Проект по теме «Любимый образ мамы»
проект (младшая группа)

Валентина Владимировна Верхоланцева

Проект по теме «Любимый образ мамы»

             для детей второй младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»    

Воспитатель дошкольного образования

Верхоланцева Валентина Владимировна.

Проект по теме «Любимый образ мамы»

             для детей второй младшей группы

Вид проекта: художественно - творческий, среднесрочный.

Продолжительность проекта: 31.01.2019 по 11.03.2019 

    Участники проекта: дети 3-4 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель инструктор по физическому развитию. Педагог доп. Образования изо деятельности.

Актуальность проекта: Любимый образ – это образ мамы, как хранительницы семейного очага и семьи в целом. В наши дни образ Мамы активно пропагандируют: активно празднуются такие праздничные дни: Международный женский день 8 марта и День Матери – проходящий 24 ноября (последнее воскресенье ноября). Не оспоримо мама – играет важнейшую роль в жизни каждого человека на протяжении всего становления на жизненном пути. Порой от того, как сложатся отношения ребенка дошкольного возраста с мамой, зависит какой личностью станет ребенок в будущем. На сегодняшний день возникает множество проблем взаимоотношений детей после их взросления с матерями, возникает некая пропасть между отношениями, отчужденность, не доверие, дети больше привязываются к материальной стороне с родителями, чем к духовной. Мы видим проблему в том, что если с самого золотого возраста дошкольной колыбели ребенок не приобретет этот опыт заботы о маме сопереживания, то может вырасти человек, которому будет сложно быть чутким и внимательным по отношению к родителям, а главное к маме. Мама близкий человек, который способен привить все эти качества и через раскрытие любимого образа, любимого можно воспитать в детишках необходимые качества: терпение, сочувствие, стремление помогать по отношению к матери.

    Проблема: 

Существует проблема между ребенком и матерью духовной

связи, сформированная привязанность с материальной точки зрения к матери. Порой дети не понимают внутреннего состояния матери, требуют от нее больше внимания и поощрения не в виде человеческой заботы ласки, а просьбами Купи. Своди. Дай. Мы видим необходимость воспитывать необходимые качества, как забота о близком человеке, чувство крепкой любви к самому родному человеку - мамочке, формирование в семье традиции делать маме подарки своими руками, преподносить их маме.

Цель проекта: 

формирование осознанного понимания роли мамы в семье, воспитание нравственных качеств и ценностей: доброты и заботы, сочувствия и терпения, стремление помогать матери.

Задачи:

-Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурной категории «Образ»

   - Развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать         окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение.

-Воспитание доверия ко взрослым и сверстникам, формирование ощущения собственной значимости.

 -Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

-Углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.

-Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.

-Развивать творческие способности детей в продуктивной и в музыкальной деятельности.

-Создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.

Предполагаемые результаты:

-Освоение детьми и их родителями социокультурной категорий «Образ»

-Развитие мотивации к заботливому и уважительному отношению и общению детей с родителями

-Создание предпосылок для позитивных и крепких взаимоотношений между матерью и ребенком на протяжении взросления ребенка.

Этапы проекта.

1этап: Подготовительный (Обозначение актуальности и темы будущего проекта. Постановка цели и задач. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме).

2 этап: Основной. (Реализация проекта).

3этап: Заключительный.

Схема реализации проекта:

  1. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

-Вызвать у детей интерес к проекту.

-Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта.

-Сбор дидактического и методического материала.

- Подбор аудио и видео материалов.

-Создание предметно-развивающей среды.

- Разработка плана работы по реализации проекта.

2 ЭТАП ОСНОВНОЙ

Реализация проекта через образовательные области: деятельность в

соответствии с тематическим планированием.

Тематическое планирование

Образовательная область

Содержание

Познавательное развитие

ОД: Беседа на тему с детьми о маме, о добром отношении к ней.

Рассматривание иллюстраций с изображением

Речевое развитие

ОД: Беседа «Каким ласковым именем называет тебя мама». Цель: формировать доброе отношение к маме, желание сделать маме что-то хорошее. Создать на занятии доверительную обстановку,

располагающую к общению.

Книга 2 для развития детей «Добрый мир».

Русский фольклор. Сказки. «Золотое яичко». Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Цель: Довести до сознания детей замысел сказки; помочь в оценке персонажей; воспитывать у детей добрые чувства к близким
Чтение художественной литературы:

Чтение стихов о маме Цель: Приобщать детей к поэзии; развивать поэтический вкус; формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать ей приятное.

С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Цель: Познакомить со сказкой «Про глупого мышонка»; вызвать желание послушать ещё раз; показать образы героев, образ мамы; воспитывать интерес к художественным произведениям
Народная сказка «Волк и семеро козлят» Цель: Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать произведение ещё раз и запомнить песенку мамы козы; воспитывать любовь к животным; сочувствие к детёнышам, попавшим в беду

Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама» Цель: Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Вот какая мама»; воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме

Отечественная классическая литература. Д. Непомнящая «Мама для мамонтёнка», З. Воскресенская «Мама», С. Михалков. «А что у вас?», З. Воскресенская «Мамины руки», Н. Саконская «Разговор о маме», Н. Носов «Самая красивая»,

Поэзия.  Вот какая мама.

Елена Благинина

Мама

Юрий Энтин

Перемыл бы чашки, ложки…

Эдуард Успенский

Знакомство с пословицами и поговорками о маме

Пальчиковая гимнастика 

Развивает способность запоминать. Пальчиковые игры сопровождаются веселыми стишками, которые точно понравятся вашему ребенку. Кроме того, в ходе игры малыш будет запоминать движения руками и слова, что благотворно скажется на развитии памяти. Тренирует мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика для малышей 3-4 лет подразумевает выполнение сложных движений, при которых ребенок задействует мелкую моторику. Частые повторы подобных упражнений позволят вашему малышу быстрее овладеть навыком. Гимнастика способствует гибкости и подвижности кистей и пальцев рук. Развивает хорошее воображение. Пальчиковая гимнастика – это творческий процесс, способствующий развитию фантазии у ребенка. В дальнейшем, когда вы научите ребенка рисовать, малыш сможет создавать нечто уникальное и необычное.

Вкусная каша

Милый зайчонок

Большая семейка

Дидактические игры: 

«Каравай»

«Снежный ком».

«Карусели»

«Раз-два-три»

«Я горю-горю-горю»

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность:

Сюжетно-дидактические игры:

«Узнай свою маму».

«Чем любит заниматься моя мама?»

«Поможем нашим мамам»

«Покормим птенчиков»

«Кто как кричит?»

 «Позови свою маму»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность: выставка к дню мам (рисунки детей) рисование открыток для мам к международному женскому дню. Раскраски цветы для мам.

 Аппликация «Открытка для мамы». Цель: - продолжать учить наклеивать готовые формы на заданную плоскость; учить дополнять изображение вылепленными деталями; закреплять навыки рисования цветными карандашами и аккуратного наклеивания; развивать чувство композиции, мелкую моторику.

Совместное оформление с родителями стенда к 8 марта. фото мам с детьми

Музыкальное развитие:

 «Слушание: «Бабушка моя» муз. Е. Гомоновой,  

«Мамочке любимой» муз. Е. Гомоновой;

«Выглянуло солнышко» муз. Ю. Чичкова, сл. Ибряева.

Пение:

 «Мамочка, милая мама моя» (Автор И.Тиличеева). «Мама» Кукутики; «Наша мама» Ю. Слонова

Муз. движения: «Танец с платочками» (для мамы), «Полечка с мамой»

«Выглянуло солнышко», «Пляска с цветами» муз. Е. Гомовой.

Игра «Мамины помощники»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Птенцы», «Курица и цыплята и др. Цель: развитие физических качеств: силы, быстроты и ловкости.

Физкультминутка: «Мамам дружно помогаем». Цель: Развивать двигательную активность, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

     Оформление выставки «Моя любимая мама»

 Итоговое занятие с детьми по теме: «Любимый образ» по программе «Социокультурные истоки».

    Вывод: реализация работы по данному проекту позволила пробудить интерес детей и родителей к теме «Любимый образ» - роли мамы – как хранительнице семейного очага. Дети расширили свои знания о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе. Проект помогает создать необходимые условия для социально -  нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой: доброту и заботу. Совместно с детьми родители принимали активное участие в праздничном мероприятии посвященному международному женскому дню 8 марта совместном занятии «Любимый образ». Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала раскрытие, любимого образа мамы, которая воспитывает в детях необходимые качества: любовь, терпение, сочувствие, стремление помогать и заботиться о матери.

 Приложения.

 Любимый образ мамы в пословицах и поговорках

• Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

• Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

• Птица рада весне, а младенец - матери.

• Нет милее дружка, чем родная матушка.

• При солнышке тепло, при матушке добро.

• Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).

• Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

• Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.

• Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.

• Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца- матери и в сказке не найдешь.

• На свете все найдешь, кроме отца и матери.

• Слепой щенок и тот к матери ползет.

• Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

• Материнское слово мимо не молвится.

• Родных много, а мать роднее всего.

• С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.

• Материнским словом Бог правит.

• Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

• Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.

• Маменька родимая - свеча неугасимая.

• Сердце матери лучше солнца греет.

• Самое ценное и дорогое на свете - это мать и отец.

Любимый образ – мамы в поэзии

Вот какая мама.

Елена Благинина

Мама песню напевала,

Одевала дочку,

Одевала-надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка –

Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,

Обувала дочку,

По резинке пристегнула

К каждому чулочку.

Светлые чулочки

На ногах у дочки.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела:

Платье красное в горошках,

Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила.

К Маю дочку нарядила.

Вот какая мама –

Золотая прямо!

«Кто Вас, дети любит…»

Агния Барто

Кто вас, дети, больше любит,    

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

- «Мама дорогая».

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

- «Мама золотая».

Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда, -

Кто же слёзы льет тогда?

- «Всё она, родная».

Разговор с мамой

Агния Барто

Сын зовёт: „Агу, агу!" -

Мол, побудь со мною.

А в ответ: — Я не могу,

Я посуду мою.

Но опять: „Агу, агу!" -

Слышно с новой силой.

И в ответ: — Бегу, бегу,

Не сердись, мой милый!

Мама

Юрий Энтин

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - ночью бессонною

Мама потихоньку всплакнет,

Как там дочка, как там сынок ее -

Лишь под утро мама уснет.

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама землю и небо,

Жизнь подарила мне и тебе.

Так бывает - если случится вдруг

В доме вашем горе-беда,

Мама - самый лучший, надежный друг -

Будет с вами рядом всегда.

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - станешь взрослее ты

И, как птица, ввысь улетишь,

Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -

Как и прежде, милый малыш.

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Перемыл бы чашки, ложки…

Эдуард Успенский

Если был бы я девчонкой -

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

"Молодчина ты, сынок!"  

Любимый образ мамы в занятии по теме «Нет милей дружка, чем родная матушка».

Содержание: Этическая беседа «Моя любимая мама».

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к матери, вызвать желание заботиться о ней.

2. Воспитывать чувство заботы о маме.

3. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе.

4. Развивать интерес к жизни родных людей.

5. Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Развитие словаря:

1. Продолжать развивать связную речь.

2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Ход занятия: Хозяйка в народном костюме заводит с детьми разговор о мамах. Воспитатель в роли хозяюшки: Ребята, здесь в сундучке лежит записка, в которой написано «Нет милее дружка, чем родная матушка». Какие хорошие слова! Ведь действительно, мама – самый лучший, самый близкий друг, который может быть у человека. Воспитатель в роли хозяюшки: Давайте ребята, вспомним ласковые слова, как мы ласково называем свою мамочку. Дети подбирают ласковые слова про свою маму. Ход игры: Все играющие садятся в круг. Водящий начинает цепочку из ласковых слов: мамочка, следующий продолжает - родная, третий - лебедушка, четвертый - нежная, пятый - ласковая и т. д. Важное условие - не повторяться! Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А все наши слова мы будем складывать в волшебный сундучок.

Воспитатель задает наводящие вопросы. (повторение). Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она, какая? Дети: Ласковая (хором). (опрос индивид. 2-3 ребят). Воспитатель: Когда мама улыбается, радостная. смеется? Какая она? (Веселая).

Воспитатель: Когда мама не ругает, когда вы шалите? (Добрая).

Воспитатель: Если вы маму любите, то она, какая? (Любимая).

Воспитатель: Молодцы, вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». По примеру: Мою маму зовут. Моя мама самая…

Воспитатель: Ребята. Нет милее дружка, чем родная матушка, сколько хороших добрых слов вы сказали для своих мам, давайте подготовим подарок для наших милых мам -   прекрасную песенку:

Песня «Очень мамочку люблю» -

1.Милая мамочка  праздник у тебя,                                

Самая  красивая  мама  у меня

Припев:  Очень я, очень я мамочку  люблю.                              

В  праздник я песенку ласково спою  

2. Улыбнулось  весело мамочка  в ответ

Самая хорошая, лучше в мире нет.

Воспитатель: Как прекрасно мы спели с вами песенку, давайте в следующий раз пригласим в гости наших милых мам и подарим им эту песенку.

«Самый любимый образ – мама»

Конспект занятия по Социокультурным Истокам.

Итоговое занятие

Категория «Образ»

Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.

Задачи:

Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ».  Закрепить знания детей о своей маме – называть имя, вызывать желание говорить о маме добрые слова, называть положительные качества (добрая, заботливая, веселая, красивая, самая лучшая).

Воспитательные задачи: воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку. Воспитывать аккуратность, любовь и уважение к маме, желание заботиться о ней.

Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способствовать развитию чувства радостного ожидания от сюрприза.

 Социокультурное присоединение семьи и детского сада.

Активизировать словарь: Ангел, добрая, заботливая, веселая, красивая, самая лучшая.

Оборудование:

-колокольчики по количеству детей;

- светящаяся игрушка-ангелочек;

- музыкальное сопровождение песня «Мама - первое слово» (муз. Ж.Буржоа, сл. Ю.Энтин);

-мультимедиа «Разговор ребенка с богом»;

-образец бумажного ангелочка, заготовки для аппликации игрушки, клей, кисточки, подставки, салфетки, клеёнки;

Ход занятия:

Под музыку: Дети входят и становятся в круг в руках колокольчики.

Воспитатель: Ребятки посмотрите к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.

Под музыку: Вдруг раздается шум крыльев, это на звон колокольчика прилетел ангел.

Присоединение. Все дети в кругу поют:

Ангел: Здравствуйте всем! Я прилетел к вам на ваш зов!

Звонкий колокольчик в гости нас зовет,

 И собрались мы все в маленький кружок,

На друг друга посмотреть спешим,

 Поздороваться хотим.

 Здравствуйте, здравствуйте -

 Друг другу говорим.

Ведь я пришел с подарком, так принято с подарком приходить на Рождество, принес подарок для всех вас.

Воспитатель рассаживает детишек на стульчиках, собирает колокольчики.

Видео: Включается видео разговор ребенка с богом. Дети становятся перед экраном смотрят и слушают.

Воспитатель: -Кто же вас, детишки, оберегает, заботиться?

Дети: -Мама.

Ангел предлагает деткам поиграть.

Ангел: -Я предлагаю вам передать друг другу этого светящегося ангелочка и ответить на вопрос: - А какая она, мама?

Дети: (по кругу передают ангелочка, называя прилагательные): отзывчивая, нежная, ласковая. Заботливая, добрая, любимая, единственная, дорогая, красивая, веселая, жизнерадостная, внимательная, справедливая, щедрая.

Воспитатель: -Как ребята много мы сказали про наших мам хороших и добрых слов. а маме всегда приятно, когда ее ребенок послушен и учтив.

Ангел: Какими добрыми делами вы порадовали можете порадовать свою маму???

Дети: -Хорошими поступками, добрыми делами, послушанием.

Ангел: -Ребята, что мы можем подарить нашим мамам, ответы детей: улыбку. Подарок. Открытку. Игрушку, песню, стихотворение. Танец.

Ангел: Я знаю, что вы умеете очень красиво танцевать, А добрый и красивый танец можно подарить своей маме???

Дети: Да

Ангел: Я приглашаю вас на танец.

Под музыку танцуют: Воспитатель предлагает деткам встать и пойти за ним. Дети танцуют вместе с Ангелом.

Ангел: Какой замечательный, нежный красивый танец мы станцевали.

Я предлагаю вам пойти за мной на чудесную снежную полянку!

Воспитатель: -Ребята, можно подарить маме стихотворение?

Дети: Да.

Дети по желанию рассказывают стихотворение про маму.

Ангел: Какие замечательные стихотворения! Спасибо большое Вам ребята!! Это очень прекрасный подарок для мамы. А что же еще мы можем преподнести для наших мам в знак нашей любви к ним?

Воспитатель: Хотели бы вы смастерить подарок своими руками?

Дети: -Да.

Воспитатель: -Мы с вами порисуем.

Ангел: Хотите ребята не просто порисовать, а научиться рисовать рисунок в воздухе!

Звучит музыка: Ангел под музыку выполняет ритмичные движения. Вырисовывая в воздухе рисунок. Затем Ангел достает с елочки игрушку ангелочка.

Ангел: Посмотрите- ка ребята кого я с собой принес. Вы узнали кто это?

Дети: ангелочек.

Ангелочек: Подойдите ко мне рассмотрите, ангел передает игрушку воспитателю, воспитатель рассматривает с детьми. Хотите смастерить таких ангелочков в подарок своей маме??

Дети: да.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит ангелочек? (нимб, крылья). Ангел показывает на себе соглашается.

Детки присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Теперь я покажу как мы будем его мастерить. Показ воспитателя.

Воспитатель: Справимся??? Приглашаю вас в мастерскую, возьмем стульчики, и аккуратно отнесём их к столам. Детки присаживаются за столы, где находятся творческие материалы для конструирования ангела из бумаги.

Звучит фоновая музыка во время творчества детей. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Выходите, Покажите нашему ангелочку и гостям, какие у вас ангелочки получились. Я думаю, что вашей маме очень понравится такой подарок.

Ангел: -Какие замечательные у вас получились подарки для ваших мам.

Воспитатель: Ведь ангел хранитель помогает делать человеку добро и молится за него перед Богом.  Ангел-хранитель оберегает нас от всякой беды и, в случае опасности, закрывает нас своими крыльями. Человек должен любить своего ангела – хранителя и стараться не огорчать его.

Ангел: Я слышал, как вы очень хорошо поете. Хотели бы вы подарить маме песню? Дети с воспитателем исполняют песню «Мамочка, милая мама моя» (Автор И.Тиличеева).

Ангел: -Как чудесно мне было с вами ребятки, помните я всегда рядом с вами! До новой встречи, До свидания!

Воспитатель: -Мы с вами знаем, как можно порадовать маму, стараться не огорчать её. Но самый лучший подарок маме – это ваше послушание. Когда дети послушны – мама очень счастлива. Давайте будем стараться каждый день, чтобы каждая мама была самая счастливая на свете. Согласны?

Дети: -Да.

Воспитатель: -Спасибо вам всем, ребята, что вы такие добрые и отзывчивые.

Мама всегда с нами в нашем сердце. Давайте всегда помнить мамины руки, мамины глаза, мамин голос.  Ведь на свете нет человека роднее и ближе матери, поэтому любите и берегите ваших мам! До свидания.

Любимый образ – мамы в хороводных играх

Цели и задачи - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

- содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

- формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение.

 

«Каравай»

Сделать круг. На середину круга выходит Петя. После этого все идут справа налево и поют песенку:

- Как Пете на рожденье

Испекли мы каравай!

- Вот такой вышины! Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай.

- Вот такой нижины!

Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать.

- Вот такой ширины!

И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Петю и петь:

- Вот такой ужины!

Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:

- Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай!

Петя станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:

- Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай! Кого Петя выберет, тот выходит на середину круга, и можно игру начать сначала.  

 «Снежный ком».

Все встают в круг — дети между родителями через одного.

Все говорят:

Мы лепили снежный ком (изображаем)

Бом-бом.

Мы за ним идем пешком -беремся за руки и идем по кругу

Он все больше становился — растягиваем круг

Покатился, покатился — ускоряем темп, дети бегут, потом их поднимаем и бежим

А потом в калитку «бом!» — сужаем круг, детей вперед в висячем состоянии развалился снежный ком — опускаем детей лежать в круг

«Карусели»

Еле-еле, еле-еле (детки также стоят между взрослыми, сначала идем по кругу медленно)

Завертелись карусели,

А потом сильней, сильней, (ускоряем темп)

Все быстрее и быстрей.

Тише, тише, не спешите, (снова снижаем темп)

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра (кладем детей на коврик)

 «Раз-два-три»

Развиваем чувство ритма и право-лево и т.д.

Мы пойдем направо — раз два три (делаем 3 шага направо, взявшись за руки)

А потом налево — раз два три

А потом мы дружно топнем — раз два три

А потом в ладоши хлопнем — раз два три

далее все что угодно коль угодно долго

А потом мы повернемся — раз два три

Дружно за руки возьмемся — раз два три

И опять пойдем направо и т.д.

«Я горю-горю-горю»

На калиновом мосту,

А кто любит меня,

Тот и выберет меня,

За правую ручку возьмет,

Да вдоль круга поведет,

Да обнимемся, да поцелуемся.

(для взрослых и детей постарше все действия выполняются по тексту, с одним водящим в центре круга, который выбирает кого-нибудь из хоровода, как вариант — водящий закрывает глаза и вытягивает руку вперед, на кого он укажет во время произнесения слов «тот и выберет меня», того и берёт за руку; с малышей обнимают и целуют мамы

Любимый образ – мамы в дидактических играх

 «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных

«Узнай свою маму».

На стол выкладываются фотографии мам. Дети выбирают фотографию своей мамы.

- Дети, посмотрите на фотографию и расскажите всё о своей маме. Как её зовут? Где она работает, что делает на работе? Дети поочерёдно рассказывают о профессии мамы:

- Мою маму зовут (…………). Она работает врачом. Моя мама лечит людей, чтобы они всегда были здоровыми.

- Мою маму зовут (…………) Она работает на почте. Моя мама разносит людям газеты. И любит разводить цветы.

- А чем они любят ещё заниматься?

 «Чем любит заниматься моя мама?»

Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с изображением разных предметов (кастрюля, цветы, удочка, книга, мороженое, вязанье, шахматы, футбольный мяч и т.д.). Дети должны выбрать нужную карточку.

- Дима, почему ты выбрал цветок? Чем любит заниматься твоя мама? (моя мама любит поливать и ухаживать за цветы)

-А чем любит заниматься мама Светочки? (моя мама любит читать книги) и т.д.

-Теперь я знаю, чем любят заниматься ваши мамы.

- Как вы думаете, а ваши мамы любят вас?

- Как вы догадались? (ответы детей обсуждаются: они нас обнимают, целуют, читают нам книжки и т.д.)

- А вы любите своих мам? (ответы детей обсуждаются)

- Ваши мамы очень много трудятся, они вас любят, и вы их очень любите. Но вот ваши мамы пришли после работы домой. Они очень устали, а им надо приготовить обед, постирать бельё, помыть посуду.

- Ваши мамы всё это делают сами, или им кто – то помогает?

(ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что надо мам жалеть, заботиться о них и помогать им)

«Поможем нашим мамам»

Дети выбирают самостоятельно предметы и проводят с ними действия:

- Я буду маме помогать гладить рубашку.

- Я буду маме помогать стирать бельё.

- Я буду маме помогать готовить обед.

- Я буду маме помогать – гулять с младшим братиком. И т.д.

- Ребята, у нас сегодня очень красиво и всё это мы приготовили для кого? (наших мам)

- А кто такие бабушки? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что бабушка – это мамина мама и папина мама)

- Но, если бабушка - мамина или папина мама, значит этот праздник и наших…(бабушек).

- Вы совершенно правы, сегодня праздник всех мам, бабушек, всех женщин.

- Но если это праздник, значит должны быть что? (подарки)

- Что же мы приготовим для наших милых мам и бабушек?

(ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что надо приготовить цветы, потому что цветы любят все мамы и бабушки)

Встану утром рано

Поцелую маму.

Подарю цветов букет,

Лучше милой мамы нет! Движений рук»

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети по шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

«Кто как кричит? »

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход игры: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

«Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход игры: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

«Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход игры: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

 «Потерялись»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Ход игры: Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.

-   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: уткаутенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.

«Чей голос?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

Ход игры: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

-   Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«Домики»

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Ход игры: Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

«Поручения»

Цель: называть детенышей животных.

Материалы: игрушки: бельчонок и котенок.

Ход игры: Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?

После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают).

«Дружные ребята»

Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.

Материалы: белка и лиса.

Ход игры: Объясним детям содержание игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая -- лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

Игра повторяется 3—4 раза.

Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Например, взрослый принимает на себя роль курицы-мамы, дети — роли цыплят. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» цыплята бегут под крыло к маме-курице.

Для активизации наименований детенышей животных могут использоваться варианты игр «Прятки», «Где наши ручки?» («Где наши зверята? Нет наших котят? Нет наших бельчат? Вот наши зверята. Вот наши бельчата»), «Лото», «Кого не стало?..», «Чудесный мешочек» и других игр, описания которых даются ниже.

«Вот какая мама»

Цель: Различать глаголы одеть и надеть.

Материалы:  Кукла, одежда для нее.

Ход игры: Детям показывают куклу. Говорят, что кукла только что проснулась. Ее надо одеть, обуть. Что надеть? Во что обуть? Читают стихотворение.

Мама песню напевала.

Одевала дочку.

Одевала — надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка.

Тоненькая строчка. Мама песенку тянула. Обувала дочку. По резинке пристегнула к каждому чулочку.

Светлые чулочки на ногах у дочки! Мама песенку допела. Мама девочку одела. Платье красное в горошках, Туфли новые на ножках.

Вот как мама угодила —

К Маю дочку нарядила.

Вот какая мама Золотая прямо!

(£. Благинина. Вот какая мама.)

В заключение дети отвечают на вопросы: кого мы одели? что надели?

«Назови ласково»

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.

«Вежливые слова»

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например«пожалуйста»«спасибо»«извини» и т. д.

«Доброе слово»

Цель: учить детей согласовывать имена существительных с прилагательными, развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку взять картинку и сказать:

мама (какая) —. ,

папа (какой) —. ,

бабушка (какая) —. ,

дедушка (какой) —.

«Бусы для мамы»

Цель: радовать своих близких, развивать координацию действий обеих рук ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Оборудование. Цветные веревочки и колечки синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Ход игры. Воспитатель говорит, чтобы дети порадовали своих мам красивыми бусами. Тогда воспитатель показывает коробку с колечками и веревочками, и предлагает сделать бусы для мамы. Воспитатель объясняет, на веревочку нужно надеть колечки такого же цвета как и сама веревочка, например, на красную веревочку – красные колечки, на синюю веревочку – синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы готовы. Мамы обрадуются и скажут ребятам спасибо.

Любимый образ – мамы в песнях

Название песни:

«Мамочке любимой» муз. Е. Гомоновой;

«Мамочка, милая мама моя» (Автор И.Тиличеева).

Мама-Кукутики

Название песни: «Наша мама» Ю. Слонова

Список используемой литературы:

1.Программа "Социокультурные истоки"

Составители: Кузьмин И. А., автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», профессор, член – корреспондент ... * Комплект книг для развития детей 3-4.

2.        Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программе. Учебно – методическое пособие. -2-изд., перераб. И. доп.-Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. - с. 40.

3.         Мосалова Л. Л. – Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. - С. 19-20. - (Библиотека программы «Детство».)

Интернет ресурсы:

1.Картотека Дидактические игры во 2-й младшей группе - https://studfiles.net/preview/1764074/page:14/ 

2. Хороводные игры во второй младшей группе

http://waldorfhome.ru/хороводные-игры-с-детьми/ 

3. Пословицы и поговорки

https://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-mame.html

 

4 образ мамы в поэзии.

   http://malyshlandiya.ru/obychenie-detei/literature/stikhi/stikhi-pro-mamu/stikhi-russkikh-klassikov-o-mame/ 

5. Мамы в песнях

6 Пальчиковые игры.

 https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/tri-shest/razvitie/palchikovye-igry-dlya-3-4-let.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Любимый образ мамы" (средняя группа)

ПРОЕКТ «ЛЮБИМЫЙ ОБРАЗ МАМЫ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного воз...

Занятие по программе "Социокультурные истоки" . Категория «Образ» Тема: «Самый любимый образ – мама» 2 младшая группа

Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.Задачи:Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ».  Закрепить знания детей о...

Проект по теме «Любимый образ» для детей второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина Составитель: воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 112. корпус №2. Киселёва К. И. г. Сыктывкар 2017

В проекте представлены подборка конспектов занятий по теме "Любимый образ", подборка пословиц, стихотворений, песен, дидактических и хороводных игр, а также работа с родителями по данной тем...

Конспект ООД по программе "Социокультурные истоки" на тему: Самый любимый образ - мама"

Тема: «Самый любимый образ – мама»2 младшая группаЦель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.Задачи:Обучающие задачи: продолжать знаком...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с содержанием реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» во второй младшей группе на тему: «Самый любимый образ – мама»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с содержанием реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» во второй младшей группе на тему...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социокультурным истокам для среднего возраста. Категория «Образ» Тема: «Самый любимый образ – мама»

Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.Задачи:1.Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ».  Закрепить ...