Программа "Раннее приобщение детей к игре в шахматы"
рабочая программа (младшая группа)
программа рекомендует начинать обучение детей шахматам с 3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 118.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Большакова Алена Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», Югорск.
Программа «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»
Новизна
Уникальность и новизна программы «Раннее приобщение детей к игре в шахматы» определяется тем, что начиная с 3 х летнего возраста, малыши знакомятся с чудесным миром шахмат.
Постигают шахматные азы, при этом, шахматы понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.
Методы и приемы варьируются, но основным остается игра, так как процесс обучения проходит в форме увлекательной игры с использованием художественного слова. Для выявления полученных знаний, разработана диагностическая карта.
Цель программы - развитие творческого мышления и умственных способностей воспитанников посредством знакомства с шахматной игрой.
Задачи:
- Обучающие: Ознакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход.
- Ознакомить с названием шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
- Учить ориентироваться на плоскости, работать по правилам, кратко и точно выражать мысли.
Развивающие: Способствовать развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, памяти, наблюдательности. Формировать умение работать по образцу. Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: Вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.
Практическая ценность данной программы состоит в том, что, используя предложенный материал, педагоги дошкольных учреждений и дополнительного образования, могут легко и непринужденно научить детей младшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате освоения образовательной программы у воспитанников будут сформированы:
1-й год обучения:
- умение ориентироваться на шахматной доске;
- умение правильно размещать шахматную доску между партнерами;
- умение правильно расставлять фигуры перед игрой;
- умение называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- умение правильно применять шахматные термины: белое и черное поле, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход;
- способность различать горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
2-й год обучения:
- представление о правилах хода и взятия каждой фигуры;
- способность играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
- умение правильно применять шахматные термины: взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- умение рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.
Педагогический контроль
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого воспитанника его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это Новогодний праздник и воспитанники даже «не подозревают», что подвергаются тестированию и опросу.
По окончании курса, в форме тестирования, выполняются тестовые упражнения по определению уровня освоенных навыков.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.
Формы подведения итогов: участие воспитанников в соревнованиях и турнирах различного уровня.
В ходе освоения программы воспитанник получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.
Список литературы
1. 25 уроков шахмат / С.Б. Позин. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,
2011.
2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
4. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
5. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам- серия школьный шахматный
учебник. 2008.
6. КузнецоваА. «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI»
2006
7. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
8. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
10. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: АСТ: Кладезь, 2015.
11. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
13. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006
14. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
15. Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр) / С.В.
Мазаник. – СПб.: Питер, 2010.
16. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к игре на музыкальных инструментах»
При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально...
Диагностическое обследование детей по игре в шахматы
Первый и второй год обучения...
конспект НОД по ознакомлению детей с игрой в шахматы.
Шахматы – игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру....
«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Игра на детских ...
«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах»
Консультация для родителей....
Буклет Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах
Приобщение детей к игре на детскихмузыкальныхинструментах...
Консультация «Приобщение детей к игре с тестом»
Консультация «Приобщение детей к игре с тестом»...