«Использование макетов-моделей в ознакомлении дошкольников с родным городом»
учебно-методический материал

Мокшина Татьяна Павловна

Актуальность данного направления, на наш взгляд,  заключается в том, что исходя из результатов анкетирования, большинство родителей воспитанников имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной теме, считая ее неважной, отсюда и дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Согласитесь, что, не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maketirovanie.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование макетов-моделей в ознакомлении дошкольников

с родным городом»

Актуальность данного направления, на наш взгляд,  заключается в том, что исходя из результатов анкетирования, большинство родителей воспитанников имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной теме, считая ее неважной, отсюда и дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Согласитесь, что, не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Мы считаем, что успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, другие виды детской деятельности.

Объединив процессы создания макетов и ознакомления воспитанников с родным городом, мы организовали в нашей группе «Творческую мастерскую», где у детей, совместно с нами - взрослыми,  есть возможность, создавая макеты-модули, знакомиться с улицами и достопримечательностями нашего города.

Макеты – это фиксированные конструкции и при их изготовлении придерживаемся нескольких правил:

1 - макет должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить долгое время и в любой момент должен быть доступен дошкольникам для игры;

2 - независимо от вида макета – напольный, настольный – он должен быть удобным в обращении.

В рамках этой деятельности  была организована работа, направленная на разработку дидактического наполнения, создание развивающей предметно-пространственной среды. 

Но прежде чем организовать «Творческую мастерскую», была проведена большая предварительная работа, которая включала в себя:

- сбор методической и художественной литературы по теме;

- подбор дидактических игр;

- обогащение личного опыта детей: демонстрация иллюстрированного материала;

- утренние беседы: «Как много мест у нас хороших»,  «Традиции и обычаи в жизни людей», «О нашем городе», «О растениях нашей рощи», «Как я провёл выходной».

Значимой формой расширения представлений детей о родном городе стали - семейные прогулки по городу, совместные целевые прогулки, экскурсии.

Затем была организована работа в «Творческой мастерской» – это изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, которые являются неотъемлемой частью макета, позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной деятельности из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материала. Хотелось бы отметить, что уже на данном этапе начинается процесс игры с макетом. Важно, чтобы результаты совместного творческого труда использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственной деятельности.

Ну и последний этап - это активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняем новым предметным материалом, используем предметы–заместители (добавляем человечков, транспорт),  совместно придумываем игровые сюжеты, распределяем роли и играем. Каждый из макетов, изготовленный в «Творческой мастерской», используется в отдельности или  в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным композициям. Таким образом, в результате совместной конструктивно–творческой деятельности  воспитанников, родителей, педагогов были созданы разнообразные тематические макеты: «Район, в котором мы живем», «Наш детский сад», «Природа родного края», «Река «Кан», Стелла города Канска, Триумфальная Арка и др.

       Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что созданные условия эффективны и результативны. В настоящее время игра с макетами в нашей группе – одно из первых занятий ребят, объединяющих вокруг себя родителей и нас, педагогов.

Каковы же главные результаты нашей работы? Прежде всего, это сформированные первоначальные представления детей о городе, о городских достопримечательностях, динамику которых мы отслеживаем в процессе педагогических наблюдений.

На следующий учебный год деятельность в данном направлении будет продолжена, потому, что у ребят и родителей есть новые идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по ознакомлению с родным городом"Мой город Химки"

Открытое занятие по ознакомлению с родным городом Химки....

Конспект НООД по ознакомлению с родным городом «Экскурсия по городу»

Данное занятие расширяет, пополняет знания детей о родном городе, его достопримечательностях....

Сценарий физкультурного досуга с использованием материала по ознакомлению с родным городом.

Сценарий "Праздник города" позволяет детям закрепить ранее полученные сведения о знакомстве со своим родным городом, его улицами, реками, архитектурой....

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...

Использование макетов-моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом.

Использование макетов в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом....

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе

laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....