользу.

    Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал – начинайте с раннего возраста развивать его руки: кисти и пальцы.

    Такие игры полезно проводить ежедневно в течение 5 – 10 минут.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

    Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша.

    Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

    Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.

    Взаимосвязь мелкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна давно. Еще наши бабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

    Развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения в речевом развитии ребенка.

    Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?

    - запускать пальцами мелкие волчки;

    - разминать пальцами пластилин, глину;

    - катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

    - сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся и спрятался);

    - делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

    - двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;

    - показать отдельно один палец -указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять;

    - показать отдельно только палец - большой;

    - барабанить всеми пальцами рук по столу;

    - махать в воздухе только пальцами;

    - хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;

    - собирать все пальцы в шепотку (пальчики собрались все вместе - разбежались);

    - завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке;

    - застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;

    - закручивать шурупы, гайки;

    - игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

    - складывание матрешек;

    - игры с вкладышами;

    - рисование в воздухе;

    - игры с песком, водой;

    - мять руками поролоновые шарики, губку;

    Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

    Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами

    индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

    2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

    3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

    4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

    5. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,

    6. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Пальчиковая гимнастика успешно может использоваться дома. Ее проведение не требует выделения особого времени, ведь провести ее можно в процесс выполнения повседневной домашней работы. Ребенку будет интересно, если мама предложит «размять и потренировать» пальчики перед началом совместного дела. Несомненно, это еще и возможность поделиться положительными эмоциями, создать хорошее настроение!

    У Антошки есть игрушки.

    У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)

    Вот веселая лягушка.

    Вот железная машина.

    Это мяч. Он из резины.

    Разноцветная матрешка

    И с хвостом пушистым кошка.

    Дружба

    Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

    Девочки и мальчики.

    Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

    Маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

    Будем снова мы считать.

    Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

    Мы закончили считать.

    Апельсин.

    Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

    Много нас, (показывают 10 пальцев)

    А он один. (показывают 1 палец)

    Эта долька – для ежа.

    Эта долька – для стрижа.

    Эта долька – для утят.

    Эта долька – для котят.

    Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)

    А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)

    Он сердит на нас – беда! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)

    Разбегайтесь – кто куда! («бегут» пальцами по столу)

    В жарких странах.

    Если в жаркую страну

    Я случайно попаду, Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.

    То увижу там шакала, Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.

    Кенгуру, гиппопотама, Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.

    Обезьяну, тигра, льва, Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.

    Крокодила и слона. Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.

    Хорошо живется им - Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.

    Не бывает снежных зим. Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.

    Птицы прилетают.

    С наступлением весны, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

    Птицы прилетают. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

    Возвращаются скворцы,

    Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

    А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

    Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.

    Журавли летят торопятся, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

    А малиновка и дрозд, Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

    Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты.

    Такие игры понравятся вашим детям, подарят им радость общения и принесут ощутимую пользу.

    Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал – начинайте с раннего возраста развивать его руки: кисти и пальцы.

    Такие игры полезно проводить ежедневно в течение 5 – 10 минут.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

    «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...

    Презентация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей"

    В презентации описаны причины,по которым необходимо заниматься артикуляционной и пальчиковой гимнастиками, даны рекомендации по их проведению....

    Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей

    Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Овладение речью – одна из самых сложных и ...

    Консультация для родителей младшей группы. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

    laquo;Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, разв...

    Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

    При занятиях пальчиковой гимнастикой дошкольник как бы  запускает процесс для активации развития центров головного мозга. Пальчиковая гимнастика развивает речь дошкольника....