Картотека музыкально - дидактических игр
методическая разработка

Свистунова Ольга Алексеевна

Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально - дидактические игры являются ведущим видом деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_muzykalno_-_diakticheskih_igr.docx45.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Картотека музыкально - дидактических игр

Составила

                                 музыкальный руководитель:

           Свистунова О. А.

СПБ

Музыкально – дидактические игры для детей 1,6 – 2 лет

Декабрь

Музыкально - дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: Узнавание знакомой песенки

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нём игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры

 Участвует вся группа. «Дети, — говорит воспитатель, — к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

 Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям  произведений.  Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Январь

Музыкально - дидактическая игра «Наши гости».

Цель: Развитие ритмического восприятия, коммуникативных навыков.

Игровой материал: Игрушки или картинки: кукла, кошка, собачка, козочка.

Ход игры

Педагог рассаживает игрушки так, чтобы дети их видели, придумывает игровую ситуацию. Например: Сегодня у куклы Кати  день рождения, к ней пришли гости и принесли подарки. Первым пришёл Бобик, затем кошка Мурка, козочка Розочка и т. д.

- Кто пришёл в гости к кукле?

- Бо-бик, Мур- ка, Ро-зоч-ка.

Дети проговаривают и прохлопывают ритмическую формулу. В дальнейшем дети играют с другими игрушками: ёжиком, крокодилом, поросёнком, львом.

Февраль

   Музыкально - дидактическая игра «Отгадай,  на чём играю?»

   Цель: Развитие тембрового восприятия.

  Игровой материал: Игрушки - Петрушка, Мишка, погремушки, бубны, ширма.

Ход игры

 На ширме появляется Петрушка с погремушкой.

Я - весёлый Петрушка,  у меня есть погремушка.

Под музыку звенит погремушкой и прячется за ширму.

Появляется медвежонок с бубном.

А я - Мишка косолапый, вот как бью по бубну лапой.

Под музыку бьет в бубен и прячется за ширму.

Педагог:  Ни Петрушки нет, ни Мишки,  убежали шалунишки.

                 Кто играет, отгадайте, поскорее отвечайте.

Дети отгадывают,  кто играет за ширмой.

В конце игры Мишка и Петрушка приглашают детей поиграть на музыкальных инструментах. 

Звучит русская народная мелодия "Ах, вы сени".

                 

Март

Музыкально - дидактическая игра  «Кто твой дружок?»

Цель: Развитие ритмического слуха, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Педагог спрашивает у ребёнка: «Кто твой дружок, подружка?»,  предлагает спеть про него песенку. Ребёнок, который назвал своего друга или подружку, сам прохлопывает и проговаривает одновременно его имя.

                                                                   Апрель

Музыкально - дидактическая игра:  «Ритмохлопы»

Цель: Развивать ритмическое  восприятие

Игровой материал: Картина с изображением животных

Ход игры

Педагог говорит детям, что к ним пришли гости и хотят познакомиться с ребятами. Гости называют своё имя: например ёж, лев и т. д.

Дети вместе с педагогом проговаривают прохлопывают ритмический рисунок.

Май

Музыкально - дидактическая игра:  «Кукла шагает и бегает»

Цель: Развивать медленное и быстрое восприятие музыки.

Игровой материал: кукла

Ход игры

Педагог даёт кому – либо из детей куклу и поёт один из куплетов песни. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».

Музыкально – дидактические игры для детей 2 – 3 лет

Сентябрь

Музыкально - дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: Узнавание знакомой песенки

Игровой материал:  Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нём игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры

 Участвует вся группа. «Дети, — говорит воспитатель, — к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

 Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям  произведений: «Петушок» — русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В.  Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др.

 Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Октябрь

Музыкально – дидактическая  игра: «Длинные и короткие дорожки»

Цель игры: Определение на слух длительности звуков

Игровой материал:  Длинная и короткая дорожки из картона.

Ход игры

Педагог рассказывает детям историю, как зайчик гулял по лесу по длинной дорожке, он собирал ягодки и грибочки. Вдруг пошёл дождик и зайчик побежал домой по короткой дорожке. Затем педагог предлагает детям послушать и отгадать по какой дорожке идёт зайчик по короткой или длинной.

Ноябрь

Музыкально – дидактическая  игра: «Птица и птенчики»

Цель игры: Различение низких и высоких звуков

Игровой материал:   Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика).

Ход игры

 Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку. Остальные дети показывают рукой низкие и высокие звуки.

Декабрь

Музыкально – дидактическая  игра: «Тихие и громкие звоночки»

Цель игры: Научить детей различать динамику звука.

Игровой материал:   Погремушки, колокольчики или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры

1.Ты звени, звоночек, тише,                                                  

Пусть тебя никто не слышит.   2 раза                                

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!  2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят на

колокольчиках и погремушках, на 2-й – громко. 

                                               Январь                                                                                                                                                                     

Музыкально – дидактическая  игра: «Наши гости»

Цель: Развивать ритмическое восприятие, коммуникативные навыки.

Игровой материал:   Картина с изображением животных с 2 хлопками и иллюстрации с изображением животных.

Ход игры

Педагог придумывает историю. Например: скоро праздник всех мам , бабушек и сестрёнок. Свою маму хотят поздравить лесные жители, они пришли к нам в детский сад, что бы ребята научили зверят петь и танцевать. Кто пришёл к нам в детский сад?. Дети проговаривают и прохлопывают ритм: Ли – са, Мед – ведь.

Февраль

Музыкально – дидактическая  игра:  «Отгадай, на чём играю?»

Цель: Тембровое восприятие

Игровой материал: Ширма, Петрушка, дудочка, барабан.

Ход игры

Заиграла дудочка, я плясать пойду. В пляс со мной ребята, ду, ду, ду.

Барабан грохочет, будто сильный гром:

 - В лес за мной, ребята, бом, бом, бом!

Педагог играет за ширмой, на дудочке, а потом на барабане. Дети слушают и отгадывают, какой звучит инструмент. Педагог исполняет песню о дудочке и о барабане, а дети имитируют игру на этих инструментах.

Март

Музыкально – дидактическая  игра:  «Весёлые подружки»

Цель: Развитие ритмического восприятия

Игровой материал: Большая Матрёшка и маленькие по числу играющих.

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.

Апрель

Музыкально – дидактическая  игра:  «Кто спрятался?»

Цель: Узнать знакомую музыку

Игровой материал: Домик, Курочка, Петушок, цыплёнок, кусты, деревья.

Ход игры:

Педагог говорит, что в этом домике живёт семья – папа Петушок, мама Курочка, детки – цыплятки. Рано утром все вышли на прогулку и вдруг, пошёл дождик, все спрятались. Отгадайте, кто спрятался за клубничкой (педагог поёт песню, дети слушают и говорят, о ком поётся в песне и т. д.)

Май

Музыкально – дидактическая  игра:  «Гусеница»

Цель: Развитие ритмического восприятия

Игровой материал: Паровоз и вагончики, вырезанные из картона. В вагончик вставляются два ёжика,  в другой вагончик вставляется картинка с изображением льва, крокодила и т. д..

Ход игры

Педагог придумывает историю, как ёжик поехал в гости, а крокодил попросил его взять с собой. Дети медленно проговаривают, прохлопывают, протопывают  ритмическую формулу. Можно спеть какую -  нибудь песню про паровоз.

Музыкально – дидактические игры для  детей  3- 4 лет

Сентябрь

Музыкально – дидактическая  игра:  «Птица и птенчики»,

Цель: Различение низких и высоких звуков

Игровой материал: Лесенка из трёх ступенек, металлофон, карточки с изображением больших птиц и маленьких птенчиков.

Ход игры:

Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной карточке. Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и положить карточки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети кладут больших птиц на нижнюю ступеньку.

Музыкально – дидактическая  игра:  «Солнышко и тучка»

Цель: Развивать у детей представление о грустном и весёлом характере музыки.

Игровой материал: Карточки с изображением солнышка и тучки по количеству детей.

Ход игры

Педагог поигрывает музыкальные произведения грустного и весёлого характера, дети поднимают картинку соответствующую характеру музыки.

Октябрь

Музыкально – дидактическая  игра:  «Тихие и громкие звоночки»

Цель игры: Научить детей различать динамику звука.

Игровой материал:   Колокольчики

Ход игры

Педагог читает стихотворение:

1.Ты звени, звоночек, тише,                                                 

   Пусть тебя никто не слышит.   2 раза                                

2. Ты сильней звени, звонок,

    Чтобы каждый слышать мог!  2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят на колокольчиках, на 2-й – громко. 

Музыкально – дидактическая  игра:  «Вот так зайцы» 

Цель игры: Определять спокойный и плясовой характер музыки

Игровой материал:  Две иллюстрации  с изображением пляшущего и спящего зайцев

Ход игры

Педагог: Как хорошо летом на полянке в лесу, светит ласковое солнце, летают бабочки. На полянку прискакали любопытные зайцы и спрятались за кустами. Что же они там делают? Педагог играет музыку, дети определяют её характер. Вызванный ребёнок поднимает картинку с соответствующим музыке спящем или пляшущим зайцем.

Ноябрь

Музыкально – дидактическая  игра:  «Чей домик?» 

Цель игры: Различение низких и высоких звуков

Игровой материал:  Два домика из картона, картинки с изображением кошки и котёнка.

Ход игры

Педагог поёт песню котёнка и кошки, дети называют, кто поёт кошка или котёнок.

Музыкально – дидактическая  игра:  «Песня, танец и марш»

Цель игры: Закрепление у детей знаний о жанрах в музыке:

песня, танец, марш, их характерных  особенностях.

Задачи:

- Поощрять  высказывания детей об эмоционально - образном содержании музыки.

- Дать детям представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.

Игровой материал: карточки с изображением танцующих, поющих и шагающих детей.

Ход игры

Музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение. Дети называют жанр, его характерные признаки и поднимают нужную картинку.

Музыкально – дидактическая  игра:  «Где мои детки?»

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числуиграющих).
На больших карточках изображены гусь, курица, утка, птица. На маленьких – утята, цыплята, птенчики в гнездышке, гусята.

Ход игры.

У детей по одной маленькой карточке. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: « в одном дворе жили курица с цыплятами, густ с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря – кря». (Поет на ре первой октавы). Дети, у которых карточки утят, поднимают их и отвечают: « Кря – кря, мы здесь». (Поют на ля первой октавы). Игра продолжается пока все мамы не найдут своих детей. 

Декабрь

Музыкально – дидактическая  игра:  «Кого зовёт Петушок?»

Цель игры: Различать высоту звука в пределах интервала - чистая квинта

Игровой материал: Игрушка петушок, цыплята и курочка.

Ход игры

Педагог рассказывает детям о том, что рано утром петушок вышел на прогулку и нашёл зёрнышки, он был очень заботливым и решил накормить курочку и цыпляток. Он стал звать цыпляток вот так: (педагог проигрывает на пианино интервал секунду и к петушку прибежала курочка, затем петушок спел вот такую песенку (педагог проигрывает интервал чистую кварту) и к петушку прибежали цыплята. А теперь вы ребята послушайте, кого зовёт петушок? Дети отгадывают, кого зовёт петушок и показывают соответствующую игрушку.

Январь

Музыкально – дидактическая  игра:  «Ау»

Цель игры: Различать нисходящее и восходящее движение

Ход игры

Педагог поёт интервал чистой квинты сверху вниз и наоборот.

Дети отгадывают направление движения мелодии , пропевают и показывают рукой.

Февраль

Музыкально – дидактическая  игра:  «Кто спрятался?»

Цель игры: Узнавание знакомой мелодии

Игровой материал: Карточки,  на которых изображены медведь, зайчик, птичка, дерево, за которое педагог прячет картинку.

Ход игры.

 На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М.  Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева.

 Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни

 «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

Музыкально – дидактическая  игра:  «Музыкальные загадки» 

Цель игры: Тембровое восприятие. Различать контрастные тембры трех инструментов (колокольчика, дудочки, пианино)

Игровой материал: Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки.

Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочки. Ход игры.

Цветные карточки  размещают на мольберт перед детьми. Инструменты кладут  за ширму. Педагог предлагает прослушать звучание инструментов. На вопрос педагога «на чём я играл?» , дети называют инструмент и поднимают карточку.

Музыкально – дидактическая  игра:  «Весёлый ритм»

Цель игры: Отстукивать ритм за педагогом

 Игровой материал:   Кубики по два на каждого играющего.

Ход игры

Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, помогать нам будут кубики. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет кубик о кубик. Дети повторяют ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает муз. руководитель,  - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - педагог вновь медленно ударяет колпачками. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», - быстро ударяет колпачками. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,  - педагог постепенно ускоряет ритм ударов. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет кубиками.

Март

Музыкально – дидактическая  игра:  «Лесенка»

Цель игры: Определение восходящего и нисходящего движения

Игровой материал:  лесенка из трёх ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры.

Педагог исполняет на пианино  мелодию,  ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз, или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке. Следующий ребёнок действует другой игрушкой.

Музыкально – дидактическая  игра:  «Три цветка»

Цель игры: Определение характера спокойного, весёлого, грустного

Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал: Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:  добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); грустная, жалобная; весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Ход игры:

1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

 

Апрель

Повторение знакомых детям игр. Закрепление полученных знаний.

Музыкально – дидактическая  игра:  «На чём играю?», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского. «Подумай и отгадай»

Май

Повторение знакомых детям игр. Закрепление полученных знаний. Музыкально – дидактическая  игра:  Определи инструмент»- бубен, ложки, колокольчик.  «В лесу».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...