Программа "Раннее приобщение детей к игре в шахматы"
рабочая программа (младшая группа)

Большакова Алена Анатольевна

программа рекомендует начинать обучение детей шахматам с 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx118.38 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Большакова Алена Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», Югорск.

Программа «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»

Новизна

Уникальность и новизна программы «Раннее приобщение детей к игре в шахматы» определяется тем, что начиная с 3 х летнего возраста, малыши знакомятся с чудесным миром шахмат.

Постигают шахматные азы, при этом, шахматы понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.

Методы и приемы варьируются, но основным остается игра, так как процесс обучения проходит в форме увлекательной игры с использованием художественного слова. Для выявления полученных знаний, разработана диагностическая карта.

Цель программы - развитие творческого мышления и умственных способностей воспитанников посредством знакомства с шахматной игрой.

Задачи:

  • Обучающие: Ознакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход.
  • Ознакомить с названием шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
  • Учить ориентироваться на плоскости, работать по правилам, кратко и точно выражать мысли.

Развивающие: Способствовать развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, памяти, наблюдательности. Формировать умение работать по образцу. Активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: Вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.

Практическая ценность данной программы состоит в том, что, используя предложенный материал, педагоги дошкольных учреждений и дополнительного образования, могут легко и непринужденно научить детей младшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате освоения образовательной программы у воспитанников будут сформированы:

1-й год обучения:

  • умение ориентироваться на шахматной доске;
  • умение правильно размещать шахматную доску между партнерами;
  • умение правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • умение называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • умение правильно применять шахматные термины: белое и черное поле, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход;
  • способность различать горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2-й год обучения:

  • представление о правилах хода и взятия каждой фигуры;
  • способность играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • умение правильно применять шахматные термины: взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • умение рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.

Педагогический контроль

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого воспитанника его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это Новогодний праздник и воспитанники даже «не подозревают», что подвергаются тестированию и опросу.

По окончании курса, в форме тестирования, выполняются тестовые упражнения по определению уровня освоенных навыков.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.

Формы подведения итогов: участие воспитанников в соревнованиях и турнирах различного уровня.

В ходе освоения программы воспитанник получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.

Список литературы

1. 25 уроков шахмат / С.Б. Позин. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,

2011.

2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

4. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

5. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам- серия школьный шахматный

учебник. 2008.

6. КузнецоваА. «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI»

2006

7. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

8. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

10. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: АСТ: Кладезь, 2015.

11. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –   Обнинск:

Духовное возрождение, 1999.

13. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006

14. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

15. Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр) / С.В.

Мазаник. – СПб.: Питер, 2010.

16. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к игре на музыкальных инструментах»

При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально...

конспект НОД по ознакомлению детей с игрой в шахматы.

Шахматы – игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру....

«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Игра на детских ...

Буклет Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах

Приобщение детей к игре на детскихмузыкальныхинструментах...

Консультация «Приобщение детей к игре с тестом»

Консультация «Приобщение детей к игре с тестом»...