Развивающая предметно-пространственная среда в жизни ребенка
методическая разработка

Назырова Гузяль Анвяровна

Автором представлен материал о значении развивающей предметно-пространственной среды в разностороннем развитии и воспитании дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающая предметно-пространственная среда в жизни ребенка»

Назырова Гузяль Анвяровна,

старший воспитатель

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Волжского района Самарской области

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребенка. Этим объясняются огромные воспитательные и развивающие возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Непременный спутник игры – игрушка. Серийная игрушка, с которой к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости и состраданию. Поэтому в дошкольном возрасте лучше не покупать куклу Барби. Через Барби транслируется потребительский образ жизни – бесконечные наряды, развлечения. Это не то маленькое существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, то есть ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

Но не все так плохо. У нас есть хорошие, мудрые игрушки. В магазинах можно найти персонажей любимой телепередачи «Спокойной ночи, малыши»: Филю, Хрюшу, Степашу; героев мультфильмов: смешариков (Копатыча, Нюшу, Бараша, Пина), Машу и медведя и т.д. Эти герои учат добру и справедливости. Учат не обманывать, не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью.

Для детей постарше можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.

Различные материалы представляют самый дешевый и самый благородный игровой элемент.

А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани, лент и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии и игры.

В соответствии с ФГОС ДО,  в нашем детском саду для развития и воспитания дошкольников создана развивающая предметно-пространственная среда. Эта среда содержательна, насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Многие игровые пособия созданы самими педагогами совместно с родителями.

В детском саду имеется достаточное количество  пособий и оборудования для работы с дошкольниками. Дидактические средства и оборудование способствуют всестороннему развитию детей: аудиовизуальные средства, альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки, игры для интеллектуального и сенсорного развития, наглядный и иллюстрированный материал; демонстрационный и  раздаточный материал для познавательного развития детей, развитию представлений о величине предметов, форме,  числе и количестве, пространственных и временных представлениях, аудиозаписи  рассказов и сказок, музыкальных произведений для детей.  Имеются  картины,  настольно-печатные игры, предметные и сюжетные картинки по речевому развитию, детская  художественная литература; подборки книг и открыток, комплекты репродукций на различные темы;  предметы народного быта (самовар, горшок, шкатулка, прялка и пр.);  куклы в национальных костюмах (русские народные, татарские, чувашские и т.д.); игры и игрушки, предметы-заместители для сюжетно – ролевых  игр; материалы для изобразительной деятельности, бросовый и природный материал (крышечки, шишки, желуди, косточки от абрикосов и пр.); разнообразные виды театров (пальчиковый, кукольный, перчаточный и пр.), атрибуты и элементы костюмов для различных видов театрализованных  игр; строительные материалы,  конструкторы с различными видами соединения.

В каждой группе детского сада оборудованы природные уголки с разновидностями комнатных растений. Имеются наглядные пособия и иллюстрированный материал для развития экологической культуры, оснащены центры  детского экспериментирования.

В детском саду имеются музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и пособия, музыкальные игрушки.      

Используются технические средства обучения: аудиомагнитофоны, телевизоры, фильмоскопы, диапроекторы,  DVD плеер, ноутбуки, медиа-проектор.

Для развития физической культуры у детей в группах оборудованы спортивные уголки, которые содержат необходимый спортивный инвентарь (традиционный и нетрадиционный). Спортивный зал оснащен оборудованием для подлезания, равновесия, прыжков, матами для гимнастических и акробатических упражнений, мячами,  мячами - прыгунами,  дисками «здоровья», разнообразным нетрадиционным оборудованием.

Для физической активности детей на участке  имеется стационарное спортивное оборудование, выносной инвентарь (кольцебросы, теннисные ракетки, мячи и пр.). На каждом участке поставлены песочницы для игр с песком и водой. На участках созданы точки экологической тропы для познавательно-исследовательской деятельности воспитанников (метеостанция, альпийская горка, болото, пруд и пр.).

Все элементы среды в детском саду имеют единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Методический кабинет оснащен необходимой методической литературой, пособиями, оформлена картотека, имеются каталоги информационного материала, современная оргтехника,  в необходимом количестве имеются ТСО.

Используются разнообразные полифункциональные дидактические игры: «Разноцветные палочки» (распредели по цвету, выложи фигуры, построй дорогу); «Волшебные прищепки» (распредели по цвету, сделай разноцветное солнце, для стирки кукольной одежды); «Чудо-прихватка» с разноцветными пуговицами (закрепление цветов, застегни пуговички, каких пуговиц больше, меньше), бизиборды (завяжи-развяжи, покрути, открой-закрой и т.д.). Применяется природный и бросовый материал. Разноцветные крышечки используются и для изучения цветов, и для сенсорного развития (как сухой бассейн для рук). Шишки, желуди, косточки от абрикосов используются как счетный материал и для игр с наполнителями.

Фланелеграф используется для игр-театрализаций и для демонстрации наглядного материала.

Вся эта среда создана с целью разностороннего развития и воспитания наших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....