конспект НОД по ознакомлению детей с игрой в шахматы.
план-конспект занятия (старшая группа)

Фролова Юлия Рамильевна

Шахматы – игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_shahmatam_detey_5-6_let.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению детей 5-6 л. игре в шахматы

Тема: «Путешествие в Волшебную страну шахмат»

Цель: формировать первоначальные представления детей 5-6 лет о игре «Шахматы».

Задачи

Образовательные:

        Вызвать интерес у воспитанников к обучению игре в шахматы,   посредством ярких, красочных методических пособий. Познакомить детей с шахматными фигурами и их назначением.

       Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, внимательность.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление дошкольников.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное королевство! Это не обычное королевство- шахматное. Но прежде чем мы это сделаем, скажите:

- что такое шахматы? (Ответы детей)

       Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Воспитатель: - Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, Индии, очень много веков назад. Раньше она считалась увлечением   властителей, но со временем понравилась многим простым людям.

- Ребята, вы желаете узнать, что представляет эта игра? (Дети отвечают)

2. Основная часть

Воспитатель: - Слушайте внимательно.

- Скажите, кто самый главный на Земле? (Ответы детей)

Обьяснить детям, что главный - Человек.

Воспитатель: - Да, действительно, самый главный на Земле - Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

- Одна голова Дракона - жадность, вторая голова – подлость, предательство, а третья голова - хитрость.

- Жадность и предательство - самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Воспитатель: - Если человек жадный, то он может и предать.

- А вот хитрость - это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

Как правило, дети делятся на два лагеря – одни за ум, другие за силу.

Обьяснить понятия: ум и сила.

Воспитатель: - Кто главнее папа или мама? (Папа и мама)

- Что лучше: хорошо учиться или много знать? (Хорошо учиться и много знать)

- Или, что лучше: лето или зима? (Каждое время года хорошо по-своему)

- А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она «Чудесный мешочек». Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок достает шахматную фигуру

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

- А на что она похожа? (Ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь, правильный ответ – смайлик.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это (Слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это (Конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты (Ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал. (Ферзя)

Физминутка («Веселые ребята»)

Воспитатель: - Мы с вами поиграли, а сейчас займите свои места и посмотрите на доску.

На доске графические изображения человечков – «Одноглазик», «Двуглазик», «Трёхглазик»

Воспитатель: - что здесь изображено. (Ответы детей)

- Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист.

- Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Воспитатель: - Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах.

Воспитатель:  - Давайте рассмотрим каждого из них.

- Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

- А только Двуглазиком - то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

- Какой же вывод можно сделать?

- Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

Воспитатель: - А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Волшебная ладья».

- Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а нам пора возвращаться обратно в нашу группу.

3. Итог занятия

Воспитатель:  - Ребята, что же нового вы узнали сегодня? С какими фигурами познакомились? Какие можно сделать выводы? Интересная ли игра «Шахматы»?(Дети отвечают на вопросы).Подводятся итоги занятия. Награждения. Поощрения.

Воспитатель: -Дети, для того, чтобы закрепить полученные на сегоняшнем занятии знания, задаю вам домашнее задание.

  1. Самостоятельно нарисовать в тетради в клетку шахматную доску.
  2. Самостоятельно нарисовать в тетради в клетку следующие фигуры: ферзь, ладья и пешка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой «Играем в волшебников»

Занятие напрввленно на формирование знаний детей о значении воды в жизни всех живых существ и привитие бережного отношения к воде....

Развивающие игры для ознакомления детей дошкольного возраста с шахматами 

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Чтобы привлечь интерес малышей к этой игре, зна...

Конспект НОД по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с профессией ветеринара Игра-путешествие

Цель: Формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара).  Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. Учить детей отображать в игре знания об окружающем. Пок...

Программа "Раннее приобщение детей к игре в шахматы"

программа рекомендует начинать обучение детей шахматам с 3 лет...

Конспект НОД по ознакомлению детей с природой с использованием интерактивной игры «Лесные секреты» (для детей среднего дошкольного возраста)

Конспект НОД по ознакомлению детей с природой с использованием интерактивной игры «Лесные секреты»(для детей среднего дошкольного возраста)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей среднего дошкольного возраста

Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрас...